Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 13:23, реферат
П ервый практический толчок к началу сооружения грандиозной магистрали дал император Российской империи Александр III. В 1886 г. на отчете иркутского генерал-губернатора государем была наложена резолюция: "Уж сколько отчетов генерал-губернаторов Сибири я читал и должен с грустью и стыдом сознаться, что правительство до сих пор почти ничего не сделало для удовлетворения потребностей этого богатого, но запущенного края. А пора, давно пора". И в этом же году, ознакомившись с мнением А. Н. Корфа о значении железной дороги для дальневосточных областей, Александр III приказал "представить соображения" по поводу подготовки к строительству стального полотна.
1. ПРЕДЫСТОРИЯ (1857 - 1891)...............................................................…...……........стр. 3
2. ЗАКЛАДКА МАГИСТРАЛИ: ВЛАДИВОСТОК (1891)............................…….…..........стр. 12
3. ГРАНДИОЗНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО (1891-1903).....................…...............……......стр. 13
4. ПОСЛЕ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ: ОПЯТЬ НОВАЯ ДОРОГА (1905-1916).....стр. 16
5. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СООРУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ...стр. 17
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1916-1925)......................................................................…….........стр. 20
7. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ............……….........………........стр. 21
Строительство
Амурской линии
Неудачный исход
русско-японской войны показал, что дорога,
пролегающая по чужой территории, в стратегическом
отношении не может обеспечить интересы
страны, и вынудил царское правительство
создать непрерывный рельсовый путь до
Владивостока по территории России. 31
мая 1908 г. Государственный совет принял
решение о сооружении Амурской железной
дороги. Строительство участка Транссиба
от станции Куэнга до Хабаровска протяжением
более 2000 км было начато в 1907 году и сдано
в эксплуатацию в 1915 году. В этот же период
началось строительство и Минусинско-Ачинской
железной дороги (до Абакана).
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СООРУЖЕНИЯ ВЕЛИКОГО СИБИРСКОГО ПУТИ.
19
мая (31 мая по
н.ст.) 1891 года в 10 часов
утра в районе Куперовской Пади города
Владивостока был проведена церемония
торжественной закладки дороги и совершен
молебен по этому случаю, с участием наследника
престола Российской империи цесаревича
Николая Александровича (будущий император
Николай II).
Линия
Миасс - Челябинск. 97
верст (103 км). Маршрут: Миасс - Челябинск.
Начало работ - 20 февраля (4 марта) 1891 г.
Открытие рабочего движения - 1892 г. Сдача
в эксплуатацию и начало регулярного сообщения
- сентябрь 1892 г.
Начальник строительства: Михайловский
К.Я.
Западно-Сибирская
линия. 1328 верст (1417 км).
Маршрут: Челябинск - Курган - Петропавловск
- Омск - река Обь. Начало работ - 7 (19) июля
1892 г. Открытие рабочего движения - 15 (27)
октября 1895 г. Сдача в эксплуатацию и начало
регулярного сообщения - 1 (13) октября 1896
г.
Начальник строительства: Михайловский
К.Я.
Уральская
соединительная ветвь.225
верст (240 км). Маршрут: Екатеринбург
- Челябинск. Начало работ - лето 1894 г. Открытие
рабочего движения - 1 (13) декабря 1895 г. Сдача
в эксплуатацию и начало регулярного сообщения
- 10 (22) ноября 1896 г.
Начальник строительства: Михайловский
К.Я.
Уссурийская
линия. 717 верст (765
км). Маршрут: Владивосток - Никольск-Уссурийский
- Графская - Хабаровск. Начало работ - апрель
1891 г. Открытие рабочего движения - 15 (27)
октября 1897 г. Сдача в эксплуатацию и начало
регулярного сообщения - 1 (13) ноября 1897
г.
Начальники строительства: Урсати А.И.,
с 1892 - Вяземский О.П.
Средне-Сибирская
линия. 1715 верст (1830 км).
Маршрут: река Обь - Ачинск - Красноярск
- Зима - Иркутск. Начало работ - май 1893 г.
Открытие рабочего движения - 16 (28) августа
1898 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного
сообщения - 1 (13) января 1899 г.
Начальник строительства: Меженинов Н.П.
Байкальская
ветвь. 64 версты (68
км). Маршрут: Иркутск - Байкал. Начало
работ - 1 (13) сентября 1896 г. Открытие рабочего
движения - 21 октября (2 ноября) 1898 г. Сдача
в эксплуатацию и начало регулярного сообщения
- 1 (13) января 1900 г.
Начальник строительства: Меженинов Н.П.
Восточный подход к КВЖД. 110 верст (117 км). Маршрут: Никольск-Уссурийский - Пограничная. Начало работ - 1897 г. Открытие рабочего движения - 1 (13) января 1899 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного сообщения - 1 (13) января 1900 г.
Паромная
железнодорожная
переправа. Маршрут: Байкал - Мысовая,
с 1903 до Танхоя. Начало строительства парома-ледокола
"Байкал" - 1895 г. Сдача в эксплуатацию
и начало регулярного сообщения - 24 апреля
(7 мая) 1900 г.
Забайкальская
линия. 1036 верст (1105 км).
Маршрут: Мысовая - Верхнеудинск - Чита
- Сретенск. Начало работ - 11 (23) апреля 1895
г. Открытие рабочего движения - 6 (18) января
1900 г. Сдача в эксплуатацию и начало регулярного
сообщения - 1 (14) июля 1900 г.
Начальник строительства: Пушечников
А.Н.
Западный
подход к КВЖД. 324
версты (346 км). Маршрут: Китайский Разъезд
- Маньчжурия. Начало работ - 1897 г. Открытие
рабочего движения - 10 (23) февраля 1901 г.
Сдача в эксплуатацию и начало регулярного
сообщения - 12 (25) октября 1901 г.
Начальник строительства: Адрианов Г.В.
Китайско-Восточная
и Южно-Маньчжурская
линии. 2377 верст (2536 км).
Маршрут: Маньчжурия - Харбин - Пограничный;
Харбин - Чанчунь - Порт-Артур. Начало работ
- 28 августа (9 сентября) 1897 г. Открытие рабочего
движения - 21 октября (3 ноября) 1901 г. Сдача
в эксплуатацию и начало регулярного сообщения
- 1 (14) июля 1903 г.
Начальник строительства: Югович А.И.
Кругобайкальская
линия. 244 версты (260 км).
Маршрут: Байкал - Слюдянка - Мысовая.
Начало работ - конец 1899 г. Открытие рабочего
движения - 18 сентября (1 октября) 1904 г. Сдача
в эксплуатацию и начало регулярного сообщения
- 16 (29) октября 1905 г.
Начальник строительства: Савримович
Б.У.
Амурская
линия с ветвями. 2096
верст (2236 км). Маршрут: Куэнга - Зилово
- Алексеевск - река Амур; Бочкарево - Благовещенск;
Рейново - Рухлово; ветвь на Кивду. Начало
работ - 1907 г. Начало регулярного сообщения
до реки Амур - 10 (23) марта 1915 г.
Начальники строительства очередей, с
запада на восток: Зеест Б.В, Подруцкий
Е.Ю., Трегубов В.В., Ливеровский А.В.
Сооружение
Амурского моста.
Менее 3 верст (около 3
км). Начало строительства - 12 (25) августа
1913 г. Сдача в эксплуатацию и начало сквозного
регулярного сообщения от Санкт-Петербурга
до Владивостока по территории России
- 5 (18) октября 1916 г.
Начальник строительства: Ливеровский
А.В.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (1916-1925).
Сквозное железнодорожное сообщение от Челябинска до берегов Тихого океана по территории Российской империи было открыто лишь в октябре 1916 г., после окончания строительства Амурской железной дороги и ввода в строй Амурского моста. Транссибирская магистраль была разделена в административном отношении на четыре дороги: Сибирскую, Забайкальскую, Амурскую и Уссурийскую. Непрерывно возрастала перевозка пассажиров: в 1897 г. было перевезено 609 тыс., в 1900 г. - 1,25 млн., в 1905 г. - 1,85 млн., в 1912 г. - 3,2 млн.
Взорванный
мост через Иртыш
В годы первой мировой
войны техническое состояние дороги
резко ухудшилось. Но самые громадные
разрушения дороги были сделаны во время
гражданской войны. Была уничтожена большая
часть паровозов и вагонов, подорваны
и сожжены мосты, например через Иртыш
и крупнейший мост через реку Амур, устройства
водоснабжения, пассажирские и станционные
сооружения. Но после гражданской войны
на дороге без промедления начались восстановительные
работы. Зимой 1924 - 1925 годов реставрирована
разрушенная часть Амурского моста, и
в марте 1925 года на дороге возобновилось
сквозное движение поездов, теперь уже
без перерыва, до сегодняшнего дня.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ