Прогнозирование доходов населения (на примере Воронежской области)

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2011 в 10:26, курсовая работа

Описание работы

Сущность социально-экономического прогнозирования заключается в том, что бы, с одной стороны, выяснить перспективы ближайшего или более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой – способствовать выработке оптимальных планов, опираясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозируемом периоде

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы прогнозирования доходов населения…………5
Роль доходов в повышении уровня жизни населения. Виды доходов и факторы, влияющие на размер доходов населения………………………………5
Государственная политика в сфере регулирования доходов населения……9
Глава 2. Комплексный анализ динамики и структуры изменения доходов населения Воронежской области……………………………………………………..13
Методы расчета доходов населения…………………………………………13
Основные тенденции развития динамики и структуры доходов населения Воронежской области………………………………………………………...15
Глава 3. Стратегические направления совершенствования политики по повышению уровня доходов населения………………………………………………23
Основные проблемы и направления совершенствования политики доходов населения РФ на макро- мезоуровне………………………………………..23
Прогнозирование показателей уровня доходов населения Воронежской области……………………………………………………………………………26
Заключение………………………………………………………………………..37
Список использованной литературы…………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

осн соц пр.doc

— 368.00 Кб (Скачать)

      3. Методика расчета показателей,  характеризующих уровень и распространение низких доходов

      Измерение уровня низких доходов производится путем установления линии (порога или ограничения), ниже которой лица или домохозяйства считаются имеющими недостаток средств для обеспечения стоимости жизни, определяемой исходя из понятий относительно низких (минимальных) потребностей.

      Измерение основывается на подходах:

  • абсолютном, исходя из совокупной стоимостной оценки прожиточного минимума основных потребностей (в продуктах питания, одежде, жилье и т.д.), которые устанавливаются нормативным (или дополненным другими способами измерения) методом на основе научнообоснованных нормативов потребления;
  • относительном, исходя из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определения на этой основе уровня средних доходов наименее обеспеченной группы (или нескольких групп);
  • субъективном, основанном на обследованиях общественного мнения об уровне низких или недостаточных доходов

        Стоимостная величина, по отношению  к которой производится измерение низких доходов, определяется на основе методологических положений, устанавливающих порядок включения в состав доходов населения (домохозяйств) статей денежных поступлений с добавлением (или без) иных видов поступлений в денежной оценке.

        Величина прожиточного минимума  является показателем абсолютного  измерения низких доходов с использованием нормативов потребления важнейших благ и услуг на минимально допустимом уровне.

      Расчеты стоимостной величины прожиточного минимума осуществляются на основании Методических рекомендаций по расчетам прожиточного минимума по регионам Российской Федерации.

      Прожиточный минимум представляет собой натуральный набор продуктов питания, учитывающий диетологические ограничения и обеспечивающий минимально необходимое количество калорий, а также расходы на непродовольственные товары и услуги, налоги и обязательные платежи, соответствующие по структуре затрат на эти цели бюджетам низкодоходных домашних хозяйств. 

      2.2 Основные тенденции  развития динамики  и структуры доходов            населения Воронежской области

      Для изучения структуры и динамики доходов  используются данные баланса денежных доходов и расходов населения. Он отражает движение той части ВВП (ВРП), которую население получает в форме денежных доходов.

      На  основе этого баланса рассчитываются и публикуются такие статистические показатели, характеризующие доходы и расходы населения как: денежные доходы населения, включающие оплату труда, пенсии, пособия, стипендии, поступления от продажи продуктов сельского хозяйства; доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, дивидендов; доходы лиц занятых предпринимательской деятельностью, страховые возмещения; ссуды; доходы от продажи иностранной валюты; денежные расходы и сбережения [7,стр.176]. Эти показатели используются для анализа структуры денежных доходов населения. Структура денежных доходов населения Воронежской области и ее динамика представлена в таблице 1.  

Таблица 1. Структура и динамика доходов населения Воронежской области [10]    

  2006 2007 2008
  млн. руб млн. руб млн. руб
Денежные  доходы ВСЕГО 194101,6 234156,5 281347,8
Доходы  от предриниматльской деятельности 21230 26000,7 30001,3
Оплата  труда 68105,6 85952,7 112988,5
Социальные  выплаты 33741,3 40348,1 53802,5
Доходы  от собственности 12748,5 8131,4 8100,3
Другие  доходы 58276,2 73723,6 76455,2
в процентах к итогу
Денежные  доходы ВСЕГО 100 100 100
Доходы от предриниматльской деятельности 10,9 11,1 10,7
Оплата  труда 35,1 36,7 40,1
Социальные  выплаты 17,4 17,2 19,1
Доходы  от собственности 6,6 3,5 2,9
Другие  доходы 30 31,5 27,2

      Из  таблицы можно сделать следующие  выводы. В структуре денежных доходов населения Воронежской области в 2006 году основную долю составляет оплата труда – 35,1%. Социальные выплаты составляют в общей структуре денежных доходов 17,4%, а доходы от собственности – 6,6%. В 2007 году снова наибольшую долю составляет оплата труда – 36,7%, доля социальых выплат – 17,2%, доходы от собственности снизились до 3,5%. В 2008 году оплата труда составляет 40,1%, социальные выплаты – 19,1, доходы от собственности – 2,9%.

      Изменение в структуре денежных источников денежных доходов населения Воронежской области за 2006 – 2008 гг. в целом можно оценить положительно. Следует отметить, что соотношение в денежных доходах населения доли заработной платы и социальных выплат играет важную роль в трудовой мотивации. Другими словами, если в доходах населения большую часть занимает заработная плата, то развивается предприимчивость и инициатива, тогда как при  повышении роли социальных выплат часто усиливается настроения иждивенчества. По приведенным данным доля оплаты труда в доходах населения увеличилась с 35,1% до 40,1%, что свидетельствует об усилении заинтересованности в труде. Это произошло по причине удорожания рабочей силы, снижения доли доходов от собственности, увеличения объемов производства и услуг, что связано с рыночными преобразованиями.  Кроме того, к объективным причинам также можно отнести и занятость работников в различных отраслях экономики, совершенствование нормирования труда на предприятиях, что отразилось на заработной плате.

      Хотелось  бы отметить, что доля доходов от предпринимательской деятельности за анализируемый период осталась практически неизменной. Нельзя сказать, что такой показатель является положительным, отсутствие изменений в доходах от предпринимательской деятельности ведет к незаинтересованности в развитии собственного бизнеса.

      За 2009 год опубликованы пока не все  данные по структуре доходов населения. Однако можно отметить, что номинальные денежные доходы населения области сложились в сумме 317,4 млрд. рублей [11]. В этом году рост номинальных денежных доходов в Воронежской области также сопоставим со средним по стране. Вместе с тем, более высокие более высокие темпы инфляции 2009 года обусловили снижение реальных располагаемых денежных доходов населения. Снижение уровня реальных доходов населения объясняется уменьшением реального содержания заработной платы, нарастанием проблем в сфере занятости населения, снижением доходов от собственности и предпринимательской деятельности.

      Особое  значение имеет оценка динамики доходов  населения в постоянных ценах, для этого используются показатели их реального содержания. Напомним, реальные доходы населения определяются как личные располагаемые доходы с добавлением стоимости бесплатных или на льготных условиях предоставленных населению за счет государственных и негосударственных фондов потребления с поправкой на изменение потребительских цен. 

Таблица 2. Основные показатели денежных доходов  населения Воронежской области в реальном выражении [10].

  2006 2007 2008 2009
Реальные  денежные доходы в % к предыдущему  году 115,5 110,8 103,8 99,1
Реальная  начисленная заработная плата в% к предыдущему году 114,2 118,7 113,7 95,6
Реальный  размер начисленной пенсии в % к предыдущему  году 104 112,7 105,9 122,2
 

      Из  таблицы видно, что за последние годы наблюдается рост не только номинальных доходов населения, но и рост реальных доходов. И только в 2009 году заметно снижение реальных денежных доходов (на 0,9%) и реальной заработной платы (на 4,4%) по сравнению с 2008 годом. Это свидетельствует о снижении покупательной способности доходов населения.

      По-прежнему одной из наиболее острых социальных проблем, как в России, так и в Воронежской области, в частности, остается высокая степень расслоения населения по уровню доходов, т.е. рост дифференциации населения по доходам. Данные о распределении доходов населения и социально- экономической дифференциации представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов населения Воронежской области [10]                                                                                       

              2008 г       2009 г
тыс. чел. в % к итогу тыс. чел. в % к итогу
Все население       2280,4       100       2270       100
в т.ч. со среднедушевыми денежными доходами в месяц, рублей:                                
до 2000       83,6       3,7       51       2,3
2000,1 - 4000       352,2       15,4       269,2       11,9
4000,1 - 6000       403,1       17,7       355       15,6
6000,1 - 8000       340,4       14,9       328,1       14,5
8000,1 - 10000       262,8       11,5       270       11,9
10000,1 - 15000       402,9       17,7       445,4       19,6
15000,1 - 25000       297,3       13       361,9       15,9
свыше 25000       138,1       6,1       189,4       8,3
 

Таблица 4. Распределение общего объема денежных доходов населения Воронежской области [10]

  2008 2009
Денежные  доходы, (%) 100 100
в т.ч. по 20-ти процентным группам населения    
первая (с наименьшими доходами) 5,4 5,5
вторая 10,1 10,3
третья 15,1 15,2
четвертая 22,7 22,7
пятая (с наибольшими доходами) 46,7 46,3
Коэффициент концентрации доходов (индекс Джини) 0,408 0,403
Коэффициент фондов, раз 15,1 14,6
 

      Анализируя  таблицы, делаем следующие выводы. В 2009году существенно изменилась численность населения с доходами ниже прожиточного минимума с 19,1% в 2008 году до 14,2% в 2009 году, напомним, что прожиточный минимум в 2008 году составил 3977,3 руб., в 2009 году – 4353,4 руб. Однако уровень дифференциации доходов по-прежнему высок – на 10% наиболее обеспеченного населения приходилось 29,7% денежного дохода, а на 10% наименее обеспеченного населения приходилось лишь 2%. Это показывает коэффициент фондов (соотношение 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения), за последние десять лет он значительно вырос – с 9,6 в 1999году до 14,5 в 2009 году (в 2008 году он составлял (15,1 раз). Коэффициент (индекс) Джини  свидетельствует о степени расслоения населения страны (региона) по уровню годового дохода. В случае полного равенства доходов он равен нулю, в случае полного неравенства он равен 1. За последние годы коэффициент Джини для Воронежской области держится на уровне 0,4, как и в среднем по стране.[14] Резкий разрыв между положением богатых и бедных диктует необходимость более активных мер и четкой социальной ориентации в совершенствовании системы минимальных социальных гарантий.

Информация о работе Прогнозирование доходов населения (на примере Воронежской области)