Региональные особенности образа жизни населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2011 в 12:57, контрольная работа

Описание работы

На региональное распределение прибыли существенное влияние оказывает территориальная структура народного хозяйства, экономический потенциал регионов и уровень их хозяйственного развития. Чем выше этот уровень, тем при прочих равных условиях больше финансовых ресурсов может быть получено и использовано на экономические и социальные цели.

Содержание

1. Бюджетно-налоговая система региона 3

2. Региональные особенности образа жизни населения 8

3. Региональное размещение запасов железной руды (контурная карта с основными характеристиками)

Список литературы 13

Работа содержит 1 файл

эк.география 1.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Содержание

1. Бюджетно-налоговая  система региона 3

2. Региональные  особенности образа жизни населения 8

3. Региональное  размещение запасов железной  руды (контурная карта с основными  характеристиками)

Список  литературы 13

 

       1. Бюджетно-налоговая  система региона

     Возможности решения приоритетных региональных проблем экономического роста и структурных преобразований, а также повышения уровня жизни населения во многом связаны с финансовыми ресурсами регионов. Их состояние определяется финансовым положением предприятий и организаций, расположенных на той или иной территории, и, в первую очередь, массой создаваемых первичных доходов – прибыли.

     На  региональное распределение прибыли  существенное влияние оказывает территориальная структура народного хозяйства, экономический потенциал регионов и уровень их хозяйственного развития. Чем выше этот уровень, тем при прочих равных условиях больше финансовых ресурсов может быть получено и использовано на экономические и социальные цели.

     Величина  как общих, так и бюджетных  доходов и отчислений от прибыли зависит не только от качества работы предприятий, сфер и отраслей хозяйства, но и от отраслевой структуры последнего. Разницу массы доходов (прибыли) обусловливают различия и в масштабе производственного потенциала, и в эффективности хозяйствования, и в соотношении высоко- и малодоходных (прибыльных) отраслей. Поскольку прибавочный продукт (следовательно, и прибыль) создается живым трудом, зависит от «зарпла-тоемкости» («доходоемкости») производства, то речь идет в основном о соотношении высоко- и малотрудоемких отраслей. На величину прибыли в расчете на одного занятого влияет также производительность труда, а в расчете на одного жителя – демографическая структура территории.

     Все доходы и расходы региона взаимоувязываются  в его финансовом балансе (отчетном и прогнозном). Он позволяет определить вклад территории в общие финансовые ресурсы страны, размеры отчислений средств и направления вовне в порядке перераспределения и использования, в том числе отчисления в федеральный, региональный и местные бюджеты.

     Финансовые  ресурсы региона состоят из внутренних и привлеченных извне ресурсов.

     Внутренние  финансовые ресурсы включают: ресурсы  предприятий и организаций, расположенных в регионе, средства населения, доходы регионального бюджета, средства внебюджетных фондов. География их и прибыли почти совпадает.

     Финансовые  ресурсы предприятий и организаций, расположенных на территории региона, представляют собой сумму чистой прибыли, амортизационных отчислений, а также доходов от акций и других видов ценных бумаг. Финансовые показатели предприятий на перспективу определяются на базе прогноза увеличения физического объема производства продукции (услуг) и существующего уровня эффективности –доли чистой прибыли, а также характеристик формирования амортизационных фондов с учетом изменения фондоотдачи.

     Средства  населения – часть его денежных доходов, остающаяся после вычета расходов на личное потребление и уплаты налогов. Их перспективная величина оценивается на основании тенденций роста фонда оплаты труда, доходов от предпринимательской деятельности, выплат пенсий, стипендий, пособий и т.д., а также с учетом тенденций изменения доли временно свободных средств, используемых на накопление.

     Собственные доходы регионального бюджета включают все доходы, формируемые за счет налоговых поступлений и неналоговых доходов.

     Средства  внебюджетных фондов (пенсионного, социального  страхования, занятости населения  и др.), остающиеся на территории региона, формируются за счет части отчислений от доходов этих фондов.

     Средства  бюджета и внебюджетные фонды  образуют блок централизованных финансовых ресурсов, находящихся в управлении регионального уровня власти.

     Потребность в бюджетных ресурсах определяется по трем крупным направлениям:

     • создание условий функционирования и развития социально-культурной сферы;

     • финансирование приоритетных направлений  развития экономики региона;

     • осуществление инвестиционных проектов.

     В качестве инструмента для оценки уровней обеспеченности региона  соответствующими бюджетными и финансовыми ресурсами используются относительные показатели:

     • показатель финансовой обеспеченности (частное отделения суммарной  величины собственных финансовых ресурсов региона на численность населения);

     • показатели собственной и полной бюджетной обеспеченности (рассчитываются на душу населения на основе данных о собственных доходах регионального бюджета, а также с учетом размера финансовых ресурсов, привлекаемых в бюджет со стороны);

     • показатель влияния хозяйственного потенциала региона (определяется соотношением финансовых ресурсов предприятий различных видов деятельности и форм собственности в расчете на одного жителя региона).

     Сопоставление величины собственных бюджетных  средств региона с основными  направлениями их расходования в  перспективе позволяет оценить финансовое положение региона и его возможности в решении социальных и экономических задач. В результате определяется отнесение регионов к категории обеспеченных, слабообеспеченных и необеспеченных.

     Если  имеющиеся в регионе средства позволяют реализовать в полном объеме все три направления бюджетного финансирования, то финансовое положение региона признается хорошим. В случае, если средств достаточно только на два первых направления, — положение можно считать средним. При недостатке собственных средств региона для финансирования даже социально-культурной сферы он относится к группе слабообеспеченных или необеспеченных.

     В целях повышения бюджетной обеспеченности региона определяется возможность увеличения его финансовых ресурсов за счет заемных и привлеченных средств.

     Структура региональных бюджетов отражает специфику  экономики территорий. В бюджетных доходах европейских районов выше, чем в среднем по стране, доля основных налогов (на прибыль, на добавленную стоимость и подоходного налога с физических лиц). В восточных районах доля основных налогов ниже, поскольку сказывается влияние налоговых льгот при экспортной ориентации хозяйства. В бюджетных расходах у районов с преобладанием депрессивных и кризисных явлений, а также с суровыми природно-климатическими условиями (Европейский Север, Северный Кавказ, Поволжье, Восточная Сибирь) более высок процент расходов на социально-культурные нужды.

     При анализе налоговой ситуации отмечается неравномерное вовлечение отраслей экономики и регионов в формирование доходов государства: большой налоговый пресс испытывают производство и товарооборот (через НДС) и незначительный — финансово-банковская сфера, экспортно-импортные операции. В то же время существуют объективные условия для территориальной дифференциации налоговой системы. Налоговая емкость финансово-экономического потенциала, рассчитанная как отношение налоговых поступлений к величине национального богатства, различается по макрорегионам почти втрое (наименьшая величина - Центральное Черноземье, наибольшая - Центр).

     Бюджетным кодексом установлена трехуровневая  структура бюджетной системы  России: 1) федеральный бюджет и бюджеты  государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов Федерации (региональные) и бюджеты региональных государственных внебюджетных фондов; 3) местные (муниципальные) бюджеты.

     Проекты бюджетов разного уровня разрабатываются  на основе подготовленных перед этим прогнозов социально-экономического развития страны, регионов, территорий муниципальных образований и отраслей экономики, а также основных направлений бюджетной и налоговой политики, прогнозов сводного финансового баланса, планов развития государственного или муниципального сектора экономики соответствующей территории на очередной финансовый год. Исходными макроэкономическими показателями являются объем валового внутреннего продукта но очередной финансовый год, темпы его роста в этом году и уровень инфляции (темпы роста цен).

     Перераспределение доходов между уровнями бюджетной  системы осуществляется при помощи закрепленных и регулирующих доходов. Закрепленные доходы полностью или в установленной доле поступают в соответствующие бюджеты. Из максимальной ставки взимания налога на прибыль в 30% фиксированная ставка его зачисления в федеральный бюджет составляет 11% и закрепленная за территориальными органами власти - 19%. Регулирующие доходы в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других поступлений по утвержденным нормативам (как правило, дифференцированным в разрезе территориальных бюджетов).

 

       2. Региональные особенности  образа жизни населения

     Дифференциация  возрастной структуры населения  по регионам Российской Федерации связана со степенью их продвижения по демографическому переходу и миграционной ситуацией в предыдущие десятилетия. При этом общая тенденция изменения одинакова для всех регионов — постепенное постарение возрастной структуры с увеличением доли пенсионеров и сокращением доли детей.

     Практически завершился демографический переход в наиболее урбанизированных регионах страны (Москва, Санкт-Петербург и некоторые другие). Соответственно здесь наиболее низка доля людей моложе трудоспособного возраста (18% и ниже), а доля людей старше трудоспособного возраста повышенная (более 22%). Доля людей в трудоспособном возрасте примерно соответствует среднероссийской (около 60%), но в перспективе она будет быстро сокращаться. Следовательно, рождаемость в таких регионах и дальше будет снижаться, а смертность — возрастать. Рост численности населения и стабилизация доли трудоспособных жителей возможны в таких регионах лишь за счет миграционного притока молодежи с других территорий.

     В наименьшей степени продвинулись по демографическому переходу национальные автономии на юге страны (республики Ингушетия, Дагестан, Тыва и др.). В настоящее время здесь максимальна доля людей моложе трудоспособного возраста (свыше 30%), минимальна — в трудоспособном возрасте (менее 55%), а доля пенсионеров — пониженная (10—15%). Соответственно и в ближайшие годы здесь следует ожидать довольно высокой рождаемости, низкой смертности и значительного естественного прироста населения. А доля людей в трудоспособном возрасте будет увеличиваться.

     Демографическая ситуация в остальных регионах страны, находящихся на промежуточных этапах демографического перехода, связана с сальдо миграций в предыдущие десятилетия. При этом их можно разделить на две группы: 1) в которых наблюдался миграционный приток населения, 2) которые характеризовались оттоком населения.

     В связи с долголетним оттоком  сельских жителей в городские  поселения возрастная структура сельского населения страны является более старой, чем структура городского населения. В итоге доля люден старше трудоспособного возраста на селе больше, и поэтому смертность среди сельских жителей значительно выше. Но рождаемость в сельской местности чуть выше, так как в городских поселениях она очень низка вследствие влияния не только возрастной структуры, но и урбанизации. Поэтому доля детей среди сельского населения больше, чем среди городского. Доля населения в трудоспособном возрасте в городских поселениях заметно выше (около 63%), чем в сельских (55%).

     Занятость населения – это его вовлечение в народное хозяйство страны. При этом может быть выделено несколько групп (категорий) населения, по-разному охваченных процессом занятости. Самая широкая категория – трудовые ресурсы. Это люди, способные трудиться, что определяется в первую очередь возрастом. Так, в России к трудовым ресурсам относятся трудоспособные в трудоспособном возрасте – мужчины от 16 до 60 лет, женщины от 16 до 55 лет, а также работающие пенсионеры и подростки. В трудоспособном возрасте часть населения является нетрудоспособной — инвалиды, льготные (досрочные) пенсионеры. Эти люди не входят в состав трудовых ресурсов.

     Трудовые  ресурсы, в свою очередь, состоят  из двух категорий людей. Во-первых, это экономически активное население  – люди, которые работают в народном хозяйстве страны (занятые) или стремятся найти работу, но не могут этого сделать (безработные). Во-вторых, это экономически неактивное население, состоящее из занятых в домашнем и личном подсобном хозяйстве (т.е. не вовлеченные в народное хозяйство страны) и учащихся с отрывом от производства дневных образовательных учреждений).

Информация о работе Региональные особенности образа жизни населения