Промышленность Северо-Западного федерального округа

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 09:42, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей работы – изучение проблемы развития и размещения отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа

Содержание

Введение 3
1. Состав и место Северо-Западного федерального округа в общероссийском территориальном разделении труда. Особенности его экономико-географического положения 4
2. Промышленный комплекс региона. Развитие и размещение отраслей рыночной специализации промышленности 11
3. Основные проблемы и инновационные направления социально-экономического развития региона 21
Заключение 24
Список использованной литературы 26

Работа содержит 1 файл

Промышленность Северо-Западного ФО.doc

— 378.00 Кб (Скачать)

     Важное  значение имеет железнодорожная  магистраль Санкт-Петербург – Таллинн – Рига – Калининград, обеспечивающая экономические связи с Калининградской областью и странами Западной Европы. Внешнеэкономические связи со странами Скандинавии осуществляет железная дорога Санкт- Петербург – Хельсинки. Практически построена железная дорога на коммерческой основе из Карелии в Финляндию (к финским морским портам круглогодичного действия). Благодаря железнодорожным магистралям из Санкт-Петербурга на Белоруссию и Украину обеспечиваются внешнеэкономические связи с Зарубежными странами. В развитии внешнеэкономических связей России со странами Балтийского бассейна, Европы и Америки велика роль морского транспорта округа.

     Со  странами Балтии Санкт-Петербург также  соединяют автомобильные дорог. Совершенствование автодороги Санкт-Петербург  – Рига – Клайпеда – Гданьск – Гамбург соединит северную столицу с Германией и обеспечит устойчивые экономические связи не только округа, но и для страны в целом. Начаты работы по строительству автомобильной дороги "Виа Балтика", которая даст надежный транспортный выход на территорию государств Западной Европы, нового морского порта в финском заливе (Ленинградская область).14 

 

3. Основные проблемы  и инновационные  направления социально-экономического  развития региона

 

     Северо-Западный регион обладает высоким промышленным потенциалом в таких областях, как судостроение, деревообработка, машиностроение.  
Прямые контакты с мировым рынком и близость европейских государств, соседство с основными индустриально развитыми регионами во многом определяют многоплановую роль северо-западного федерального округа как крупного поставщика сырья и промышленных товаров, топливно-энергетических ресурсов. Одновременно округ является импортером разнообразной продукции, важным транзитным районом.

     Обладая уникальным геополитическим положением, при котором пять субъектов Федерации  имеют сухопутную, а три – морскую границу со странами Европейского союза, Северо-Западный федеральный округ активно развивает взаимодействие с приграничными государствами. Наиболее перспективными направлениями в этой области являются транспорт, туризм, телекоммуникации, энергетика, экология, а также различные виды гуманитарного сотрудничества.

     В регионе совместно с европейскими компаниями строятся и уже работают предприятия по производству мебели, электротехнического оборудования для автомобилей, развиваются информационные технологии, обустраиваются города и поселки. Приграничное сотрудничество является конкурентным преимуществом Северо-Западного федерального округа и предоставляет существенную возможность для реализации потенциала округа.

     Высокая освоенность территории Северо-Западного района обусловила значительную антропогенную нагрузку на природную среду, что требует расширения природоохранительных мероприятий. Интенсивное водопотребление создало во многих городах района дефицит водных ресурсов. Хозяйственные выбросы и стоки привели к загрязнению рек и воздушного бассейна. В настоящее время в районе большое внимание уделяется вопросам охраны окружающей среды, проводятся природоохранные мероприятия.

     В настоящее время сельское хозяйство  региона осталось практически без государственной поддержки, в том числе без достаточной поддержки региональных органов государственной власти. Развитие товарного индивидуального хозяйства нереально при достигнутом уровне производительности сельскохозяйственного труда, если не будет оказана долгосрочная значительная государственная помощь, которая позволит создать в районе реальное фермерство. Развитие сельского хозяйства в Северо-Западном районе должно осуществляться на основе его всесторонней интенсификации учетом местных природных условий, сельского расселения, инженерной и транспортной инфраструктуры и др. Для района может оказаться эффективным товарное крестьянское хозяйство (в т.ч. разнообразные товарищества, кооперативы).

       В связи с тем, что в настоящее время район стал практически единственным выходом России в западную сферу мирового рынка, выяснилось что этот выход недостаточно обустроен для этой цели. Сформировать полноценный морской выход России в Европу – это задача не только для Ленинградской области и Санкт-Петербурга, но и для всей России.

       Для высвобождения ресурсов для создания и развития Северо-Западной контактной зоны необходимо решить задачи:

     1. Целенаправленное и последовательное  ослабление индустриального крена  в экономике не только Санкт-Петербурга, но и Ленинградской и Новгородской областей.

     2. Стимулирование развития ряда  относительно тех отраслей хозяйства,  которые являются или могут  стать конкурентоспособными в  условиях рыночной экономики.

     3. Обеспечение на современном уровне  и в нужных масштабах развития  всей региональной инфраструктуры.

     4. Ускорение развития ряда относительно  новых отраслей экономики региона,  способных играть роль "локомотива".

     Необходимо  всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой проблемы необходимо осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Ряд отраслей непроизводственной сферы могут стать реальными отраслями региональной специализации, и кроме того, непроизводственная сфера является полем для развития малого и среднего бизнеса.15

       Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма, увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского, создание современной инфраструктуры связи. 

 

Заключение

 

     На  основе изученного материала можно  сделать следующие выводы о развития и размещения отраслей промышленности Северо-Западного федерального округа.

     Развитие  экономики Северо-Западного округа обусловлено наличием значительных водных и энергетических ресурсов, богатых запасов полезных ископаемых.

     Большую угрозу человеческому потенциалу Северо-Запада создает депопуляция населения – острый демографический кризис.

     В отраслевой структуре ВРП доминируют обрабатывающие производства, где осуществляется 75 % выпуска промышленной продукции (в России – 67 %). Вклад Северо-Западного федерального округа в формирование объема производства России различается по видам деятельности: в добыче полезных ископаемых – 6,1 %, в обрабатывающих производствах – 12,4 %, в энергетике – 12,7 %.

     Ведущее значение играют машиностроение, лесная, деревообрабатывающая, добывающая промышленность, металлургия. Концентрация ценнейших природных ресурсов определяет специфику промышленного комплекса, основанного на развитии топливно-энергетической, горнодобывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной, рыбоперерабатывающей, промышленности.

     Северо-Западный федеральный округ – один из крупнейших в России производителей и экспортеров черных и цветных металлов, и в первую очередь стали, меди, алюминия, никеля.

     В условиях кризиса регион сохраняет значительные работающие мощности в легкой и особенно в пищевой промышленности. Однако существуют проблемы реконструкции этих мощностей, поскольку их изношенность на некоторых предприятиях достигает 80 %. Быстрая оборачиваемость средств, вкладываемых в пищевую и легкую промышленность в ряде случаев, позволяет привлекать отечественные и зарубежные инвестиции, в частности в производство кондитерских и крупяных изделий.

       Северо-Западный федеральный округ обладает развитой транспортной сетью. Плотность транспортной сети района существенно превосходит среднюю по России. Основные недостатки имеющейся транспортной инфраструктуры связаны; с ограничениями по грузообороту и составу обслуживаемых грузов Балтийских морских портов – г.г. Санкт-Петербурга, Выборга и др., а также с отсутствием к настоящему времени современных авто- и железнодорожных магистралей, связывающих г. Санкт-Петербург с Москвой, Финляндией, Польшей и через нее с Западной Европой и российским Калининградом.

     В перспективе многоплановая роль Северо-Западного федерального округа в республиканском и межгосударственном территориальном разделении труда должна еще больше возрасти.

     Значительно усилятся функции округа как крупного экспортера сырья, в первую очередь  нефти и газа, продукции глубокой переработки нефти, обрабатывающей промышленности, в частности машиностроения; должно увеличиться количество услуг, предоставляемых в округе, - транспортных, складских, банковских, рекреационно-туристических. Этому должны способствовать стабилизация социально-экономической обстановки и посткризисное развитие регионов, входящих в состав федерального округа. Ряд регионов обоснованно относится к категории территорий приоритетного социально-экономического развития (Мурманская, Архангельская, Ленинградская области, республики Карелия, Коми, Ненецкий автономный округ).

     Эти регионы имеют особенно благоприятные условия для ускоренного выхода из кризиса и решения целого комплекса внутрирегиональных, межрегиональных и общереспубликанских проблем. Их развитие должно активно способствовать выходу из кризиса экономики всей России.

 

Список использованной литературы

 
  1. Аверин  А.Н. Социальные проблемы развития северных регионов: Учебное пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2009. – 171 с.
  2. Броило Е.В. Анализ проблем устойчивого развития Северо-Западного федерального округа // Проблемы современной экономики. – 2011. – № 2. – С. 262-266.
  3. Броило Е.В. Основные проблемные тенденции развития Северо-западного федерального округа в условиях рынка // Региональная экономика: теория и практика. – 2010. – № 5. – С. 97-103.
  4. Винокуров А.А. Северо-Западный федеральный округ: особенности и направления регионального развития // Региональная экономика: теория и практика. – 2008. – № 5. – С. 12-21.
  5. Европейское сотрудничество – фактор стратегического развития Северо-Запада России / науч. ред. А. М. Ходачек. – СПб.: Изд-во СПб ун-та, 2009. – 274 с.
  6. Калашникова Т.М. Экономико-географическое районирование: Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2009. – 234 с.
  7. Клебанов И. О развитии Северо-Западного федерального округа // Вопросы местного самоуправления. – 2010. – № 3. – С. 4-5.
  8. Основные направления стратегии социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа Российской Федерации на период до 2015 года: в 2 кн. – СПб.: Знание, 2009. – 220 с.
  9. Перепеченко В.П. Экономика Северо-Запада. – Вологда: Академия, 2010. – 175 с.
  10. Региональная экономика: Учебник для вузов / Т.Г. Морозова, М.П. Победина, Г.Б. Поляк и др.; Под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 472 с.
  11. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2009: Стат. сб. – М.: Росстат, 2010. – 685 с.
  12. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2009: Стат. сб. – М.: Росстат, 2010. – 981 с.
  13. Российский Север: проблемы социального развития: Учебное пособие / А.Н. Аверин [и др.]; под общ. ред. Н. А. Волгина, Ю. П. Алексеева. – М.: Дашков и К, 2009. – 896 с.
  14. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. – М.: Росстат, 2010. – 806 с.
  15. Симагин Ю.А. Территориальная организация населения и хозяйства: Учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2010. – 384 с.
  16. Синецкий В.П. Социальное и экономическое развитие приморских регионов Севера. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 164 с.
  17. Слуцкий Е.Г. Россия и ее Северо-Западный регион накануне вступления в ВТО: аналитический обзор и прогноз. – СПб.: БИС-принт, 2009. – 40 с.
  18. Стратегии макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. акад. А.Г. Гранберга. – М.: Наука, 2010. – 720 с.
  19. Экономическая география и регионолистика: Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2010. – 148 с.
  20. Экономическая география России: Учебник / под ред. Т.Г. Морозовой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 479 с.

Информация о работе Промышленность Северо-Западного федерального округа