Теория Хекшера-Олина

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:54, реферат

Описание работы

Дальнейшее развитие теория сравнительных преимуществ получила в трудах шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина в 20--30-е гг. XX в. Теория сравнительных преимуществ хоть и доказывает, что международный туризм выгоден всем странам, но не объясняет, в результате чего возникают эти преимущества. Теория Хекшера — Олина выделяет страны по различной насыщенности факторами производства. Именно «различия в отношении редкости факторов производства в разных странах,— считает Е. Хекшер,— являются необходимым условием...международной торговли». Б. Олин поддерживает его позицию: «Неравенство в оснащении факторами производства вызывает необходимость международной торговли...».

Работа содержит 1 файл

Теория Хекшера.docx

— 18.08 Кб (Скачать)

Теория Хекшера — Олина

 

Дальнейшее развитие теория сравнительных преимуществ получила в трудах шведских экономистов Э. Хекшера и Б. Олина в 20--30-е гг. XX в. Теория сравнительных преимуществ хоть и доказывает, что международный туризм выгоден всем странам, но не объясняет, в результате чего возникают эти преимущества. Теория Хекшера — Олина выделяет страны по различной насыщенности факторами производства. Именно «различия в отношении редкости факторов производства в разных странах,— считает Е. Хекшер,— являются необходимым условием...международной торговли». Б. Олин поддерживает его позицию: «Неравенство в оснащении факторами производства вызывает необходимость международной торговли...»

 

Согласно Э. Хекшеру и Б. Олину, сравнительная оценка факторов предопределяет три существенных обстоятельства:

 

1) у стран — участниц  международного обмена складывается  тенденция к вывозу тех товаров  и услуг, для изготовления которых  используются преимущественно факторы  производства, имеющиеся в избытке,  и, наоборот, к ввозу той продукции,  по которой имеется дефицит  каких-либо факторов;

2) развитие международной  торговли приводит к выравниванию  «факторных» цен, т.е. дохода, получаемого  владельцем данного фактора (теорема  Хекшера — Олина — Самуэльсона);

3) при достаточной международной  мобильности факторов производства  существует возможность замены  экспорта товаров и услуг перемещением  самих факторов между странами.

 

Изобилие одних факторов производства делает их более дешевыми по сравнению с другими, недостающими, а так как производство любой  туристской услуги требует комбинации факторов, то туристская услуга, произведенная  с использованием более дешевых  избыточных факторов, будет относительно дешевле не только на внутреннем рынке  этой страны, но и на внешнем. В результате эта туристская услуга будет обладать сравнительными преимуществами. Таким  образом, страна экспортирует те туристские услуги, предоставление которых основывается на избыточных для нее факторах производства, и импортирует услуги, для производства которых она наделена факторами производства значительно хуже. Страны специализируются на производстве и продаже туристских услуг, в которых они имеют преимущество и которые им обходятся дешевле. Например, курорты Испании, Греции, Туниса и Марокко привлекают большой поток туристов благоприятным климатом и превосходными морскими пляжами.

 

Несмотря на то что теория Хекшера — Олина разделяется большинством современных специалистов, она имеет ограниченную область применения.

 

Известный экономист В. Леонтьев в середине 1950-х гг. предпринял попытку  эмпирической проверки основных выводов  теории Хекшера — Олина и пришел к парадоксальному заключению. Использовав модель межотраслевого баланса «затраты — выпуск», построенную на основе данных экономического развития США за 1947 г., он показал, что в американском экспорте преобладали относительно более трудоемкие товары, а в импорте — капиталоемкие. Учитывая, что в первые послевоенные годы в США, в отличие от большинства их торговых партнеров, капитал был относительно избыточным фактором производства, а уровень заработной платы был значительно выше, в соответствии с теорией Хекшера — Олина США должны были бы экспортировать капиталоемкие товары, а импортировать — трудоемкие.

 

Таким образом, эмпирически  полученный результат явно противоречил тому, что предполагала теория Хекшера — Олина, и потому получил название «парадокс Леонтьева». Последующие исследования подтвердили наличие этого парадокса в послевоенный период не только для США, но и для других стран (Япония, Индия и др.).

 

Многочисленные попытки  объяснить данный парадокс позволили  развить и обогатить теорию Хекшера — Олина путем учета дополнительных обстоятельств, влияющих на международную специализацию стран, среди которых можно отметить следующие:

 

• неоднородность факторов производства, прежде всего труда, который  может существенно различаться  по уровню квалификации. В результате в экспорте промышленно развитых стран может отражаться относительная  избыточность не вообще труда, а труда  высококвалифицированного, в то время  как развивающиеся страны экспортируют продукцию, требующую значительных затрат труда неквалифицированных  работников. Можно сказать, что в  случае парадокса Леонтьева из США  экспортировались весьма своеобразные «трудоемкие» товары, в производстве которых использовался труд, впитавший  в себя большие затраты «человеческого капитала»;

• значительная роль природных  ресурсов, которые могут участвовать  в производственных процессах только в ассоциации с большим количеством  капитала. Это в определенной мере объясняет, почему экспорт из многих развивающихся стран, богатых природными ресурсами, является капиталоемким, хотя капитал в этих странах и не является относительно избыточным фактором производства;

• влияние на международную  специализацию политики, проводимой государством, которое может ограничивать импорт и стимулировать производство внутри страны и экспорт продукции  или услуг тех отраслей, где  интенсивно используются относительно дефицитные факторы производства.

 

Практика показала, что  теория Хекшера — Олина в большинстве случаев применима в экономическом анализе туризма. Можно выделить три группы факторов обеспечения сравнительного преимущества страны в международной туристской деятельности: 1) природные ресурсы, историко-культурное наследие; 2) капитал; 3) трудовые ресурсы. Специализация международного туризма, однако, не означает, что страны с обширными туристскими ресурсами работают исключительно на приеме туристов. Например, многие индустриально развитые страны, такие, как США, Великобритания, Германия, Канада, Франция, проводят активную политику как по приему, так и по отправке туристов.

 

Конкурентоспособность многих стран в области международного туризма непосредственно связана  с наличием природных ресурсов, которые  включают в себя землю, моря, озера, реки, ландшафт, климат, флору и фауну. Они характеризуют местонахождение страны и являются определяющими для формирования туристских потоков. Так, наличие превосходных морских пляжей и теплый климат в средиземноморских странах способствуют посещению этих курортов туристами из таких развитых в туристском отношении государств, как Австрия, Великобритания, Германия, Швейцария, Япония. Свой спрос на зимний горнолыжный спорт испанцы, греки, израильтяне удовлетворяют, например, на лыжных курортах в Швейцарии, Австрии, Италии, Франции, Словении. Важным мотивом прибытия иностранных туристов является историко-культурное наследие страны. К городам, известным во всем мире своей архитектурой, культурой, историей, относятся Париж, Рим, Венеция, Санкт-Петербург и др.

 

Стоимость природных ресурсов и историко-культурных памятников зависит  от их доступности и качественных характеристик. Следовательно, в зависимости  от степени доступности этих ресурсов и возможности их эксплуатации для  целей туризма они приобретают  экономическое значение. Проследить важность данных факторов в обеспечении  конкурентоспособности страны можно  на статистических данных распределения  целей путешествий японских туристов (японцев считают одной из самых  путешествующих наций в мире).


Информация о работе Теория Хекшера-Олина