Банкротство индивидуального предпринимателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 21:26, реферат

Описание работы

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь "О предпринимательстве в Республике Беларусь" от 28.05.1991г. (далее - Закон) и ст.1 Гражданского кодекса Республики Беларусь (Далее - ГК), предпринимательская деятельность - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность или от имени и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Работа содержит 1 файл

банкротство.docx

— 33.76 Кб (Скачать)
  1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ КАК СУБЪЕКТ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В соответствии со ст.1 Закона Республики Беларусь "О предпринимательстве  в Республике Беларусь" от 28.05.1991г. (далее - Закон) и ст.1 Гражданского кодекса  Республики Беларусь (Далее - ГК), предпринимательская  деятельность - самостоятельная, инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного  дохода и осуществляемая от своего имени, на свой риск и под свою имущественную  ответственность или от имени  и под имущественную ответственность юридического лица (предприятия).

Предпринимательская деятельность может осуществляться в виде индивидуальной трудовой деятельности, а также в  различных организационно-правовых формах предприятий (юридических лиц). Статус предпринимателя приобретается  посредством государственной регистрации  в порядке, установленном Законом  и другим законодательством Республики Беларусь.[1].

Гражданин Республики Беларусь вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального  предпринимателя. В случае нарушения  этого требования наступают следующие  неблагоприятные последствия:

- доходы, полученные от такой деятельности, взыскиваются в местные бюджеты в судебном порядке;

- на виновное физическое лицо судом налагается штраф в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией изготовленной или реализуемой в пункте продажи продукции (товаров), а также денежной выручки, полученной от ее реализации, других предметов, явившихся орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, либо без конфискации (ст.154 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях).

Лицо, осуществляющее предпринимательскую  деятельность без государственной  регистрации, также не вправе ссылаться  в отношении заключенных им при  этом сделок на то, что оно не имеет  статуса индивидуального предпринимателя. К таким сделкам применяются  правила, установленные законодательством  для регулирования предпринимательской  деятельности (например, более строгая  ответственность - ст.22 ГК). Это важная гарантия для участников гражданского оборота, вступающих в отношения  с лицом, которое представляет себя в качестве субъекта предпринимательской  деятельности. Аналогичное по своей сути правило содержится и в налоговом законодательстве: согласно ст. 19 Налогового кодекса Республики Беларусь физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований законодательных актов, при исполнении обязанностей, возложенных на них актами налогового законодательства, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.

К индивидуальной предпринимательской  деятельности применяются правила, которые регулируют деятельность юридических  лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из законодательства или существа правоотношения. Из этого  правила следует, что индивидуальные предприниматели обладают таким  же объемом прав и обязанностей, что и юридические лица (кроме  прав и обязанностей, которыми могут  обладать исключительно некоммерческие организации). К примеру, коммерческие организации при заключении публичных  договоров обязаны соблюдать  требования ст.396 ГК. Соответственно эти  требования являются обязательными  и для индивидуальных предпринимателей.[2, c. 15]

Предприниматель действует  в гражданском обороте, не обособляя  имущество, используемое для целей  предпринимательской деятельности, от иного имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Он несет  имущественную ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством  не может быть обращено взыскание. Перечень такого имущества определен в  Приложении 1 к Гражданскому процессуальному  кодексу Республики Беларусь.

Взыскание денежных средств  с индивидуального предпринимателя - должника по исполнительному документу, выдаваемому хозяйственным судом, обращается в первую очередь на денежные средства (белорусские рубли и  иностранную валюту), находящиеся  в банке, небанковской кредитно-финансовой организации. В этих целях взыскатель либо по его просьбе хозяйственный  суд представляют исполнительный документ в банк, небанковскую кредитно-финансовую организацию вместе с платежным  требованием для принудительного  списания средств со счета.

При отсутствии у индивидуального  предпринимателя денежных средств, достаточных для погашения задолженности, и невозможности получения их в течение месяца со дня предъявления исполнительного документа к  исполнению взыскание обращается по заявлению взыскателя на имущество  индивидуального предпринимателя, принадлежащее ему на праве собственности (в том числе на долю в общей  собственности, в совместной собственности  супругов, в имуществе крестьянского (фермерского) хозяйства).[3, c. 56]

Если индивидуальный предприниматель  имеет доходы в виде заработной платы, пенсии, стипендии и приравненных к ним доходов, в том числе  и доходы от предпринимательской  деятельности (ст.293 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь), то взыскание на них обращается лишь при отсутствии или недостаточности у предпринимателя имущества. Однако есть два исключения, при которых независимо от наличия имущества на такие доходы может быть обращено взыскание:

- исполнения решения о взыскании периодических платежей;

- когда размер взыскания не превышает установленной доли (по общему правилу - 20 %; при взыскании по нескольким приказам - 50 %) удержания из месячной заработной платы, пенсии, стипендии и приравненных к ним доходов [12, С.65].

Таким образом, индивидуальный предприниматель - физическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке и  осуществляющее предпринимательскую  деятельность без образования юридического лица, и его правовому статусу  присущи следующие характерные  черты:

1) этот статус приобретается  с момента государственной регистрации  гражданина в качестве индивидуального  предпринимателя. Гражданин, фактически  занимающийся предпринимательской  деятельностью, но не прошедший  регистрации, не приобретает статуса  индивидуального предпринимателя.

2) к предпринимательской  деятельности этих граждан соответственно  применяются правила ГК РБ, которые  регулируют деятельность юридических  лиц, являющихся коммерческими  организациями.

3) имущественные споры  между индивидуальными предпринимателями  или между ними и юридическими  лицами подведомственны хозяйственному  суду, но только в случае, если  связаны с предпринимательской  деятельностью.

4) индивидуальный предприниматель,  который не в состоянии удовлетворить  требования кредиторов, связанные  с осуществлением им предпринимательской  деятельности, может быть признан  по решению суда несостоятельным  (банкротом).

5) требования кредиторов, в случае признания индивидуального  предпринимателя банкротом, удовлетворяются  за счет принадлежащего ему  имущества, за исключением того  имущества, на которое не может  быть обращено взыскание.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ (ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

С принятием в 2009 году нового Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 "О государственной  регистрации и ликвидации (прекращении  деятельности) субъектов хозяйствования" (Далее - Декрета №1), был значительно  упрощен порядок государственной  регистрации и ликвидации субъектов  хозяйствования.

Так, согласно Положению "О  государственной регистрации субъектов  хозяйствования", утвержденного  Декретом №1 (Далее - Положения), можно  выделить несколько этапов государственной  регистрации субъектов хозяйствования:

- на основании представленных  документов и дополнительных  сведений регистрирующий орган  принимает решение о государственной  регистрации либо об отказе  в ней с указанием причин  отказа;

- на основании решения  о государственной регистрации  субъекта хозяйствования регистрирующий  орган присваивает субъекту хозяйствования  соответствующий регистрационный  номер и выдает свидетельство  о государственной регистрации установленного Правительством Республики Беларусь образца. На учредительных документах коммерческих и некоммерческих организаций проставляется штамп регистрирующего органа;

- регистрирующий орган  в течение пяти рабочих дней  со дня внесения записи о  государственной регистрации субъекта  хозяйствования в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей  выдает документы, подтверждающие  постановку на учет в налоговых  органах, органах государственной  статистики, органах Фонда социальной  защиты населения Министерства  труда и социальной защиты, регистрацию  в Белорусском республиканском  унитарном страховом предприятии  "Белгосстрах";

- Министерство юстиции  вносит запись о включении  субъекта хозяйствования в Единый  государственный регистр юридических  лиц и индивидуальных предпринимателей  датой внесения регистрирующим  органом соответствующей записи  о государственной регистрации  субъекта хозяйствования в данном регистре [13, С.60].

На основании п.14 Положения "О государственной регистрации  субъектов хозяйствования", утвержденного  Декретом №1 (Далее - Положения) для  государственной регистрации индивидуального  предпринимателя в регистрирующий орган представляются:

- заявление о государственной регистрации;

- фотография гражданина, обратившегося за государственной регистрацией;

- оригинал либо копия платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины.

Декрет №1 значительно  упростил требования к учредительным  документам субъектов хозяйствования. Отменена необходимость указания в  учредительных документах о предполагаемых к осуществлению видах деятельности, а также внесения в них изменений  при изменении местонахождения  организации, создании (ликвидации) обособленных подразделений (представительств, филиалов). Смысл п. 19 Положения сводится к  тому, что юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе осуществлять любые виды деятельности без необходимости  указывать в уставе (учредительном  договоре) юридического лица либо в  свидетельстве о государственной  регистрации индивидуального предпринимателя  конкретный перечень таких видов деятельности [11, С.59].

Индивидуальный предприниматель  считается зарегистрированным со дня  подачи документов, представленных для  государственной регистрации, и  внесения записи о его государственной  регистрации в Единый государственный  регистр юридических лиц и  индивидуальных предпринимателей.

Для осуществления предпринимательской  деятельности наличие расчетного счета  не всегда является обязательным. Например, если деятельность состоит в приобретении за наличные деньги товара на рынках России и продаже этих товаров за наличные деньги на рынках Беларуси, то такую  деятельность возможно осуществить и без открытия расчетного счета.[4, c. 46].

Согласно Указу Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 "О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь" индивидуальные предприниматели обязаны  открывать в банках текущие (расчетные) счета только в двух случаях. А  именно, если:

1) ежемесячный размер  выручки от реализации товаров  (работ, услуг), кроме выручки,  полученной от осуществления  видов деятельности, по которым  эти предприниматели уплачивают  единый налог, превышает сумму  1000 базовых величин;

2) прием наличных денежных  средств осуществляется ими с  использованием кассовых суммирующих  аппаратов или специальных компьютерных  систем.

В случае невыполнения вышеуказанных  условий расчетный счет индивидуальный предприниматель открывает по желанию.

Декрет № 1 также упрощает процедуру ликвидации субъектов  хозяйствования, закрепляет принцип  одного окна во взаимоотношениях государственных  органов при проведении ликвидационной процедуры. Все необходимые для  проведения процедуры ликвидации сведения будут направляться регистрирующему  органу государственными органами, а  не субъектом хозяйствования. При этом устанавливается жесткий 30-дневный срок представления уполномоченными органами информации о задолженности субъектов хозяйствования перед бюджетом, наличие которой препятствует завершению процедуры ликвидации. Если в этот срок информация не будет представлена, субъект хозяйствования ликвидируется независимо от того, имеются ли у него такие долги.

Перечень оснований для  ликвидации юридических лиц и  прекращения деятельности индивидуальных предпринимателей максимально сокращен. Субъект хозяйствования может быть ликвидирован только по собственному желанию, по решению хозяйственного суда (за нарушения законодательных  актов, при банкротстве) и регистрирующего  органа (при признании задолженности  субъекта безнадежным долгом, неосуществлении  предпринимательской деятельности в течение 12 месяцев подряд).

Информация о работе Банкротство индивидуального предпринимателя