Региональная финансовая политика как основа экономической самостоятельности регионов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 10:28, реферат

Описание работы

Для стабильного развития общества и эффективного развития государства необходимо обеспечить баланс общегосударственных интересов с интересами регионов и территориальных общин, основываясь на принципах унитарности государства и целостности его территории. Должно быть достигнуто оптимальное соотношение децентрализации и централизации власти, обеспечена сбалансированность социально-экономического развития регионов, учтены их исторические, экономические, экологические, географические и демографические особенности, этнические и культурные традиции.

Работа содержит 1 файл

РЕгиональная эконимика.docx

— 39.93 Кб (Скачать)

5.Четкое размежевание  компетенции между разными уровнями  территориального управления; построение  модели самоуправления и самофинансирование  регионов разных рангов с предоставления  максимальных прав низовым региональным  звеньям.

6.Заинтересованность  жителей региона в его ускоренном  социально-экономическом развитии  и привлечение их банковских  сбережений и инвестиций через  выпуск и распространение акций.

7.Беспрерывное воспроизведение  местных ресурсов (земля, лиса, вода) путем введения и регулирования  платы за ресурсы.

8.Согласованность  текущих и перспективных проблем  экономического развития территории.

9.Разработка механизма  стимулирования экспортной активности  территории. Формирование экспортной  стратегии региона должно основываться  на программно-целевом подходе.

Все принципы экономической  независимости региона предусматривают  расширение товарно-денежных отношений  и их использование в управлении процессами регионального развития и для межрегионального взаимодействия.

Все финансовые ресурсы  региона можно поделить на такие  части: ресурсы, которые создаются  и используются на месте, изымаются  за границы территории и те, что  поступают со стороны. Основная роль принадлежит накоплениям, которые  создаются на месте. Именно они формируют  большую часть денежных ресурсов населения, предприятий и местного бюджета.

Соответствующий принципам  экономической независимости региона  и адекватный современному уровню развития продуктивных сил хозяйственный  механизм управления областью имеет:

-обеспечивать достижение  всей системы целей развития хозяйства области;

-основываться на  принципах демократизации управления, которое позволит направить хозяйственную  активность всего населения данной  области на использование имеющихся  резервов;

-органически вписываться  в экономическую, политическую  и организационную структуру  государства;

-быть гибким, способным  перестраиваться или достраиваться  с учетом специфики развития  каждого города и района, расположенных в области.

В основе действия хозяйственного механизма регулирования развития области лежит система целей, которая базируется на основе учета экономических интересов всех социальных групп населения, трудовых коллективов, предпринимателей, ассоциаций и обеспечивать интенсификацию развития хозяйства области, прогрессивную перестройку его структуры, ускорение темпов научно-технического процесса, решение актуальных социальных проблем.

К целей государственного значения можно отнести следующие:

-повышение роли  области в ускорении научно-технического  прогресса за счет усиления  использования интеллектуального  потенциала высококвалифицированных  кадров;

-повышение эффективности  и полноты использования уникального  исторически — культурного потенциала на основе развития туризма и широкой пропаганды культуры;

-повышение роли  области в создании рыночной  инфраструктуры, предпринимательской  и деловой активности, развития  внешнеэкономических связей;

-повышение роли  области в решении проблем  здравоохранения;

-повышение роли  области в развитии транспорта.

К целей регионального уровня можно отнести:

— обеспечение ресурсно-целевой  сбалансированности развития производственного  комплекса городов, районов, области;

-беспрерывное усовершенствование  структуры народного хозяйства  области в направлении увеличения  доли профильных производств,  усиление их комплексности, увеличение  вклада отдельных районов и  мост в развитие области;

-достижение сбалансированности  экономического и социального  развития с учетом необходимости  обеспечения нормативного уровня  и качества жизни населения;

-рациональное использование  районных ресурсов и городских  территорий, сохранение (восстановление) эколого-производственного равновесия;

-рациональное размещение  продуктивных сил в системе  « государство-область».

К локальным целей, которые обеспечиваются хозяйственным механизмом регулирования развития области, принадлежат:

-осуществление перепрофилирования, перебазирование и ликвидация  производств, неэффективных за  экономическими, экологическими и  социальными критериями;

-решение локальных  проблем повышения качества жизни населения на данной территории (жилье, продовольствие, трудоустройство, образование и т.п.);

-повышение эффективности  функционирования агропромышленного,  строительного, энергетического,  транспортного комплексов за  счет реализации их резервов  путем межотраслевого, областного  и межрайонного использования.

Функции конкретного  органа регионального управления вытекают из задач, которые решаются им. К  ним принадлежат такие, как:

-регулирование хозяйственной  деятельности предприятий и организаций разных организационно-правовых форм с целью наиболее эффективного использования природных ресурсов;

-обеспечение комплексного  развития и эффективного функционирования  производственной и социальной  инфраструктуры с целью повышения  эффективности производственного  потенциала и создание высокого  уровня условий жизни населения;

-защита окружающего  среды и обеспечения воспроизведения  экологических условий существования  территории.

Основные функции  регионального управления:

1)в производственный  сфере – обеспечение эффективного  развития хозяйства региона как  единого целого, в частности: участия  в решении общегосударственных  задач с учетом места региона в общегосударственном обособлении работы и специфических интересов региона; эффективного внутренне — регионального разделения труда, специализации и кооперирование, комплексирование хозяйства региона; эффективной совместной деятельности предприятий в регионе; благоприятных условий для размещения и эффективного функционирования производственных объектов; эффективного использования территориального производственного, научно-технического и ресурсного потенциала; эффективного развития территориальных производственно-хозяйственных комплексов; эффективного управления хозяйством местного назначения, координация выпуска продукции и предоставление услуг внутренне — регионального потребления.

2)в социальной  сфере – удовлетворение нужд  населения в работе и обеспеченность  эффективного использования трудового  потенциала региона; создание  условий для воспроизведения  трудового потенциала региона;  обеспечение эффективного развития  социальной инфраструктуры удовлетворения  нужд населения продуктами питания,  товарами и услугами; регулирование  качественных и количественных  характеристик структур расселения  населения на территории; поддержка  благоприятного для жизни, работы  и рекреации экологического среды; решение вопросов социальной сферы.

Таким образом, цель регионального управления – это  управления местными делами. К региональным функциям относятся:

-контроль за осуществлением  экономических, социальных, национально-культурных  и других программ развития  территории;

-контроль за финансовыми ресурсами региона;

-проводка местной  налогово-бюджетной политики;

-обеспечение имущественных  и земельных отношений в пределах  региона;

-развитие внешнеэкономического  отношения; содействие развития  самоуправления и органов самоорганизации  населения;

-решение административно-территориальных  вопросов;

-рациональная организация  управления;

-контроль за деятельностью государственных администраций в пределах полномочий, делегированных им соответствующими районными или областными советами;

-нормотворческая  разработка и внедрения региональных  нормативных актов.

Для того, чтобы политическая ситуация была стабильной и эффективно функционировала экономика, есть потребность  в реализации на региональному уровне таких функций:

-соблюдение законности  при проводке экономической (макроэкономической) политики в регионе;

-внедрение в производство  достижений науки и передовых  технологий, создание условий для  всего инновационного и прогрессивного;

-внедрение новых  методов производства, энергосберегающей  и ресурсозберигающей технологии, разных форм организации производства;

-внедрение четкой  системы мер для обновления  оборудования, привлечение инвестиций  и на этой основе усовершенствования  воспроизведенных процессов производства;

-организация эффективного  управления регионами на основе  выполнения его функций: планирование, организация, регулирование, анализ, учет, мотивация, контроль;

-обеспечение процесса  производства конкурентоспособной  продукции для удовлетворения  нужд рынка и для экспорта, если есть такие возможности;

-рациональное использование  экономического и природоресурсного потенциалов.

Опыт передовых  стран свидетельствует, что реализация принципиальных подходов и функций  органов регионального управления будет содействовать улучшению  политической ситуации в регионах, как основы социально-экономического развития.

Регионы Украины, согласно Конституции Украины, должны работать в рамках национальной экономики, которая  осуществляется за счет межрегиональных  связей регионов с центром. Чем теснее эти связи, тем более эффективной  будет социальная экономика регионов. Управление регионом и муниципальным  образованием связано с решением задач территориальной кооперации и разделения труда, максимальной мобилизацией ресурсов с целью экономического и социального развития региона  или муниципального образования. Осуществление  функций управления предусматривает  их научное обоснование и конкретизацию; отсюда возникает необходимость рассматривать регионально-административное управление в контексте трудового процесса, с помощью которого обеспечивается целесообразная деятельность человека или общества в соответствии с познанными естественными или общественными законами, объектом регионального управления должны стать социально-производственные системы, в том числе и очень складне, которыми являются региональные структуры, муниципальные образования, технологические, экономические, социальные и другие возможности. Необходимо связать интересы отдельных предприятий, работников с муниципальными образованиями регионов и страны в целом при формировании социально-производственных комплексов, налаживании производственной кооперации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4 ВЫВОДЫ

1.Регион в национальной  экономике рассматривается как  отдельная самостоятельная хозяйственная  система, которая имеет четко  обозначенные границы своей территории, собственные органы управления, материальную и финансовую основу  и определяется в большинстве  случаев законодательными актами  государства. Функции управления  представляют собой логику инновационных  действий людей, то есть эффективность  конкретной работы, которая приводит  к росту производительности работы  и уровня жизни населения.

2.Разные виды экономической  деятельности, которые протекают  в пределах региона, происходят  в такой последовательности: производство, распределение, обмен, потребление,  накопление. Эта последовательность  экономических процессов составляет экономический цикл и происходит по схеме простого экономического воспроизведения, когда возрастают как количественные, так и качественные характеристики произведенной продукции. Самое расширенное экономическое воспроизведение должен обеспечить регионально-административный менеджмент. Новое определение управления как инновационной составляющей развития позволяет сформировать понятие «инновационной самоорганизации муниципального образования», что означает самостоятельное, наиболее полное использование интеллектуального, материально-технического и демократического потенциала каждого субъекта хозяйствования и муниципального образования в целом как инновационного развития экономики, который содействует обеспечению постоянного улучшения жизни людей.

3.Экономика региона  – это неотъемлемая часть единого  народнохозяйственного комплекса,  которая находится в центре  регионального управления и служит  его основой. Поэтому в управлении  регионом должны преобладать  экономические методы, прежде всего планирования и бюджетно-финансовое регулирование. В условиях рыночной экономики все субъекты хозяйствования должны иметь определенную экономическую свободу. Экономическая самостоятельность региона – это возможность самостоятельно выбирать пути и средства социально-экономического развития на базе собственного экономического потенциала, природных ресурсов и при этом самостоятельно распоряжаться достигнутыми результатами, удовлетворять потребности региона с учетом общегосударственных интересов. 
 
 

Информация о работе Региональная финансовая политика как основа экономической самостоятельности регионов