Регион как объект хозяйствования и управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:23, курсовая работа

Описание работы

Ориентация на развитие рыночных отношений оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан России, вот почему все регионы должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости.
Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально–экономического развития субъектов РФ. Так, из анализа социально–экономического развития субъектов РФ следует, что диапазон основных макроэкономических показателей весьма велик. Сгладить существующие различия и объективную разницу между уровнями экономического развития субъектов РФ призвана разумная государственная экономическая политика, стимулирующая развитие перспективных отраслей экономики, повышающая финансовую самодостаточность территорий, и приводящая в конечном итоге к сбережению народонаселения России.

Работа содержит 1 файл

регион как объект хозяйствования и управления.doc

— 116.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

     на  тему: Регион как  объект хозяйствования и управления. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение

     Ориентация на развитие рыночных отношений оказала существенное влияние на изменение содержания стоящих перед регионами задач и на средства их решения. Развитие рыночной экономики сопряжено с требованием реализации гражданских прав и свобод граждан России, вот почему все регионы должны обеспечить право свободного выбора места жительства и трудовой деятельности, право на достойный уровень благосостояния, право на образование и другие. Решение отмеченных и других задач в регионах не может быть обеспечено исключительно на основе механического подхода к выравниванию уровня и качества жизни. Оно в определенных пределах достижимо в результате смягчения противоречий между экономическими и социальными целями развития регионов, через определение приоритетов в их развитии, через компромисс общественных сил, достижение экономической эффективности и социальной справедливости.  
Актуальной проблемой, создающей угрозу экономической безопасности и территориальной целостности страны, становится усиливающаяся неравномерность социально–экономического развития субъектов РФ. Так, из анализа социально–экономического развития субъектов РФ следует, что диапазон основных макроэкономических показателей весьма велик. Сгладить существующие различия и объективную разницу между уровнями экономического развития субъектов РФ призвана разумная государственная экономическая политика, стимулирующая развитие перспективных отраслей экономики, повышающая финансовую самодостаточность территорий, и приводящая в конечном итоге к сбережению народонаселения России. 
Цель курсовой работы – изучить особенности региона как объекта хозяйствования и управления. 
Объект исследования – регион. 
Предмет исследования – социально-экономические процессы региона как область управления.

     1. Регион как объект  хозяйствования и  управления

     1.1 Понятие региона, его основные признаки

     В современной учебной и научной литературе понятие «регион» трактуется неоднозначно, а порой и противоречиво.

     В узком (политико-правовом) смысле слова  под регионом понимают административно-территориальные образования. В широком — территориальные образования, свободные от административных привязок. В этом смысле понятие «регион» может означать природно-климатическую зону; географическую территорию; межгосударственную территорию; экономический или хозяйственно-экологический район, историко-культурный ареал и т.п.

     Кроме того, в учебной и научной литературе под регионами понимаются как  обширные территории, охватывающие целые континенты или группы стран, так и несколько соседствующих друг с другом субъектов Российской Федерации, отличающихся особенностями исторического развития, географического положения, природных и трудовых ресурсов, специализации хозяйства и т.д.

     В целом в науке под регионом понимается часть территории, обладающей общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Однако при этом каждая научная дисциплина отдает приоритет тому или иному  регионообразующему фактору. Поэтому под «регионом» в этих дисциплинах подразумеваются подчас различные объекты.

     В географии регион — это определенный территориальный комплекс, состоящий  из земли, воздуха, флоры, фауны и  населения, находящихся в особых отношениях друг с другом и составляющих вместе особую часть поверхности земли.

     В экономике регион рассматривается  как сложное соединение многочисленных звеньев производственных систем и  социальной инфраструктуры, объединенных единой территорией, хозяйственной  организацией и соответствующими управленческими структурами.

     В культурологии регион определяется как специфическое культурное образование, вписанное в общий «пейзаж», основу которого составляют однородная физическая среда и более или менее  однородная экономика, составляющие каркас общественной жизни и общий фон исторического и нравственного развития. В культурологической литературе понятие «регион» часто используется также в качестве аналога особого «мира» с присущим только ему менталитетом, образом мышления, традициями, мировоззрением и мироощущением.

     В политологии «регион» — это часть  территории одной или нескольких соседних стран с более или  менее однородными природными, экономическими, социально-политическим и культурными  условиями. В политологической литературе регион часто рассматривается как группа стран, которые по многим очевидным параметрам больше взаимозависимы друг с другом, чем с иными странами. При этом государства, объединенные в регион, должны иметь некий интегрирующий географический фактор, например общий выход к морю или систему естественных транспортных коммуникаций (например, Ближний или Средний Восток, Центральная или Восточная Европа).

     В теории государственного управления дается формально-юридическая трактовка  региона как субъекта федерации или иной субнациональной единицы, чьи права и обязанности определены конституцией или иными законами.

     В рамках доктрины европейского интегрального  федерализма определение термина  «регион» включает в себя наличие  таких признаков, как общая территория; определенное население; общность истории, природных условий и решаемых проблем,

     В Указе Президента РФ «Об основных положениях региональной политики в  Российской Федерации» под регионом понимается часть территории РФ, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. При этом отмечается," что регион может совпадать с границами территории субъекта РФ либо объединять территории нескольких субъектов РФ.

       В узком смысле понятие регион употребляется для обозначения территориального сообщества в административных границах субъекта Российской Федерации, которое характеризуется таким чертами, как целостность и управляемость.

     Целостность как характерная черта региона  реализуется в первую очередь  в социально-политическом и экономическом отношениях. В первом случае речь идет о наличии в регионе особого территориального сообщества людей, объединенного определенными историческими традициями, образом жизни, менталитетом и выступающего объектом управления со стороны органов государственной власти, осуществляющих свою деятельность в рамках Российской Федерации.

     С экономической точки зрения целостность  региона означает наличие устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных  производственных связей, пропорциональное сочетание в нем различных отраслей народного хозяйства, рациональное использование регионального природно-ресурсного потенциала. Экономическая целостность региона проявляется прежде всего в комплексности регионального хозяйства, которая означает сбалансированность и согласованное развитие его производительных сил, отсутствие значительных внутрирегиональных хозяйственных диспропорций, наличие способности в условиях социальной и политической стабильности осуществлять в региональных пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

     Характерной чертой региона является также управляемость, которая самым непосредственным образом связана с административно-территориальным  делением Российской Федерации. В значительной степени управляемость обусловлена  целостностью региона, так как органы государственной власти должны обеспечивать управление территориальными социумами во всех сферах их жизнедеятельности в пределах своей компетенции.

     Выделяют следующие функции региона:

     - Институциональные (регион - это часть территории страны);

     - Экономические - обеспечение эк-кой безопасности стран в целом и создание условий свободной деятельности в регионах (региональная функция спроса, региональная функция предложения, функция региональной активности, функция региональной специализации, функция регионального управления, хозяйственная функция региона, демографическая функция, социально-бытовая функция);

     - Социальные;

     - Экологические;

     -Психологические.  
Степень реализации функций зависит от факторов: 

     - уровень развития промышленного комплекса региона и страны; 

     - степень обеспечения природными ресурсами; 

     - обеспеченность и качество трудовых ресурсов; 

     - наличие уникальных свойств региона, имеющих уникальную значимость; 

     - социально-политическая стабильность в регионе; 

     - финансовые возможности региона; 

     - геополитическое положение региона.

     Множество подходов к анализу региональных проблем, самого понятия региона  и его функций определило наличие  огромного числа классификаций  регионов. Одинаковых регионов нет, есть давно освоенные и недавно освоенные, есть центральные и периферийные, есть, где численность населения растет, и есть – где падает, в одних преобладает численность населения старших возрастных групп, в других высок удельный вес молодежи. Регионы отличаются по уровню насыщенности производительными силами, социальной структуре, наличию сырьевой базы и полезных ископаемых, расстоянию от высокоразвитых промышленных, культурных и столичных центров. Классифицировать регионы можно по источникам основной специализации производства: агропромышленные, транспортно-промышленные, морепромышленные, рыбопромышленные, газопромышленные и другие.

     Чаще  всего в основу классификации  регионов кладутся следующие критерии: уровень и темпы экономического развития, тип территориальной структуры, коэффициент плотности населения, темпы прироста населения, характер и коэффициент производственной специализации и др.  В настоящее время, в связи с быстрым вхождением регионов в рынок, высказывается новый критерий  классификации, а именно, емкость рынка какой-либо территории. Известно, что объем рынка неразрывно связан со степенью специализации общественного труда, т.е. разделением труда. Чем глубже общественное разделение труда, тем сильнее кооперационные связи между предприятиями какой-либо территории, тем глубже интеграция.

     В экономической науке существуют и другие подходы к  классификации регионов. Так, например, в индустриально развитых странах Запада  принято выделять:

     1.    депрессивные регионы, демонстрировавшие в прошлом относительно высокие темпы развития;

     2.    стагнирующие регионы, отличающиеся крайне низкими или «нулевыми» темпами развития;

     3.    пионерные регионы или регионы нового освоения;

     4.    микрорегионы или первичные экономические регионы;

     5.    экономические регионы первого порядка (или генеральные), образующие схемы регионального макроделения страны;

     6.    программные (плановые) регионы – регионы, на которых распространяются целевые программы развития и контуры которого не совпадают по территории с регионами данной сетки;

     7.    уникальные регионы, связанные с реализацией крупных строек (проектные регионы) или характеризующиеся крайне низким уровнем развития (проблемные регионы).

     В современной России в связи с  продолжающимся кризисом особое значение получают проблемные регионы.  Среди них обычно выделяют:

     q  Слаборазвитые: Северный Кавказ, Марий Эл, Алтай, Тува, Псковская и Астраханская области.

     q  Депрессивные: Северо-запад, Центральный, Поволжский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский

     q  ПриграничныеКалининградская область, Приморский край, Северный Кавказ.

     q  Экологически опасныеМурманская область, Поволжье, Урал, Кузбас, побережье Каспийского моря.

     Вследствие  огромных различий природно-географических, экономических и других условий  в регионах России региональные воспроизводственные  процессы уникальны, их эффективность является необходимым условием комплексного пропорционального развития региональной экономики. Успешное функционирование региональной экономики во многом зависит от возможностей и умения администрации регионов принимать оптимальные решения, учитывающие интересы центра и регионов. Уровень развития регионов обусловливается не формами собственности, а способами управления экономикой, социально-экономическими отношениями, рациональным использованием региональных преимуществ, поиском методов сочетания федеральных и региональных социально-экономических интересов, которые определяют разумную и действенную региональную экономическую политику.

Информация о работе Регион как объект хозяйствования и управления