Проблемные регионы, их типология и критерии выделения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 10:38, доклад

Описание работы

Проблемные регионы — это регионы, в которых наблюдается ряд проблем социально-экономического развития, например, перегруженные крупногородские; депрессивные старопромышленные; отсталые аграрные. Для каждого типа проблемных регионов выработаны особые подходы к регулированию и организации территорий. По мнению таких известных специалистов, как М.К.Бандман, Г.М.Лаппо и Я.Г.Машбиц, проблемный регион— это такой регион, который не в состоянии сам (без помощи со стороны государства, извне) решить свои обостряющиеся проблемы. Проблемный регион выделяется масштабами и особой кризисностью проявления той или иной крупной проблемы. Их нерешенность создает угрозу социально-экономическому механизму всей страны... Проблемный регион отличается наличием проблем, по масштабам и степени остроты выделяющим данный регион, большим значением их решения для страны в целом.

Содержание

Содержание
ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ.............3
МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ...............................................................................................6
ДЕЯТЕЛБНОСТЬ ФОНДА «НОВАЯ ЕВРАЗИЯ» НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ......................................................................................................12

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..…................................................................................15

Работа содержит 1 файл

проблемные регионы.docx

— 35.13 Кб (Скачать)
 
 

Содержание 

  1. ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ.............3
  2. МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ ВЫДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ...............................................................................................6
  3. ДЕЯТЕЛБНОСТЬ ФОНДА «НОВАЯ ЕВРАЗИЯ» НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ......................................................................................................12
 
  1. СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…..…................................................................................15
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1 ПОНЯТИЕ И ТИПОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНЫХ РЕГИОНОВ 
    
     Проблемные регионы — это регионы, в которых наблюдается ряд проблем социально-экономического развития, например, перегруженные крупногородские; депрессивные старопромышленные; отсталые аграрные. Для каждого типа проблемных регионов выработаны особые подходы к регулированию и организации территорий. По мнению таких известных специалистов, как М.К.Бандман, Г.М.Лаппо и Я.Г.Машбиц, проблемный регион— это такой регион, который не в состоянии сам (без помощи со стороны государства, извне) решить свои обостряющиеся проблемы. Проблемный регион выделяется масштабами и особой кризисностью проявления той или иной крупной проблемы. Их нерешенность создает угрозу социально-экономическому механизму всей страны... Проблемный регион отличается наличием проблем, по масштабам и степени остроты выделяющим данный регион, большим значением их решения для страны в целом.

Типология: 
Экономические реформы, провод с начала 90-х гг, были не возможны без учета территориальных факторов. В настоящее время все регионы страны так или иначе представляются проблемными. Различают 2 основных подхода к типологизации проблемных регионов: 
   1) оценка регионов по степени остроты основных проблем. В настоящее время на территории РФ возникло 4 кризисных пояса.  
   Центральный (включает часть Северо-Западного, Центрального, Волго-Вятского, Центрально-Черноземного и Поволжского экономических регионов). Проблемы – неблагоприятная экологическая ситуация, растущая безработица, демографический кризис. Южный (сопредельные регионы Сев Кавказа и южная часть Поволжья). Проблемы: Спад производсьтва, межэтнические конфликты, падает уровень жизни, ухудшается финансовое положение. Уральский регион. Проблемы – спад производства, кризисное состояние по техногенной нагрузке, увеличение безработицы, неудовлитворительное финанасовое положение. 
  Восточный, точнее южно-сибирский до юга Дальнего Востока. 
   2) направлен на политику оздоровления регионов. Здесь выдел след основные типы проблемных регионов: а)отсталые,  
 б)депрессивные,  в)преграничные.  
   К отсталым относят регионы, которые в силу ряда причин хронически отстают от среднего российского уровня, экономический потенциал которых в силу объективных и исторических причин в несколько раз ниже среднероссийских показателей, а экономика находится в состоянии длительного застоя и характеризуется мало диверсифицированной структурой промышленности, а также слаборазвитой инфраструктурой и социальной сферой.В эту категорию входят более половины всех республик (Марий Эл, Алтай, Тува), ряд республик Северного Кавказа, ряд областей европейской части и большинство автономных округов (за исключением нефтегазодобывающих). 
   Депрессивные регионы — территории с устойчивым снижением производства и реальных доходов населения, а также с растущей безработицей, локальные зоны старопромышленных, аграрно-промышленных и некоторых добывающих регионов европейского Центра, Урала, юга Сибири и Дальнего Востока.. К ним относятся Псковская, Ивановская и Костромская области, республики Калмыкия, Мордовия и Чувашия, Алтайский край, Новосибирская и Читинская области, республики Алтай и Тува. Положение ряда депрессивных регионов может улучшиться в случае восстановления и укрепления позиций России на мировых рынках вооружений, аэрокосмической техники, атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслей. Для большинства депрессивных регионов выход на траекторию устойчивого роста экономики может быть обеспечен собственными силами путем осуществления диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д. Однако ряд регионов с особо глубокой степенью депрессии должны стать объектами целевой государственной поддержки. 
   Преграничные – имеют особую роль в международном сотрудничестве. РФ занимают 1-ое место по протяженности государственной границы и по числу преграничных стран (16). После распада СССР длина границ почти не изменилась. Но Россия потеряла прямой выход к границам 6-ти государств Восточной Европы и Ближнего Востока. Проблемы связанные с этим: увеличение неконтролируемых трансграничных контактов; недостаточное обустройство таможенной и пограничной служб; слабое развитие транспортной инфраструктуры. На их территории формируются свободные экономические зоны (СЭЗ), для кот характерен промышленный спад, уменьшение ВРП на душу насел. В наибольшей степени продвинулись только СЭЗ ''Находка'' – Приморский край и ''Янтарь'' – Калининградская область. 
   В отдельную группу можно отнести регионы, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, масштабных общественно-политических конфликтов (Чеченская Республика), экстремальных спадов производства и уровня жизни, вызывающих разрушения накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения. 
   В группу проблемных регионов входит также значительная часть северных территорий, где типичные негативные факторы (неблагоприятный климат и высокая стоимость жизни, повышенные производственные и транспортные издержки, экологическая уязвимость и т. п.) в настоящее время не компенсируются сильными конкурентными преимуществами в виде богатейших ресурсов (нефти и газа, алмазов, благородных и цветных металлов и др.). Бедственное положение ряда регионов Крайнего Севера (свертывание основных и обслуживающих производств, значительная безработица, низкие доходы населения, трудности с завозом топлива и продовольствия) требуют специальных мер государственной помощи.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 2 МЕТОДЫ И КРИТЕРИИ  ВЫДЕЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ  РЕГИОНОВ  
   При выделении проблемных регионов может использоваться один из следующих 2-х методических подходов.  
   При статистическом подходе необходимо задать единые формализованные критерии, на основе которых должен производиться отбор проблемных регионов. В качестве основных показателей оценки социально-экономической ситуации в регионах (административных районах и городах) целесообразно использовать: а) "накопленный" (по сравнению с 1990-1991 гг.) и "текущий" (за последние 1-2 года) спад промышленного производства; б) уровень официальной (или рассчитанной по методике МОТ) безработицы и темпы ее роста (с выделением последнего года); в) реальные доходы населения (отношение среднедушевого дохода к стоимости потребительской корзины) и темпы их изменения (в том числе за последний год).  
   Обоснование этих показателей (с привязкой к существующей на районном и городском уровне статистической базе), выбор их критериальных значений (с ориентацией на средние по России или по специально выделенной зоне со сходными условиями переходного периода) и разработка формализованной методики их интегрирования (в простейшем случае - на основе определения суммарного или среднего ранга по всем используемым параметрам) должны стать одним из первоочередных шагов в подготовке программы исследования проблемных регионов.  
   При структурном подходе выделение проблемных регионов проводится не на базе сопоставления формально-статистических параметров, а путем анализа и оценки структуры занятости и состояния предприятий промышленных узлов и районов, претендующих на получение статуса проблемных регионов.  
   При этом предварительно выделяются по единой методике "проблемные" подотрасли и сферы производства (текстильная, угольная, ВПК и т.д.). Достаточно широкий круг потенциально проблемных регионов может быть определен на основе оценки доли занятых на предприятиях этих подотраслей (особенно в случаях, когда эти предприятия отнесены к градообразующим) в общем числе занятых данного региона. Особо выделяются промышленные узлы и районы "моноотраслевой" специализации экономика и социальная сфера которых зависит от 1-2 крупных предприятий и/или предприятий одних и тех же "депрессивных" подотраслей.  
   На втором этапе силами федеральных ведомств (прежде всего, Министерства экономики с участием Федерального агентства по делам несостоятельности предприятий) или местных органов власти и управления планируется более детальный анализ и оценка финансово-экономического состояния предприятий выделенных территорий (городов, промузлов) с оценкой перспектив их сохранения (реструктуризации) в ближайшие 2-3 года. Территории с концентрацией неблагополучных предприятий получат статус депрессивного региона.  
   Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Статистический метод менее трудоемок и субъективен, однако при его использовании трудно добиться выделения реально (а не формально) проблемных регионов, более других нуждающихся в поддержке. Структурный подход требует значительно больших усилий и трудозатрат, чреват обвинениями в субъективизме и более подвержен лоббированию, однако обеспечивает, при должной организации и контроле, более точное выделение структурно уязвимых регионов и, соответственно, большую эффективность использования федеральной поддержки для проведения "точечной" структурной перестройки экономики.  
   Для выделения кризисных регионов могут быть также рекомендованы качественные и количественные критерии, которые должны отвечать следующим требованиям и условиям рассмотрения:  
   1. Кризисный регион рассматривается и выделяется применительно к двум уровням: страна в целом и “свой” субъект Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, оценить остроту проблем региона как на фоне страны в целом, так и применительно к конкретному субъекту Федерации. Это создаст возможность более объективной оценки ситуации и более целенаправленного выделения средств и оказание помощи как со стороны федеральных, так и региональных органов. Достаточно типичными могут быть две ситуации: кризисный регион в составе депрессивной территории (субъекта Федерации), кризисный регион в составе относительно благополучной территории. В первом случае возможна поддержка федеральных органов, во втором — преимущественно региональных.  
   2. Критерии должны характеризовать устойчивые, длительные по времени процессы (не менее трех лет). Число критериев должно быть жестко ограничено, но при обязательном условии, что они наиболее точно отражают кризисные явления, иными словами, — играют роль наиболее информативных индикаторов.  
   Важным требованием является обеспеченность отобранных показателей регулярно разрабатываемой информацией.  
   Критерии должны быть понятны населению, так как без общественной поддержки трудно рассчитывать на выделение средств налогоплательщиков, которые должны быть уверены в объективности выбора регионов для такой помощи.  
   Выполнение приведенных выше требований представляется достаточно сложным и в методическом, и в информационном аспектах.  
   В качестве основных критериев выделения “проблемных” регионов могут быть рекомендованы следующие:  
   1) Относительно высокий уровень падения объемов производства и услуг. Лучше было бы использовать показатель душевого производства валового внутреннего продукта (ВВП), но применительно к уровню региона требуется методическое обеспечение такого показателя и введение его в систему постоянной разработки статистическими органами.  
   Целесообразность введения показателя объема производства (услуг) объясняется не только тем, что этот показатель отражает уровень хозяйственной деятельности предприятия. Не менее существенно, что состояние таких объектов оказывает непосредственное влияние на занятость населения и его доходы, уровень безработицы, поступления в бюджет и соответственно — на возможность нормального функционирования муниципального жилья, общегородских учреждений (школы, больницы и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать, что на балансе предприятий до сих пор сохраняются объекты социальной инфраструктуры, а отдельные предприятия обеспечивают потребность города в тепле, воде и водоотведении. 
   В качестве количественной характеристики такого показателя может быть предложено его значение относительно соответствующих показателей по стране и по конкретному субъекту Федерации. Учитывая высокий уровень падения производства в стране и большинстве регионов, предлагается принять для кризисных регионов показатель выше средних данных не менее чем на 30%. Применительно к большинству предприятий это свидетельствует практически об их остановке и необходимости применения процедуры банкротства.  
   2) Высокий уровень безработицы. Выше указывалось, что падение производства сопровождается нарастанием безработицы. Вместе с тем, как показывает анализ по стране в целом, по регионам и конкретным городам можно говорить об однонаправленной тенденции, т.е. повышение уровня спада вызывает повышение уровня безработицы, однако при этом количественные характеристики не совпадают — падение производства опережает сокращение численности занятых . Это объясняется нередко искусственными мерами по сдерживанию официальной безработицы путем предоставления отпусков по инициативе администрации, перехода к работе на неполный рабочий день, дробления ставок и т.д.  
   В связи с этим наряду с показателем, характеризующим уровень падения производства, введение показателя уровня безработицы представляется крайне необходимым. В современных условиях для этих целей можно использовать показатель официально зарегистрированной безработицы, регулярно разрабатываемый федеральным, региональными и городскими органами Министерства труда и социального развития. Этот показатель “уровень регистрируемой безработицы” характеризует удельный вес численности зарегистрированных безработных в численности экономически активного населения.  
   Лучше было бы использовать показатель “уровень безработицы”, разрабатываемый в соответствии с рекомендациями МОТ — удельный вес численности безработных в численности экономически активного населения. Однако в связи с тем, что на местах нет систематического учета всей совокупности безработных, а только тех, кто обращается в службу занятости, рекомендовать такой показатель в настоящее время не представляется возможным.  
   В качестве количественного критерия для кризисных регионов рекомендуется принять уровень безработицы выше средних показателей по РФ не менее чем на 50%.  
   3) Сокращение численности населения. Длительное сохранение негативных процессов в регионах — падение производства и уровня жизни, рост безработицы — приводит к нежелательным социально-демографическим последствиям: оттоку населения, прежде всего, его наиболее активной части, росту смертности, сокращению рождаемости.  Результатом этих процессов становится сокращение численности населения городов. В качестве количественного критерия можно принять сокращение населения за последние 3 года не менее чем на 5 процентов.  
   4) Показатель экологической напряженности. Для определения этого показателя могут быть приняты критерии, рекомендованные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации (ныне Госкомэкология). При этом важно отметить официально принятые названия территорий экологического неблагополучия: “зона чрезвычайной экологической ситуации”, “зона экологического бедствия”.  
   5) Показатель политической нестабильности. Для количественной характеристики этого показателя могут быть приняты масштабы миграции (массовый отток населения) и соответственно — сокращение численности населения города.  
   Среди отмеченных выше показателей особый интерес представляет сокращение численности населения, т.к. этот показатель регулярно разрабатывается статистическими органами, он в значительной мере отражает как позитивные, так и негативные процессы, происходящие в городах.  
   Вместе с тем, как показывает анализ, на численность населения, на показатели его естественного и механического движения оказывает влияние большое число факторов, имеющих весьма различную направленность. В общем виде, по-видимому, можно сказать, что есть зависимость между негативными процессами, падением уровня жизни (в широком смысле) и оттоком населения. Однако эта зависимость в современных условиях может реально проявиться лишь при крайней ситуации, когда вопрос стоит практически о возможности выживания в данном месте. Это в значительной мере объясняется жесткой “привязкой” населения к местам проживания в связи с неразвитостью рынка жилья, а также низким уровнем доходов преобладающей части населения.  
   К числу таких крайних случаев может быть отнесено нахождение данного региона в районах межнациональных и иных, в т.ч. вооруженных конфликтов, в зонах катастрофических бедствий природного или антропогенного характера (техногенные аварии и природные катастрофы), либо в регионах, где резко меняется общегосударственная политика и население практически лишается средств существования.  
   Примером первого случая может служить ситуация в Чечне, где ряд городов (и других поселений) оказался в зоне боевых действий. В частности, в Грозном население сократилось по официальной экспертной оценке в два с лишним раза, при этом необходимо отметить неполноту учета естественного движения и миграции. Примером зон катастрофических бедствий могут служить города, попавшие в зону землетрясений (например, на Сахалине), но не все города, находящиеся, например, в зоне Чернобыльской аварии, теряют население. В частности, население г. Новозыбкова не только не сократилось, но даже увеличилось (на 1.01.1991 г. было 42,4 тыс. человек, а на 1.01.1997 г. — 43,3 тыс. человек).  
   Особая ситуация складывается в городах, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. Наряду с тем, что общие для страны кризисные процессы проявились здесь с наибольшей остротой, не менее негативное влияние оказало существенное изменение общегосударственной политики по отношению к северным территориям. Это проявилось, прежде всего, в кардинальном изменении режима компенсации за работу в этих районах. Если раньше стоял вопрос о закреплении здесь кадров, то в последние годы взят курс на резкое сокращение проживающего здесь населения.  
   Об этом свидетельствует анализ группы малых городов, в которых сокращение численности населения за 5 лет (с 1.01.1991 г. по 1.01.1996 г.) превысило 10%: из 27 городов 21 — это города, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, а 3 — это города республик Северного Кавказа.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3 ДЕЯТЕЛБНОСТЬ ФОНДА  «НОВАЯ ЕВРАЗИЯ»  НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Фонд «Новая Евразия» (ФНЕ) - российская некоммерческая организация, целью деятельности которой является содействие улучшению качества жизни российских граждан через программы, содействующие эффективному социально-экономическому развитию(на федеральном и региональном уровнях), основанные на принципах консолидации усилий и ресурсов государства, общественности и бизнеса, и использовании передового российского и международного опыта и инновационных технологий. ФНЕ начал свою работу 1 октября 2004 года. ФНЕ реализует свои программы путем присуждения малых грантов, а также осуществляет управление операциональными проектами в следующих тематических направлениях: общественно-государственное управление, социальная политика и предпринимательство, образование и молодежь, развитие региональных печатных СМИ и международная деятельность.

Для осуществления  эффективной работы ФНЕ на территории Дальневосточного федерального округа в октябре 2005 г. в г. Владивостоке был создан Дальневосточный филиал Фонда "Новая Евразия" (ФНЕ ДВ), который в настоящий момент отвечает за запуск и последующее выполнение Проекта "Разработка и внедрение  эффективных моделей управления процессами в сфере внешней и  внутренней трудовой миграции".

1. Название Проекта: Разработка эффективных моделей управления процессами в сфере внешней и внутренней трудовой миграции.

2. Краткое описание  проблемы (обоснование  важности):

Серьезной угрозой устойчивого социально-экономического развития Дальнего Востока России является сокращение численности населения. С 1991 года регион потерял свыше 1,6 млн. человек и нуждается в пополнении человеческих и трудовых ресурсов. Особая роль в этом может принадлежать внутренней и внешней трудовой миграции. Однако объемы потоков внутренних мигрантов  существенно снизились и потери компенсировались, в основном, за счет беженцев из Средней Азии и республик  бывшего СССР. Соседство региона  со странами АТР и, в частности, наличие  самых протяженных границ с Китаем - открывает еще одну проблему: демографический  дисбаланс - диспропорцию распределения  населения на приграничных территориях  обоих государств. Если на всем российском Дальнем Востоке проживает около 7 миллионов человек, то только в  северо-восточных провинциях КНР - 102,4 миллиона. Такой дисбаланс формирует  у китайских соседей чрезмерный интерес к российскому Дальнему Востоку как к территории для реализации планов трудовой занятости и развитию собственного дела. В регион поступает дешевая рабочая сила, происходит заполнение рабочих мест, не пользующихся спросом у российских граждан, создаются дополнительные рабочие места. Но приток иностранной трудовой силы осуществляется практически бесконтрольно, нет достоверной информации по числу прибывших граждан из КНР, не учитывается баланс между использованием национальных и местных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силой, увеличивается число нелегальных мигрантов, ущемляются права иностранных граждан на легальное занятие предпринимательской деятельностью, на трудоустройство и получение достойных условий труда, проживания и уровня заработной платы. Приток трудовых ресурсов, главным образом из Восточной Азии, порождает целый ряд проблем схожих для южных приграничных регионов Дальнего Востока: слабая миграционная политика в каждом регионе; отсутствие нормативной базы, ориентированной на регулирование миграционных процессов, квотирование рабочих мест, создание условий для легализации трудовой деятельности мигрантов, достижение баланса между использованием местных трудовых ресурсов и привлечением внутренних трудовых мигрантов и иностранной рабочей силы; отсутствие инфраструктуры по оказанию информационной и правой поддержки мигрантам; низкая адаптация иностранных граждан в местных сообществах; неприятие, а порой и враждебное настроение местных жителей.

3. Цель: Разработка и внедрение эффективных моделей управления процессами в сфере внешней и внутренней трудовой миграции в приграничных регионах Дальнего Востока России.

Задачи:

  • Проведение исследования/анализа проблемной ситуации в целевых регионах Проекта; изучение опыта по решению проблем трудовой миграции в западных территориях России, привлечение зарубежного опыта;
  • Развитие диалога между представителями власти, правоохранительными и контролирующими органами, исследовательскими учреждениями, СМИ и общественными организациями целевых регионов в целях поиска путей/ моделей для решения проблемной ситуации;
  • Разработка и апробация региональных моделей решения проблем трудовых мигрантов, защиты их прав, повышения адаптации в местных сообществах, развития толерантности со стороны местных жителей;
  • Развитие сетевого взаимодействия между участниками Проекта, обобщение наработанной практики в регионах; презентация результатов среди целевых групп Проекта, подготовка предложений по совершенствованию региональной миграционной политики, разработки рекомендаций для федеральных органов власти.

Предполагаемые  результаты деятельности:

Проект  позволит обобщить текущую ситуацию по внутренней и внешней трудовой миграции ряда территорий Дальнего Востока, а также, как следствие развития конструктивного диалога между  представителями власти, миграционных служб, правоохранительных органов, руководителями предприятий, сотрудниками исследовательских  учреждений, экспертов и общественности, проект поможет не только разработать, но и апробировать на практике эффективные  подходы/ механизмы по регулированию  процессов трудовой миграции и нахождения баланса между использованием местных  трудовых ресурсов и привлечением рабочей  силы извне.

4. География выполнения проекта:

Приморский  край, Хабаровский край, Амурская область - регионы, которые в наибольшей мере сталкиваются с проблемной бесконтрольного  притока иностранных рабочих.

Информация о работе Проблемные регионы, их типология и критерии выделения