Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 10:53, контрольная работа

Описание работы

Целью этой работы является анализ отраслевой структуры машиностроительного комплекса и факторов размещения его отраслей и производств, а также характеристика современного состояния комплекса, перспектив и вариантов выхода из создавшейся сегодня сложной экономической ситуации.

Содержание

Введение 3
1.Состав и значение машиностроения в народном хозяйстве России 4
1.1. Машиностроительный комплекс - основа научно-технического прогресса и материально-технического перевооружения всех отраслей народного хозяйства 4
1.2. Состав и межотраслевые связи 6
1.3. Сравнительная характеристика отраслевой структуры машиностроения развитых и развивающихся стран мира 9
2.Особенности развития и размещения машиностроительного комплекса РФ 12
2.1. Особенности размещения машиностроения России 12
2.2. Тяжелое машиностроение 15
2.3. Общее машиностроение 18
2.4. Среднее машиностроение 19
2.5. Место России в мировом производстве продукции машиностроения 25
3.Проблемы и перспективы развития и размещения машиностроения в нашей стране. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
Список использованных источников: 39

Работа содержит 1 файл

Кур-рпс2.doc

— 355.50 Кб (Скачать)

Группировка машиностроительных отраслей по факторам размещения: 

Фактор  размещения Доля отраслей, размещенных с учетом данного  фактора, %
Тяготение к:  
Районам с развитой научной базой 42
Районам сосредоточения трудовых ресурсов 24
Районам потребления продукции 22
Металлургическим  базам 12

    Источник:

    Экономическая и социальная география; справочные материалы.

    Дронов  В.П., Макасовский  В.П.  

    Машиностроительный  комплекс ежегодно производит 30 тыс. видов  различных машин и 130 тыс. деталей. Его продукция нужна практически повсюду, т.е. для машиностроения характерно повсеместность потребления. Поэтому машиностроение развито во всех экономических районах России, хотя его роль в хозяйстве районов не одинакова. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 2.

 

Экономический район Доля производимой продукции  (%)
Северный 1.5
Северо-западный 5
Центральный 23
Волго-Вятский 10
Центрально-Черноземный 4
Поволжский 18
Уральский 20
Северокавказский 6
Западно-Сибирский 7
Восточно-Сибирский 3
Дальневосточный 2.5
 
 

    Следовательно 87.5% машиностроительной продукции выпускает  Западная экономическая зона и всего 12.5% выпускает Восточная экономическая зона. В Восточной зоне машиностроение работает не на местные потребности, а на Европейскую зону (79% продукции вывозится в европейские районы, а из европейских районов поступает 67% продукции).[7]

    В зависимости от особенностей размещения в машиностроении условно можно  выделить несколько групп отраслей, в том числе:

    1. Тяжелое машиностроение (67 % продукции  ).

    2. Общее машиностроение (18 % продукции).

  1. Среднее машиностроение (15 % продукции).
    1. Тяжелое машиностроение
 

    Группа  отраслей тяжелого машиностроения отличается большим потреблением металла, относительно малой трудоемкостью и использованием энергии. Тяжелое машиностроение включает производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых станков и кузнечно-прессовых машин, крупных морских и речных судов, локомотивов и вагонов. Особенности производства продукции тяжелого машиностроения заключаются в отливке, механической  обработке  и  сборке  крупногабаритных деталей,  узлов, агрегатов и целых секций. Для этой цели отрасли характерны как предприятия законченного производственного цикла,  самостоятельно  осуществляющие заготовку, обработку и сборку деталей и узлов, так и заводы, сочетающие эти операции с монтажом привозных,  поступающих в порядке кооперированных связей деталей, агрегатов и секций. В составе отрасли имеются и узкоспециализированные заводы. Тяжелое машиностроение производит 60% товарной продукции отрасли  затраты на сырье и материалы здесь составляют от 40 до 85 %, затраты на зарплату 8-15 %, затраты на транспорт от 15 до 25 %, затраты на электроэнергию 8-15 %. Заводы тяжелого машиностроения могут быть ориентированны как на металлургические базы, так и на районы потребления. Около 90% производства отрасли сосредоточено в европейской зоне, остальное- в Западной Сибири и на Дальнем востоке. К основным районам и центрам тяжелого машиностроения относятся:

  • Центральный (Электросталь).
  • Уральский экономический район (завод "Уралмаш" в Екатеринбурге.)
  • Сибирь (производство металлургического и горного оборудования в городах Иркутск, Красноярск, производство турбин в г. Новосибирске)
  • Северо- Западный:  Санкт-Петербург - исторически сложившийся центр тяжелого машиностроения (завод "Электросила", выпускающий турбогенераторы)
  • новые центры, связанные с производством атомных реакторов - завод "Автоммаш" в г. Волгодонске.

    Производство  металлургического оборудования сложилось  как в крупных районах производства металла, так и вне этих районов. Предприятия этого профиля специализируются на изготовлении отдельных видов оборудования для добычи руды, ее подготовки, доменного, сталеплавильного, литейного, прокатного оборудования или отдельных узлов.

    На  заводах Урала сосредоточен выпуск в стране экскаваторов для добычи руды, агломерационных машин, оборудования доменных и электротермических печей (Екатеринбург, Орск).

    Оборудование  для мартенов, проката и сварки труб производится в Центральном районе (Электросталь).  Рудоразмольное оборудование поставляет Поволжье (Сызрань). Литейные машины - Дальний Восток (Комсомольск-на-Амуре) и т.д.[9]

    Производство  крупного энергетического оборудования возникло и развивалось преимущественно вне металлургических баз в крупных центрах развитого машиностроения, которые специализируются на производстве отдельных видов этой сложной, требующей квалифицированного труда продукции. Мощные турбины и генераторы для электростанций дают Северо-западный (Санкт-Петербург), Уральский (Екатеринбург)  и Западно-Сибирский (Новосибирск) районы. Крупнейший центр по выпуску этой металлоемкой, но мелкосерийной или индивидуальной продукции - Санкт-Петербург. В этих районах и центрах сложилась специализация на выпуске определенных видов оборудования. Почти все они производят паровые или гидравлические турбины и генераторы для них, но разных мощностей и конструкций, особенно для разного типа ГЭС. Быстрое развитие атомной энергетики заставило перейти к производству сложного оборудования на существующих заводах. Энергетическое оборудование - мощные дизели для судов - выпускают в Санкт-Петербурге, Брянске, Нижнем Новгороде, Хабаровске, для тепловозов и электростанций - в Балаково, Пензе, Коломне.[17]

    Высокопроизводительные  котлы, дающие сотни и тысячи тонн пара в час, производят в Центральном  районе (Подольск), Центрально-Черноземном (Белгород), Северо-Кавказском (Таганрог), Западно-Сибирском (Барнаул).

    Преимущественно вне металлургических баз размещается  производство тяжелых станков и  кузнечно-прессового оборудования. Их выпускают небольшими сериями и нередко по индивидуальным заказам для отечественных и зарубежных заводов. Предприятия этой отрасли разместились в Западно-Сибирском (Новосибирск), Центральном (Коломна, Иваново), Центрально-Черноземном (Воронеж), Поволжском (Екатеринбург) и т.д.

    Производство  горно-шахтного оборудования сложилось  в главных угольных районах страны  Западно-Сибирский (Прокопьевск, Кемерово); Уральский (Екатеринбург, Копейск); Восточно-Сибирский (Черемхово, Красноярск). Нередко такое размещение предприятий по изготовлению горно-шахтного оборудования связано с учетом местных особенностей добычи угля, руды и других полезных ископаемых.[9]

    Вне металлургических баз размещается  и большинство предприятий судостроительной промышленности, несмотря на потребление ими большого количества неудобных для транспортировки профилей металла. Судостроительные заводы специализируются на выпуске судов определенного назначения, с разными типами судовых двигателей. Сложность современных судов обусловливает установку на них разнообразного типового и специального оборудования. Поэтому в судостроении исключительно сильно развиты кооперированные связи с многочисленными предприятиями-смежниками, поставляющими не только оборудование, но и нередко целые агрегаты и секции судов. Строительство судов начинается на суше, а достраиваются они на плаву. Поэтому многие морские верфи размещены в укрытых устьях крупных рек (Нева, Амур), или защищенных от моря гаванях. Крупнейший район морского судостроения сложился на Балтийском море, где находится важнейший его центр - Санкт-Петербург с рядом заводов со специализацией на сооружении линейных пассажирских, грузопассажирских, наливных судов, ледоколов-атомоходов, речных судов. Имеются судостроительные заводы в Выборге, в Калининграде. Верфи морского судостроения находятся также в Архангельске, Мурманске, Астрахани, Владивостоке. Судоремонтные верфи расположены в Новороссийске, Владивостоке, Петропавловске-Камчатском.[17]

    Речное  судостроение представлено многочисленными  верфями на важнейших речных магистралях: на Волге (Нижний Новгород, Волгоград), Оби (Тюмень, Тобольск), Енисее (Красноярск), Амуре (Благовещенск). Создание глубоководных фарватеров на реках, сооружение каналов, соединивших важнейшие речные артерии между собой, позволило перейти к строительству судов типа "река-море" не только в нижних течениях рек, но и в средних и верхних. На этих речных верфях строятся также суда озерного типа и небольшие суда морского типа. Выгодное географическое положение таких речных верфей относительно предприятий-смежников в центральных районах делает сооружение судов на них весьма эффективным.

    Железнодорожное машиностроение - одна из старейших  отраслей машиностроения, сравнительно сильно развитая дореволюционной России и реконструированная в 60-х годах. Технический процесс на транспорте в послевоенные годы привел к изменению видов тяги: замене малоэкономичных паровозов более эффективными и мощными электровозами и тепловозами, повышению грузоподъемности вагонов, созданию новых типов вагонов для перевозки специализированных, наливных, насыпных грузов. Современные тепловозы, электровозы, пассажирские и специальные грузовые вагоны не только являются материалоемкой продукцией, использующей разнообразные конструкционные материалы - черные и цветные металлы, пластмассы, древесину, стекло, но и оснащены сложным оборудованием - мощными дизелями, электромоторами, холодильными установками, установками для обогрева специальных цистерн, пневматическими установками для разгрузки сыпучих материалов.[9]

    Резко возросла концентрация производства локомотивов  в Центральном районе (в г. Коломна, Брянск, Калуга); в городе Санкт-Петербург.

    Маневровые  и промышленные тепловозы для  широкой и узкой колеи поставляют преимущественно предприятия Центрального района (Муром, Людиново, Брянск).

    Грузовые  вагоны производятся в Нижнем Тагиле, Алтайске,  Абакане. Пассажирские- в  Санкт-Петербурге, Твери, трамвайные- в  Усть-Катаве (Урал); для метрополитена- в Мытищах, Санкт-Петербурге.[17]

    1. Общее машиностроение
 

    Группа  отраслей общего машиностроения характеризуется  средними нормами потребления металла, энергии, не высокой трудоемкостью. Предприятия общего машиностроения производят технологическое оборудование для нефтеперерабатывающей, химической, бумажной, лесной, строительной промышленности, дорожные и простейшие сельскохозяйственные машины. Преобладают специализированные предприятия, связанные с изготовлением заготовок и сборкой конструкций, агрегатов и деталей, поставляемых в порядке кооперации. Ряд предприятий, выпускающих  оборудование для отраслей промышленности с химической технологией, нуждается в специальных видах сталей, цветных металлов  и пластмасс. Предприятия общего машиностроения - одни из самых многочисленных в отрасли и размещаются во многих  районах страны. Общее машиностроение производит 25% товарной продукции отрасли. Затраты на зарплату стоимости продукции здесь составляют от 12 до 33 %, затраты на сырье и материалы в этой группе не очень большие - от 4 до 8 %, затраты на электроэнергию 3 - 5 %.

    Сельскохозяйственное  машиностроение  располагает многочисленными  и крупными предприятиями по производству различного сельскохозяйственного  инвентаря для обработки почв, посева культур, сбора урожая. Сельскохозяйственное машиностроение тяготеет к районам потребления, учитывая профиль сельскохозяйственного производства:

  • производство зерновых комбайнов - на Северном Кавказе (Ростов-на-Дону, Таганрог), в Сибири (Красноярск);
  • производство картофелеуборочных машин - в Центральном районе (Рязань, Тула), льноуборочных (Бежецк), силосоуборочных (Люберцы). Различные сельскохозяйственные машины и оборудование производят заводы, расположенные в Воронеже, Сызрани, Кургане, Омске, Новосибирске.

    Оборудование  для предприятий с химической переработкой сырья (нефтеперерабатывающие, химические, бумажные) производится в Пензе, Туймазах, Кургане, Екатеринбурге, Ижевске, Петрозаводске.

Информация о работе Развитие и размещение машиностроительного комплекса в России