США в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

Силовые возможности США трудно переоценить. После десяти лет непрерывного экономического бума их ВВП приблидается к 9 трлн. долл. Военная мощь страны превосходит совокупную военную мощь 10 крупнейших держав мира. Американские расходы на исследования и создание новых образцов военной техники превышают 36 млрд. долл. (следующие за ними европейские члены НАТО, вместе взятые, расходуют на эти цели 11,2 млрд. долл.). Даже самые осторожные пессимисты признают, что несказанно благоприятные стечения обстоятельств гарантируют США как минимум 20 лет мирового лидерства.

Содержание

Введение 3
Глава 1 Экономика США. 5
1.1 Факторы и динамика экономического развития 5
1.2 Отраслевая структура экономики 7
1.3 Банковская система и финансовый капитал 9
1.4 Бюджетная политика США 13
Глава 2. США и окружающий мир. 18
2.1 Промышленная специализация США в мировом разделении труда. 18
2.2 Формирующаяся промышленная специализация США в мировом производстве 21
2.3 США как центр глобализации 26
Заключение 32
Список литературы 35

Работа содержит 1 файл

США в мировой экономике.doc

— 153.00 Кб (Скачать)

 должны существовать иные  подразделения обрабатывающей промышленности

 страны, которые развиваются  опережающими темпами, для обеспечения  в целом

 повышательной тенденции в  данном секторе национальной экономики и

 сохранения американской гегемонии  на мировом рынке промышленной  продукции,

 для сохранения профицита  государственного бюджета, обозначившегося  с 1998

 г. И такие отрасли существуют.

 Прежде всего к отраслям  промышленности, развитие которых идет

 опережающими темпами и которые  уже сегодня доминируют в общем  экспорте

 американской промышленной  продукции, относятся передовые  наукоемкие и

 сверхнаукоемкие производства. Именно степень технологической  сложности и

 обусловливает целесообразность дальнейшего их развития в самих США. Эти

 производства американские  компании не могут размещать  в странах третьего

 мира - и по техническим соображениям, и по требованиям защиты

 производственных секретов, и  только они остаются рентабельными  при

 использовании высококвалифицированной  и высокооплачиваемой американской

 рабочей силы. Именно в данных  производствах США значительными  усилиями

 пытаются сохранить и сохраняют  мировое лидерство. Именно они  становятся,

 если уже не стали, нишей  специализации страны в мировом товарообмене. Если

 выше говорилось о том,  что Америка более не выступает  в качестве "мировой

 кузницы", то следовало бы  обозначить ее роль на рубеже  веков и тысячелетий

 как "мировой научно-исследовательской  лаборатории и испытательного

 промышленного полигона".

 Замечено, что по мере освоения  мировой промышленностью тех  или иных

 производств, пусть даже сравнительно  новых и высокодоходных, американские

 изготовители как бы теряют  к ним интерес и не ведут  обескровливающую

 конкурентную борьбу с производителями из менее развитых стран за

 доминирование в соответствующих  секторах мирового рынка. Так,  компании США

 почти полностью отдали преимущественно  странам Юго-Восточной Азии

 производство бытовой домашней  техники, Латинской Америке - текстильное и

 швейное производство, европейцам - свой внутренний рынок дорогих

 представительских автомобилей  и парфюмерии (хотя и то и  другое способно

 высококачественно производиться  в самих Соединенных Штатах).

 В то же время США отвечают  в мире почти за 42% рынка

 высокотехнологических видов  современного вооружения, за создание  уникальных

 приборов разнообразного назначения, за выпуск все новых модифицируемых

 программ для компьютеров,  почти за 30% рынка летательных  аппаратов, за

 большинство номенклатуры используемых в мировой промышленности

 композиционных материалов  и иных материалов с заданными  свойствами. Список

 этот можно продолжать, но  совершенно очевидна закономерность: США нацелены

 на то, чтобы находиться на  острие научно-технического прогресса и сохранять

 во что бы то ни стало  инициативу в НИОКР (научно-исследовательских  и опытно-

 конструкторских работах), а  также в выпуске новых, не  существовавших ранее

 промышленных изделий, являющихся  результатом данных НИОКР.

 Для обеспечения устойчивого роста производства сверхнаукоемкой продукции

 в США создана и функционирует  крупнейшая в мире, а порой  и самая передовая

 научно-исследовательская и  конструкторская база. Практически  на

 американскую фундаментальную  науку и прикладные промышленные  исследования

 работает большая часть всего  мирового потенциала, поскольку  в США удалось

 создать наиболее благоприятные  условия для изыскательской деятельности

 ученых, добиться наибольшего  по сравнению с другими странами  финансирования

 их деятельности, оплаты  труда и его фондовооруженности. Государственная

 поддержка научных исследований  стала в США приоритетом номер  один всех

 послевоенных администраций.  В целом по удельному весу  затрат на НИОКР в ВВП

 Соединенные Штаты безусловно  лидируют в мире, прежде всего благодаря

 гигантским средствам, расходуемым  на научные исследования в  оборонном

 секторе (см. табл. 3). И лишь  в необоронных отраслях им  серьезную

 конкуренцию составляют Япония  и Германия. Однако фактические  объемы затрат

 на НИОКР даже по гражданской  тематике в США и других странах просто

 несопоставимы. По разным  оценкам, на НИОКР гражданского  профиля США

 расходуют столько же средств,  сколько все остальные страны "большой

 семерки" вместе взятые (в  данном случае Россия в экономическом  отношении к

"семерке" присоединена быть не может).

 Таблица 3

 Затраты на НИОКР в ВВП, 1998 г., %[4]

| |Все НИОКР |НИОКР необоронного  характера |

|США |2,55 |2,10 |

|Германия |2,26 |2,20 |

|Япония |2,78 |2,74 |

|Франция |2,34 |2,05 |

|Италия |1,13 |1,11 |

|Великобритания |2,05 |1,78 |

 

 

 В отличие от подавляющего  большинства промышленных отраслей  национальной

 экономики, которым никогда  не выделяется бюджетное финансирование  из

 государственных источников (это  сфера исключительно частных  инвестиций), в

 производство высоконаукоемких и сверхпередовых производств государство

 вкладывает значительные средства: непосредственно или опосредованно  - через

 финансирование научных исследований, предоставление налоговых льгот,

 введение эмбарго на соответствующую  продукцию иностранного производства и

 другие протекционистские меры.

 

2.3 США как центр глобализации

 

 Процесс глобализации в мировой  экономике представляет собой  закономерный

 результат интернационализации  производства и капитала. Глобализация  в

 значительной степени предстает как количественный процесс возрастания

 масштабов, расширения рамок  мирохозяйственных связей.

 Одним из наиболее крупных  и фундаментальных вопросов конца  XX в.

 являются взаимоотношения между  США и окружающими странами, под  которыми

 понимаются не только и не столько американский внешнеполитический курс, а

 вся совокупность взаимосвязей, включающая и роль окружающего  мира в

 становлении США, как государства  и мировой державы, и продолжение  его

 воздействия на американское  общество и государство на современном этапе, и

 обратную связь — от США  к окружающему миру.

 Учитывая мощь США, их роль  в международных отношениях в  конце нынешнего

 столетия, понятно, что в данном  случае речь идет о таком  сильном влиянии на

 окружающий мир, которое вряд  ли сопоставимо с чем-либо еще. Во-первых, это

 воздействие последней, оставшейся  от эпохи холодной войны сверхдержавы,

 которая и сейчас ощущает  себя таковой и - главное - хочет  вести себя как

 сверхдержава. Во-вторых, это страна, которая давно, фактически со  времен

 своего образования, привыкла  ощущать себя "избранной", "особой", "наиболее

 любимой богом". В-третьих,  США обладают крупнейшей военной  силой

 современности, осуществляя  контроль (самостоятельно или через  систему

 союзов) практически над всеми  ключевыми регионами мира. Наконец, США задали

 темп и вектор движения  всему современному миру своей  этикой, политическим

 мышлением, технологическими  прорывами, а главное - гласным,  публичным и

 обстоятельным разбором собственных  достижений и провалов, на чем  учатся

 остальные члены международного  сообщества.

 Утверждение, что "США - единственная сверхдержава", имеет  широкое

 хождение и в официальных  заявлениях американской администрации,  и во многих

 других странах. Практически  сразу же после распада Советского  Союза был

 высказан тезис об "однополярном  мире" во главе с единственной  оставшейся

 сверхдержавой.

 Этот тезис связан с определенным  видением мира. Он свидетельствует  о

 желании не замечать происходящих  в международных отношениях глубоких

 перемен, вызванных окончанием холодной войны. Тезис этот отражает глубокое

 убеждение в том, что, несмотря  на окончание эпохи конфронтации, во всяком

 случае старой конфронтации  между Востоком и Западом, между  коммунизмом и

 свободным миром, отношения  между ними остаются основанными на силовой

 иерархии, на подсчете количества  ракет, авианосных соединений, боеготовых

 дивизий и прочих силовых  моментов, жестко определяющих место  каждой страны

 в мировой табели о рангах. Наконец, тезис этот демонстрирует  твердое

 убеждение, что двуполярная модель мира в современных условиях может

 эволюционировать исключительно  в сторону однополярной и что  распад

 двуполярной международной  системы в глазах многих политических  деятелей США

 воспринимался только как  становление однополярной.

 Утверждение "США - единственная сверхдержава" помимо определенного

 видения эволюции международной  системы содержит еще одну  установку—о роли

 самих США в этой системе.  Совершенно очевидно, что эта  роль имеет

 центральный и системообразующий  характер: военной силе, политическим и

 военным союзам, институтам, состоянию  экономики и всем остальным  сторонам

 национального могущества США  придается исключительное значение  как центру

 нового универсума, как главной  оси мироздания.

 Отсюда делаем соответствующие  выводы. Во-первых, об основах стабильности

 современной системы и ее  жизнеобеспечении: ее жизнеспособность  и

 деятельность объявляются производными  от состояния американских ресурсов,

 политической воли и интеллекта. Разумеется, это прежде всего  означает

 усиление степени ответственности США и их политического механизма.

 Во-вторых, выводы из концепции  "единственной сверхдержавы" определяют

 также объем и содержание  функций этой державы в современном  мире и ответных

 обязанностей этого мира  перед ней. На США и их союзников возлагается

 ответственность за поддержание  общей международной стабильности, в связи с

 чем возник глубокий кризис  в отношении Вашингтона к ООН.  Если раньше, в

 условиях многополярного мира  после окончания второй мировой  войны, когда

 существовали пять приблизительно равных великих держав (СССР, США,

 Великобритания, Франция и Китай), или даже в условиях двуполярного  мира,

 когда из числа великих  держав выделились две сверхдержавы (СССР и США), ООН

 могла выступать в качестве  дополнительного механизма к двусторонним

 механизмам согласования их  интересов, то в условиях однополярного  мира

 ситуация меняется: нет нужды  согласовывать с кем бы то  ни было свои

 интересы, а следовательно, не  нужен и механизм Совета Безопасности  ООН.

 В-третьих, в рамках этой концепции стали меняться, и довольно

 радикально, отношение к использованию  силы в международных отношениях  и

 готовность ее использовать. Исчез вынужденный контроль над  собственными же

 планами и амбициями, существовавший  в годы холодной войны в  связи с

 опасностью противодействия  другой стороны или эскалацией  цены применения

 силы до неприемлемого уровня. Окрепло представление о своих  возможностях

 как о стержневом механизме  поддержания международной безопасности, права и

 ценностей с помощью авиационно-ракетных ударов, десантов спецназа и

 поставок вооружений. В противовес  временам холодной войны, оказалось,  что

 применение силы не просто  оправданно, но и целесообразно,  а также полезно,

- естественно, силы американской  против не-американцев, а не наоборот.

"Наоборот" по-прежнему осуждалось  как "отсталость" и "варварство", как

 нарушение "международных  норм и стандартов".

 В-четвертых, концепция "США  - единственная сверхдержава" связана  и с

 продолжением углубления раздела  стран на друзей и недругов Америки. Со

 времени начала холодной  войны система взаимоотношений  США с другими

 государствами была довольно  разнообразной: союзнические связи,  партнерство,

 дружественные, нейтральные  отношения, холодность, безразличие,

 враждебность. Но все это  при известном, хотя и трудно усваиваемом принципе

 уважения к суверенитету  других, потому что всегда была  еще одна страна,

 которая могла утешить всех  обиженных, не понятых и не  принятых Вашингтоном,

 как это случилось с Кубой,  Северным Вьетнамом, Ираком, Ливией и т.д. После

 окончания холодной войны  ситуация упростилась: перед каждым  из государств

 возник вопрос о том, какие  отношения строить с США - дружественные  или нет?

Информация о работе США в мировой экономике