Основные элементы рынка труда

Автор: a**********@yandex.ru, 24 Ноября 2011 в 18:24, тест

Описание работы

1. Важная роль в проведении активной политики на рынке труда принадлежит Службе занятости, роль которой в настоящее время качественно изменилась. Из простого посредника по трудоустройству она превращается в активный элемент регулирования рынка труда.

2. Проблема молодежной занятости является важнейшим элементом рынка труда. экономической эффективности функционирования общества и особенно остро стоит в период перехода к рыночным отношениям.

Работа содержит 1 файл

Основные элементы рынка труда.doc

— 63.50 Кб (Скачать)
  1. Основные  элементы рынка труда.
 

    1. Важная роль в проведении активной политики на рынке труда принадлежит Службе занятости, роль которой в настоящее время качественно   изменилась.   Из   простого   посредника   по трудоустройству она превращается  в активный   элемент регулирования   рынка   труда.

    2. Проблема  молодежной занятости является  важнейшим элементом  рынка  труда. экономической  эффективности  функционирования общества и  особенно остро стоит в период  перехода к рыночным отношениям.

  1. Определние   основных    профессионально-квалификационных категорий работников предприятия или региона.
  2. Анализ и предположения относительно спроса на работников каждой из категорий на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Путем сопоставления параметров предполагаемого спроса на рабочую силу с ее наличным предложением /учитывается возможное продвижение по службе и выбытие работников/ выявляется избыток или дефицит кадров.
  3. Выявление  основных элементов трудовой мотивации рабочей силы, как в отношении своей вторичной занятости, так и в отношении планов будущей работы по окончании учебы является элементом рынка труда..
  4. Профобучение является важным элементом рынка труда, направленным на защиту населения от негативных последствий реформы.
  5. Структурные элементы повышения квалификации , созданная на принципах равенства комиссия по вопросам профессионального обучения являются эл. рынка труда.
  6. Кадровая политика  на уровне предприятия-  это целостная система, объединяющая различные элементы и формы деятельности и имеющая    целью    создание    высокопроизводительного, ответственного  ,     высокопрофессионального,  сплоченного коллектива, способного гибко реагировать на изменение внешней и внутренней среды фирмы, также эл . рынка труда.
  7. Активная политика на рынке труда  10 стр. 
  8. Становление и развитие службы занятости  населения .
  9. Формирования спроса  на рабочую  силу .
  10. Регулирование занятости женщин  в   переходной экономике .
  11. Занятость молодых специалистов: проблемы   и пути решения .
  12. Положение выпускников высшей школы на    рынке труда .
  13. Вторичная   занятость   и трудовое устройство  студентов .
  14. Совершенствование    системы    профобучения в России.
  15. Региональное  развитие   социального партнерства .
  16. Организация и управление трудом.
  17. Кадровая   политика   предприятий ( включая международный опыт).
  18. Использование новых технологий в кадровой политике предприятий.
  19. Организация высококвалифицированного труда в стране  и за рубежом.
  20. Учет затрат, применительно к измерению производительности труда .
  21. Организация оплаты труда на предприятии в условиях экономического риска и т.д.
 
  1. Виды безработицы.     
 

    1. Безработица выпускников учебных заведений, т.е. молодежная безработица.

    2. Структурная безработица.

    3. Застойная безработица, когда работник не работает более 4 месяцев.

    4.  Скрытая безработица, когда работник числится работающим, но на самом деле работы у него нет.

        5. Хроническая безработица. Когда присутствует большой процент безработных среди населения.

    1. Циклическая безработица. Следствие серьезных экономических кризисов.
    2. Так называемая добровольная  безработица. Появляется в некоторых странах, где пособия по безработице достаточно велики, чтобы избрать бездеятельный образ жизни.
    3. Неполная безработица. Она наступает, когда снижение активности какого-нибудь предприятия вынуждает последнее идти на чрезвычайное сокращение рабочего времени и размера заработной платы. Неполную безработицу следует отличать от неявок на работу.
    4. Сезонная безработица. Она периодически охватывает некоторые отрасли, как, например, зимой - строительство.
    5. Временная безработица. Следствие недостаточной мобильности или квалификации рабочей силы.
    6. Структурная, или технологическая, безработица. Уже отмечалась. Результат перемен в структуре экономики (например, спад в угольной промышленности).

    Все перечисленные виды присутствуют в России. 

    3. Уровень  занятости безработицы. 

    Измеряется  отношением числа безработных людей  трудоспособного возраста к числу  всех трудоспособных людей  людей , например, на каждую тысячу человек. Данная дробь умножается на 100 %.

     Ур. Без. = кол-во безработных      х 100.

          работающие+ безработные

    Возможна  ли стопроцентная занятость в  рыночной экономике? Западные экономисты дают отрицательный ответ на этот вопрос, утверждая, что определенный уровень безработицы является нормальным или оправданным и называется естественным уровнем безработицы. Последний равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Фрикционная безработица связана с поисками или ожиданием работы. Так, например, многие люди добровольно меняют место работы в связи с переездом в другой город или в связи с ожиданием более привлекательной для них сферы деятельности, т.е. они оказываются в положении "между работами". Кроме того, определенное число безработных возникает и в связи со структурными сдвигами в производстве, вызывающими изменения в спросе на некоторые профессии. Эта категория лиц образует структурную безработицу. В настоящее время естественный уровень безработицы в развитых странах составляет 5-6%. Если масштабы безработицы превышают ее естественный уровень, то это влечет за собой большие экономические и социальные потери для общества. 

  1. Законы  Р. Оуэна.
 

  Р. Оуэн стремился к уничтожению  классовых противоречий, к установлению социального равенства. Он подвергал  резкой критикя капиталистическое  общество: частную собственность, классовое строение, разделение труда, ко'нкуренцию, растущее обнищание трудящихся. Но как и другие социалисты-утописты, основную причину общественного зла Оуэн все же видел не в капитализме, а в невежестве людей, в непонимании ими собственной природы. Поэтому он повсеместно ратовал за распространение знаний, внедрение истин.

    Оуэн многократно  обращается к проблеме  занятости рабочей  силы. Имеется ли возможность представить занятие безработным? На этот вопрос Оуэн отвечает так: «Мне кажется, что в нашей стране имеются для этого широчайшие возможности, их надо только использовать. Они заключаются в наличии необрабатываемой или плохо обрабатываемой земли, в нецелесообразной затрате денег, в неиспользованных физических силах трудящихся, что деморализует общество и вызывает всевозможные беды, в наличии почти безграничного количества искусственных или механических средств производства, которые можно использовать в наших целях». Таковы средства, заключает Оуэн, которые при правильном использовании и руководстве ими быстро освободят страну от бедности и сопровождающих ее зол.

  Одной из проблем того времени было широкое  применение машин, что вызывало резкое сокращение занятости. Оузн ратовал за сокращение применения машин, ибо, если машины будут продолжать использоваться в прежнем объеме, «миллионы человеческих существ должны умереть с голоду». Другой выход, по мнению Оуэна, состоит в том, что необходимо искать выгодные занятия для бедных и безработных, причем механизмы должны содействовать их труду, а не заменять его, как теперь. Однако Оуэн прекрасно понимал, что изъятие машин из производства невозможно, но считал, что «дальнейшая замена человеческого труда механическим неизбежно приведет к неслыханной нищете людей всех социальных категорий».1 Поэтому он ратовал за поиски выгодных заяятий для бедных и безработных.

  В своих работах Оуэн постоянно  указывает на нищету и пороки, в которые погружены фабричные рабочие, на невежество и деградацию сельскохозяйственных рабочих. В планах нового общественного устройства он указывает на пути, которые, по его мнению, должны были бы привести к ликвидации нищеты, невежества 'и человеческих пороков.

Стремясь  облегчить положение промышленных и сельскохозяйственных рабочих, Оуэн выдвигает идею образования небольших коммун с населением от 500 до 1500 человек, которые должны быть основаны на принципе единства труда и потребления и покоиться на сельском хозяйстве. Эти общины-поселки должньь быть первоначальными звеньями или подразделениями общества.

  Одним из вопросов, занимавших уже в начале XIX в. многих экономистов и социологов, был вопрос о соотношении населения и средств существования. Рассматривает этот вопрос и Оуэин.. Имея в виду предлагаемые общины-поселки, Оуэн ставит вопрос: не поведут ли эти учреждения к росту населения, превосходящему рост средств существования, слишком быстрому для благополучия общества вообще?

  В этом вопросе он придерживался иной точки зрения, чем Фурье: «У меня нет в этом отношении никаких  опасений,—отмечает Оуэн,—каждому сельскому хозяину известно, что любой работник, используемый сейчас в сельском хозяйстве, может производить в пять или в шесть раз больше продуктов питания, чем он потребляет; поэтому если бы даже рабочим не были предоставлены никакие возможности увеличения продукции, то и тогда нет оснований опасаться «давления населения на средства существования», пока ;вся земля не будет обработана» .

  Оуэн  считает, что «давление на средства существования» со стороны населения  вызывалось до сих пор искусственным  законом спроса и предложения, который вытекает из принципа индивидуальной заинтересованности, противоположного принципу общего благополучияя 0уэн подчеркивает, что принцип индивидуальной заинтересованности неизбежно приводит к ограничению потребления продуктов 'питания: при средних урожаях он ведет к нормальному удовлетворению потребности в -продуктах в соответствии с обычаями данного времени, при дайной численности населения на земле; при хороших урожаях будет изобилие питания, пропорциональное высоте урожая, причем оно окажется дешевым; при -плохих урожаях продуктов питания будет мало в соответствии с низким уровнем урожая, они будут дороги и наступит голод. Всякий практически знакомый с этим вопросом человек знает, подчеркивает Оуэн, что имеются достаточно обширные возможности для создания населением больших запасом продуктов с тем, чтобы избежать голода.

  Оуэн  иронически замечает, что образованные люди, писавшие на эту тему, могут сколько угодно фантазировать, что ежегодный прирост населения составляет определенную величину. «Мы знаем ее максимальные пределы: этот рост совершается в арифметической прогрессии... В то же время каждый человек приносит в хозяйство новые силы, которые при помощи пауки и при правильном руководстве позволяют производить количество продуктов питания, превосходящее в 10 раз потребление».

  Оуэн  делает оптимистический вывод: правильное и тщательное изучение вопроса показывает, что человечеству в пору бурного развития производительных сил и разумного использования всех благ земли нечего бояться перенаселения. «До тех пор, пока вся земля не превратится в великолепно обработанный сад, опасение излишнего прироста населения является простым порождением фантазии, которая приводит только к сохранению в мире невежества, пороков и преступлений и мешает обществу стать хорошо воспитанным и образованным и обратиться при разумной системе взаимного доброжелательства и доброты в деятельное, добродетельное и счастливое, а такая система легко могла бы быть создана и охватила бы все общество во всех его разветвлениях».

  Однако  у Оуэна в этом вопросе бросается  в глаза явное противоречие. Как мы видели, он ратует за развитие науки и техники, что позволяет увеличивать создаваемый крестьянином «излишек») или прибавочный продукт, даже в 10 раз превосходящий его личные потребности. Он считает невозможным прекращение действия тенденции технического прогресса, который, как было отмечено, и способен при разумном использовании всех благ сделать человечество счастливым, не знающим нищеты и голода. Вместе с тем Р. Оуэн отмечал в «общих чертах», что усовершенствование наших знаний в области механики и химии, способное создать благополучие для всей страны, позволит населению производить -больше, чем можно потреблять при существующей системе.

  Однако  здесь нас интересует не эта, а другая сторона вопроса: если плуг в ту пору олицетворял в какой-то мере прогресс техники, то лопата представляла собой движение вспять и требовала большего числа работников.

  Ратуя за создание общества, основанного  на равенстве и справедливости, Оуэн игнорировал технический прогресс, не видел тех путей, которые приведут к уничтожению нищеты и безработицы; он недооценивал роли, которую играет развитие производительных сил, позволяющих при новых социалистических условиях развития общества поставить технический прогресс на службу трудящегося человека. 

5. Основные  тенденции параметров рынка труда  юристов в России.

  1. Отмечается резкое повышение открытости государственной службы, в частности,  возможность доступа граждан к процессу работы в государственных  и правоохранительных органах .
  2. Наблюдается  стремление  внедрить в практику концепцию "отзывчивой бюрократии", что превращает граждан из пассивных налогоплательщиков и "просителей" в  активных  "клиентов" - потребителей услуг государственной службы. 
  3. По мнению большинства специалистов, уважение и близость аппарата к гражданам и их организациям, стремление к контактам, сотрудничеству, координации усилий, отказ (за исключением необходимых случаев) от принуждения и навязывания исходящих "сверху" распоряжений становится важнейшей частью работы службы и резко увеличивает число требующихся юристов.
  4. Децентрализация, удешевление, сокращение администрации касательно государственных и юридических органов. Сокращение числа юристов еа гос. «окладах».
  5. Ограничение роли традиционной административной "лестницы чинов" ведет также к снижению в России числа тебующихся чиновников в правоохранительных органах.
  6. Этому же содействует менеджеризация и даже маркетизация  значительной  части юридической и госслужбы.
  7. Максимально возможная открытость и  "отзывчивость"  бюрократии на потребности и ожидания граждан приведет к увеличению требующихся пресс-секратарей во всех правовых ведомствах.
  8. Подбор персонала по признаку личного доверия и психологическим вкусам руководителя создаст определенные трудности при поступлении начинающих юристов на работу.
  9. К этому же относится служение не закону,  не делу, а руководителю, преодоление правового нигилизма самих государственных служащих.
  10. Возможное возрождении, в усложненном виде, чиновиничьего "Табеля о рангах" может привести к диспропорции на рынке труда юристов.
  11. Введение квалификационных экзаменов, аттестаций и конкурсов на замещение вакантных должностей, нормативное установление ограничений,  гарантий и привилегий, связанных со статусом государственного служащего приведет к громадным проблемам трудоустройства юристов старой выучки.
  12. В 88-ми субъектах  Федерации (сведениями по Чечне мы не располагаем) возникло свыше 400 подразделений юридической и государственной службы. Общая численность «правоохранителей» в Российской Федерации примерно в 1,5 раза превышает таковую в бывшем  СССР.  Возможны тенденции к попыткам их сокращения, что мгновенно скажется на возникновении проблем с трудоустройством юристов среднего и низшего ранга.
  13. Усиление общественного контроля за деятельностью органов госслужбы приведет к числу требуемых юристов.
  14. Реформы в УК и кодексе налоговой службы приведет к резкому увеличеяию потребности соответствующих специалистов.
  15. Вооружение  правоохранительных служащих технологиями достижения консенсуса, обучение их основам конфликтологии; внедрение  новых  информационных технологий - не просто компьютеризация, но и дебюрократизация  государственной службы с помощью "безбумажных технологий",  резко ускоряющих "процесс  прохождения  документов",  устраняющих волокиту приведет к снижению числа потребности в секретарях и др. лиц обслуживающего юридические службы персонала.
  16. Благие намерения Президента сократить аппарат Президента приведет к переходу огромного числа юристов из одних служб в другие.Кремль станет менее многолюдным, зато публичные присутственные места пополнятся ценными специалистами.

Информация о работе Основные элементы рынка труда