Территориальные пропорции Поволжья

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2012 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Территориальные пропорции экономического развития страны ус-танавливаются по ее макрорегионам (зонам), внутри макрорегионов по отдельным регионам. Наиболее принципиальное значение имеют изучение и планирование основных территориальных пропорций по макрорегионам (европейская зона, восточная зона России), поскольку природные и экономические условия их развития различны, и подхо¬ды к формированию структуры этих зон принципиально не совпадают.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Территориальные пропорции Поволжья 5
1.1.Промышленность Поволжья 5
1.2 Сельское хозяйство 11
1.3. Транспорт 13
Глава 2.Отраслевая структура хозяйства Саратовской области 14
2.1. Характеристика природных и демографических условий 14
2.2. Отраслевая структура промышленности 16
2.3. Сельское хозяйство области 26
2.4.Транспорт 28
Заключение 31
Список использованной литературы 32
Приложение 33

Работа содержит 1 файл

территориал пропорции.doc

— 960.50 Кб (Скачать)

Производство изделий из трикотажа налажено в Сара­тове и Красноармейске.

Для предприятий швейной промышленности характер­на наименьшая концентрация, они есть почти во всех ад­министративных районах области.

Кожевенно-обувная промышленность имеет местное значение, небольшие предприятия этой отрасли находятся в Саратове, Вольске, Балашове, Базарном Карабулаке. В г. Ртищево расположена фабрика по производству гигроваты.

По объемам производства продукции занимает 3-е ме­сто в Поволжье. Она является важной составной частью аг­ропромышленного комплекса.

Характерной особенностью отрасли является ее повсе­местное распространение.

Не только города и районные центры, но и многие села являются производителями продовольственных товаров. Помимо многочисленных малых и средних предприятий отрасли функционируют предприятия межрегиональногозначения. Среди них: «Михайловская птицефабрика», мя­сокомбинаты — «Дубки», «Балашовский», жировой ком­бинат, макаронная, кондитерская и табачная фабрики и др. ОАО «Бат-Саратовская табачная фабрика» основана в 1828 г. В 1994 г. предприятие вошло в состав междуна­родной компании «Бритиш Американ Тобако».

Современный этап характеризуется интенсивным разви­тием новых форм собственности в промышленности обла­сти. Приватизация проводилась у нас быстрыми темпами и масштабы ее были достаточно велики. Среди субъектов Поволжья Саратовская область занимает 2-е место (после Татарстана) по числу приватизированных промышленных предприятий. В основном приватизации подверглись пред­приятия муниципальной формы собственности. Основная часть промышленных предприятий находится в частной (54%) и смешанной (16%) собственности. Предприятия го­сударственной собственности составляют 26%, а совмест­ные — 4% . Предприятия частной формы собственности наи­более распространены в легкой, пищевой, лесной и дерево­обрабатывающей промышленности (более 80%), что полно­стью соответствует мировым тенденциям. Предприятия го­сударственной собственности наибольший удельный вес (37%) занимают в машиностроении.

В области зарегистрировано более 100 совместных пред­приятий с участием иностранного капитала (в основном ев­ропейских государств, а также США, Канады, Индии, Ки­тая, Израиля).

 

2.3. Сельское хозяйство области

 

Сельскохозяйственные угодья области составляют 8,5 млн га (84% всего земельного фонда) и характеризуются высоким уровнем распаханности. Удельный вес пашни составляет 75%. В то же время в структуре сельскохозяйственных угодий низкий удельный вес многолетних насаждений и естественных сенокосов. Саратовская область является одним из крупнейших в России районом орошаемого земледелия (около 470 тыс. га); здесь сосредоточена треть поливного фонда Поволжья. Более 80% земель регулярного орошения входят в состав крупных оросительных систем, расположенных в Заволжье. Структура посевных площадей на орошаемых землях выглядит следующим образом: под зерновыми культурами занято 15%, техническими - 2,5%, овощами и картофелем - 5,5%, кормовыми - 77% всех площадей. Под зерновыми культурами в Саратовской области занято около 60% посевных площадей. Возделывают здесь яровую и озимую пшеницу, озимую рожь, ячмень, просо, гречиху, бобовые. Важное значение имеют крупяные культуры - просо и гречиха. Кукурузу в области выращивают главным образом на силос. Из технических культур - подсолнечник, сахарная свекла, горчица, кориандр. Удельный вес технических культур в посевах - около 7%, причем большая доля приходится на подсолнечник. Важное место в сельскохозяйственном производстве области занимает выращивание овощей, бахчевых культур и картофеля. Особенно большое количество этих культур выращивается в личных подсобных хозяйствах.

Природно-климатические условия большей части территории области благоприятны для развития садоводства. Многолетние насаждения сосредоточены в Хвалынском, Вольском, Саратовском, Красноармейском, Энгельсском районах. Много садов в районах, расположенных в бассейне Хопра.

Растениеводство в области повсеместно сочетается с животноводством. Основные отрасли животноводства - скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство. Ведущая роль в животноводстве принадлежит скотоводству. В большинстве районов области преобладает молочно-мясное скотоводство и лишь в юго-восточных — мясное. Наиболее развито скотоводство в правобережных районах, где плотность поголовья почти в два раза выше, чем в Заволжье. Для обеспечения Саратова молочной продукцией создано пригородное кольцо из крупных промышленных ферм и комплексов, размещенных в Саратовском, Энгельсском, Татищевском, Советском, Воскресенском районах.

Второе место в структуре продукции животноводства занимает свиноводство. Наибольшее развитие эта отрасль получила в правобережных районах, где сосредоточено 70 % всего поголовья свиней. Овцеводство - традиционная отрасль животноводства, и развивается во всех районах области, но ведущими районами являются юго-восточные районы Заволжья: Александрово-Гайский, Дергачевский, Новоузенский, Озинский, Питерский. Крупнейшие племенные хозяйства области: «Алтатинский» и «Камышовский» в Дергачевском районе и им. Радищева в Новоузенском районе.

Одной из наиболее важных отраслей животноводства области является птицеводство. В настоящее время в области более трех десятков специализированных птицеводческих хозяйств. Крупнейшие из них Михайловская, Саратовская, Дубковская, Петровская, Краснокутская птицефабрики. Развивается также и коневодство (Петровский и Еланский конезаводы), пчеловодство (в основном районы Правобережья), рыбоводство.

 

2.4.Транспорт

 

Транспорт Саратовской области имеет благоприятные условия для своего развития, так как через территорию области проходит р. Волга, железные и автомобильные дороги, трубопроводы, воздушные трассы. Все эти пути связывают Саратовскую область с областями и республиками Центра, Северо-Запада, Северного Кавказа, Урала, Сибири, Казахстана и Средней Азии. Расположение области выгодно для организации перевозок смешанного типа, например, железнодорожно-речных.

Главную роль в перевозках Саратовской области играет железнодорожный транспорт. Особенно велика роль железнодорожного транспорта во внешних связях области. По железным дорогам перевозятся массовые грузы, минеральные и строительные материалы, каменный уголь, нефтяные и лесные грузы, черные металлы, хлебные грузы и другие. Общая длина железнодорожных линий составляет 2326 км. Железные дороги обслуживают почти все районные центры Саратовской области. Они непосредственно связывают ее с Центрально-Черноземным экономическим районом, со всем Поволжьем, Западным Казахстаном и Северным Кавказом. Основу железнодорожной сети Саратовской области составляют три направления: Ртищево - Саратов - Озинки, Балашов - Ртищево, Сенная - Карамыш. Первая линия в западном направлении продолжается на Мичуринск и Москву, а в восточном - на Уральск и Илецк. В железнодорожном узле Ртищево ее пересекает дорога Пенза - Валуйки. Большую роль играет железнодорожный мост через Волгу в Саратове. Через Саратов, параллельно Волге, проходит железная дорога Волгоград - Казань, роль которой значительно увеличивается зимой, когда не действует речной путь. От станции Аткарск идут две ветки, одна - через Петровск до Вольска, другая через Лысые Горы до Калининска. От станции Урбах - железная дорога на Астрахань, от которой в Красном Куге отходит ветка через Новоузенск до Александрова Гая. В семидесятые годы проведена линия от Пугачева до станции Звезда Самарской области и линия Балаково-Цементная через плотину Саратовской ГЭС. Несколько позднее железная дорога Пугачев - Погромная связала Саратовскую область с Оренбургской. Основные железнодорожные узлы области: Саратов, Ртищево, Балашов, Ершов, Сенная, Аткарск.

Основой речной сети и своеобразной экономической осью Саратовской области является Волга. Волжский водный путь связывает область с Западным Уралом, Центральным районом, через канал имени Москвы - со столицей России, а через Волго-Донской канал - с Украиной (Донбасс) и Азово-Черноморским морским бассейном, через Каспийское море - с Северным Кавказом, Закавказьем, Казахстаном и Туркменистаном. По Волге перевозится большое количество массовых грузов, особенно минеральных, строительных материалов и хлебных. В межрайонных к транзитных перевозках преобладают нефтяные грузы, лес и лесоматериалы, цемент, соль и т.д. На берегах Волги расположены речные порты и пристани: Саратов, Энгельс, Балаково, Вольск, Маркс, Хвалынск, Золотое, Духовницкое.

Большое развитие в Саратовской области получил автомобильный транспорт. По территории области проходят дороги республиканского значения: Саратов -Балашов - Воронеж, Сызрань - Саратов - Волгоград, Саратов - Пенза, Самара -Энгельс - Волгоград и другие. Имеются дороги областного и местного значения. Автомобильные дороги, как в Правобережье, так и в Левобережье расходятся лучами от Саратова и Энгельса, соединенных друг с другом одним из крупнейших в Европе автомобильных мостов. Его длина - почти 3 км. Еще один автомобильный мост пересекает Волгу севернее Саратова в районе села Пристанное, действует также автодорожный переход через Волгу по плотине Саратовской ГЭС. Автобусное сообщение связывает Саратов со всеми районными центрами Саратовской области. Осуществляются и междугородные перевозки. Саратов связан регулярными маршрутами с Волгоградом, Воронежем, Пензой, Тамбовом, Ульяновском, Самарой, Тольятти, Уральском, Москвой.

Авиационный транспорт играет весьма важную роль в перевозке пассажиров области на дальние расстояния, а также в доставке срочных и особо важных грузов. Саратов имеет регулярную связь с городами Поволжья, Урала, Северного Кавказа, Москвой, Санкт-Петербургом, странами ближнего и дальнего зарубежья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономические районы не располагают собственными органами управления и оторваны от системы административно - территориального деления. Понятно, что это обстоятельство не дает аргументов в пользу завершенности и убедительности суще­ствующего экономического районирования.

Принцип территориальной специализации выражен недостаточно полно и последовательно. Район Поволжья отличается не только слишком большим хозяйственным и природным “весом”, но и сложной, многопрофильной структурой хозяйства (имеют по 7—8 и более крупных ведущих отраслей и десятки профилирующих производств), что ставит под сомнение их специализацию. О том же свидетельствует имеющаяся в пределах многих районов чрезмерная дифференциация в оценках ресурсов многоцелевого назначения (напри­мер, оценки водных ресурсов — в Поволжье): колебания в этих показателях составляют 2—3 раза. Это ставит под вопрос наличие в районе объективных условий, требующихся для единого комплекса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

Возрастно-половой состав населения Саратовской области: Статистический сборник / Саратовский областной комитет государственной статистики. Саратов, 2006, 285 с.

Демин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. Саратов: Лицей, 2005. 336 с.

Игнатов В.Г., Бутов В.И. Регионоведение (экономика и управление). М.: ИКЦ «МарТ», 2004, 528 с.

Лапо В.Ф. Концентрация и динамика промышленного производства в регионах России // Вопросы экономики.-2003.-№ 11.-С.85-95.

Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001, 516 с.

Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., Экономика, 1978, 584 с.

Немерюк Е.Е. Основы экономики и экономической географии Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003, 20 с.

Основы регионоведения: Пособие для студ., изучающ. социальные и гуманит. дисциплины / Под ред. Г.В. Дальнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. 392 с.

Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999,  793 с.

Социальный паспорт Саратовской области: здравоохранение, социальная поддержка, трудовые  отношения. Саратов, ООО «ЛОДИ», 2006. 542 с.

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1

 

 

 

 

 

Приложение 2



[1] Некрасов Н.Н. Региональная экономика. М., Экономика, 1978, с. 147

[2] Путь в XXI век: стратегические проблемы и перспективы российской экономики / Рук. авт. колл. Д.С. Львов. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999,  С. 661.

[3] Возрастно-половой состав населения Саратовской области: Статистический сборник / Саратовский областной комитет государственной статистики. – Саратов, 2006. – С. 6.

[4] Основы регионоведения: Пособие для студ., изучающ. социальные и гуманит. дисциплины / Под ред. Г.В. Дальнова. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003. С.147.

[5] Немерюк Е.Е. Основы экономики и экономической географии Саратовской области. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2003,  С. 8.

[6] Социальный паспорт Саратовской области: здравоохранение, социальная поддержка, трудовые  отношения. Саратов, ООО «ЛОДИ», 2006. – С. 5.

[7] Демин А.М., Макарцева Л.В., Уставщикова С.В. География Саратовской области. – Саратов: Лицей, 2005. – С. 115.

[8] Мезоэкономика переходного периода: Рынки, отрасли, предприятия. М.: Наука, 2001, С. 150.


Информация о работе Территориальные пропорции Поволжья