Общие черты и особенности проблемных регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2012 в 14:41, отчет по практике

Описание работы

Задачами данной работы является:
рассмотрение понятия «проблемный регион»;
рассмотрение классификации проблемных регионов;
анализ каждого из видов проблемных регионов.

Целью работы является рассмотрение общих черт и особенностей проблемных регионов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ 4
2 КРИЗИСНЫЕ РЕГИОНЫ 6
2. 1 Центральный кризисный пояс 6
2. 2 Южный кризисный пояс 7
2. 3 Уральский кризисный пояс 8
2.4 Восточный кризисный пояс 8
3 ОТСТАЛЫЕ (СЛАБОРАЗВИТЫЕ) РЕГИОНЫ 10
4 ДЕПРЕССИВНЫЕ РЕГИОНЫ 13
5 ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ 15
6 ЗОНА СЕВЕРА 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20

Работа содержит 1 файл

отчёт рэу.docx

— 46.82 Кб (Скачать)
    • большинство республик Северного Кавказа;
    • республики и автономные округа юга Сибири;
    • республика Марий Эл;
    • республика Калмыкия.

     Если  несколько смягчить критерии выделения, к категории отсталых также можно  отнести ряд областей Центрально-Черноземного экономического района и автономных округов Севера.

     К сожалению, степень дифференциации уровня социально-экономического развития регионов России сегодня столь велика, что преодолеть ее в ближайшем обозримом будущем не представляется возможным. Как показали расчеты, для ряда регионов время, необходимое для преодоления отставания от среднероссийских показателей уже превышает сотню лет (таблица 1). 
 
 
 

     Таблица 1 - Число лет, необходимых для достижения среднероссийского уровня ВРП на душу населения наиболее отсталыми регионами

Ежегодный темп прироста среднероссийского ВРП на душу населения = 3%
  Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 4% Ежегодный темп прироста регионального ВРП на душу населения = 10%
Дагестан 158 24
Ингушетия 139 21
Калмыкия 125 19
Северная  Осетия 113 17
Тыва 110 17
Адыгея 95 14
Кабардино-Балкария 94 14
 

      Целью государственной региональной политики в этих условиях может быть только преодоление центробежных тенденций  и сокращение отставания наименее развитых регионов от среднероссийского уровня. При этом, даже наиболее отсталые регионы РФ сегодня обладают потенциальными конкурентными преимуществами, которые могут стать основой для вывода на новый уровень развития.

     Так, потенциальными конкурентными преимуществами республик Северного Кавказа являются:

    • выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним востоком, транзита между Каспийским и Черным морями;
    • курортно-рекреационный комплекс;
    • нефтяные месторождения на шельфе Каспийского моря;
    • возможность добычи вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья;
    • подземные термальные воды, являющиеся ресурсом для развития местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства.

     Перспективными  направлениями для развития регионов южной Сибири могли бы стать:

    • восстановление традиционных отраслей хозяйственной деятельности;
    • улучшение транспортной доступности;
    • развитие курортно-рекреационных зон;
    • развитие собственной энергетики;
    • производство экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

     Таким образом, главный путь преодоления  хронической отсталости ряда регионов России - саморазвитие территории на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ.

 

 
      4 ДЕПРЕССИВНЫЕ  РЕГИОНЫ

      Депрессивные  регионы - это территории, которые  в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем  по стране, показателями социально-экономического развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране.

     Отличительными  признаками депрессивных регионов являются:

    • высокий уровень накопленного научно-технического потенциала;
    • значительная доля промышленности в структуре экономики;
    • относительно высокий уровень квалификации кадров.

     Чаще  всего регион переходит в депрессивное состояние под влиянием следующих  причин:

    • снижение конкурентоспособности основной продукции;
    • отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса;
    • истощение минерально-сырьевой базы;
    • структурные сдвиги в экономике страны.

     Выделяются  старопромышленные, аграрно-промышленные и добывающие (очаговые) депрессивные регионы.

     К категории старопромышленных относятся регионы, структура экономики которых формируется на разных стадиях индустриального развития, с конца 19 века до 60-70-х годов 20 века. В России эти регионы в наибольшей степени пострадали в ходе трансформационных процессов 90-х годов.

     Практика  показала, что трансформационные  процессы в России привели к формированию депрессивных старопромышленных регионов, структура экономики которых существенно отличается от структуры экономики типичных старопромышленных регионов в развитых странах. Регионы, концентрирующие предприятия ВПК, машиностроения, приборостроения, легкой промышленности, оказались в гораздо худшем положении, чем регионы, концентрирующие добывающую промышленность и отрасли первых переделов. Таким образом, в России ярко проявилось противоречие между научно-технической прогрессивностью отраслевой структуры и ее рыночной эффективностью.

     Наибольшая  концентрация старопромышленных депрессивных регионов наблюдается в Северо-Западном, Центральном, Волго-Вятском, Поволжском, Уральском экономических районах, южном поясе Сибири, на Дальнем Востоке. Особенностью развития депрессивного состояния является его более четкое проявление на локальном (городские агломерации, районы, узлы), а не на общерегиональном уровнях.

     Аграрно-промышленные депрессивные регионы в чистом виде выделить сегодня практически невозможно, так как аграрный сектор не занимает ведущего места по объему производства в экономике подавляющего большинства  регионов РФ. Однако по показателю доли занятых, к категории аграрно-промышленных в России можно отнести Центрально-Черноземный  район, Курганскую область, республики Северного Кавказа и Южной Сибири (в последней группе регионов наблюдается сочетание отсталости и аграрной специализации).

     К категории добывающих депрессивных регионов относятся локализованные горнопромышленные и лесопромышленные узлы, размещенные в малозаселенных районах. Следует отметить, что сюда не включаются крупные угольные старого  освоения регионы, которые относятся  к группе старопромышленных.

     Специфическими  проблемами добывающих депрессивных регионов являются:

    • отсутствие возможностей для формирования новой хозяйственной специализации;
    • необходимость содержания социальной инфраструктуры (зачастую за счет градообразующего предприятия);
    • необходимость переселения избыточного населения.

 
     5 ПРИГРАНИЧНЫЕ РЕГИОНЫ

      К категории приграничных относятся  регионы, территория которых испытывает существенное влияние государственной  границы. Государственная граница  выполняет барьерную, фильтрующую  и контактную функцию. Распад Советского Союза привел к существенному  изменению государственных границ, а следовательно и к изменению перечня приграничных регионов. В советский период к категории приграничных относилось 22 субъекта федерации, где на площади 10,4 млн. кв. км. проживало 21,5 млн. чел. В настоящее время к ним добавилось 26 субъектов Федерации, где на площади 18,4 млн. кв. км. проживает 49,5 млн. чел. Калининградская, Ленинградская области и республика Алтай имеют как старые, так и новые границы; на территории в 200 тыс. кв. км. здесь проживает 2,8 млн. чел. вместе с тем, очевидно, что в силу значительного территориального масштаба субъектов Федерации, государственная граница оказывает селективное влияние на его развитие. Для того, чтобы более четко оценить воздействие государственной границы на региональное развитие, выделяется три уровня приграничья.

     К макроуровню приграничья относятся все субъекты Федерации, имеющие прямой выход к государственным границам. Это 51субъект федерации, площадь которых составляет около 73% от общей площади территории страны, а численность населения - около 50% от общероссийской величины.

     К мезоуровню приграничья относятся административные районы в составе субъектов Федерации, часть внешних границ которых совпадает с государственной границей. Сюда же включаются города, расположенные на территории этих районов.

     К микроуровню приграничья относится приграничная полоса, включающая населенные пункты, непосредственно выходящие на государственную границу. Ширина приграничной полосы по российским нормам составляет 5 км, по нормам ВТО - полоса приграничной торговли составляет 15 км.

     Возможности развития приграничного сотрудничества во многом определяются характером отношений, сложившихся на межгосударственном уровне. Одним из наиболее благоприятных для приграничного сотрудничества является норвежско-финляндское приграничье. Данная территория входит в систему сотрудничества Баренц-Евроарктического региона и частично - в программу европейского Союза (INTERREG). Баренц - Евроарктический регион организационно оформлен в 1993 году с участием Норвегии, Швеции, Финляндии, России и ЕС.

     Балтийское  приграничье образуется на границах с Эстонией, Латвией, Литвой. Здесь Россия участвует в работе Совета государств Балтийского моря по экономическому сотрудничеству на субрегиональном уровне. Создан Совет приграничных регионов России, Эстонии, Латвии. Основными проблемами данной зоны приграничья являются:

  • эксклавное положение Калининградской области;
  • необходимость обеспечения надежных транзитных коммуникаций;
  • демаркация границ, решение таможенных и этнических проблем.

     Белорусское приграничье хотя и является «спокойным» в политическом плане, но для него характерен низкий уровень развития экономических связей на микроуровне приграничья.

     На  украинском приграничье, несмотря на заключение Соглашения о сотрудничестве приграничных областей, граница постепенно закрывается  преимущественно по инициативе Украины.

     Северо-Кавказское приграничье (Грузия, Азербайджан) - зона наибольшей нестабильности, военно-политических и этнических конфликтов. Здесь наблюдается резкое сужение контактных функций границ, формируется граничный рубеж по периметру внутренней границы Чечни. В условиях экономического распада и политической нестабильности приграничные связи на микроуровне носят стихийный характер.

     Казахстанское приграничье демонстрирует возможности  рационального и прагматичного  сотрудничества. Действует Соглашение о сотрудничестве приграничных областей, Россия и Казахстан входят в таможенный союз. Развивается производственная кооперация в энергетике, металлургии, машиностроении, аграрно-промышленном комплексе.

     Восточно-Сибирское и дальневосточное приграничье (Китай, Монголия, КНДР, морские границы с Японией и США) отличается быстро растущей экономической активностью, прежде всего по приграничной торговле с Китаем. В то же время, близкое соседство наименее заселенных территорий России с государствами, обладающими значительным населением и ограниченными территориями, создает серьезные угрозы национальной безопасности страны в этом регионе. Наиболее неоднозначным представляется расширение сотрудничества с Китаем, бросающим геополитический и геоэкономический вызов России.

 

      6 ЗОНА  СЕВЕРА

      Зона  Севера сегодня в России охватывает полностью или частично 28 субъектов Федерации, что составляет около 70% территории страны, где проживает порядка 8% населения. Несмотря на суровые природно-климатические условия северные территории имеют колоссальное экономическое и политическое значение для российского государства. Геоэкономическое значение российского Севера определяется сосредоточением уникального природно-сырьевого потенциала. Российский Север это:

Информация о работе Общие черты и особенности проблемных регионов