Фондовые биржи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является выявление и раскрытие сущности инфраструктуры биржевого рынка, ее назначения; определение понятия и сущности биржи, ее видов и особенностей деятельности; операций на биржах и их функций.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2
1.История развития бирж и биржевой деятельности…………………………4
2. Товарные биржи как элементы рыночной экономики……………………. 11
2.1. Товарная биржа как часть рынка……………………………………….11
2.2. Организация работы товарных бирж…………………………………...15
3.Фондовая биржа как хозяйствующий субъект современной
рыночной экономики………………………………………………………..19
3.1.Фондовая биржа как экономическая категория…………………………19
3.2.Регулирование деятельности фондовых бирж…………………………..22
3.3. Развитие биржевого фондового рынка наряду с внебиржевым……….23
3.4. Проблемы развития фондовых бирж в России и направления их
совершенствования……………………………………………………….25
Заключение……………………………………………………………………….29
Библиографический список…………………………………………………… .31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 190.98 Кб (Скачать)

российским банкам и крупнейшим брокерским компаниям, по-видимому, единственный

шанс занять сколько-нибудь заметное место на данном рынке. К  сожалению,

готовность большинства  из них «оседлать» ожидающийся бум  вызывает серьезные

сомнения.

Реформа производственной инфраструктуры фондового рынка состоит в  повышении

эффективности работы бирж и расчетно-клиринговых организаций.

Способов реформирования два: обеспечение достаточного уровня конкуренции

между торгово-расчетными холдингами по основным видам услуг или, при

невозможности или нецелесообразности поддерживать несколько торгово-расчетных

систем, обеспечение реального  участия в управлении всех групп  пользователей

услуг биржевого комплекса  и регулирующих органов.

При этом важно не допустить  дальнейшего перетекания торговли российскими

активами на международные  площадки и по возможности инициировать обратный

процесс.

Еще одним видом инфраструктурных организаций, развитие которых будет

стимулироваться развитием  первичного рынка, но пока находится  лишь в начальной

стадии, являются рейтинговые  агентства. По-видимому, в ближайшие  годы на данном

сегменте рынка будут  доминировать международные агентства (в первую очередь,

Standard & Poor's), уже предлагающие продукты, локализованные для

российского рынка.

     3. Инвестиционный  процесс в секторе фондового  рынка

достаточно хорошо налажен, причем его «настройка» у брокерских компаний

существенно более гибкая, чем у большинства банков. Инвестиционный процесс в

финансовом секторе, более  чем в каком-либо другом, зависит  от текущей

конъюнктуры рынков. Имеющая  место проблема недофинансирования проектов развития

вызвана, с одной стороны, имевшей место стагнацией самого рынка, а с

другой — краткосрочностью управленческого целеполагания в условиях

привычной непредсказуемости  ситуации в стране.

После кризиса 1998 г. финансирование развития происходит исключительно  из

собственных средств владельцев компаний, что ограничивает возможности

концентрации ресурсов на ключевых направлениях. «Непрозрачность» финансовых

посредников практически  блокирует возможность концентрации капитала через

слияния и поглощения. Но даже имеющиеся инвестиционные ресурсы  далеко не

всегда расходуются эффективно.

     4. Инновационные  процессы на российском рынке  ценных бумаг в

основном сводятся к адаптации  западного опыта к российским экономическим

реалиям и особенностям законодательства. Данный процесс иногда инициируется

регулирующими органами, но никакой системной политики по приближению  стандартов

работы финансовых рынков к международным, к сожалению, не существует. Гораздо

более распространенным, но практически не регулируемым направлением инноваций

является разработка и  внедрение так называемых «схем». При всей неоднозначности

«схемостроительства» с точки зрения государства необходимо признать, что это

наиболее востребованный, а также весьма эффективный по времени и затратам

ресурсов способ внедрения  инноваций на финансовых рынках. Его  главным

недостатком для потребителей является, как правило, недостаточная  проработка

вопросов управления рисками, а для разработчиков — ограниченные возможности

тиражирования результатов.

     5. Важнейшим  инфраструктурным механизмом для  поддержания

функционирования и развития всех подсистем финансового сектора  экономики

(«инфраструктурой в квадрате»)  можно считать органы регулирования  и

саморегулирования. Их задачей  на сегодняшнем этапе объективно является

выработка новых «правил  игры», которые описывали бы функционирование

инфраструктуры рынка.

    

Заключение

 

Рассмотрев структурную  и функциональную роли биржи в  различных странах можно

утверждать, что современная  рыночная экономика, в том числе  и российская уже

не может существовать без ценных бумаг и фондовых бирж – они стали ее

неотъемлемой частью. Биржа  играет конструктивную роль в развитии фондового

рынка и экономики в  целом, она придает необходимый  динамизм и гибкость

инвестиционному процессу. Она содействует аккумуляции  временно свободных

денежных средств, обеспечивает максимальную надежность и высокую  ликвидность

котируемых на ней ценных бумаг, способствует снижению рисков при

осуществлении сделок с ценными бумагами, гарантирует доступность всем

участникам рынка любой  необходимой информацией о ситуации на рынке, а

современные технологии, используемые на биржах сводят трансакционные издержки

при заключении сделок к  минимуму.

Однако есть и негативные стороны, в частности, спекулятивные  операции, часто

приводящие к негативным последствиям, усугубленным широким использованием

современных компьютерных систем биржевой торговли.

В нашей стране уже несколько  лет назад сложились все предпосылки  для ее

нормального функционирования, а также сформировались и оформились правовые,

экономические и организационные  основы для ее дальнейшего развития. Были

приняты федеральные законы, формирующие нормативную и правовую основу

фондового рынка, изданы указы  президента РФ и постановления правительства,

способствующие совершенствованию  российской нормативно-правовой базы рынка

ценных бумаг. Начал свою работу единый орган государственного регулирования

рынка – Федеральная комиссия по ценным бумагам (ФКЦБ России). За последние

несколько лет появилось  значительное количество профессиональных участников

рынка, имеющих практический опыт работы на нем.

Однако следует также  упомянуть и о проблемах, до сих  пор не решенных нашим

государством. К ним относятся, в первую очередь, слабое развитие

инфраструктуры биржевой системы, главным образом с точки  зрения комплекса

предоставляемых услуг, а  также их качества. Наблюдается сильное  отставание от

развитых стран Запада по уровню организации биржевой торговли, по степени

капитализации рынка. Важной проблемой является также слабое развитие правовой

базы, устанавливающей ответственность  за правонарушения на рынке, отсутствие

отлаженного механизма по привлечению к ответственности  организаций и лиц,

нарушающих российское законодательство.

В заключении хочу сказать, что, хотя в результате кризиса российский фондовый

рынок и был отброшен в  своем развитии на несколько лет  назад, и сейчас

переживает не лучшие свои времена, в сложившейся ситуации все равно

необходимо продолжать дальнейшее проведение активной государственной

политики, направленной на развитие российского рынка ценных бумаг, и на

оказание всяческой поддержки  российским фондовым биржам.

В России выбрана смешанная  модель фондового рынка, на котором  одновременно и

с равными правами присутствуют и коммерческие банки, имеющие все  права на

операции с ценными  бумагами, и небанковские инвестиционные институты.

Российский фондовый рынок  характеризуется следующим:

à     небольшими объемами и неликвидностью;

à     неразвитостью материальной базы, технологий торговли, регулятивной

и информационной инфраструктуры;

à     раздробленной системой государственного регулирования;

à     отсутствием государственной долгосрочной политики формирования

рынка ценных бумаг;

à     высокой степенью всех рисков, связанных с ценными бумагами;

à     значительными масштабами грюндерства, т.е. агрессивной политикой

учреждения нежизнеспособных компаний;

à     крайней нестабильностью в движениях курсов акций и низкими

инвестиционными качествами ценных бумаг;

à     отсутствием открытого доступа к макро- и микроэкономической

информации о состоянии  фондового рынка;

à     инвестиционным кризисом;

à     отсутствием обученного персонала и крупных, заслуживших

общественное доверие  инвестиционных институтов;

à     агрессивностью и острой конкуренцией при отсутствии традиций деловой этики;

à     высокой долей спекулятивного оборота;

à     расширением рынка государственных долговых обязательств и спроса

государства на деньги, что  сокращает производительные инвестиции в ценные

бумаги.

Несмотря на все отрицательные  характеристики, современный российский фондовый

рынок - это динамичный рынок, развивающийся на основе: масштабной

приватизации и связанного с ней массового выпуска ценных бумаг; быстро

расширяющейся практики покрытия дефицитов федерального и местного бюджетов за

счет выпуска долговых ценных бумаг; объявления первых крупных  инвестиционных

проектов производственного  характера; расширяющегося выпуска  предприятиями и

регионами облигационных  займов; быстрого улучшения технологической  базы

рынка; открывшегося доступа  на международные рынки капитала; быстрого

становления масштабной сети институтов - профессиональных участников рынка

ценных бумаг и других факторов.

Можно выделить следующие  ключевые проблемы развития российского  фондового

рынка, которое требует первоочередного решения.

1 Преодоление негативно  влияющих внешних факторов, то  есть хозяйственного

кризиса, политической и  социальной нестабильности, которые  сдерживают

развитие фондового рынка  и в частности фондовых бирж.

2. Улучшение качественных  характеристик фондовых бирж.

3.Фондовая биржа должна  выполнять свою главную задачу  – преодоление

инвестиционного кризиса  и аккумуляцию и направление свободных денежных

ресурсов на восстановление и развитие производства в России.

4.Повышение роли государства  на фондовом рынке, для чего  необходимо создание

государственной политики в  отношении фондовых бирж и формирование

согласованной системы государственного регулирования фондового рынка  для

преодоления раздробленности  и пересечения функции многих государственных

органов; формирование активно  действующей системы контроля за небанковскими

инвестиционными институтами.

5. Укрупнение структур фондового рынка (объединение, инкорпорирование,

создание акционерных  обществ.)

6. Снижение стоимости услуг бирж (сокращение операционных расходов, ввод

новых более дешевых технологий, реформы в управлении).

7.Улучшение информационной  эффективности.

8.Проблема защиты инвесторов, которая может быть решена  созданием

государственной или полугосударственной  системы защиты инвесторов в ценные

бумаги от потерь.

9. Опережающее создание  депозитарной и клиринговой сети, агентской сети для

регистрации движения ценных бумаг в интересах эмитентов.

10.Реализация принципа  открытости информации через  расширение объема

публикаций о деятельности эмитентов ценных бумаг, введение признанной

рейтинговой оценки компаний-эмитентов, развитие сети специализированных

изданий, создание общепринятой системы показателей для оценки рынка ценных

бумаг и т.п.

11.Расширение связей с  фондовыми биржами развитых стран.

    

Список использованной литературы

 

1.     Буренин А.Н.  Рынок ценных бумаг и производных  финансовых инструментов:

Учебное пособие - М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.

     2.     Буренин А.Н. Фьючерсные, форвардные  и опционные рынки.

- М.: Тривола, 1994.

     3.     Грязнова А.Г. , Корнеева Р.В., Галанова  В.А. Биржевая

деятельность.   М. Финансы  и статистика. 1995.

4.     Дж. Литтл, Л. Роудс. Как пройти на Уолл-стрит. Пер. с англ. – М.:ЗАО

«Олимп – Бизнес», 1998

5.     Миркин Я.  М.«Ценные бумаги и фондовый  рынок. М.: Перспектива, 1999.

     6.     Тьюлз Р., Брэдли Э., Тьюлз Т. Фондовый рынок. М. Инфра-М. 1997.

7.     Курс экономической  теории: учебник – 4-е дополненное и переработанное

издание под ред. проф. Чепурина М.Н., проф. Киселевой Е.А.  – Киров: «АСА»,

2001г.

8.     Эдлер А. Как играть и выигрывать на бирже. – М.: Диаграмма, 2001

                                      * * *                                     

9.     Баранов Г.  Закрытие Америкию «Деньги». 2001. № 37.

10. Бывшев В, Слуцкий В Технический анализ на российском рынке «голубых

фишек»  Журнал «Рынок Ценных Бумаг»№17 за 1998 год

11. Лауфер М. Глобализация  финансовых рынков на рубеже  тысячелетия. Журнал

«Финансы и Кредит» 2000. № 6.

12. Миловидов В. Фондовый  рынок: полгода плохая погода. Журнал «Рынок Ценных

Бумаг» №12 за 1998 год

     13. Мальцев  В. Фондовый рынок - кризис или  «недострой»? Журнал «Рынок Ценных

Бумаг»№1 за 1999 год 

     14. Охрименко А, Семенов Б. Разрешите представиться: опцион. Журнал

«Рынок Ценных Бумаг»№9 за 1998 год

15. Прохоров В. От империи  до губернии. Журнал Экономика  и Жизнь - Сибирь.

1998.  № 1.

16. Сафрончук М., Стрелец И. «Рынок ценных бумаг» . «Наука и жизнь» N2, 1999.

17. Соловьев Д. В.  Правовое  регулирование выпуска и размещения  ценных бумаг

иностранного эмитента. Сравнительный  анализ права и практики России и  США

журнал «Право и политика», 2000, N 5

18. Соловьев Д.В.  Правовой  режим иностранных ценных бумаг,  эмитентов и

инвесторов в США Журнал «Рынок ценных бумаг» №20 (203) 2001

     19. Томлянович С.А. Перспективы развития российского фондового рынка в

2002—2003 гг. Журнал «Рынок  ценных бумаг» № 9 (216) 2002

Информация о работе Фондовые биржи