Превращение Москвы в мировой финансовый центр

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 13:09, реферат

Описание работы

Правительственные поправки в законодательстве включают в себя: Федеральный Закон № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности», направленный на улучшение процесса реструктуризации коммерческих организаций; Федеральный Закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке РФ», давший право Центробанку назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, воспользовавшиеся государственными займами. К примеру, в законе о банках предусмотрено, что к 1 января 2010 г. кредитные учреждения должны иметь не менее 90 миллионов рублей собственных средств, а с 1 января 2012 г. — не менее 180 миллионов.1

Работа содержит 1 файл

Превращение Москвы в мировой финансовый центр.doc

— 89.00 Кб (Скачать)

 

 
Превращение Москвы в мировой  финансовый центр

 
1. Анализ антикризисной стратегии российского правительства

 

        Правительственные поправки в  законодательстве включают в  себя: Федеральный Закон № 315-ФЗ  «О внесении изменений в Федеральный  закон «О банках и банковской  деятельности», направленный на  улучшение процесса реструктуризации  коммерческих организаций; Федеральный Закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке РФ», давший право Центробанку назначать уполномоченных представителей в кредитные организации, воспользовавшиеся государственными займами. К примеру, в законе о банках предусмотрено, что к 1 января 2010 г. кредитные учреждения должны иметь не менее 90 миллионов рублей собственных средств, а с 1 января 2012 г. — не менее 180 миллионов.1

       В соответствии с настоящей  законодательной базой Правительством РФ была разработана следующая антикризисная концепция:

  • Прямая поддержка финансовых рынков и банков через покупку ценных бумаг. – Некоторые аналитики считали, что целью данной политики ЦБ являлась национализация банковской системы, но такого явления не произошло.
  • Снижение нормы обязательных резервов до 0,5 % для всех типов обязательств.- Данная мера явилась следствием кризиса ликвидности и помогла увеличить ликвидность на 380 миллиардов рублей.
  • Расширение возможностей Центробанка по рефинансированию. – К началу февраля 2009 года Центробанк мог обеспечить остальные банки ликвидностью в размере более 3 миллиардов рублей. Министерство финансов и Центробанк сделали заявление о выдаче банкам 5-летних субординированных кредитов с целью решения проблем ограниченности среднесрочного финансирования и краткосрочной ликвидности. Выделенные средства были использованы для осуществления срочных выплат вкладчикам. В рамках данной программы  Центробанк РФ через Внешэкономбанк обеспечил средствами более 100 российских банков, которые в свою очередь должны были профинансировать реальный сектор экономики. К сожалению, банки использовали помощь государства не для осуществления вышеуказанной цели, а для решения своих собственных операционных проблем.
  • Девальвация рубля.- Политика снижения стоимости рубля была необходима для нашей страны, являющейся экспортёром в условиях падения цен на энергетические ресурсы. Плавная девальвация помогла сократить расходы на золотовалютные резервы, а также способствовала привлечению валютных вкладов населения банками и финансовыми компаниями, которые в свою очередь улучшили качество обслуживания иностранных  займов.
  • Рекапитализация банков.- К сожалению, большинство российских банков обладает невысокими показателями капитализации. Поэтому многие из них столкнулись  с проблемой низкой ликвидности акций на внешних рынках капитала. Банки, державшие значительную часть своих активов в ценных бумагах, после обвала фондового рынка испытывали трудности, связанные с низкой ликвидностью. Центробанку было выделено 950 миллиардов рублей в форме субординированных кредитов. В феврале 2009 года Правительство РФ увеличило финансирование ещё на 500 миллиардов рублей. Более 70% займов было получено государственными банками, что было скептически оценено критиками. ( По данным газеты Financial Times за 2009 год в рамках программы капитал ВТБ был увеличен на 200 млрд. рублей, Сбербанка - на 500 млрд. рублей, Альфа-Банка – на 10 млрд. рублей2)
  • Компенсация банкам убытков на рынке межбанковского кредитования.- Целью данного комплекса мер было улучшение процессов межбанковского кредитования и обеспечение ликвидностью банков, наиболее пострадавших от кризиса. В банковской системе банки не имеют равного доступа к ликвидности. Чтобы исключить данную проблему, Центробанк подписал договор о возмещении убытков на рынке межбанковского кредитования с 13 крупнейшими российскими банками. Мера была очень важной и своевременной, так как помогла многим банкам не лишиться лицензии.

    По  мере истощения заёмных средств, проблемы, вызванные финансовым кризисом, оказывают всё более сильное влияние на российский банковский сектор: несмотря на то, что в нём насчитывается более 1200 банков, кредитное финансирование никогда не было основным источником средств в российской экономике. По словам А. Костина, председателя правления банка ВТБ, 87% инвестиций в Россию было осуществлено за счёт первичных размещений акций, прибылей, внешних займов без помощи российского банковского сектора, имеющего собственные проблемы с ликвидностью. Некоторые банкиры и экономисты считают, что кризис «неблагоприятных» займов предоставит возможность для укрепления российской банковской системы: мелкие банки с низкой капитализацией обанкротятся в то время как приблизительно 200 банков, обладающих 90% активов, останутся на плаву. 3

  • Увеличение гарантий по вкладам населения. Изъятие денег вкладчиками из банков может повлечь за собой кризис банковской системы. Правительство РФ предоставило гарантии по вкладам физических лиц в размере до 700 тыс. рублей с целью восстановления  доверия вкладчиков к банкам.
  • Рефинансирование внешней задолженности компаний и банков. - Погашение задолженностей осуществлялось через кредиты ВЭБ. Данная мера стала необходимой на фоне оттока капитала из России. Государственная корпорация “Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)” со дня вступления в силу закона “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” от 10.10.2008  и до 31 декабря 2009 года включительно был вправе предоставлять организациям кредиты (займы) в иностранной валюте для погашения и (или) обслуживания кредитов (займов), полученных этими организациями до 25 сентября 2008 г. от иностранных организаций.

          3 сентября 2010 года Центробанк РФ объявил, что банки страны больше не нуждаются в государственной поддержке.  По словам официальных представителей ЦБ, Центробанк РФ  разработал новый комплекс мер по рефинансированию банков во время кризиса, некоторые уже существующие приёмы финансовой политики были модифицированы с учётом российской экономической специфики, но сейчас спрос на эти меры постепенно снижается, так как страна находится на этапе  посткризисного  восстановления.

          По прогнозам Международного Валютного Фонда (в сравнении с 2009 годом) ситуация в российской экономике начиная с 2010 года начнёт улучшаться при условии, что правительство сократит бюджетные расходы и начнёт разработку долгосрочных структурированных реформ c целью стимулирования экономического роста, так как несмотря на укрепление рубля, российские финансовые рынки и банковская система до сих пор остаются уязвимыми.

 
2. Будущее российской банковской системы

 

             В октябре 2010 года рейтинговое  агенство Moody’s поменяло свой прогноз по развитию российской банковской системы с «негативного» на «стабильный».  В качестве позитивных факторов аналитики расценивают значительные запас капитала у российских банков, кредитные резервы (тенденция стабильности кредитования) и высокую ликвидность за счёт увеличения количества депозитов, при этом отмечая, что основным недостатком по-прежнему остаётся низкое качество регулирования и контроля. Несмотря на то, что среднесрочный экономический рост движется недостаточно быстрыми темпами, он может способствовать улучшению качества банковских активов и повышению доходности. По мнению специалистов международного агенства Fitch Ratings рейтинги, по меньшей мере, 30 российских банков повысятся. Старший директор компании отмечает, что основной тенденцией 2010 года является рост капитализации российских банков в сравнении с докризисным уровнем (с 2008 года капитализация выросла приблизительно на 70%, более чем 1,5 триллиона рублей были получены за счёт прибыли). Основным риском банковской системы на данный момент является отсутствие длинных денег, что может стать причиной проблем с ликвидностью и снижения качества активов.  Главный экономист банка HSBC разделяет вышеприведенную позицию отмечая, что ситуация в банковском секторе развивается в положительную сторону: очевиден рост кредитов, улучшаются пассивы. Однако г-н Морозов обращает внимание на неработающие активы, которые размещены на балансах и вне балансов банков, — эта проблема будет решаться еще долго. По мнению главного экономиста «Тройки Диалог» Евгения Гавриленкова, оценка Moody’s фиксирует то, что было очевидно еще год назад. По мнению г-на Гавриленкова, основной риск следующего года в банковском секторе будет связан с чрезмерным предложением госбумаг, что может ухудшить условия для корпоративных заемщиков. Центробанк прогнозирует рекордный рост прибыли банков (Наивысшее количество за последние 3 года- 500 млрд. рублей). До недавнего времени прибыль являлась лишь техническим показателем, но в 2011 году финансовый рост может стать реальностью из-за значительной поддержки государства и снижения количества/реструктуризации субстандартных кредитов. 4

 
3. Перспективы развития Москвы как мирового финансового центра

 

  У Москвы есть все предпосылки для развития, так как в России сложилась благоприятная конъюнктура - в условиях кризиса мировых рынков наша страна обладает инвестиционной привлекательностью . Стремительное развитие Москвы предопределяет целесообразность формирования на ее базе сначала регионального (Россия, страны СНГ, Восточной Европы и Балтии), а потом и международного финансового центра. В мире не существует четких критериев для финансовых центров. Но ряд показателей – сосредоточение в столице более половины коммерческих банков страны и 85 процентов активов банковской системы, большой дневной оборот торгов ММВБ, занимающий 17-е место в мире, высокая кредитоспособность (по этому показателю наша столица в десятке ведущих городов мира) – позволяет Москве стать одним из международных финансовых центров. Более того, московский бюджет составляет более $40 млрд. (3-ий город мира), а также Москва является первым городом мира в рейтинге городов по показателю стоимости жизни среди мировых столиц (включая стоимость жилья)5. Эксперты лондонской компании Z/Yen считает, что Москва имеет все шансы для того, чтобы стать международным финансовым центром: рынки развивающихся стран имеют богатый финансовый потенциал, но количество и качество предоставляемых услуг ещё не достигло мирового уровня. По данным Z/ Yen, российская столица занимает 68-е место в рейтинге мировых финансовых центров.6 Исполнительный директор компании SWIFT SCRL (Society for Worldwide Interbank Financial Telecommunication) утверждает, что финансовый центр в Москве может быть создан только к 2020 году при условии разработки детальной программы, включающей в себя изменения в законодательстве с целью снятия ограничений для свободных денежных потоков и привлечения инвестиций (необходимо больше прозрачности в принятии законов и их исполнении), интернационализацию платёжной системы для улучшения условий для трансграничных операций.  Также он замечает, что Российская Федерация нуждается в консолидации финансового сектора, которая была бы благоприятной как для корпораций, так и для частных лиц и способствовала бы экономическому росту.7 Однако некоторые российские финансовые аналитики считают, что в ближайшем будущем Москва может получить статус только регионального финансового центра. Более того, в роли финансового центра может выступать не только Москва, но и вся Россия. На российском рынке только Citigroup имеет дочерний банк. Другие крупнейшие иностранные банки в России представлены региональными, а не глобальными лидерами. Сегодня доля дочерних банков-нерезидентов на российском рынке составляет около 20 %. Для сравнения: средняя доля иностранцев в банковских активах в Восточной Европе достигает 70 %. 8     

 

 
Заключение

     В заключении моей исследовательской  работы мне бы хотелось сделать  выводы из вышеприведённого анализа:

  1. В настоящее время Москва является финансовым центром страны   и местом сосредоточения банковских услуг. В случае модификации законодательства и норм регулирования, внедрения стратегии интеграции в глобальные финансовые рынки, создания благоприятной финансовой атмосферы и инвестиционного климата Москва имеет все шансы для того, чтобы стать международным финансовым центром.
  2. Анализ влияния глобального финансового кризиса на функционирование российского банковского сектора показал, что, несмотря на трудности, вызванные кризисом, развитие российской банковской системы стремительно.
  3. На фоне кризисных событий с 2007 по 2009 год экономические показатели крупнейших мировых финансовых центров значительно снизились, но уже к середине 2010 года они достигли и даже немного превысили докризисный уровень. Пока не до конца известно, что именно, будет являться фактором конкурентоспособности в будущем: стабильность и обороты традиционных финансовых центров, или колоссальный потенциал рынков развивающихся стран.

           Россия - страна с уникальной историей  и путём социального и экономического  развития, государство, несущее в  себе как европейские, так и  азиатские черты. В настоящее время достигнуто многое, но до сих пор есть  сферы, требующие особого внимания специалистов. Разработка антикризисной политики, стратегий и планов экономического развития – сложнейший и крайне ответственный процесс, так как от решений, принятых в данной сфере, зависит жизнь каждого гражданина.  Поэтому основной задачей финансовых специалистов различных сфер является создание условий для экономического развития России, укрепления её позиций на глобальном рынке. Только мы, и никто другой, создаём будущее нашей страны.

 

 
Список использованной литературы:

Законы  и правовые акты:

  1. Закон  “О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации” от 13.10.2008 http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89632
  2. Закон «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»- http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=89633
  3. Закон № 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=LAW;n=83168
  4. Закон № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 46 и 76 Федерального закона «О Центральном банке РФ». http://www.akdi.ru/scripts/gosduma/smotri.php?z=351
  5. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год - http://www.rg.ru/2009/03/20/programma-antikrisis-dok.html#ustoychivost
  6. Программа антикризисных мер Правительства РФ на 2010 год- http://premier.gov.ru/anticrisis/3.html
  7. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2.12.1990 № Т395- 1// «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/
  8. Федеральный закон «О налогообложении доходов банков» от 12.12.1991 № 2025-1// «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/
  9. Федеральный закон «О Центральном банке  Российской Федерации» от 10.07.2002 № 86-Ф3 // «Консультант Плюс» – http://www.consultant.ru/
 

Интернет-ресурсы (периодические издания,  официальные информационные порталы государственных  структур и корпораций, справочники и  энциклопедии):

  1. http://about-crisis.ru/ - Веб-сайт, посвящённый проблемам глобального финансового кризиса(2008-2010)
  2. http://economics.com.au/ - Основы экономики: комментарии по экономике, стратегии и.т.д.
  3. http://en.rian.ru/russia/ - Англоязычная версия сайта агенства RIANOVOSTI
  4. http://krugman.blogs.nytimes.com/ - Экономика и политика. Блог Пола Кругмана
  5. http://v3.moodys.com/Pages/default.aspx  - Официальный сайт рейтингового агенства Moody’s
  6. http://www.alfabank.ru/- Официальный сайт Альфа-банка
  7. http://www.banki.ru/- Информационный портал: банки, вклады, кредиты, ипотека. Рейтинг российских банков
  8. http://www.cbr.ru/- Официальный сайт Центрального банка РФ
  9. http://www.dbresearch.com/PROD/DBR_INTERNET_EN-PROD/PROD0000000000260736.pdf  -  исследование компании Deutsche Bank «Глобальные финансовые центры после кризиса»
  10. http://www.fitchratings.com/index_fitchratings.cfm -Официальный сайт рейтингового агенства Fitch rating agency
  11. http://www.ft.com/ - Он -лайн версия газеты “Financial Times”: Special report Russia 2009
  12. http://www.ibl.ru/konf/031209/55.html - Антикризисные меры в банковском секторе в России/ Кайманаков С.В., Валяева А.А., Осипова М.В
  13. http://www.inventech.ru/lib/macro-  Макроэкономический интернет-справочник
  14. http://www.investopedia.com/ - Энциклопедия, посвящённая финансовым и экономическим вопросам
  15. http://www.marketoracle.co.uk/ - Свободный ежедневный анализ финансовых рынков и он-лайн публикация прогнозов
  16. http://www.nytimes.com/ - Официальный сайт газеты The New York Times
  17. http://www.rbcdaily.ru/finance - Он -лайн версия газеты RBK- daily
  18. http://www.sbrf.ru/ – Официальный сайт Сбербанка РФ
  19. http://www.usatoday.com/ - Официальный сайт газеты USAToday
  20. http://www.veb.ru/ru/ -Официальный сайт Внешэкономбанка
  21. http://www.vtb24.ru/ - Официальный сайт банка ВТБ 24
  22. http://www.zyen.com/ - Официальной сайт лондонской исследовательской компании

Информация о работе Превращение Москвы в мировой финансовый центр