Проблема бедности

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 22:28, реферат

Описание работы

На настоящем этапе развития человечества проблема бедности и социального расслоения является наболевшей темой для нашего общества. Она носит глобальный характер: бедные люди есть как в развивающихся, так и в высокоразвитых странах. Ее актуальность невозможно преувеличить, особенно в период глобализации общества. Во времена невиданного ранее изобилия огромное количество людей живут в крайней нищете: у них нет средств для существования, отсутствует доступ к чистой питьевой воде, электричеству, ощущается серьезный недостаток в медицинском обслуживании и образовании.

Работа содержит 1 файл

творческая.docx

— 35.86 Кб (Скачать)

Во-вторых, это  специфика развития Пакистана в  качестве независимого исламского государства  «на окраине мусульманской цивилизации». Пакистан занимает особое положение  среди прочих мусульманских стран  по своим крайне высоким темпам роста  населения – 1,8 – 2,1% в год. В 2009 г. население страны составило 162 млн. человек (6-е место в мире); при  сохранении нынешних темпов роста в 2020 г. в Пакистане уже будет  проживать 217 млн. человек. 

В-третьих, бедность в Пакистане является хроническим  явлением, тесно связанным с колониальным прошлым, равно как и с перегибами социальной политики, проводимой всеми  правительствами и военными режимами после 1947 г. В этой связи можно  вспомниь принятую вскоре после приобретения Пакистаном независимости программу «Сельскохозяйственное и промышленное развитие деревни» (V-AID), утвержденную при М.Айюб-хане «Программу сельских работ» (Rural Works Programme), «Комплексную программу развития деревни» (Integrated Rural Development Programme) правительства З.А.Бхутто, программу исламизации экономики М.Зия-уль-Хака, Программы социального действия (Social Action Programmes), осуществление которых началось в 1993 г. и было запланировано до 2000 г. В конце ХХ века примерно каждый третий пакистанец жил ниже уровня бедности – около 46 млн. человек. Абсолютное большинство бедных за 1990-е годы выросло почти вдвое. Согласно данным Центра по социальной политике, в начале 1990-х за чертой бедности проживала каждая пятая семья, в то время как в 2002 г. соотношение составляло 1:3. Наибольшая часть бедняков проживает в сельской местности, особенно в Синде и Белуджистане. Согласно данным Азиатского банка развития, в 5 округах Синда уровень бедности достигает 82%, где 60% семей имеют дневной доход менее 1 доллара. 

В эти годы борьба с бедностью велась в основном в рамках программ социального действия (Social Action Programmes of Pakistan) – САП-I и САП-II. Главные цели программ сводились к подъему уровня начального образования, основ медицинского обслуживания, благосостояния народа за счет программы планирования семьи и сельского водоснабжения и канализации. Первая программа была рассчитана сроком на три года (1993-1996 гг.). Она была направлена, прежде всего, на сельские районы и менее развитые провинции. Расходы на САП-I были оценены в 150 млрд. рупий и включали бюджетные (годовые) и капитальные затраты. Практическое осуществление программы САП-II не было завершено, поскольку в конце 1990-х гг. Пакистан уже находился на пороге глубокого экономического кризиса. 

Переворот 12 октября 1999 г., в результате которого к власти пришел генерал Первез Мушарраф, вновь поставил под большое сомнение вероятность реализации запланированных задач. В качестве экономических факторов необходимости смены власти назывались развал экономики, обнищание народа и коррупция. Так, газета «Ньюс» писала на следующий день после прихода к власти Мушаррафа: «В конце 1990-х годов увеличился разрыв между богатыми и бедными. Доля наиболее бедных семей (20%) в общем доходе сократилась с 8% в конце 1980-х до менее 7%; аналогично, доля самых богатых семей (20%) увеличилась с 43,7% до примерно 45% за этот же период». 

Главным аспектом политической части программы Мушаррафа  являлась борьба с бедностью за счет расширения субсидий и государственных  инвестиций в социальный сектор, а  также введение широкой программы  общественных работ. Однако оставалось не ясным, за счет каких средств правительство намерено выполнить свои обещания и насколько эффективными окажутся предлагаемые инициативы. Так, создание Банка для бедноты явилось в принципе повторением Фонда борьбы с бедностью, созданного правительством Н.Шарифа при поддержке Всемирного Банка (ВБ). Распределение государственных земель между безземельными крестьянами также выглядело популистским лозунгом, позаимствованным у Шарифа. Показательно, что при этом в стороне остался вопрос о земельных реформах, на радикальное проведение которых рассчитывали некоторые пакистанцы (не столько безземельные крестьяне, сколько представители среднего класса, желающие вложить деньги в землю и современное предпринимательское хозяйство). 

П.Мушарраф обещал, что на программу общественных работ (создание дополнительных рабочих мест) из бюджета будет выделено 7 млн. рупий – за счет сокращения расходов на оборону. Министр финансов, в свою очередь, обещал, что подобное сокращение оборонного бюджета «не повредит национальной безопасности». В этом отношении П.Мушарраф не внес радикальных изменений в социальную политику государства – скорее он пошел по пути прежних правительств, сменив лишь форму, но не содержание программы борьбы с бедностью. При этом некоторые формы он успешно позаимствовал у своих предшественников – например, широкое внедрение исламского налога в пользу бедных закят началось еще при М.Зия-уль-Хаке, а программы общественных работ, нацеленные на борьбу с безработицей, проводились практически всеми правительствами (начиная от М.Айюб-хана и кончая Наваз Шарифом). 

Тем не менее, главной  стратегией своей социальной политики, направленной на борьбу с бедностью, правительство Мушаррафа провозгласило  программу увеличения бюджетных  ассигнований – за счет сокращения прочих статей расходов и повышения  налогообложения. 

В начале 2004 г. ВБ дал официальное согласие выделить Пакистану в качестве донорской  помощи 800 млн. долл. непосредственно  на борьбу с бедностью, а в случае целенаправленного использования  выделенных средств увеличить оказываемую  помощь в 2004-05 г. до 1 млрд. долл. (В 2002-03 г. Пакистан уже получил от ВБ 238 млн. долл. на борьбу с бедностью и 200 млн. долл. на дорожное строительство – на так называемую программу по ремонту дорог). В целом пакистанскую программу по борьбе с бедностью, помимо ВБ, выразили желание поддержать Япония, Германия, Франция, США, Великобритания, а также донорские организации типа ЮНДП, МОТ, ЮНИСЕФ и др. И ныне, в период крайне напряженного финансового положения в мире, АзБР, ВБ, МВФ и другие организации, предоставляя помощь Пакистану, включают в программу помощи пункт о «снижении уровня бедности». 

В январе 2004 г. был  опубликован доклад «Социальное  развитие в Южной Азии 2003: вызов  занятости», подготовленный Центром  Махбуб-уль-Хака. В Докладе прямо отмечалось, что проводимая под руководством и при поддержке ВБ и МВФ программа борьбы с бедностью, призванная перестроить всю социально-экономическую структуру, привела к негативным результатам. Так, в Докладе отмечается, что женская экономическая активность в Пакистане является самой низкой во всей Южной Азии – 15,4%, по сравнению с 43,5% в Индии, 57,2% в Бангладеш и 85,0% в Непале. (Женщины в мире владеют всего 1% земли и больше всех подвержены влиянию нехватки продовольствия – даже до текущего финансового кризиса они составляли 60% хронически голодающих людей). 

В апреле 2007 г. ВБ подготовил доклад по проблемам бедности в сельских районах Пакистана, где  проживает около 80% бедного населения  страны или 35 млн. человек. В докладе было отмечено, что за период 2001-2005 гг. в сельских районах произошло сокращение уровня бедности на 5,6% - в основаном за счет таких показателей благосостояния, как доступ к питьевой воде, электрификация, начальное образование, в то время как реальные доходы на душу населения выросли незначительно (а в наиболее бедных районах практически не изменились). 

Нынешний Пакистан испытывает самый сильный кризис бедности за всю историю: общее число  людей, живущих ниже черты бедности, увеличилось с 45,5 млн. в 2004-05 г. до 56,6 млн. в 2007-08 г. Это значит, что продовольственная  инфляция вытолкнула дополнительно 10 млн. людей в разряд бедных за последние  три года. За период правления Мушаррафа  процент населения, живущих ниже черты бедности, вырос с 30,0% в 1999 г. до 39,8% в 2008 г. За этот же период в разряд бедных влилось 16,2 млн. человек. По подсчетам  известного пакистанского экономиста д-ра Акмала Хуссаина, к 2011-12 г. число бедных возрастет до 79 млн. человек. Обнищавшее население пополняет ряды террористов, приводит к уличным грабежам, суициду и психическим заболеваниям. Со своей стороны, известный пакистанский журналист И.А.Рахман замечает, что огромные средства расходуются на систему, которая процветает за счет подавления масс, делая бедных еще беднее, а богатых – еще богаче. И пока новые власти не станут выполнять обещания, данные в предвыборных манифестах (хлеб, одежда, жилье), их авторитет будет падать, а бедность в стране – расти. 
 
 

Непал.

По классификации ООН, Непал относится к наименее экономически развитым странам мира; почти половина его населения живет за чертой бедности. Низкий уровень развития обуславливают изолированность страны, многоукладность экономики, феодальные пережитки, нехватка финансовых ресурсов и природные условия.

В Непале половина населения живет ниже черты бедности, а около одной трети населения живет без чистой воды. Это люди, которые не имеют доступа к предметам первой необходимости, такие как продовольствие, здравоохранение и образование. Половина детей не получают достаточного питания. Половина людей не могут найти работу в Непале. Средний доход в Непале составляет менее $ 200 в год. В Непале большинство бедного населения проживает в сельской местности, но все еще огромный процент бедных людей в городах пытаются свести концы с концами. Около 80% - фермеры.

Бедность сохраняется  в Непале из-за низкого экономического роста, слабой социальной и экономической инфраструктуры, относительно высоким ростом численностью населения и глубоко укоренившаяся культура и традиции. Кроме того, организационные недостатки в управлении (центральные и местные).

Сельское хозяйство  Непала слабо механизировано. На нижних склонах хребтов и в долинах  активно практикуется террасирование в целях расширения пахотной площади. Из-за дефицита земель с 1950г Непал  потерял половину своих лесных массивов. Почти вся древесина идет на обогрев  домов. Уничтожение лесных массивов способствует эрозии почв и оползням, вследствие чего страна ежегодно теряет до 66 тыс. га плодородной почвы и  растет опасность наводнений. В настоящий  момент леса занимают 33% территории страны, пахотные земли -  21%, горы и реки - 46%. В основном пахотные земли сосредоточены  в долине Катманду и Покхара. Половина этих земель принадлежит всего 9% крупных землевладельцев. От недостатка продовольствия страдает население высокогорных районов.

Промышленная деятельность в основном включает переработку  сельскохозяйственной продукции, в  том числе джута, сахарного тростника, табака, зерна. 

Во время глобального  экономического спада 2009 года, денежные переводы от иностранных рабочих  за рубежом увеличилась на 47% до $ 2,8 млрд., а доходы от туристов снизилось  лишь 1% по сравнению с предыдущим годом. 

Непал имеет возможности  для использования своего потенциала в гидроэнергетике, по оценкам, 42000 МВт, возможно, получить от гидроэнергетики, но политическая нестабильность препятствует иностранным инвестициям. Дополнительные проблемы для роста Непала включают его технологическую отсталость, отсутствия выхода к морю, гражданские  беспорядки и волнения рабочих, и  подверженность стихийным бедствиям. 
 

Факты:

Большинство непальцев живут на $ 1 день или меньше.

85% непальцев не имеют доступа к услугам здравоохранения.

48 место занимает  Непал в списке самых беднейших  стран.

Общий долг страны : Внешний $ 2,55 млрд., около $ 97 на человека.

Непальские сельские люди бедны из-за отсутствия доступа  к ресурсам, низкой продуктивности земель, дорог .

В Непале многие социальные показатели являются самыми низкими  в Южной Азии

Население Непала составит 48 миллионов к 2030 году.

Инфляция в Непале это постоянное явление и цена товаров меняться от месяца к месяцу.

Информация о работе Проблема бедности