Территориальные аспекты развития общего машиностроения

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 20:11, реферат

Описание работы

Машиностроение — ведущая отрасль промышленности. Это обусловлено в
первую очередь тем, что машиностроение:
1) создает машины и оборудование, используемое в других отраслях и тем
самым создает условия для развития всех других отраслей промышленности;
2) является крупнейшим потребителем продукции черной и цветной металлургии,
а также целого ряда других отраслей;
3) обеспечивает занятость довольно большой доли трудовых ресурсов;
4) выступает как районообразующий фактор;
5) является отражением степени развития производительных сил в регионе;
6) дает существенный толчок развитию прогрессивных технологий.

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образовани1.docx

— 34.78 Кб (Скачать)

обеспечивает  комплексную механизацию и автоматизацию  производства.

      Для  развития  транспорта,  торговли  и  сельского  хозяйства   особую

важность  имеет  именно  группа  отраслей  общего  машиностроения,  т.к.  она

поставляет  наибольшее количество техники (локомотивостроение,  судостроение,

сельскохозяйственное  машиностроение и т.д.). Огромное влияние  оказывает  она

 и   на другие отрасли народного  хозяйства. 

   2. Факторы и особенности размещения  отраслей общего машиностроения. 

      Технико-экономические  особенности   размещения   отдельных   отраслей

машиностроения  и  их  учет  —  необходимые  требования  при   экономическом

обосновании географического размещения  отраслей  и отдельных предприятий.

Развитие  и  размещение  общего   машиностроения  базируется   на   тех   же

принципах, что и всех  отраслей  единого народнохозяйственного комплекса.

Принципы  развития  и  размещения  преломляются  в  общих   и специфических

факторах, оказывающих влияние на  развитие   и   размещение  отраслей  этого

комплекса. 

                Особенности размещения предприятий общего

                       машиностроения по  территории РФ. 

      Несмотря на множество факторов, влияющих  на  размещение   предприятий

общего  машиностроения,  их  можно  систематизировать  и  в  зависимости  от

важности  сгруппировать в соответствующие  группы.

      Размещаемая отрасль должна рассматриваться  как составная  часть  всего

хозяйственного  территориально-производственного  комплекса и размещаться  не

изолированно,  а   так,   чтобы   быть   связанной   с   другими   отраслями

машиностроения  и   промышленности,   со   строительством,   транспортом   и

непроизводственной  сферой деятельности. Такой подход должен найти  отражение

в вариантах  размещения отрасли и в  расчетах  затрат  основных  и  оборотных

средств в строительные базы и на транспорт, обеспечивающий  доставку  сырья,

материалов,  топлива,  полуфабрикатов  комплектующих   изделий   и   готовой

продукции.

      Размещение отрасли определяется  на стадии перспективного  планирования

и ограничивается, как правило, выбором  района.  Размещение  же  предприятия

требует выбора не только района, но и  пункта  строительства,  и  намечаются

они  на  предпроектной  стадии,  а  окончательно  определяется   на   стадии

проектирования.     Экономическое     обоснование     размещения     отрасли

предусматривает  распределение  задания  по  производству   той   или   иной

продукции по действующим, строящимся  и намечаемым  к строительству новым

предприятиям, при этом учитываются общие для  района и  страны  экономические

условия (балансы материалов, труда, капитальных  вложений,  производственных

мощностей, производства и потребления заданной продукции), а  также  условия

социального   и   политического   характера.   Размещение   же   предприятия

основывается  на  учете  имеющихся  в том или ином  районе   или   пункте

экономических предпосылок, определяющих экономику  предприятия.

      При   экономическом   обосновании   размещения   предприятий    общего

машиностроения  в  том  или  ином  экономическом  районе  следует  учитывать

конкретные  условия  снабжения  их  топливом,  энергией,  водой,   основными

материалами,  полуфабрикатами,  наличие  квалифицированной   рабочей   силы,

мощностей строительных организаций и баз  строительной  индустрии  и  т.  д.

Кроме  того,  следует  учитывать  и  специализацию  хозяйств   экономических

районов, и в какой мере с народнохозяйственной  точки  зрения  целесообразно

размещать это  производство  в  данном  районе.  При  этом  надо  помнить  о

необходимости комплексного развития  хозяйства  района  и  совершенствовании

его отраслевой структуры, о влиянии  на  размещение  внутрирайонных  связей,

специализации и кооперации производства.

      Для того  чтобы  не  было  чрезмерной  концентрации  промышленности  в

крупных городах, следует исключить возможность строительства в этих  городах

новых и расширения действующих предприятий. Действующие предприятия в  таких

городах  должны  развиваться с учетом  более интенсивного   использования

имеющихся    производственных    мощностей    и    полного    удовлетворения

градостроительных и экологических  требований,  без  увеличения  численности

работающих, производственных площадей и заводской территории.

      В  городах  с  напряженным   водохозяйственным  балансом   и   сложными

условиями очистки сточных вод и отведения  промышленных  стоков  техническое

перевооружение  и  реконструкция  предприятий   не   должны   сопровождаться

существенным  увеличением водопотребления и  водоотведения.

      В городах с неудовлетворительным  состоянием  охраны  окружающей  среды

допустима  реконструкция   предприятий   только   при   условии   устранения

загрязнения окружающей среды.

      В районах с недостаточными  трудовыми ресурсами  должны  развиваться  в

первую  очередь  высокомеханизированные,  автоматизированные  и нетрудоемкие

производства, которые способны  обеспечить  выпуск  продукции  с  наименьшим

количеством рабочих. К ним относится и  общее машиностроение.

      Таким   образом,    технико-экономическое    обоснование    размещения

предприятий  общего машиностроения требует учета  многих факторов.

      Для решения вопросов размещения  производства  необходим  определенный

круг  информации, содержащей сведения о  размещаемом  производстве,  условиях

его  территориальной   организации,   целях   и   задачах,   стоящих   перед

размещением, т. е. следует располагать теми  сведениями,  которые  в какой-

либо  мере  могут  повлиять  на  эффективность  территориальной  организации

машиностроительного  производства.  Поэтому  необходимо  знать,  какой   вид

продукции должен производиться на размещаемом  предприятии  (вплоть  до  его

характеристик по массе и размерам), какое  для  этого  потребуется  сырье  и

материалы, предполагаемую численность рабочих  кадров, в каких количествах  и

с  какими  экономическими  показателями  имеются  ресурсы  в  предполагаемых

районах размещения, какие последствия могут  возникнуть при его размещении  в

том или  ином пункте и т. д. По существу —  это факторы,  от  которых  зависит

правильность  размещения машиностроительных производств и которые  определяют

его экономическую  эффективность. Одни из них связаны  с природными  условиями

и  ресурсами  экономических  районов,  другие   определяются   исключительно

характером  размещаемого производства, его специфическими особенностями и  т.

д. Многообразие факторов и различие в  природе  их  образования  приводят  к

необходимости  классификации  факторов  с  целью  упрощения   экономического

анализа причин, вызывающих  неодинаковую  эффективность  одного  и  того  же

производства  в различных экономических районах. В  этой  связи  все  факторы

территориального  тяготения в самом общем  виде  можно  разделить  на  четыре

группы: 

    1) внутрипроизводственные  факторы, связанные непосредственно  с организацией

       производства на предприятиях  машиностроительной промышленности;

    2) внепроизводственные  факторы, связанные  с  экономическими  и природными

       условиями в районах размещения  машиностроительных предприятий;

    3) отраслевые  особенности машиностроительных  производств;

    4) факторы  социального характера. 

      Внутрипроизводственные  факторы   определяют  характер   и   результаты

деятельности  предприятий  общего  машиностроения   и   представляют   собой

совокупность  необходимых условий и средств  на предприятии  для  изготовления

данного  вида  продукции,  способствующих  достижению  определенного уровня

технико-экономических  показателей производства:  характер  используемых  для

производства  продукции техники и технологических  процессов, уровень и  формы

организации  производства,  степень  загрузки   основного   технологического

оборудования  и т. д.

      При планировании размещения  не  безразлично,  каким  способом,  какими

техническими  средствами и  на  основе  каких процессов будет организовано

намечаемое  к  размещению  производство.  Это  важно,  потому   что   фактор

технической   оснащенности   производства   вместе   с   уровнем    развития

специализации,   концентрации   и   кооперирования,    а    также    другими

организационными  моментами существенно влияет не на удельные  нормы  расхода

сырья,  материалов,  топлива,  энергии  и  труда  на   предприятиях   общего

машиностроения, но и на объемы  выпуска  продукции,  что  в  совокупности  с

другими факторами определяет и размещение предприятий.

      Исследование   внутрипроизводственных   факторов   составляет   основу

определения отраслевых  особенностей,  поскольку  без  научного  предвидения

Информация о работе Территориальные аспекты развития общего машиностроения