Сравнение социальной политики России и Швеции

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 16:51, курсовая работа

Описание работы

Социальную политику в широком понимании следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального климата.

Содержание

Введение 3
Социальная политика России: проблемы развития 4
Шведская модель социальной политики 7
Выводы 13
Список использованной литературы 15

Работа содержит 1 файл

Социальная политика.docx

— 49.61 Кб (Скачать)

     Министерство  образования и науки Российской Федерации 

     Санкт-Петербургский  государственный университет

     экономики и финансов (ФИНЭК)

     Факультет регионоведения, информатики, туризма и математических методов

     Кафедра региональной экономики и природопользования 
 
 
 
 

     Курсовая  работа по дисциплине

     Региональная  экономика

     на  тему

     Сравнение социальной политики России и Швеции 
 

     Выполнил: Вдовина Александра, группа Р-312

     Проверил:________________________________

     ________________________________ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Санкт-Петербург

     2011

 

     

Оглавление

         Введение 3

         Социальная политика России: проблемы развития 4

         Шведская модель социальной политики 7

         Выводы 13

         Список использованной литературы 15 

 

     

Введение

     Социальную  политику в широком понимании  следует рассматривать как совокупность теоретических принципов и практических мер, вырабатываемых и реализуемых  государственными и негосударственными органами, организациями и учреждениями, направленных на создание необходимых  условий жизнедеятельности, удовлетворение социальных потребностей населения, создание в обществе благоприятного социального  климата.

     Социальная  политика формируется и реализуется  в процессе деятельности субъекта в  лице государственных структур, общественных организаций, органов местного самоуправления, а также производственных и других коллективов. Она направлена на достижение целей и результатов, связанных  с улучшением материального и  социального благосостояния, повышением качества жизни населения и общественно-политической стабильности, предотвращением возможного возникновения очагов социальной напряженности.

     Но, следует заметить, что фундаментальная  конституционная характеристика нашего государства - "социальное" - не соответствует  действительности. По разным причинам государственное регулирование  экономики не помогает ее превращению  в социально ориентированную.

     На  мой взгляд, это крайне важный вопрос на сегодняшний день. И его понимание  обостряется при виде, например, Скандинавской (Шведской) модели социальной политики, которую иначе называют «Общество бесчисленных пособий». В стремлении к равенству шведские социал-демократы фактически построили государство всеобщего благосостояния. Оно отвечает за оказание качественных услуг всем гражданам в ряде важных областей: образовании, здравоохранении, заботе о детях и пожилых, на рынке труда.

     В связи с чем, я хотела бы рассмотреть  и Шведскую, и Российскую модель социально-экономической политики, заведомо предполагая преимущество первой, и предположить возможные  пути преобразований в этой сфере  в нашей стране.

 

     

Социальная политика России: проблемы развития

     Прописанное в Конституции РФ определение  «социальное» применительно к нашему государству, к сожалению, на сегодняшний день не имеет подтверждения на практике. Реалии же выглядят следующим образом:

     1. Прогрессирующая деградация основных  фондов, износ которых не компенсируется  новыми капиталовложениями. В настоящее  время физический и моральный  износ основных фондов достиг 60%, быстро возрастает технологическое  отставание практически всех  отраслей народного хозяйства  от мирового уровня. При этом  практически не происходит обновления  оборудования, за 2007-2008 гг. в два раза сократилась инвестиционная активность, в несколько раз снизились затраты на НИОКР, большая часть амортизационных отчислений не направлялась на инвестиции, а фактически изымалась из воспроизводственного процесса. Углубляющийся спад производства, превысивший в промышленности 50%, а в ее наукоемких отраслях - 70%, повсеместно привел к значительной недогрузке производственных мощностей, не позволяющей поддерживать их эффективную эксплуатацию и технологический режим. Резко снизилась эффективность общественного производства (удельный расход электроэнергии на единицу ВВП вырос на 23%, производительность труда упала на 28%), что отражает общее снижение конкурентоспособности российской экономики. Фактически экономика вошла в режим суженного воспроизводства, развивается необратимый процесс разрушения научно-промышленного потенциала страны, происходит нарастающая деградация производственного аппарата в отраслях материального производства.

     2. Деиндустриализация народного хозяйства, отчетливый сдвиг в направлении утяжеления его структуры за счет опережающего спада в наукоемких отраслях промышленности и производства товаров народного потребления, повышение доли сырьевых отраслей (прежде всего ТЭК) и сферы услуг (финансового и торгового секторов) в структуре производства и инвестиции, сокращение доли машиностроения в структуре общественного производства и повышение доли топливно-энергетического комплекса свидетельствуют о структурной деградации российской экономики, прогрессирующем сокращении производства товаров высокой степени переработки, свертывании отраслей, являющихся основой современного экономического роста и поддержания занятости населения.

     3. Угроза массовой безработицы  и обнищания значительной массы  населения вследствие как абсолютного  сокращения производства, так и  деиндустриализации, в ходе которой создание новых рабочих мест в сырьевых отраслях и в сфере услуг не компенсирует высвобождение занятых из отраслей обрабатывающей промышленности. При дальнейшем углублении промышленного спада скрытая безработица, достигающая в настоящее время до 20% занятых, неизбежно перейдет в открытую форму, что создаст серьезную угрозу неконтролируемого роста социальной напряженности и дальнейшего разрушения человеческого потенциала.

     4. Вывоз капитала, его связывание  в спекулятивных и посреднических  операциях, обусловленное образовавшейся  изоляцией торгово-финансового капитала  от производственных мощностей,  а также высокой неопределенностью  эффективности капитальных вложений  вследствие галопирующей инфляции  и неопределенности прав собственности,  неразвитости правовой системы  обеспечения инвестиционной активности  и разрешения хозяйственных споров. Вывоз капитала, превышающий 10 млрд. долларов в год при незначительной  величине ввоза, а также концентрация  банковской активности в финансировании  спекулятивной деятельности делают  невозможным поддержание расширенного  воспроизводства и обновление  производственного аппарата страны. Объем накопленных российскими хозяйствующими субъектами валютных резервов, выведенных из хозяйственного оборота нерациональной экономики, составляет 20-30 млрд. долларов и сопоставим с годовым фондом накопления.

     5. Утечка умов и деградация человеческого  потенциала, дезинтеграция общества  и возникновение угрозы развертывания  классовых конфликтов, разрушение  основ социальной стабильности. Растущая поляризация населения (разрыв в уровне доходов между верхним и нижним десятипроцентными уровнями населения достиг 11 раз и продолжает возрастать) сопровождается обнищанием значительной части населения (27% населения живет ниже уровня бедности), резким снижением уровня социального обеспечения и государственных расходов на социальные гарантии.

     6. Криминализация хозяйственной деятельности, подрывающая рыночную конкуренцию  и государственное регулирование,  обусловливающая быстрое увеличение  веса теневой экономики, степени  реальной монополизации народного  хозяйства. По официальным оценкам,  сфера теневой экономики охватила 40% товарооборота и 28% услуг населению  общественного производства, под  влиянием криминальных структур  находится значительная часть  предприятий финансового и торгового  секторов, сферы услуг. Криминализация  общественного производства серьезно  затрудняет создание новых предприятий,  подавляет конкуренцию, сопровождается  коррупцией в органах государственной  власти. Значительный размах коррупции,  в свою очередь, резко снижает  эффективность работы государственного  аппарата, в том числе и деятельности  правоохранительных органов, делает  невозможным продуктивное использование  большого арсенала методов государственного  регулирования экономики, в том  числе правовое обеспечение механизмов  рыночной конкуренции. Сращивание  госаппарата с криминальными  структурами резко осложняет  достижение целей экономической  стабилизации, активной структурной  политики и социальной защиты.

     7. Галопирующая инфляция, колеблющаяся  в пределах 10-25% в месяц, крайне  затрудняла долгосрочную хозяйственную  деятельность, развитие производства, инвестиционную и инновационную  активность.

     8. Угроза разрушения транспортной  и энергетической инфраструктуры  страны, повышение вероятности аварий  на энергетических и транспортных  сетях вследствие длительного  отсутствия инвестиций в их поддержание, обновление и развитие.

     При оценке современного состояния социальной политики в России и особенностей ее социально-экономической трансформации  особо выделяются два аспекта:

  • социально-экономический по критерию постиндустриальных перемен, происходящих в развитых странах мира, а также по отношению к собственному историческому опыту и традициям;
  • геоэкономический – по месту и роли страны в современном мировом хозяйстве, в глобальных и региональных экономических структурах и институтах.

     Эти две взаимосвязанные стороны  одного и того же процесса при определяющем значении первой стороны показывают, что вопросы социальной политики, особенно на долгосрочную перспективу, нельзя рассматривать в отрыве от перспектив экономического развития страны. Невозможно проводить в жизнь  эффективную и результативную социальную политику без достижения высоких  устойчивых темпов экономического роста. Если социальные реформы не будут увязаны с экономическими и нацелены на достижение динамичного развития российского общества, то, конечно, и основные меры социальной политики будут обречены на неудачу.

     Разумеется, перечисленные проблемы, часть из которых достигла остроты, угрожающей экономической безопасности страны, взаимосвязаны и вызваны неадекватностью  проводимой экономической и социальной политики. Необходимо проведение соответствующей  активной экономической и социальной политики, направленной на решение  перечисленных выше проблем и  устранение обусловливающих их причин.

 

     

Шведская  модель социальной политики

     В начале двадцать первого века на ход развития передовых стран доминирующее влияние оказывают социальные факторы, воздействие которых охватывает все сферы экономики и приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности и общечеловеческих ценностей.

     История свидетельствует, трансформационный  процесс перехода от командно-административной системы к социально – рыночному хозяйству опирается на различные экономические модели развития. Известны американская (США, Канада), японская (Япония, Южная Корея) модели, а также континентальная (Германия, Австрия, Швейцария, Франция) и скандинавская (Швеция, Дания, Норвегия, Финляндия). Универсальной модели трансформации не существует и вряд ли она возможна, но теоретические аспекты и практический опыт этих процессов имеют значение для разработки концепции социализации национальной российской экономики, создания механизмов и финансовых инструментов ее реализации.

     Наибольший  интерес для Российской Федерации  представляет шведская модель и современные попытки ее реформирования.

     «Шведская модель» характеризует тип экономической системы, в которой:

  • существенное влияние на развитие рыночной экономики оказывает государство
  • конфликтные ситуации на рынке труда разрешаются посредством проведения коллективных переговоров при активном участии профсоюзов
  • цель социальной политики государства — достижение высокого качества жизни всех слоев населения

     Это обусловлено следующими причинами:

  • в качестве главных приоритетов социально-экономического развития выбраны показатели полной занятости и выравнивания уровня доходов населения
  • с 1932 года (за исключением периода с 1976 по 1982 год) в Швеции у власти находятся социал-демократы
  • сильную позицию имеют профсоюзы, оказывающие существенное влияние на уровень и динамику роста доходов населения
  • шведы, как и россияне, близко воспринимают идею равенства

Информация о работе Сравнение социальной политики России и Швеции