Топливно-энергетический комплекс Архангельской области

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными регионами. Конструктивный смысл понятия "проблемный регион" заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства.

Содержание

1 ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ
1.1 Общие черты и особенности типов проблемных регионов
1.2 Отсталые регионы
1.3 Депрессивные регионы
1.4 Приграничные регионы
1.5 Зона Севера
2 СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ МАКРОРЕГИОН
2.1 Основные отрасли хозяйства
2.2 Перспективы развития региона
3 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
3.1. Динамика развития топливно-энергетического комплекса региона
3.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса региона
3.3 Проблемы развития топливно-энергетического комплекса региона
3.4 Перспективы развития топливно-энергетического комплекса региона
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

контрольная работа.doc

— 159.50 Кб (Скачать)

      ЛИСТ  ДЛЯ ЗАМЕЧАНИЙ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                                        

1 ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ                                                                                                                                                                                   

1.1 Общие  черты и особенности типов проблемных регионов

1.2 Отсталые регионы

1.3 Депрессивные регионы                                                                                                            

1.4 Приграничные регионы                                                                                                              

1.5 Зона Севера

2 СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ МАКРОРЕГИОН                                                                           

2.1 Основные отрасли хозяйства                                                                                  

2.2 Перспективы развития региона                                                                               

3 ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС                                                          АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ                                                                                  

3.1. Динамика развития топливно-энергетического комплекса региона                     

3.2. Характеристика топливно-энергетического комплекса региона

3.3 Проблемы развития топливно-энергетического комплекса региона

3.4 Перспективы  развития топливно-энергетического комплекса региона               

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1 ПРОБЛЕМНЫЕ РЕГИОНЫ                                                                                                                                                                                     

     1.1 Общие черты и особенности типов проблемных регионов 

     Современное экономическое пространство России, разнородное по уровню экономического развития и уровню жизни, включает множество больших и малых территорий с особыми аномалиями. В теории региональной экономики такие особые территории принято называть проблемными регионами. Конструктивный смысл понятия "проблемный регион" заключается в том, что это территория, которая самостоятельно не в состоянии решить свои социально-экономические проблемы или реализовать свой высокий потенциал и поэтому требует активной поддержки со стороны государства. Основными качественными признаками проблемных регионов являются:

      – особая кризисность проявления той или иной крупной проблемы, создающая угрозу социально-экономическому положению в стране, политической стабильности, экологическому равновесию;

      – наличие ресурсного потенциала (производственного, трудового, природного), использование которого особенно важно для национальной экономики;

      – особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для стратегических интересов страны;

      – недостаток у региона собственных финансовых ресурсов для решения проблем общенационального и мирового значения.

     К проблемным регионам могут относиться не только субъекты федерации в целом, но и отдельные их части, сопредельные части нескольких субъектов федерации и даже территории, вмещающие несколько субъектов федерации (например, зона Крайнего Севера, зона ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, озеро Байкал и прилегающая территория и т.п.). Число вьделяемых проблемных регионов должно быть не очень велико, иначе усилия государства по их поддержке окажутся размытыми и малоэффективными.

     Существует  два основных подхода к проблемному районированию:

     – первый подход – это оценка регионов по степени кризисности важнейших проблем на основе системы индикаторов. К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф, регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов, вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительные размеры вынужденной эмиграции населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. В настоящее время на территории России выделяются четыре кризисных пояса: Центральный, Южный, Уральский, Восточный;

     – второй подход к проблемному районированию ориентирован на политику целенаправленного оздоровления регионов, в основе этого подхода лежит типологизация по основополагающим проблемам [2]. 

     1.2 Отсталые регионы 

     Понятие отсталости (слаборазвитости) региона  является относительным. Оно имеет смысл только в контексте общей социально-экономической ситуации в стране. К данному типу проблемных регионов принято относить регионы, имеющие традиционно низкий уровень жизни по сравнению с основной массой регионов страны. Значительная часть регионов данной группы находится в состоянии длительного застоя; для них характерны низкая интенсивность хозяйственной деятельности, малодиверсифицированная отраслевая структура промышленности, слабый научно-технический потенциал, малоразвитая социальная сфера. В ряде регионов, относимых к группе отсталых, социально-экономическая ситуация отягощается политическими, этническими, криминальными, экологическими проблемами.

     Для выделения отсталых регионов применяется  ряд количественных критериев. Однако окончательное решение о придании тому или другому региону статуса "отсталого" должно быть политическим [5].

     Сравнение групп наиболее отсталых регионов, выделяемых по разным критериям, приводит к выводу, что в число отсталых регионов устойчиво входят большинство республик Северного Кавказа, республики и автономные округа юга Сибири, а также Марий Эл и Калмыкия. Кроме того, к отсталым регионам можно отнести некоторые области Центрально-Чернозёмного района и Урала, автономные округа Севера.

     Большинство ныне отсталых регионов имеют объективные условия для ускорения развития на основе использования своих конкурентных преимуществ. Республики Северного Кавказа занимают выгодное геоэкономическое положение для развития связей России с Закавказьем и Ближним Востоком и транзитных сообщений между Каспийским и Черным морями. В этой зоне имеются благоприятные условия для горного курортно-рекреационного комплекса всероссийского и международного значения. В ближайшей перспективе станет реальной разработка нефтяных месторождений на шельфе Дагестана с последующей транспортировкой нефти в порты Черного моря. При усилении геологоразведочных работ может значительно возрасти добыча вольфрамового, молибденового, цинкового, медного сырья. Имеющиеся большие запасы подземных термальных вод являются экономически и экологически эффективной базой для местной энергетики, коммунального и тепличного хозяйства. В предгорных и степных регионах имеются возможности для выращивания ряда теплолюбивых сельскохозяйственных культур. Важным направлением интенсификации использования трудовых ресурсов является организация сети филиалов крупных и малых предприятий, специализированных на трудоёмких изделиях и операциях.

     Ускорение развития особо отсталых анклавов Центрально-Черноземного и Волго-Вятского экономических районов во многом связано с преодолением общего экономического кризиса, увеличением спроса на профилирующую продукцию проблемных регионов (особенно сельского хозяйства), усилением мобильности трудовых ресурсов (рассасывание безработицы).

     Подъём отсталых регионов южной Сибири (республик и автономных округов) требует значительных внешних инвестиций, необходимых для постановления традиционных отраслей деятельности, улучшения транспортной доступности, развития курортно-рекреационных зон и центров, собственной энергетики, производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции.

     Государство может оказывать поддержку экономически слабым регионам в форме развития производственной инфраструктуры, стимулирования притока частных инвестиций, некоторых налоговых и кредитных льгот и преференций, селективного дотирования предприятий, обеспечивающих минимальную занятость и т.п. Однако масштабы такой экономической поддержки в ближайшие годы не могут быть значительными и достаточными, учитывая ограниченность финансовых ресурсов.

     Поэтому пока главный путь – это саморазвитие регионов на основе использования собственного потенциала и конкурентных преимуществ. Возможности межрегионального перераспределения федеральных доходов в пользу отсталых регионов будут возрастать по мере ускорения экономического подъёма в стране [2]. 

     1.3 Депрессивные регионы 

     Депрессивные  регионы принципиально отличаются от отсталых тем, что при более низких, чем в среднем по стране, современных социально-экономических показателях в прошлом эти регионы были развитыми, а по некоторым производствам занимали ведущие места в стране. Как правило, эти регионы имеют достаточно высокий уровень накопленного производственно-технического потенциала, значительную долю промышленного производства в структуре хозяйства, относительно высокий уровень квалификации кадров. Однако по разным причинам эти регионы потеряли своё былое экономическое значение и относительные преимущества. С точки зрения продолжительности депрессивного состояния целесообразно различать две группы регионов:

      – дореформенные депрессивные регионы, регресс которых начался в дореформенный период, а в процессе реформ их положение ещё более ухудшилось;

      – новые депрессивные регионы, которые в дореформенный период поддерживали относительно высокий уровень развития, но в последние годы попали в состояние кризиса и не имеют необходимых условий для выхода из него.

     Продолжительность и глубина региональной депрессии  определяются в значительной мере составом отраслей производства, кризис в которых стал основной причиной распространения депрессии на всю экономику региона. По этому признаку депрессивные регионы делятся на:

     – старопромышленные,

     – аграрно-промышленные,

     – добывающие (очаговые).

     Перспективы выхода регионов из состояния депрессии  обусловлены изменениями макроэкономической ситуации и проводимой социально-экономической политикой на федеральном и региональном уровнях.

     Переход к устойчивому экономическому росту  и связанные с ним структурные сдвиги должны благоприятно сказаться в первую очередь именно на депрессивных регионах. Главный фактор – это увеличение инвестиционного и потребительского спроса и соответственно преимущественное развитие отраслей, составляющих основу ныне депрессивных регионов. В этом же направлении будет действовать нормализация финансово-банковской системы способствующая притоку капитала в реальный сектор. Девальвация рубля, помимо ряда негативных моментов, улучшает условия, с одной стороны, для экспорта продукции более высокой степени обработки, а с другой стороны, для развития импортозамещающих производств.

     Многие  проблемы преодоления депрессии  могут и должны решаться на уровне региона и предприятий путем диверсификации, конверсии, модернизации производства, стимулирования развития малого бизнеса, улучшения местного инвестиционного климата, поиска новых рынков сбыта и т.д.

     Наконец, определенная часть регионов, в полной мере отвечающих признакам депрессивных, может получить государственный статус проблемных регионов и стать объектами целевой государственной поддержки [2].  

     1.4 Приграничные регионы 

     Приграничные  регионы в России играют особо  важную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества. Россия занимает первое место в мире как по протяженности государственных границ, так и по числу приграничных стран. Понятие "приграничный регион" подразумевает, что входящая в него территория испытывает существенное влияние государственной границы, основными функциями которой являются барьерная, фильтрующая, контактная [5].

Информация о работе Топливно-энергетический комплекс Архангельской области