Новгородская республика: характеристика органов влясти и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 08:55, реферат

Описание работы

Период феодальной раздробленности на большинстве территории Руси совпал с монголо-татарским нашествием. Поэтому этот период характеризуется отсутствием самостоятельной государственной власти как таковой, не говоря уже об исполнении ею законодательных функций. Исключение составляет Новгородская ремесленно-торговая республика. По причине отсутствия княжеской власти и в силу ряда объективных причин социально-экономического развития именно в Новгороде, как нигде на Руси, проявилась роль вече как законодательного органа власти.

Содержание

Причины возникновения Новгородской феодальной республики и ее административное устройство
Система вечевых органов Новгородской феодальной республики
Исполнительная власть и высшие должностные лица

Работа содержит 1 файл

новгородская республика.docx

— 26.09 Кб (Скачать)

известная загадка в том, почему княжеская власть в Новгороде  не была ликвидирована. Основная задача приглашенных князей состояла в вооруженной  защите и организации обороны  республики при опоре на княжеские  дружины. Но неужели воинственные новгородцы не могли при этом ограничиться собственными военачальниками и ополчением? Очевидно, в политическом сознании того времени  власть князя была таким явлением, без которого люди не помышляли обойтись.

князей заметно ограничивается в XIII в. С князьями заключались договоры, в которых предусматривались  их права и обязанности, окончательно кандидатуру князя утверждало вече. Предварительно кандидатура обсуждалась  на заседании боярского совета, его  мнение имело большое значение. Три  древнейшие известные договорные грамоты  Новгорода с великим князем Ярославом  относятся к 1264-1270 гг. Они типичны  для последующих документов такого рода и имеют следующее содержание.

они начинаются с княжеской  клятвы (целование креста) о соблюдении договора и старинных городских  вольностей Новгорода, под которыми понимались вечевая организация, выборность администрации и сохранение политических порядков. Запрещались “насильственные” действия князя в Новгороде, его  политика должна была согласовываться  с администрацией. Предполагалось, что князь участвует в управлении республикой, но подробно сфера деятельности не регламентирована. Скорее всего, вопросы  управления решались коллегиально (с  посадником, боярским советом, тысяцким и т.д.).

Значительно больше внимания уделяется в договорных грамотах ограничению княжеских полномочий. Князь не мог творить суд единолично (только вместе с посадником), единолично пересматривать судебные приговоры, не мог без контроля посадника раздавать  новгородские земли и государственные  “грамоты”. Запрещалось приобретать  земли в республике князю и  его вассалам. Князь мог охотиться  только в установленных местах. Постановления  об ограничениях земельных раздач и  приобретений делали невозможным формирование экономической мощи князей и создание прослойки зависимых от него лиц, способных поддержать княжескую  политику. Запрещалось лишать должности  администрацию на периферии “без вины”. Законодательная и дипломатическая  деятельность не могла проводиться  единолично. Князьям запрещалось  принимать в зависимость новгородских людей, облагать население налогами и вести с иноземцами самостоятельную  торговлю. Однако деятельность князей не была безвозмездной, они получали определенную часть финансовых доходов  республики. [3]

Новгородской судной грамоте  упоминаются все элементы политической системы Новгорода: вече, посадники, тысяцкие, боярский совет, владыка, князь, и каждому из должностных лиц  грамота отводит определенное место  в иерархии власти. Власть князя  предстает ограниченной: “без посадника  ти, княже, суда не судити”, то же и с другими. Лишь вече выступает как орган, их объединяющий: “посадники, тысяцкие, бояре, житьи люди, купцы, черные люди, все пять концов, весь государь Великий Новгород на вече на Ярославском дворе” принимают решение. Таким образом, юридически высшим органом власти в Новгороде считалось вече — собрание полноправных жителей города мужского пола. Поэтому оно и приобрело функции законодательства, управления и суда, от него принимали полномочия и были ему подчинены главные носители власти: князь, владыка, посадник и тысяцкий. [1]

Эволюция республиканской  государственности сопровождалась угасанием роли городского веча. Одновременно значение городского боярского совета росло. Не раз в истории реальное значение денег (в руках боярства) и власти над народом уничтожало так называемый демократизм. Республиканская  государственность претерпела изменения  от относительного демократизма до откровенной  олигархической системы правления  к XV в. (через совет боярства). В XIII в. образовался орган (совет) из представителей пяти концов Новгорода, из состава которого выбирались посадники. Этот совет весьма целенаправленно “играл” интересами народа на вече. В начале XV в. решения  веча уже почти целиком подготавливались советом.

результате реформ начала XV в. роль совета еще более повысилась, а значение веча упало. Новгород становился похож на олигархические структуры  Италии (Венеция, Флоренция). Новгородское боярство вразрез с интересами рядовых  граждан активно препятствовало присоединению к Москве. Рядовые  граждане, напротив, тяготели к Москве. [3]

1478 г. Новгород подчинился  Москве.

ЛИТЕРАТУРА:

    1. Дмитриев Ю.А., Дудкин Е.Ю. Законодательные органы России от Новгородского веча до Федерального Собрания - М.: Манускрипт, 1994.- 103с.
    2. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций - М.: Юрист, 1994.- 448с.
    3. Рогов В.А. История государства и права России IX- начала XX вв.: Учебник - М.: Манускрипт, 1994.- 300с.

Информация о работе Новгородская республика: характеристика органов влясти и управления