Северный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 17:33, реферат

Описание работы

Современный экономический район – это целостная территориальная часть народного хозяйства страны, имеющая свою производственную специализацию, прочие внутренние экономические связи. Экономический район неразрывно связан с другими частями страны общественным территориальным разделением труда как единое хозяйственное целое с прочными внутренними связями.

Содержание

1. Введение.
2. Глава 1. Экономико - географическое положение.
3. Глава 2. Население и трудовые ресурсы.
4. Глава 3. Природные условия и природные ресурсы.
5. Глава 4. Хозяйство.
* 4.1 Промышленность.
* 4.2 Сельское хозяйство.
6. Глава 5. Транспорт.
7. Глава 6. Характеристика крупных городов.

Работа содержит 1 файл

Северный Экономический район.doc

— 154.50 Кб (Скачать)

     Архангельская область и республика Коми слабо  обеспечены железными дорогами.  Многие районы здесь не имеют железнодорожных  путей  и  обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас,  Архангельск,  Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

     Наиболее  крупные  грузопотоки связаны  с лесопромышленным освоением района.Древесина  к железнодорожным  магистралям  поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и  автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица,  Вычегда,  Архангельск,  Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.

     Для печорского  направления характерен большой грузопоток воркутинского  каменного угля.  Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат  (около  10  млн.т  в год),  в Санкт-Петербург,  Архангельск и другие промышленные центры страны.  Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.

     Важным  условием развития производительных сил  Северного  экономического  района  является новое железнодорожное  строительство.  Здесь построены  лесовозные линии Архангельск -  Карпогоры  и Микунь - Кослан - Ертом.  В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию  новые  железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня -  Усинск.  Электрифицированы  наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда -Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль -  Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы  на восток и обратно.

     Слабое  развитие транспорта железных и автомобильных дорог сдерживают развитие Северного экономического района. Поэтому в перспективе есть проект создания Архангельского корридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.

     Жизнь современного  общества  невозможна без развитого транспорта.  Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места  жительства к местам приложения труда  и отдыха.  Транспорт  соединяет  между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.

     Размещение  транспорта как отрасли материального  производства отражает закономерности размещения  производительных сил  той общественно-экономической формации,  потребности которой он обслуживает.  Транспорт в своем развитии не  только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный  фактор  процессов общественного   воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.

     Транспорту  принадлежит  исключительная роль в  формировании экономических  районов  страны.  Благодаря  транспорту осуществляется географическое разделение труда между  районами,  специализация их на производствах  наиболее  выгодных  в данных условиях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 6. Характеристика крупных  городов. 

     Мурманск.

     Мурманск - город в Российской Федерации, административный центр Мурманской области, расположен за Северным полярным кругом, в зоне распространения многолетнемерзлых пород, на скалистом восточном побережье Кольского залива (в 50 км от выхода в море) Баренцева моря (Мурманский берег), в 1967 км к северу от Москвы. Мурманск - крупнейший незамерзающий порт арктического побережья России, начальный пункт Северного морского пути, железнодорожная станция. В городе находится крупный аэропорт. Население 371,6 тыс. жителей (2001). Мурманск является крупнейшей в России базой рыбной промышленности, разведки и освоения шельфа северных морей. Предприятия города специализируются на судостроении и судоремонте (завод "Нерпа"), производстве стройматериалов, пищевых продуктов. В Мурманске базируются ледокольный (в том числе атомный), рыболовный и торговый флоты. Основная застройка относится к 1950-м годам - здание вокзала, застройка центра. Ансамбли улицы Ленина, площадей выполнены в духе сталинского и послесталинского "ампира". Хотя они и не отличаются оригинальностью, но создают целостное впечатление, хорошо передают дух своей эпохи. В Мурманске действуют музеи: военно-морской, художественный (расположен в первом каменном здании города) и краеведческий. Пользуется широкой известностью местный театр кукол (старейший в России, основан в 1933). Зимой в Мурманске организуют праздники ледяной скульптуры. Памятники Мурманска: "Защитникам Советского Заполярья в годы Великой Отечественной войны", "Жертвам интервенции 1918-1920 годов", Герою Советского Союза сержанту А. Ф. Бредову, воинам Шестой героической комсомольской батареи, в честь боевого содружества стран антигитлеровской коалиции, основателям славянской письменности Кириллу и Мефодию. С Мурманском связаны имена ученого, океанографа Н. М. Книповича, полярника И. Д. Папанина и академика О. Ю. Шмидта. 

     Архангельск.

    Архангельск - административный центр Архангельской  области. Расположен он на берегах Северной Двины и островах ее дельты, образующей Двинскую губу Белого моря. Территория муниципального образования "Город Архангельск" составляет 29442 га. Находится в 1133 км к северу от Москвы. Благоприятное георгафическое положение исстари способствовало становлению города как крупного морского и речного порта. В Архангельской области расположен космодром Плесецк.

    Архангельск - это не только промышленный центр  области, но культурно - историческая столица "Поморья", родина северной культуры, традиций, истории. В городе находятся Поморский государственный университет, Государственный технический университет, Государственная медицинская академия. В городе работают три профессиональных театра драматический театр им. Ломоносова, молодежный театр- студия, театр кукол, большое количество музеев и выставочных залов.

    Архангельская область находится в Северном экономическом районе РФ. Архангельск  — крупный научный и промышленный центр северо-запада России — края, богатого природными ресурсами: лесными, рыбными; имеются месторождения алмазов, нефти, бокситов. Здесь сосредоточены предприятия лесоперерабатывающей, лесохимической, целлюлозно-бумажной (Соломбальский целлюлозно-бумажный комбинат), рыбной, микробиологической промышленности, машиностроения.

    В городе зарегистрировано 7700 предприятий, 2200 из них крупных и средних. Ведущая роль в промышленности принадлежит лесной отрасли. Лесопромышленным предприятиям принадлежит свыше 40 % общего объёма продукции, производимой в городе. Лес, бумага, картон, целлюлоза, а также рыба до сих пор остаются основой торговли Архангельска с другими регионами России и странами Запада.

    Город Архангельск занимет территорию площадью 300 км. кв. Город вытянут  вдоль набережной Северной Двины  в силу сложившегося бытового и хозяйственного уклада города-порта, а также природных условий заболоченной местности. Городские набережные протянулись вдоль речных рукавов на 35 км.

    Климат  города субарктический, морской с продолжительной холодной зимой и коротким прохладным влажным летом. Он формируется под воздействием северных морей и переносов воздушных масс с Атлантики в условиях малого количества солнечной радиации. Средняя температура января - 13, июля + 17. За год выпадает 529 мм осадков.

    Обеспеченность  ресурсами: город наиболее богат лесными ресурсами, морепродуктами (рыба, морские водоросли), в меньшей степени- пушным зверем. Встречается также нефть с газовым конденсатом. Ее доля в России - 1,1% (3330 тыс. тонн). Других ресурсов мирового значения нет.

    Город Архангельск многофункциональный. Он выполняет как экономические, так и неэкономические функции.

    Экономические: транспортная (есть морской порт, железнодорожный вокзал, множество трасс, аэропорт и др.), промышленная (предприятия по обработке древесины в шпалы, фанеру, бумагу, картон; а также развито машиностроение, особенно производящее оборудование для лесной и лесообрабатывающей промышленности, судостроение; добывающая: вырубка леса), торгово-распределительная.

    Неэкономические: культурная (Архангельский государственный технический университет, Поморский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Северный государственный медицинский университет. Филиал Государственной морской академии и др. Театры: драматический им. М.В. Ломоносова, молодежный, кукол. Цирк, филармония. Музеи: краеведческий (основан 1859), изобразительных искусств, Государственный северный морской музей. Народная резьба по дереву, холмогорская резная кость, старопечатные и рукописные книги), административно-политическая (Архангельск-административный центр области). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

      Для Северного экономического района из-за специфических природных, экономических  условий и своеобразия транспортно-экономического положения важным фактором перехода к рынку являются всемерное улучшение использования природно-ресурсного потенциала, развитие транспортной сети и расширение транзитных экспортных функций, создание международных деловых центров, бирж и других объектов рыночной инфраструктуры. В связи с этим необходимо широкое комплексное освоение, рациональное использование на основе природосберегающих технологий в первую очередь нефтегазовых ресурсов, выявленных в шельфовой зоне Баренцева моря, а также алмазов, апатитонефелиновых, титановых и железных руд, бокситов, лесных ресурсов и др.

      Специфические региональные предпосылки перехода района к рыночным отношениям заключаются в развитии предпринимательской деятельности, связанной с комплексным освоением разнообразных полезных ископаемых и других природных ресурсов, в том числе ценнейших природных ресурсов, содержащихся в промышленных отходах (нефелинов, апатитового сырья, цветных и редких металлов). К резервам развития предпринимательской деятельности относятся также лесные ресурсы, разнообразные древесные отходы и древесина, теряемая при лесосплаве, мелкие месторождения различных строительных материалов, рыбные ресурсы пресноводных водоемов. Стимулом развития разнообразного малого бизнеса является организация инфраструктурного обслуживания создающихся форм предпринимательства (фермерство, малые предприятия). В условиях перехода к рынку приоритетное развитие должна получить электроэнергетика, ориентируемая преимущественно на газовое и ядерное топливо. Развитие машиностроительного комплекса будет определяться как реконструкцией и техническим перевооружением действующих предприятий, так и конверсией оборонных производств. Переход на рыночные отношения потребует и новых подходов к решению социально-экономических проблем. Поэтому очень важно широко использовать разнообразные формы хозяйственного развития с широким привлечением зарубежных капиталов, технологий и оборудования для создания сети новых совместных с инофирмами предприятий, в частности эксплуатирующих и перерабатывающих природные ресурсы, создавать разнообразные отраслевые, межотраслевые и региональные свободные экономические зоны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы: 

  1. Морозова  Т.Г., Победина М.П. Экономическая география  России: учебное пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2000.
  2. Родионова И.А., Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. 5-е изд. Московский Лицей. – М., 2001.
  3. Скопин А.Ю. Экономическая география России: учебник. – М.: ТК Велби, изд. ПРОСПЕКТ, 2003.
  4. Экономическая география России: учебник – изд. перераб. и доп. / Под общей ред. акад. В.И. Видяпина, д-ра экон. наук, проф.М.В. Степанова . – М.: ИНФРА-М: российская экономическая академия, 2004.
  5. Экономическая и социальная география / Под ред. В.Е. Ребцова. – М., 2004.

Информация о работе Северный экономический район