Северный экономический район

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 02:04, реферат

Описание работы

Экономический район - территориально и экономически целостная часть народного хозяйства, для которой характерны производственная специализация (обусловленная главным образом наличием определенных эконов, в т. ч. трудовых ресурсов, экономико-географическим положением данного района), внутрирайонные производственные связи, отличающиеся большой устойчивостью и интенсивностью. Различают интегральные экономические районы (или собственно экономический район), при этом хозяйство каждого района рассматривается в комплексе, и отраслевые экономические районы, которые выделяются исходя из какого-либо одного или нескольких экономических признаков (районы размещения какой-либо отрасли хозяйства и т. п.). Один из основных признаков выделения экономического района - иерархичность построения их систем в масштабе стран или крупных регионов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

1. Экономико – географическая характеристика Северного экономического района……………………………………………………………………………...4

1.1.Население и трудовые ресурсы………………………………………..5

1.2.Структура и размещение ведущих отраслей хозяйства……………..6

1.3.Главные отрасли промышленности…………………………………...7

2. Характеристика транспортной системы Северного экономического района…………………………………………………………………………….16

2.1. Общая характеристика транспортной системы…………………….16

2.2. Железнодорожный транспорт……………………………………….18

2.3. Речной транспорт…………………………………………………….20

2.4. Морской транспорт…………………………………………………..20

2.5. Автомобильный транспорт…………………………………………..20

2.6. Трубопроводный транспорт…………………………………………21

3.Расчет густоты населения на 1 км железнодорожных путей……………...22

Содержание……………………………………………………………………..23

Работа содержит 1 файл

Северный экономический район.doc

— 153.50 Кб (Скачать)

      Основными районами – производителями продукции  растениеводства остаются Архангельская, и Вологодская область, где выращивают кормовые и зерновые культуры лен  картофель овощи.

      Производство  основных сельскохозяйственных структур в хозяйствах всех категорий и показатели производства мяса в 2010 г. приведены в таблице 6.

                         Таблица 6

Субъекты  РФ Зерновые, тыс.т Картофель тыс.т Овощи тыс.т Мясо

(в уб.весе)

тыс.т

Северный  район всего

в том  числе

102 22,1 20,8 80,8
1.Республика  Карелия 4,4 3,2 3,9 13,5
2.Республика  Коми 15 4,5 4,7 14,4
3.Архангельская  область 31,5 4,7 3,4 25,7
4.Вологодская  область 49,3 7,6 5,6 16,9
5.Мурманская  область 1,8 2,1 3,2 10,3
 

     Дальнейшее  развитие сельского хозяйства связано  с развитием рыночных структур –  крестьянских ассоциаций индивидуальных и фермерских хозяйств, что позволит улучшить продовольственное обеспечение населения Северного экономического района. 

2. Характеристика транспортной системы Северного экономического района 

2.1. Общая характеристика транспортной системы 

      Основные  перевозки  осуществляются  тремя  видами транспорта:  железнодорожным, морским и речным. На их долю приходится свыше 90%  грузооборота. Основу транспортной сети района составляют  железные дороги,  обеспечивающие как регулярную внутреннюю связь, так и связь с другими районами страны.  На долю железнодорожного транспорта приходится около 80% грузооборота района. В вывозе преобладают лесные грузы,  направляемые на юг и запад европейской части страны,  апатиты, продукция цветной и черной металлургии;  во ввозе - уголь (из Кузбасса),  нефтепродукты (из  Поволжья)  и хлебные грузы (из южных зерновых баз страны).

         Архангельская область и республика  Коми слабо обеспечены железными  дорогами.  Многие районы здесь  не имеют железнодорожных  путей  и  обслуживаются речным транспортом по рекам Северная Двина, Печора, Сухона и Вычегда. Главными перевалочными пунктами являются Котлас,  Архангельск,  Сыктывкар, Ухта, Печора, Вельск и Череповец.

         Наиболее крупные  грузопотоки  связаны с лесопромышленным освоением района. Древесина к железнодорожным  магистралям  поступает из более удаленных лесоэксплуатационных районов по рекам и лесовозным железнодорожным и  автомобильным путям. В Архангельске, Котласе, Коряжме, Сыктывкаре и Соколе находятся крупные предприятия по переработке древесины. Погрузка древесины осуществляется на станциях Бакарица,  Вычегда,  Архангельск,  Пукса, Микунь, Исакогорка, Сухона, Вага и Котлас. Лесная продукция вывозится в центральные и южные районы страны.

         Для печорского  направления характерен большой грузопоток воркутинского каменного угля.  Крупнейшими станциями погрузки угля являются Инта, Мульда и Воркута. Уголь идет на Череповецкий металлургический комбинат  (около 10  млн. т.  в год),  в Санкт-Петербург,  Архангельск и другие промышленные центры страны.  Значительный объем перевозок связан с развозом нефтепродуктов Ухтинского района.

             Важным условием развития производительных  сил  Северного  экономического  района  является новое железнодорожное строительство.  Здесь построены лесовозные линии Архангельск -  Карпогоры  и Микунь - Кослан - Ертом.  В верховьях Печоры построена линия Сосногорск - Троицко-Печорск. Введены в эксплуатацию  новые  железнодорожные линии Ядриха - Красавино - Великий Устюг и Сыня -  Усинск.  Электрифицированы  наиболее грузонапряженные участки: Данилов - Вологда, Буй - Вологда - Череповец, Вологда - Коноша. Участок Александров – Ярославль -  Буй - Свеча на всей протяженности электрифицирован и специализируется на пропуске пассажирских поездов из Москвы  на восток и обратно.

      Слабое  развитие транспорта железных и автомобильных  дорог сдерживают развитие Северного  экономического района. Поэтому в  перспективе есть проект создания Архангельского коридора, который будет включать параллельно расположенные автомобильные и железнодорожные магистрали Архангельск-Финляндия.

      Жизнь современного  общества  невозможна без развитого транспорта.  Быстро растет грузообмен между различными районами, местностями и городами, растут перевозки пассажиров от места жительства к местам приложения труда и отдыха.  Транспорт соединяет между собой различные экономические районы, обеспечивает функционирование современного производства.

      Размещение транспорта как отрасли  материального производства отражает закономерности размещения  производительных сил той общественно-экономической формации,  потребности которой он обслуживает.  Транспорт в своем развитии не  только отражает закономерности размещения производительных сил. Как активный  фактор  процессов  общественного   воспроизводства транспорт со своей стороны оказывает существенное влияние на размещение производства.

      Транспорту  принадлежит  исключительная роль в  формировании экономических  районов  страны.  Благодаря  транспорту осуществляется географическое разделение труда между районами,  специализация их на производствах наиболее  выгодных  в данных условиях.

2.2. Железнодорожный  транспорт 

      Северная  дорога обслуживает значительную часть  Северо-западного района и соединяет  его с Центральным, обеспечивая еще одну связь с Европейским Севером. Эксплуатационная длина дороги 5727  тыс. км, или 4,3% эксплуатационной длины сети. В район тяготения дороги входит восточная часть Северо-западного района, значительная часть Центрального и небольшая часть Волго-Вятского. Дорога на 65% длины проходит по территории Северо-западного и 35% Центрального районов. В общей сети дорог Северо-западного района Северная дорога занимает около 30%. Основная часть сети района приходится на Октябрьскую дорогу. Дорога обслуживает Архангельскую, Вологодскую, Костромскую, Ивановскую, Ярославскую области, республику Коми и частично Владимирскую и Кировскую.

       Северная дорога граничит на  востоке и юге с Горьковской,  на юге - с Московской, на Западе - с Октябрьской дорогами. Северной границей района тяготения служат Белое и Баренцево моря. Дорога состоит из основного меридионального хода (Москва) - Александров - Архангельск с веткой на Карпогоры; огромной Печорской магистрали Коноша - Котлас - Воркута, идущей с юго-запада на северо-восток с ответвлением Чум-Лабытнанги, Сосногорск - Троицко-Печорск, Сыктывкар - Микунь - Ертом; двух широтных линий: Обозерская - Маленга далее Беломорск, связывающий Северную и Октябрьскую дороги, и (Санкт-Петербург) - Череповец - Вологда- Свеча - (Киров Свердловск), связывающей Северо-Запад с Уралом и Сибирью, и ряда менее значительных линий внутрирайонного значения: (Бологое) - Сонково - Ермолено, Кинешма - Иваново - (Бельково), (Новки) - Иваново - Нерехта - Ярославль - Рыбинск - (Сонково), Нерехта - Кострома - Галич, Буй - Данилов. Эти линии делают сеть более рациональной повышают ее маневренность.

        Северная дорога взаимодействует  со всеми видами транспорта. В  виду малой разветвленности железных  дорог большое значение имеют  судоходные реки: почти широтно протекающая Сухона, которая после слияния с рекой Юг образует Северную Двину, текущую с юго-востока на северо-запад; Вычегда - приток Северной Двины, также протекающая почти широтно; Онега, Мезень и на востоке района огромная Печора. На юге-западе проходит Волго-балтийский путь и Северо-Двинская система. Рыбинское море связывает юго-западную часть района тяготения дороги с каналом имени Москвы.

 Работа  Северной дороги взаимодействует  с тремя речными пароходствами;  Волжским, включающим Волгу от  Рыбинска до Астрахани (по станциям Ярославль, Рыбинск, Кинешма, Кострома); Северным, включающим Северную Двину, Вычегду, реку Юг (по станции Шекна), и Печорским, включающим Печору и ее судоходные притоки Усу и Ижму (по станциям Кожва, Абезь на Усе и Сосногорск на Ижме).

        На севере района железнодорожные  и речные пути соединяются  с морскими и сочетают свою  работу с Северным морским  пароходством. Морские порты района  тяготения - Архангельск, Онега,  Мезень, Нарьян-Мар, расположенными  в устьях больших рек, имеют  важное значение для арктического каботажного судоходства.

Таблица 7

 
Субъекты  РФ
Эксплуатационная  длина железнодорожных путей, км Плотность железнодорожных  путей, км
Северный  экономический

район всего

 
8606
 
394,2
Республика  Карелия 2226 98,3
Республика  Коми 3000 142
Архангельская область 1771 41,2
Вологодская область 739 52,3
Мурманская  область 870 60,4

2.3. Речной транспорт

      Большую роль, особенно во внутрирайонных перевозках, играет речной транспорт.  Грузооборот  Северного,  Беломорско-Онежского  и  Печорского  пароходств  составляет около 20 млрд. т*км.  Во внутрирайонных перевозках преобладают лесные грузы. Межрайонные связи речным транспортом значительно увеличились после реконструкции в 80-х годах Волго-Балтийского водного пути. 

2.4. Морской транспорт

     Перевозки грузов морским  транспортом  осуществляется через порты Северо – Западного  бассейна; Мурманск Архангельск, Нарьян-Мар  Кандалакша Хатанга, Мезень и Онега. Велика роль морского транспорта в  осуществлении внешне торговых связей через Мурманский и Архангельский порты. В 1997г. в портах Мурманск и Архангельск было переработано 7,6 мил. Т. внешнеторговых перевозок грузов, в то время как производственные мощности Мурманского порта – 90 мил, т. в год. Архангельского – 45 мил, т. 

2.5. Автомобильный транспорт

     Северный  экономический район слабо обеспечен  благоустроенными  автомобильными  дорогами.  Основная сеть дорог сосредоточена  в южной части района, где они  играют большую роль в обслуживании внутрирайонных сообщений. К крупнейшим автомобильным  дорогам относятся;

      магистрали  федерального значения Санкт-Петербург  – Петрозаводск - Мурманск,  Москва-Ярославль-Вологда - Архангельск, и федеральная дорога - Новая Ладога-Череповец - Вологда.

      Протяженность автодорог района (с твердым покрытием) составляет 5,8% от этого показателя, по России в целом объёмы перевозок осуществленные магистральным транспортом в 1997г. составили 22 мил.т. 

Таблица 8

 
Субъекты  РФ
Протяженность, км Плотность автодорог  с твердым покрытием , км
Северный  ээкономический

район всего

43025 21935,2
Республика  Карелия 6755 
1723 
Республика  Коми 14600 
8600
Архангельская область 8102 7075,2
Вологодская область 11000 4000
Мурманская  область 2568 537

Информация о работе Северный экономический район