Региональная политика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2011 в 13:49, реферат

Описание работы

Молодому российскому государству всего 7 лет. Обретение Россией суверенитета и своей государственности произошло на фоне тяжелого экономического кризиса, в котором оказалась наша страна в 1990-х годов. Россия выбрала новый путь своего развития: началось построение современного правового демократического государства. Но так как наша страна не имеет такого исторического опыта, то все началось практически с нуля, с постепенной ломкой изжившей себя советской системы, с введением практически новых для страны различных демократических формаций и институтов.

Работа содержит 1 файл

111.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

По мнению автора, для ответственного решения  рассматриваемой проблемы нужны  полноценные программы - и федерального, и субфедерального, и местного уровня.

Статья  Лексина В., Швецова  А. ''Региональная политика России: Концепции, проблемы, решения. Статья 9. Программные методы регулирования территориального развития'' (Рос. экон. журнал, 1996, ј2)

Предлагая ту или иную региональную проблему в качестве объекта целевой программы, следует четко охарактеризовать ее предвидимый результат и честно назвать его цену. Региональная проблематика в связи со своей социально-экономической направленностью имеет определенную специфику, учет которой приводит к целесообразности раздельно осуществлять оценку эффективности и оценку результативности программ. Речь идет о том, чтобы выявлять, с одной стороны меру оправданности затрат, а с другой, - то, насколько реализация программных мероприятий будет обеспечивать достижение ожидаемых результатов. Под эффективностью, в свою очередь, логично понимать экономическую выгодность, эффективность предложенных в программе специальных механизмов (стимулов, льгот), экономию затрат в программном варианте по сравнению с периодом, когда подобная программа не применялась.

Используемые, методы государственного регулирования  территориального развития и селективной поддержки регионов исходят не из системного представления о критических региональных ситуациях, а исключительно из бюджетной обеспеченности отдельных субъектов Федерации, из их квалификации в качестве ''нуждающихся'' или ''особо нуждающихся''. Целевые же программы как механизм быстрого и эффективного решения острой региональной проблемы (а не как способ безвозвратного финансирования из федерального бюджета), к сожалению, применяется очень редко. Поэтому было бы полезно составить перечень потенциальных зон программного регулирования, включив сюда ограниченное число локальных территорий. Такие зоны следовало бы объявить сферами приоритетного программного финансирования с предоставлением гарантий государственного участия и с приданием соответствующим расходам статуса защищенных статей бюджетов всех уровней.

При этом имеющееся правообеспечение разработки федеральных программ как формы  удовлетворения государственных нужд необходимо дополнить и переориентировать  на решение приоритетных, преимущественно социальных и экологических, задач территориального развития.

Т.о. практически  во всех статьях отмечается необходимость  совершенствования методов и  основных положений современной  региональной политики в России. Отмечается дезинтеграция страны как в экономическом, так и политическом планах, плохая правовая обеспеченность региональной политики, непродуманность финансово-бюджетной стороны региональной политики, практическое отсутствие программных методов. Подчеркивается, что сохранение существующей ситуации неизменной может в итоге привести к непредсказуемым негативным последствиям для всей России и отдельных регионов.

Главная задача региональной политики - сохранении страны как единого федеративного  государства, что достигается разными  путями (экономическими, социальными и политическими). Экономическая сторона региональной политики , в основном, сводятся к необходимости государственного регулирования размещения инвестиций ради более полного использования ресурсов (рабочей силы, природных ресурсов, неосвоенных земель и т.п.). Социальная сторона региональной политики, непосредственно выражается в таких принципах демократического общества как социальная справедливость и равноправие граждан. С этой точки зрения, сбалансированное региональное развитие должно гарантировать, что качество жизни не зависит от региона, в котором людям довелось жить и работать. Таким образом, характерная для региональной политики "дискриминация" регионов, с социальной точки зрения, может быть оправдана необходимостью избежать дискриминации граждан по их местожительству (или, по крайней мере, сократить ее). Соответственно, региональная политика должна быть направлена на выравнивание межрегиональных различий в доходах населения, уровне безработицы, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, состоянии окружающей среды и т.п.

Политическая  сторона региональной политики отражает естественное для каждого государства  желание обеспечить свою внешнюю  безопасность и территориальную  целостность. Последнее, особенно, важно для многонациональных государств, в которых напряженность в отношениях между регионами и между центром и регионами может привести к росту регионального сепаратизма.

Часть 3: Рецензия на книгу ''Анализ тенденций развития регионов России: Типология  регионов, выводы и предложения '' / Программа Европейского союза Тасис / Ред. Лавров А.М., Кашин В.К.

В данной публикации содержится отчет по совместному  исследованию Экспертного института (Россия) и Центра по изучению России и Восточной Европы Университета Бирмингем (Великобритания), выполненного в рамках программы ТАСИC "Экономические реформы в России: региональный аспект" (техническое руководство подготовкой материалов и редактирование выполнено А.М. Лавровым и В.К. Кашиным; авторский коллектив (в алфавитном порядке): Г.В. Былов, М. Брэдшоу (Университет Бирмингема, Великобритания), О.В. Григорьев, М.Г. Делягин, В.К. Кашин, В.В. Климанов, А.М. Лавров, А.А. Нещадин, Т.Г. Нефедова, М.В. Малютин, Ф. Хансон (Университет Бирмингема, Великобритания)).

По-моему, это одна из немногих публикаций, отличающихся комплексностью и объективностью изучения регионального развития России (по материалам 1992-1995 гг.). Для решения этой задачи были проведены отбор и систематизация параметров, в наибольшей степени, пригодных для оценки средне- и краткосрочных тенденций регионального развития России, дана классификация российских регионов по отдельным аспектам социально-экономической ситуации.

Важно отметить, что в основе исследования авторы условно разделили региональные различия в социально-экономической ситуации на "объективные" и "субъективные" факторы. К "объективным" были отнесены уровень развития региона, специализация и структура хозяйства, экономико-географическое положение региона и т.д. К "субъективным" - проводимая политика властей всех уровней по отношению к региону, предпринимательская активность населения, поддержка или противодействие реформированию, изменение потоков миграции. Было отмечено, что именно направленность действий "субъективных" факторов в значительной степени определяет скорость и тенденции изменений "объективных". В этом случае, индикаторы, характеризующие "объективные" факторы, выступают в качестве индикаторов более высокого порядка по отношению к индикаторам "субъективных факторов". Как правильно отмечено в исследовании, для того, чтобы понять и спрогнозировать тенденции регионального развития, необходимо определить закономерности, связи и масштабы влияния данных факторов.

В качестве "ключевого" индикатора, наиболее полно отражающего ход реформ, авторы вполне справедливо приняли уровень жизни населения, поскольку он связан практически со всеми другими индикаторами, характеризующими реформирование регионов.

Исследование  состоит из 7 разделов, освещающих различные  темы регионального развития и региональной политики. Первый раздел носит вступительный характер, раскрывающий цели и основные подходы и результаты исследования.

Интересен второй раздел, в котором приводится типологизация регионов по социально-экономической  ситуации (динамика объемов производства и динамика доходов, по уровню жизни, по коэффициенту ''зажиточности''). Социально-экономическая ситуация в регионах оценивается при помощи особых логических формул, что само по себе интересно.

Изложенный  в исследовании подход - не более  чем одна из возможных моделей изучения регионального развития России в условиях переходного периода. Как и любая модель, она достаточно условна, отражая (да и то в меру достоверности региональной статистики) лишь обобщенный взгляд на регионы "сверху", без детализации региональных проблем и учета внутрирегиональной дифференциации. Однако, это необходимый элемент для того, чтобы перейти от простой констатации межрегиональных различий к их объяснению и пониманию места каждого конкретного региона с его специфическими проблемами.

В 3-ем разделе рассматриваются факторы регионального развития России, к которым авторы относят: экономико-географическое положение; природно-климатические условия; природно-ресурсный потенциал; демографический потенциал и структуру населения; структуру и специализацию хозяйства; финансовую обеспеченность; уровень социально-экономического развития региона. К сожалению, мало внимания уделяется политическим факторам, которые в России подчас имеют определяющее значение.

Раздел 4 посвящен особой теме региональных компенсационных механизмов. Это означает, что в условиях переходного периода каждый регион в меру своих возможностей пытается адаптироваться к новым условиям, свести к минимуму хотя бы наиболее острые проявления кризиса или, как минимум, компенсировать неизбежные потери в своем бывшем (хотя и относительном) благосостоянии. Региональные компенсационные механизмы условно разделяются авторами на пассивные (пассивные компенсационные механизмы - это "естественная" реакция населения и субъектов хозяйствования тех или иных регионов на изменившиеся условия, их более или менее успешное приспособление (адаптация) к рыночным реалиям) и активные (активные компенсационные механизмы - это проводимая в отношении данного региона властями разных уровней, субъектами хозяйствования политика, в том числе и региональная политика). Авторы пишут, что суть федеральной региональной политики заключается в селективной (избирательной) поддержке тех или иных регионов. Теоретически она могла бы стать мощным компенсационным механизмом. Однако, в отличие, например, от развитых стран Запада, рыночно-ориентированная региональная политика России находится лишь в стадии своего становления и пока малозаметна - это подмечено очень метко.

Основное  внимание авторы уделяют бюджетной  политике центра по отношению к регионам, а остальные методы региональной политики только упоминают, не уделяя им пристального внимания. Мне кажется, что все-таки в условиях бюджетного кризиса особое внимание должно уделяться не дотациям из центра как таковым, а поиску иных форм поддержки депрессивных регионов (такие, как введенные для отдельных регионов (например, Ставропольского края) налоговые льготы по федеральным налогам, а для районов Дальнего Востока и Забайкалья субсидируются транспортные и энергетические тарифы, крупные дотации идут в угледобывающие районы, разрабатываются и частично реализуются программы развития отдельных регионов (Центральной России, Дальнего Востока, Псковской области, Бурятии и т.д.), оказывается поддержка формированию свободных экономических (таможенных) зон (прежде всего, в Калининградской области и Приморском крае), отдельным предприятиям (типа "Россельмаша") и проектам).

К сожалению, совсем немного места уделяется  подписанию договоров между федеральным  центром и субъектами Федерации  о разграничении полномочий и предметов ведения. А ведь они занимают огромное место в становлении в России федерализма. Кроме того подчас они наделяют субъекты федерации вполне действенными полномочиями и финансовыми ресурсами.

Но, как  правильно отмечают авторы, центральное место в системе компенсационных механизмов занимает социально-экономическая политика самих региональных властей . Именно она должна "запустить" наиболее эффективные для того или иного региона адаптационные процессы, ввести дополнительные (управляемые) механизмы, подкрепить необходимыми организационными мерами и т.д. Как мне кажется, регионы должны в первую очередь рассчитывать на собственные ресурсы, а уж потом надеяться на помощь со стороны центра.

Особый  интерес представляет 6 раздел, т.к. в нем рассматривается международный опыт региональной политики, который очень интересен и важен для нашей страны, поскольку формирование своей региональной политики только происходит.

В заключительном 7 разделе авторы приводят различные  рекомендации по развитию регионов. Этот раздел можно считать итоговой частью всего исследования.

Суть  региональной политики авторы видят  в различном отношении к различным  регионам, их "дискриминации" (чаще всего - позитивной, т.е. оказание в той  или иной форме финансовой поддержки) ради достижения общенациональных целей. В общих словах это верно.

Далее отмечается очень важный для России момент: при рассмотрении возможных  стратегий развития российских регионов, естественно, на первый план выходит  наличие существенных различий между ними. Часть регионов (в основном, это национальные республики Северного Кавказа и юга Сибири) находятся еще на аграрной стадии развития. Часть регионов, в первую очередь, Москва и Санкт-Петербург уже вплотную подошли к постиндустриальной стадии развития. Это обстоятельство представляет собой одну из наиболее серьезных проблем при выработке и реализации федеральными органами власти региональной политики. Люди, принимающие решения, живут, как правило, в Москве, и им трудно, порой просто невозможно, понять некоторые специфические проблемы какого-либо региона. В результате, углубляется пропасть непонимания и взаимного неприятия между Москвой и регионами, что отчетливо проявляется в ходе разного рода выборов.

Информация о работе Региональная политика России