Страны Персидского залива

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 14:27, реферат

Описание работы

Группа арабских нефтедобывающих стран Персидского залива играет важную роль в системе мирового капиталистического хозяйства и системе международных отношений благодаря своему уникальному положению владельца и распорядителя крупнейших в мире запасов нефти и газа. Вследствие этого, данная группа стран получила уникальную возможность для ускорения своего развития и планомерного переустройства национального хозяйства и общества на качественно более высоком уровне.

Содержание

Введение 3
1.Саудовская Аравия 4
1.1.История 4
1.2.Столица 5
1.3. Культура 5
1.4. Экономика 6
2. ОАЭ 7
2.1.История 8
2.2.Столица 9
2.3. Культура 11
2.4. Экономика 12
3. Кувейт 13
3.1.История 13
3.2.Столица 15
3.3. Культура 15
3.4. Экономика 17
4. Катар 19
4.1.История 19
4.2.Столица 20
4.3. Культура 21
4.4. Экономика 22
5. Бахрейн 23
5.1.История 24
5.2.Столица 25
5.3. Культура 25
5.4. Экономика 27
6. Оман 28
6.1.История 28
6.2.Столица 30
6.3. Культура 31
6.4. Экономика 32
Религия 35
Страны и их роль в мировом хозяйстве 38
Заключение 41
Список использованной литературы 42

Работа содержит 1 файл

СТРАНЫ ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА.doc

— 300.50 Кб (Скачать)

Интересно, что слова "Маскат" и "мускат" звучат очень похоже, а ведь это не случайное совпадение. Как ни странно, любимое многими вино мускат действительно имеет корни в Омане. Специфический сорт винограда "гариб аль-эфльб" до сих пор выращивают в районах Вади Мисталь и Самад Аашан. Его мелкие горьковатые ягоды непригодны для еды, однако вывезенный из Маската в Португалию этот сорт стал основой производства "мускатного вина".

 

 

6.3. Культура

Арабский - официальный  язык Омана, хотя английский распространен в деловых кругах. В северных областях страны вы можете встретить торговцев или моряков, а также просто выходцев с полуострова Индостан, которые говорят на фарси или урду. Большинство жителей Омана являются мусульманами-ибади и принадлежат к одному из ранних исламских фундаменталистских движений. Ибади отличаются от других мусульман своим консервативным учением и системой передачи прав по наследству.

Несмотря на кажущуюся цивилизованность Омана, в целом страна сохраняет традиционный уклад жизни. В прибрежных деревнях и сельской местности образ жизни не менялся практически веками. Мужчины здесь часто ходят в ярко-голубых, свободных, длинных рубахах, называемых "дишдашас", часто носят на талии кривой нож - "ханджар". Женщины в отличие от жительниц других стран Залива носят не простые черные одежды, а яркие платья с рисунком, которые украшаются еще более красочными накидками и платками.

Оман уделяет много внимания сохранению традиционных видов искусства, танца и музыки, хотя скорее вы увидите традиционный танец на постановке в музее, чем в какой-либо деревне. Оман славится своим серебряным оружием и украшениями.

От традиционной оманской кухни мало что осталось: в основном, национальными блюдами являются блюда в индийском стиле с карри. В обычных блюдах может быть немого больше карри, чем надо, но все довольно вкусно, особенно в маленьких ресторанчиках Маската и Салалы. Алкоголь доступен только в больших отелях и дорогих ресторанах.

Старинный рынок Сук-эль-Далам  в Маскате - лицо страны и ее экономики. Это не только торжище, но и место общения. Группы мужчин в белых дишдашах, иногда с серебряными изукрашенными хунжа - кинжалами - оживленно обсуждают там новости, предстоящие свадьбы или игру футбольной команды. Здесь все делается с шутками и прибаутками. На рынке продается все - от иголок и гвоздей до подержанных "Мерседесов". В торге можно сбросить половину запрошенной цены.

Обычай и традиция в Омане диктуют если не все, то многое в жизни оманцев. В любом доме главное лицо - старший: от него идет род. В семье с молоком матери прививается уважение младших к старшим. Если человек принадлежит к племенной верхушке, то он обязательно накидывает на плечи "аба" - тонкий, почти прозрачный плащ из коричневой или светло-серой козьей шерсти и пуха.

В домах уютно, много  кондиционеров, холодильников, другой техники. За событиями в мире следят внимательно. Но о России знают мало.

 

6.4. Экономика

Недавний кризис цен  на мировом рынке нефти весьма негативно сказался на султанате. Правда, следует признать, что экономика Омана и в это нелегкое время отличалась общей стабильностью, несмотря на самый низкий среди монархий Залива показатель ВВП на душу населения - чуть более 5 тыс. долларов в год. Годовой рост ВВП в прошлом году был зафиксирован на уровне 1,5%, а в текущем году уже превысил 2%. Благодаря жесткой монетаристской политике уровень инфляции в 1998 г. не превышал 1,3%, а в нынешнем году составит 1,5%.

Разведанные запасы нефти  в султанате достаточно скромны - около 5,28 млрд баррелей, чего при нынешних темпах добычи должно хватить лишь на 15 лет. Для сравнения: нефтяные резервы Саудовской Аравии рассчитаны на 90 лет, ОАЭ - на 120 лет, Кувейта - на 130 лет.

Добыча нефти дает в казну 70-80% доходов и составляет более 40% ВВП. Бюджет на этот год был принят пессимистический - он рассчитан по критическому уровню цен в 9 долларов за баррель. Ныне, после стремительного роста цен на нефть, государство получило огромные, не учтенные бюджетом доходы, которые пойдут на нужды развития и социальные программы.

Оман по многим параметрам - нетипичное для Ближнего Востока государство-производитель нефти. В промышленных масштабах нефть в султанате была обнаружена лишь в 1962 г. - на десятилетия позже, чем в большинстве других монархий Персидского залива. Оманские нефтяные месторождения в целом меньше по размеру, разбросаны по территории страны, менее продуктивны, добыча сырья на них дороже, чем у соседей. Для уменьшения затрат на освоение и эксплуатацию месторождений Оман стремится использовать передовые технологии нефтедобычи: горизонтальное и многократное бурение, сейсмические технологии и так далее. Все это привело к снижению себестоимости производства нефти до 3-4 долларов за баррель.

Оман не входит ни в Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК), ни в Организацию арабских стран-экспортеров нефти (ОАПЕК). Однако еще в прошлом году, стремясь внести вклад в восстановление стабильности на мировом рынке топлива, Маскат согласился сотрудничать со странами ОПЕК в сокращении нефтедобычи. В июне-июле прошлого года оманцы уменьшили производство нефти с 900 тыс. до 800 тыс. баррелей в сутки.

Большая часть запасов  нефти Омана сосредоточена в северных и центральных районах. Крупнейшее месторождение - Джибаль - производит более 220 тыс. баррелей в сутки. В будущем поставлена задача - довести добычу сырья до миллиона баррелей в сутки, главным образом, за счет улучшения технологии.

Оманская нефтяная компания (ОНК) была создана в 1992 г. в рамках стратегии, нацеленной на защиту финансовых интересов страны за рубежом и диверсификацию национального энергетического сектора. Хотя официально ОНК - государственная компания, до недавнего времени она была зарегистрирована на Бермудских островах, а ее штаб-квартира располагалась в Хьюстоне. Однако в 1996 г. ее президент Джон Деусс был отправлен в отставку, и компанию перерегистрировали на родине. В Маскат переехала и ее штаб-квартира.

Важное значение для  национальных интересов страны имеет  то, что в последние десятилетия  создана газовая отрасль, практически  полностью принадлежащая государству. Именно она играет особую роль в диверсификации экономики страны. Ее продукция поставляется пока в основном отечественным предприятиям и, естественно, населению. Газ продают и за границу в сыром виде. Однако для его переработки на месте созданы новые заводы.

Запасы природного газа в султанате оцениваются в  объеме 283 млрд м3. Значительная часть  газовых кладовых залегает в глубоких геологических структурах, часто - под  эксплуатируемыми нефтяными полями. По данным МВФ, "голубого топлива" хватит еще на 60 лет как на внутреннее потребление, так и для поставок на экспорт. Маскат ожидает, что к 2002 г. газ будет давать 15% ВВП.

Оман планирует значительно расширить газопроводную сеть. Наиболее масштабный газоэкспортный проект - строительство комбината по производству сжиженного газа в Кальтахе, близ Сура. В нем участвуют правительство Омана (51%), Shell (30%), Total (5,54%) и несколько японских компаний. Из других крупных проектов в Омане можно отметить создание предприятий по производству сжиженного газа и мочевины в Суре (инвестиции должны составить 6 млрд долларов), алюминиевого и нефтехимического заводов в Сухаре.

Стоит упомянуть о  меднорудной промышленности, где  государство владеет тремя четвертями акций, и о предприятиях, созданных  на ее базе. Развивается добыча хромовой руды, мрамора, соли, гипса. Построены цементные заводы. На подъеме легкая промышленность. Всего в Омане действуют 760 предприятий. Главная цель сельского хозяйства страны с неблагоприятными, засушливыми условиями - удовлетворить внутренние нужды в продовольствии. И Оман не отнесешь к хроническим импортерам продуктов питания.

В последние годы Оман предпринял усилия для привлечения  иностранного капитала в национальную экономику, но без сдачи своих  стратегических позиций и интересов. К таким шагам можно отнести 5-летние "налоговые каникулы" для инвесторов, уменьшение подоходного налога с совместных предприятий, в которых не менее 51% оманского капитала, гибкое кредитование промышленных программ. Главные инвестиции должны пойти в легкую промышленность, туризм и электроэнергетику.

Между тем султанат рассматривает  возможность вступления во Всемирную  торговую организацию, и шансы на это уже в этом году вполне реальны.

Денежная единица Омана - риал.  Оманский риал делится не на сто более мелких единиц, как большинство валют, а на тысячу: один риал равен 1000 байзам. В виде банкнотов выпускаются не только риалы, но и байзы. В обращении находятся купюры номиналом 100 и 200 байзов, а также 1/4 и 1/2 риала, 1, 5, 10, 20 и 50 риалов

 

 

 

 

Религия

 

Государственной религией стран Персидского залива является ислам. В Кувейте ислам исповедуют примерно 85% населения (45% суннитов и 40% шиитов). Ислам суннитского направления является в Кувейте государственной религией. На основе ислама во многом строится законодательство стран, хотя разрешены и другие религии. Он органично переплетен со всеми социальными институтами общества. Как во всех мусульманских странах, пятница - день всеобщей "пятничной" молитвы верующих в мечетях, выходной день.

Ислам, одна из трех мировых религий, возник в Хиджазе в начале VII в. среди арабских племен Западной Аравии и быстро распространился благодаря военной активности арабов от Ганга на Востоке до южных границ Франции на Западе.

В отличие от, скажем, современного православия ислам для мусульманина и в XX в. представляет собой нерасторжимое единство веры, религии, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Действительно, "Пять столпов Ислама" представляют собой исповедание единобожия ("таухид") и вера в пророческую миссию Мухаммеда; ежедневная пятикратная молитва ("салат"); пост ("саум") раз в году в месяц рамадан; добровольная милостыня ("закат"); паломничество (хотя бы раз в жизни) в Мекку ("хадж").

Религия всегда играла доминирующую роль в арабском обществе и все еще определяет образ жизни большинства населения. Большинство жителей Саудовской Аравии, включая правящий дом Саудидов, принадлежит к последователям ваххабизма – одного из течений в исламе, получившего свое название по имени жившего в 18 в. реформатора Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба. Они называют себя муваххидами, «единобожниками», или просто мусульманами. Ваххабизм является аскетическим, пуританским течением в рамках наиболее строгой в суннитском исламе ханбалистской религиозно-юридической школы (мазхаба), в которой особое внимание обращается на неукоснительное исполнение предписаний ислама. Ваххабиты являются хранителями священных мест, под их контролем происходит паломничество в Мекку. В Саудовской Аравии есть также последователи других течений суннитского ислама – в Асире, Хиджазе и Восточной Аравии. В Эль-Хасе, на востоке страны, проживает значительное число шиитов (15%). Конституция Саудовской Аравии содержит категорическое предписание гражданам страны исповедовать ислам. Немусульманские религии допускаются только среди иностранных рабочих. Строго запрещены любые публичные проявления принадлежности к немусульманской религии (нательные кресты, Библия и др.), продажа товаров с неисламской символикой, а также общественные богослужения. Лица, уличенные в «нелегальной практике» своей религии, могут быть подвергнуты судебному наказанию или высылке из страны. Вся социальная и культурная жизнь страны регламентируется мусульманским Лунным календарем (лунная хиджра), такими событиями, как паломничество в Мекку (хадж), месячный пост (рамадан), праздник разговения (ид аль-фитр), праздник жертвоприношения (ид аль-адха).

Во главе религиозной  общины стоит Совет улемов, который  трактует мусульманские законы. В  каждом городе имеются комитеты общественной морали, следящие за выполнением правил поведения. В начале 20 в. Совет улемов выступил против появления в Саудовской Аравии телефона, радио и автомобиля на том основании, что подобные нововведения противоречат шариату. Тем не менее изменившиеся условия, в частности рост благосостояния и появление в Саудовской Аравии западной техники, привели к компромиссу между требованиями современной жизни и ограничениями шариата. Со временем проблема была решена. Это было оформлено декретом Совета улемов (фетвой), объявившим, что западные нововведения, начиная от самолетов и телевидения и кончая коммерческим законодательством, не противоречат исламу. Однако большинство строгих ваххабитских правил продолжают действовать, например, всем женщинам, арабским или европейским, запрещено общаться с мужчинами в общественных местах и управлять автомобилем.

Следует уважительно  относиться к чувствам верующих. По законодательству ОАЭ, например, богохульство является тяжким преступлением - за оскорбление религии, а также за миссионерскую деятельность (пропаганду других вероучений) виновные могут быть подвергнуты длительному тюремному заключению.

Священная Книга мусульман - Коран -разделена на 114 глав (сур). Они расположены без всякого порядка, просто по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Суры мекканские (более ранние) и мединские (более поздние) перемешаны. Одно и то же повторяется многословно в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами “геенной” в будущей жизни всем непослушникам. В Коране совсем незаметно следов такой редакционно-литературной отделки, как в христианском Евангелии: это совершенно сырые, необработанные тексты.

Как проста догматика  ислама, так же просты и его практические и обрядовые заповеди. Они сводятся к следующему: обязательная пятикратная молитва каждый день в установленные часы; обязательное омовение перед молитвой и в других случаях; налог (закят) в пользу бедных; ежегодный пост (ураза, в десятом месяце — рамазане) в течение всего месяца; паломничество (хаджж) в священный город Мекку, которое правоверный мусульманин должен по возможности совершить хотя бы раз в жизни.

Каждое из этих предписаний, несмотря на то что они сами по себе не так уж тяжки и невыполнимы, допускает изъятия и смягчения в затруднительных случаях. Вода для омовения в случае ее отсутствия может быть заменена песком, пылью; соблюдение поста необязательно для больных, для путешественников, они могут и должны отпоститься позже соответствующее число дней; кстати, мусульманский пост, в отличие от христианского, состоит в полном воздержании от всякой пищи и питья от восхода до захода солнца, но зато в остальное время суток можно есть и пить что угодно и предаваться любым удовольствиям.

Информация о работе Страны Персидского залива