Диагностика кризисов в процессе управления

Автор: x***********@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время мировая экономика испытывает воздействие глубокого экономического кризиса, влияние которого наряду с большинством государств ощущает и Россия.
Термин антикризисное управление стал в настоящее время одним из самых «популярных» терминов в деловой жизни современной России. Многие российские предприятия закончили год с убытком.

Содержание

Диагностика кризисов в процессе управления
Государственная поддержка и стимулирование развития малого предпринимательства как фактор антикризисного управления
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

контр.doc

— 108.50 Кб (Скачать)

      Заключительный  этап диагностики банкротства – этап изучения основных факторов, обуславливающих кризисное развитие организации. В общем виде их делят на внешние и на внутренние. Исследуются только те факторы, входящие в их состав, которые оказывают негативное воздействие на деятельность организации.

      Задача  менеджмента состоит в том, чтобы своевременно распознать и обеспечить принятие таких управленческих решений, которые будут способствовать снижению влияния негативных процессов на состояние объекта. 

      2. Государственная поддержка и стимулирование развития малого предпринимательства как фактор антикризисного управления 

      Бизнес  – это предпринимательская экономическая  деятельность, приносящая доход, прибыль. Существует несколько видов предпринимательства: крупное предпринимательство, среднее  предпринимательство и малое  предпринимательство.

      Малый бизнес в настоящее время – широко распространенное явление. Малое предпринимательство – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, критериях, показателях, конституирующих сущность этого понятия.

      Часто определение малого бизнеса связывают  с критериями, по которым разделяют  малое, среднее и большое предпринимательство: численностью персонала (занятых работников), величиной оборота (прибыли, дохода), величиной активов, размером уставного  капитала. По данным Всемирного банка, общее число критериев, по которым определяют малое предпринимательство, превышает 50. Но почти во всех развитых странах первым критерием для малого бизнеса является численность работающих на предприятии.

      Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций/объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней.

      Изучая  численность занятых на предприятии, можно сделать вывод о том, что она является оптимальной для сфер малого бизнеса, то есть такого количества занятых на малом предприятии людей достаточно для ведения малого бизнеса. И чем меньше товарооборот в определенной отрасли, тем меньше допустимое число занятых в ней.

      Средняя численность работников за отчетный период малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правого характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

      В случаях превышения малым предприятием вышеназванной численности работников данное предприятие лишается льгот, предусмотренных действующим законодательством, не период, в течение которого допущено указанное превышение, и на последующие 3 месяца.

      Многопрофильные малые предприятия, то есть осуществляющие несколько видов деятельности, относятся  к таковым по критерию того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или в годовом объеме прибыли.

      В Российской Федерации к субъектам  малого бизнеса относятся и индивидуальные предприниматели, то есть физические лица, занимающиеся предпринимательской  деятельностью без образования юридического лица.

      В Европейском союзе принята такая  классификация малых и средних  предприятий:

      микропредприятия  – предприятия с числом работающих не более 9 человек

      малые предприятия – предприятия с  числом работающих от 10 до 49 человек

      средние предприятия – предприятия с  числом работающих от 50 до 249 человек.

      Но  для всех категорий предприятий  товарооборот должен быть менее 40 млн. евро либо общий баланс менее 27 млн. евро. Достаточно важным критерием  является экономическая независимость предприятий (не очень большой процент зависимости от внешних собственников).

      Например, в Австрии к малым относят  предприятия с числом работающих не более 50 человек, у них должен быть годовой доход не более 5 млн. евро или балансовая стоимость активов, не превышающая 2 млн. евро. Доля внешних собственников в собственности малого предприятия должна составлять не более 25%.

      Из  выше изложенного следует, что наиболее оправданным критерием является показатель годовой товарооборот, потому что существуют предприятия с численностью около 10 человек, но с товарооборотом, превышающим границы товарооборота, требуемого от малых предприятий. Такими предприятиями являются, например, небольшие фирмы оценщиков ювелирных изделий. А значит, при рассмотрении только численности нельзя сделать точный вывод о том, является ли это предприятие малым или нет.

      Малый бизнес можно разделить не несколько  видов, но также как и определение  малого предпринимательства, это можно  сделать по разным признакам: виду или  назначению, формам собственности, количеству собственников, организационно-правовым и организационно-экономическим формам.

      По  формам собственности предприятия могут быть частными, государственными, муниципальными, а также находиться в собственности общественных объединений (организаций).

      По  количеству собственников предпринимательская  деятельность может быть индивидуальной и коллективной. При индивидуальном предпринимательстве собственность принадлежит одному физическому лицу, а при коллективном она принадлежит одновременно нескольким субъектам с определением доли каждого из них (долевая собственность) или без определения долей (совместная собственность).

      По  организационно-правовым формам предпринимательства  разделяют на товарищества, общества, кооперативы.

      По  виду или назначению предпринимательская  деятельность может быть производственной, коммерческой, финансовой, консультативной (консалтинговой). Все эти виды могут существовать как раздельно, так и вместе. Чаще всего используют разделение по виду или назначению. Есть много видов малого предпринимательства, но основные из них: производственная деятельность, коммерческая деятельность и финансовая деятельность.

      Все виды малого бизнеса достаточно распространены практически во всех сферах деятельности. Малый бизнес находится в центре интересов современного общества. Редко  хотя бы один сектор любой развитой страны может функционировать без  производства малым бизнесом продукции и услуг, так как именно благодаря развитию малого предпринимательства происходит развитие крупного производства.

      Несомненно, у малого бизнеса есть свои преимущества. Они заключаются в том, что  он более быстро адаптируется к местным  условиям хозяйствования, субъекты малого предпринимательства имеют большую свободу действий, малый бизнес гибок и оперативен в принятии и выполнении принимаемых решений. У малого бизнеса относительно невысокие расходы при осуществлении деятельности, особенно затраты на управление. Для индивидуума в малом бизнесе есть большая возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности. У малого предпринимательства более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и процесс производства в ответ на требования местных рынков малый бизнес обладает более высокой оборачиваемостью собственного капитала.

      Однако, малому предпринимательству помимо преимуществ присущи и недостатки. Самые существенные из них это  – более высокий уровень риска, а значит и более высокая степень неустойчивости на рынке; зависимость от крупных компаний; недостатки в управлении делом; слабая компетентность руководителей; повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования; трудности в заимствовании дополнительных финансовых средств и получении кредитов; неуверенность и осторожность хозяйствующих объектов при заключении договоров и контрактов.

      Все недостатки и неудачи определяются не только внутренними, но и внешними причинами, условиями функционирования малых предприятий. Как показывает опыт, большинство неудач малых фирм связано с отсутствием опыта управления или профессиональной некомпетентностью их собственников. Не смотря на свои недостатки, малый бизнес имеет достаточно большую роль в современной экономике.

      Сегодня у малого бизнеса много крупных  проблем, таких как проблемы роста  конкурентоспособности и глобализации.

      В наше время современное мировое  хозяйство представляет собой интегрирующуюся, объединяющуюся, систему. Свободное  движение капитала и труда, информационные технологии размывают национальные границы.

      Для защиты своих национальных ценностей  в процессе глобализации решающим становится международное сотрудничество с  теми, кто разделяет общие цели и задачи интернационализации правового пространства, рынков товаров и услуг, а также правила свободной торговли, устанавливаемые Всемирной торговой организацией (ВТО).

      При всей противоречивости результатов  глобализации большие государства, такие как: США, Канада, Мексика и  Бразилия, и малые страны: Финляндия, Сингапур, Швеция, Норвегия, Венгрия, Чехия и другие - в целом извлекают из этого процесса немало полезных результатов. В этих странах поддержка развития малого бизнеса основывается на создании законодательной базы и надежной системы защиты прав и интересов предпринимателей, их доступа к льготным кредитным ресурсам, производственной, финансовой, социальной и рыночной инфраструктур, которые способствуют развитию этого сектора экономики.

      В России же у малого бизнеса существуют различные трудности:

      – несовершенстве правовых основ и  высоком уровне налогообложения, отсутствии законодательной базы и правовых гарантий. В законе «О поддержке  малого предпринимательства» закреплена обязанность исполнительной власти всех уровней разрабатывать и осуществлять меры по созданию информационной инфраструктуры в целях получения субъектами малого предпринимательства экономической, правовой, статистической, производственно-технологической и иной информации, необходимой для их эффективного развития, и в целях обмена между ними указанной информации. Также по этому закону исполнительная власть должна осуществлять меры по развитию системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров малого предпринимательства, а учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров малого бизнеса пользуются льготами в порядке, установленном действующим законодательством. Исполнительная власть обязана предусматривать резервирование для субъектов малого предпринимательства определенной доли заказов на производство и поставку продукции и товаров для государственных нужд – не менее 15% от общего объема поставок. Таким путем предполагается создать гарантированный рынок сбыта для высокоэффективных малых предприятий, содействовать стабилизации их финансового положения, стимулировать повышение уровня производства и качества продукции. К сожалению, не все из вышеперечисленного работает в настоящее время, так как правовые нормы не носят конкретный характер, то есть не разработана в деталях процедура защиты прав и интересов малого предпринимательства на всех стадиях формирования и исполнения заказов на поставки для государственных нужд и не указана мера ответственности государственных заказчиков за несоблюдение этой процедуры.

      – негативном отношении определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую с посредничеством, куплей-продажей. Определенная часть населения не имеет знаний о деятельности малого бизнеса, то есть при отсутствии знаний о понятии и роли малого предпринимательства у этой части населения создается неправильное впечатление о его деятельности, из чего и следует появление негативного отношения к этому виду предпринимательства.

      – экономической и политической нестабильности в обществе;

      – несовершенстве банковской и кредитной систем, то есть в ограничении возможностей для финансирования инвестиций и низкий круг источников финансирования.

      В России малый бизнес, к сожалению, пока что развит слабо и территориально очень неровно, то есть в центральном  регионе и в регионах с высокоразвитым крупным предпринимательствах (в регионах с наиболее благоприятной средой для создания и развития малого предпринимательства) малый бизнес развивается быстрее, а значит и расположен он в основном в этих регионах. Во многом именно поэтому немалое количество областей и часть автономных республик не могут интенсивно развиваться исключительно из-за высокой трудоизбыточности и ее невозможно ликвидировать из-за практического отсутствия общенационального рынка труда и крайней нищеты большей части населения.

      Таким образом, развитие малого предпринимательства  – одно из главных направлений  создания среднего класса, отмеченного  высокой квалификацией, культурой  труда и достаточно высоким, стабильным уровнем жизни.

      Из  этого всего следует, что первоочередные задачи на пути развития малого бизнеса в России - это совершенствование правовых основ, снижение налогообложения, обеспечение законодательной базы и правовых гарантий, совершенствование банковской и кредитных систем.

      Решительную помощь в этих областях может и должно оказывать государство.

      Прямая  поддержка малого бизнеса включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и  обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза  такие средства из местного бюджета  и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

Информация о работе Диагностика кризисов в процессе управления