Система показателей миграции населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2011 в 14:54, реферат

Описание работы

В настоящее время в мире наблюдаются глобальные миграционные процессы, без которых невозможно нормальное функционирование экономики большинства стран. Миграционные процессы влияют на демографическую ситуацию, рынок труда, экологию, уровень преступности и многое другое. Они имеют свою специфику в зависимости от региона и страны. Кроме того, они могут значительно менять свой характер с течением времени. Изучение миграции - одна из актуальных задач демографической статистики.

Работа содержит 1 файл

реферат по демографии.docx

— 35.97 Кб (Скачать)

    Показатели  приживаемости измеряют долю оставшихся к данному моменту из числа приезжих к данному моменту из определенного года. Для характеристики конечной стадии миграционного процесса - приживаемости новоселов - могут быть использованы показатели подвижности населения - соотношение между численностью населения, вселившегося в данный район, и местными уроженцами, между новоселами и старожилами; распределение приезжего населения в зависимости от времени вселения. Приживаемость может характеризоваться средним числом лет, прожитых новоселами в местах вселения. В зависимости от имеющейся информации эти показатели могут рассчитываться для лиц определенного пола, возраста, национальности и т.д. 

Международная миграция. 

    В настоящее время международная  миграция играет важную роль в формировании демографических процессов во всем мире. Ее анализ требует особого  подхода: чисто демографические  показатели не могут полностью характеризовать  этот процесс, тесно связанный с  экономикой стран, развитием рынка  труда и пр. В этом случае необходим  междисциплинарный подход. Одной  из интересных задач в области  анализа международной миграции является ее прогнозирование.

    Международная миграция характеризуется с помощью  следующих показателей:

    · абсолютная величина годового объема миграции;

    · распределение внешних эмигрантов по территориям (областям, краям) страны;

    · доля иностранцев в численности  населения, доля иностранцев в составе  занятого населения;

    · состав иммигрантов и эмигрантов по полу, возрасту, национальности, образованию  и т.п.;

    · распределение беженцев, приехавших в страну, по территориям, из которых  они переехали.

    Можно выделить два основных вида международной  миграции:

    1. международная переселенческая  миграция;

    2. международная трудовая миграция.

    Исторически первоначально преобладала переселенческая  миграция населения, т.е. такая миграция, в результате которой сформировалась значительная часть населения США, Канады, Австралии и некоторых  других стран. Она предполагала перемещение  мигрантов через границы государств и перемену места жительства навсегда.

    Причины международной миграции имеют, в  основном, экономический характер. К ним относятся следующие:

    1. различия в уровне экономического  развития отдельных стран. 

    2. наличие национальных различий  в размерах заработной платы. 

    3. существование органической безработицы  в развивающихся странах (в  последнее время это явление  распространено и в постсоциалистических странах).

    4. международное движение капитала  и функционирование международных  корпораций.

    Одним из мотивов участия в международной  миграции могут быть поиски любой  работы, чтобы только "не умереть  с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной  рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и  высоким уровнем безработицы. Она  имеет место в основном из азиатских  и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной  и Восточной Европы в более  развитые страны Западной Европы.

    Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий  труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным  экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных  специалистов, ученых.

    Рассматривая  мировое хозяйство в целом  можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции:

    1. из развивающихся стран в развитые;

    2. между развитыми странами.

    3. между развивающимися странами.

    4. из постсоциалистических стран в развитые страны.

    5. миграция научных работников  и квалифицированных специалистов  из развитых стран в развивающиеся.

    Наибольшую  роль в развитии мировой экономики  международная трудовая миграция начала играть после. Второй мировой войны. В настоящее время в общем объеме современной международной миграции преобладает трудовая миграция. Согласно оценкам специалистов, в начале 90-х годов за пределами своих государств проживало около 25 млн. временных мигрантов, а с учетом членов семей, сезонных и приграничных работников общее число трудовых мигрантов составляло порядка 100 млн. человек.

    Распад  СССР значительно усилил подвижность  населения бывших советских республик, что привело к увеличению численности  международных трудовых мигрантов.

    Первоначально международная трудовая миграция имела  стихийный характер. Но затем принимающие  страны попытались ввести ее в организационные  рамки. Так, уже в конце 19-начале 20 вв. в Германии, Франции, Швейцарии  широко был распространен временный  найм иностранных рабочих на определенный срок, предусматривающий их обязательную депортацию, т.е. их выезд обратно на родину. В Соединенных Штатах Америки с конца 19 в. был введен контроль за иммиграцией.

    В настоящее время практически  все страны мира активно воздействуют на процессы экспорта и импорта рабочей  силы. Государственное регулирование  направлено на то, чтобы получить максимальный эффект от положительных последствий  международной миграции, и свести к минимуму отрицательные последствия  этого явления как для стран-доноров, так и для стран-реципиентов.

    В последние годы многие страны, например, Австрия, Швеция, Финляндия пытаются ужесточить контроль за въездом в них иностранных работников. Так Швеция намерена требовать от иммигранта не только предъявления уже подписанного контракта на работу, но и знание шведского или английского языка, а также подтверждение о найме жилья. Но это не дает ощутимых результатов.

    В ряде западноевропейских стран принимались  программы, направленные на стимулирование репатриации. Так, например, во Франции  и в Германии вводились материальные выплаты в случае добровольного  увольнения иностранных рабочих, а  также их возвращения на родину. В 1982 году в ФРГ были введены выплаты  турецким и португальским рабочим, которые выплачивались лишь через  полгода после их возвращения  на родину. Однако эти меры не привели  к существенному снижению численности  иностранцев. Аналогичные меры пыталось принять правительство Нидерландов. Был разработан проект закона о материально  помощи репатриантам и об ограничении  сроков пребывания иностранных рабочих  в стране. Однако эти предложения  официальных кругов вызвали негативную реакцию со стороны предпринимателей, т.к. в случае принятия подобного  закона они лишались дешевых, нетребовательных работников.  

Миграционные  процессы в России. 

    Миграции  в России почти весь ХХ век имели  центробежный характер: районами выхода мигрантов были области Центральной  России, особенно Черноземье, а основным направлением было заселение Сибири и Дальнего Востока. В советское  время быстрее всего росло  население Крайнего Севера. С 1960-х  годов увеличилась доля миграционного  притока в крупнейшие городские  агломерации (Москву и Московскую область, Ленинград и Ленинградскую область), а темпы заселения восточных  районов снизились.

    В 1990-х годах тенденции межрегиональных  миграций резко изменились, начался  отток населения из регионов севера и востока. За 1990-2000 гг. Дальний Восток потерял за счет миграций около 900 тыс. чел, Европейский Север - более 300 тыс., Восточная Сибирь - около 200 тыс. Только Западная Сибирь сохраняла в 1990-е  годы положительное сальдо миграций за счет притока переселенцев из Казахстана и Средней Азии.

    Изменилась  география трудовых миграций. С середины 1990-х гг. притяжение Москвы с ее огромным рынком труда стало более ощутимым для жителей многих соседних областей, зона трудовых миграций в столицу  охватила весь Центральный район. Кроме  того, растет трудовая миграция мужчин молодых и средних возрастов  из республик Северного Кавказа  в регионы и крупные города Центральной России, нефтегазодобывающие  округа тюменского Севера. Но оценить  ее объемы сложно, так как подавляющее  большинство мигрантов трудоустраивается в неформальном секторе экономики и далеко не полностью учитывается при регистрации проживания.

    В обмене с другими союзными республиками Россия теряла население только до середины 1970-х годов, возвратные миграции начались еще в советское время. Это было обусловлено в основном последствиями "демографического взрыва" (прежде всего в республиках Средней  Азии) - резким увеличением прироста трудовых ресурсов и ростом спроса коренного населения на рабочие  места, что привело к демографическому вытеснению русских. Распад СССР привел к усилению факторов выталкивания русского и русскоязычного населения из бывших союзных республик, и сальдо миграций России с новыми независимыми странами резко возросло: если за 1981-1990 гг. оно составляло около 1,5 млн. чел., то за 1991-2000 гг. - около 4,5 млн. чел. (по официальным данным, явно преуменьшенным из-за недоучета прибывших в Россию). Пик миграций пришелся на 1994 год, когда миграционный прирост составил более 900 тыс. чел. Регионами массового притока мигрантов из СНГ стали Краснодарский край и другие "русские" регионы Северного Кавказа, области Черноземья (особенно Белгородская), Поволжье, а с середины 90-х годов, когда усилилась миграция из Казахстана - юг Западной Сибири, особенно Алтайский край. В начале 2000-х годов волна стрессовых миграций сошла на нет и миграционный прирост в 2003 г.снизился до 44 тыс. чел.

    В 1990-е годы потоки внутренних миграций направлялись с северо-востока на юго-запад, мигранты из стран СНГ  также оседали в освоенной  части страны, особенно на юге и  в Центре. Результатом стало разделение России на две зоны: миграционной убыли  и прироста, граница между которыми достаточно устойчива и проходит по северному контуру главной  полосы расселения - по Карелии, Вологодской  области, северу Урала, Томской области. Почти все территории к северу и востоку от этой границы в 1990-е  годы теряли население, за исключением  нефтегазодобывающих автономных округов  Тюменской области и Хакасии. В зоне миграционного прироста максимальными  показателями выделялось южное пограничье (кроме большинства республик  Северного Кавказа и Калмыкии), некоторые области Черноземья и  Калининградская область.

    Миграции 1990-х годов не могли служить  индикатором социально-экономического развития принимающих регионов, они  носили стрессовый характер - население  перемещалось из зон конфликтов в  России и в странах СНГ и  оседало в приграничных регионах или в сельской местности с  более дешевым жильем. Реальным индикатором  более благоприятной социально-экономической  ситуации был только миграционный приток в столицу и нефтегазодобывающие  округа Западной Сибири. В восточных  регионах миграционный отток явно указывал на социальное неблагополучие.

    После завершения стрессовых миграций территориальная  зона притока значительно сократилась, в 2001-2003 годах она стала более  тесно связанной с социально-экономическим  состоянием регионов и центро-периферийными различиями. Данные о миграциях за весь межпереписной период не могут показать этот перелом, они в основном отражают ситуацию 1990-х годов. Изменения 2000-х годов очень значительны. Во-первых, восстановился миграционный отток из периферийных регионов Центра и Поволжья с более низким уровнем жизни. В остальных областях Центра и освоенной части Северо-запада, за исключением крупнейших агломераций и регионов с наиболее привлекательными условиями (Белгородская область) или надеждой на их появление в будущем (Калининградская область), миграционный прирост сократился до минимума и скоро тоже сменится оттоком. Во-вторых, перестал притягивать мигрантов юг Западной Сибири, с завершением миграций из Казахстана здесь восстанавливается зона оттока, как и в советское время. В-третьих, значительно вырос миграционный отток из республик Северного Кавказа, их молодое население все активней переселяется в другие регионы. На севере и востоке страны миграционный отток сохранился, но интенсивность его заметно снизилась. Как и в 1990-е годы, продолжают притягивать население тюменские нефтегазодобывающие округа, к ним добавился Ненецкий АО с быстро растущей добычей нефти. Таким образом, в период экономического роста миграции стали более четким индикатором социально-экономической привлекательности того или иного региона. (Выбор мигрантов более тесно коррелирует с такими объективными критериями как уровень дохода и бедности в регионе, стоимость жизни, состояние рынка труда и качество социальной среды).

    Вклад миграций и естественного прироста (убыли) в изменения численности  населения регионов теперь выглядит иначе. Если в пиковый период середины 1990-х годов миграции перекрывали естественную убыль почти во всех регионах к югу от Москвы, то в 2003 г. их вклад стал минимальным. Только в Москве и Московской области сохранился значительный миграционный прирост, почти полностью компенсирующий естественную убыль. В Ленинградской области миграции компенсируют половину естественной убыли, однако в С.-Петербурге их вклад малозаметен. В 40% регионов России (36 из 83) сильная естественная убыль дополняется миграционным оттоком, большая часть таких регионов (25%) расположена в освоенной Европейской части страны и пока в них отток невелик. Только в трех субъектах РФ - тюменских округах и Ненецком АО - положительный естественный прирост дополняется миграционным (в Ингушетии это временная ситуация, связанная с перемещением беженцев из Чечни). Прогнозные расчеты показывают, что в ближайшем будущем значительную миграционную «подпитку» будет получать только столичная агломерация, на остальные регионы страны демографических ресурсов не хватит.

Информация о работе Система показателей миграции населения