Хозяйственное право

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 13:55, контрольная работа

Описание работы

В данной контрольной работе рассматривается тема предпринимательского договора, понятие, его назначение и сфера применения. Приводится классификация предпринимательских договоров. Важно, чтобы каждый предприниматель осознал необходимость культуры договорных отношений. Договорное право у нас пока в стадии разработки,
но культура договорных отношений — следствие общей культуры человека, а его общая культура формируется внешней средой. Усложнение экономических связей, экономической структуры общества неизбежно приведет предпринимателей к необходимости соблюдения определенных "правил игры"

Работа содержит 1 файл

хозяйственное право.docx

— 46.74 Кб (Скачать)

2)      правовой обычай;

3)      юридический прецедент;

4)      нормативный договор;

5)      юридическая доктрина.

Нормативно-правовой акт — весьма авторитетный и распространенный источник хозяйственного права. Представляет собой официально принятый компетентными органами (прежде всего законодательной и исполнительной властью) правотворческий документ, посредством которого, во-первых, в систему хозяйственного права (законодательства) вводятся (изменяются и т. д.) хозяйственно-правовые нормы, во-вторых, который содержит сами эти нормы. Система нормативно-правовых актов составляет систему законодательства. 
В Гражданском кодексе РФ, включающем значительное число хозяйственно-правовых норм, также наблюдается, как отмечается в литературе, явное предметное несоответствие. Гражданский кодекс лишь создает видимость правового регулирования хозяйственной деятельности, поскольку гражданское законодательство лишено инструментов, обеспечивающих регулирование отношений между хозяйствующими субъектами (в частности, предпринимателями) и государством, обществом в целом.  
Хозяйственно-правовое регулирование осуществляется (кроме норм кодификационных актов) также нормами законов, посвященных отдельным направлениям, видам и т. д. хозяйственной деятельности. Хозяйственные отношения регулируются также нормами, которые содержатся в подзаконных нормативно-правовых актах, принимаемых главой государства (президентом). Кабинетом Министров, министерствами и другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.  

   Нормативно-правовой акт приобретает силу источника права согласно определенным правилам введения его в действие:

 1) со дня принятия;

2) со дня  официального опубликования; 

 3) по истечении 10 дней со дня официального опубликования;

 4) с даты, указанной в самом акте (все правила установлены для закона, 1 и 4 — для подзаконных актов).

   Прекращается действие нормативно-правового акта также в определенном порядке:

1) юридическая  отмена (в новом акте, посвященном  тем же вопросам, или в специальном  акте — перечне отменяемых  актов, последнее характерно для  подзаконного акта);

2) фактическая  отмена (содержание нового акта  по смыслу означает отмену  предыдущего);

3) истечение  сроков, обстоятельств и т. д., в связи с которыми был принят акт.  
В сфере хозяйственно-правового регулирования особенно важна четкость решения названных вопросов, пределы действия нормативно-правового акта во времени (а также в пространстве и по кругу лиц). 
Нормативно-правовой акт является основным источником и в правовой системе Украины. В то же время соотношение закона и подзаконного акта как источников права в Украине таково, что вряд ли можно считать свершившимся фактом обеспечение верховенства закона. Достаточно вспомнить фактическое значение ведомственных (подзаконных) актов, например, в сфере налоговой деятельности, когда новый (или изменяемый) закон приобретает реальное действие лишь после принятия ГНАУ соответствующей ведомственной инструкции (нередко весьма своеобразно толкующей закон) и т. д. Подобные факты много раз обсуждались в печати, с ними неоднократно сталкивались на практике юристы и экономисты, однако положение дел пока не изменилось. Осложняет правовое регулирование хозяйственных отношений отсутствие единого кодифицированного акта, поскольку реализация хозяйственно-правовых норм в такой ситуации часто сопряжена с поиском необходимых норм в нормативно-правовых актах, содержащих нормы различной отраслевой принадлежности. 
Правовой обычай как источник права представляет собой исторически сложившееся правило поведения, получившее официальное признание и обеспеченность государственным принуждением. Обычай является исторически первым источником права, который длительное время существовал я устной форме. С течением времени наиболее распространенные обычные нормы периодически объединялись и издавались в виде сборников.

  Обычай как источник хозяйственного права сохраняет свои первоначальные форму и содержание и в этом смысле отличается от обычая, не ставшего источником, только тем, что правовой обычай обеспечивается силой государственного принуждения. При этом определение обычая как источника права обусловлено указанием на его действие (отсылкой к нему) в соответствующих нормативно-правовых актах или ориентацией на него в принятии решений судебной практики. Воспроизведение содержания обычая в нормативно-правовом акте означает прекращение его действия в качестве самостоятельного источника и появление нового источника — нормативно-правового акта.

Выделяют, кроме  того, обычаи «делового оборота» (например, общепринятая процедура ведения  коммерческих переговоров по поводу возможного заключения хозяйственных - договоров), деловые обыкновения (их значение преимущественно организационно-техническое: так, представитель всякой коммерческой фирмы начинает переговоры, обсуждение и т. д. с представления своей  фирмы и себя как ее уполномоченного). 
Юридический прецедент — это решение по конкретному делу суда или административного органа, ставшее нормой для разрешения будущих аналогичных дел. Прецедент как источник права применяется с давних времен, в современном праве — это основной (или один из основных) источник в правовой семье общего права. Прецедент подвергается основательной систематизации, результат которой отражается в сборниках судебной практики.

Вместе с  тем опыт использования прецедента может служить основой анализа  судебной практики с точки зрения ее роли в регулировании хозяйственных отношений.

Нормативный договор — источник права, действующий (различается лишь степень распространенности) во всех правовых системах мира. Будучи юридическим источником, он представляет собой соглашение двух или нескольких субъектов; (членов корпорации, корпораций, государств и т. д.), которые устанавливают права и обязанности как общие правила поведения на будущее (неопределенное) время для неопределенного (неперсонифицированного, кроме участвующих в заключении соглашения) круга субъектов. Нормативный договор, по определению, содержит правовые нормы и является регулятором хозяйственных отношении. При этом в хозяйственно-правовой сфере практика договорного нормотворчества весьма распространена и отражает различные виды хозяйственной деятельности. Так, соглашение нескольких страховых компаний, устанавливающее единые правила страхования, является по своей природе договорным актом. 
Нормативный договор как источник права может относиться к сферам внутригосударственного и межгосударственного регулирования хозяйственных и внешнеэкономических отношений.

   Исходя из этого, в теории нормативного договора выделяются:

  а)       внутригосударственные нормативные договоры (типовые договоры, примерные уставы, «формуляры», учредительные договоры о создании хозяйственных обществ, уставы хозяйственных обществ и т. д.);

   б)      межгосударственные (международные) нормативные договоры (соглашения, конвенции, пакты и т. д.).

Разработка  типовых договоров, уставов и  «формуляров» отражает современное  развитие производства и производственных связей, товарооборота и рынка  услуг. В частности, в зарубежной практике нормативная сила признается за типовыми договорами, которые разрабатывают  крупные фирмы (владеющие передовыми технологиями производства и имеющие  большой опыт деятельности в соответствующей  сфере хозяйства). Правила типовых  договоров («формулярное право») обязательны  не только для хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения с данной фирмой, но и для всех, кто заключает  аналогичные договоры. Однако для  придания формуляру общеобязательного  характера необходимо соответствующее  решение компетентного государственного органа, например суда (английские суды применяют ряд правил, установленных  в типовом договоре британской ассоциации автомобильной промышленности, и  в том случае, когда эта ассоциация не является стороной в договоре).

В юридической  литературе уже достаточно давно  обращается внимание на проблематику договорного нормотворчества (правотворчества). Особенностью последнего являются совместное его осуществление несколькими (не менее двух) субъектами, а также  обособленность (автономность) и самостоятельность  их нормоустановительных волеизъявлений . Нормативный договор можно назвать «соглашением об установлении правовых норм». При этом он находится в определенном соотношении с нормативно-правовым актом (прежде всего законом). Так, закон называется «отцом договора», поскольку он (закон) признает договор нормативным способом регулирования, определяет «договорное поле» и защиту договорных норм . К источникам хозяйственного права относятся, как уже отмечалось, международные соглашения (о торговле, экономическом сотрудничестве и т. д.).

Юридическая доктрина  как  источник  права  представляет собой  научные правовые идеи, принципы, теории, концептуально сформировавшиеся и содержащиеся  в трудах,  а также устных  высказываниях ученых-юристов,  официально признанные в качестве общеобязательных положений (норм) для осуществления юридической практики.

Различия  административного права и хозяйственного права. От административного права  хозяйственное право отличается тем, что к предмету административного  права отнесена исполнительно-распорядительная деятельность администрации, то есть отношения  в сфере власти и подчинения. Различия трудового права и хозяйственного права. От трудового права хозяйственное право отличается тем, что воздействует не на отношения отдельных лиц, нанявшихся на работу и подчиняющихся в силу этого правилам внутреннего трудового распорядка, установленному режиму работы и другим отношениям найма, а на предпринимательские отношения предприятий и их подразделений в целом как хозяйственных образований. 
Различия финансового права и хозяйственного права. От финансового права хозяйственное право отличается тем, что регулирование бюджета (государственного плана формирования и реализации доходов государства) является предметом финансового права.

     Хозяйственное право регулирует разнообразные отношения по осуществлению хозяйственной деятельности. Многочисленные нормы и институты хозяйственного права едины и тесно связаны между собой. В этом единстве каждая хозяйственно-правовая норма, каждый институт занимают определенное место. Логически последовательное и внутренне согласованное расположение хозяйственно-правовых норм и институтов составляет систему хозяйственного права.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Составьте договор аренды производственного помещения.

 

 

ДОГОВОР 
АРЕНДЫ НЕЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, 
НАХОДЯЩЕГОСЯ В СОБСТВЕННОСТИ АРЕНДОДАТЕЛЯ

 
 
    г. Ростов-на-Дону                                                                                         "12" марта 2012 г.

 

 
         ОАО «Альфа-Банк, именуемый в дальнейшем "Арендодатель", в лице  директора Гражданкиной Анны Алексеевны, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ООО Ренессанс Кредит, именуемый в дальнейшем "Арендатор", в лице директора Славко Натальи Андреевны, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий Договор о нижеследующем:

 

 

1. ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА

 
         1.1. Арендодатель  передает,  а  Арендатор  принимает  в  аренду нежилое помещение по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Малиновского 27 общей площадью 50 кв. м, в отличном состоянии, позволяющем его нормальную эксплуатацию.

        1.2. Помещение будет использоваться под: офис для консультации, оформления кредитов и заключения договоров.

2. ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

 
         2.1. Арендодатель  обязуется:

    2.1.1. Производить капитальный ремонт за свой счет.

    2.1.2. В случае аварии,  произошедшей  не  по  вине  Арендатора, немедленно принимать   все   необходимые   меры   по   устранению  ее последствий.

       2.2. Арендатор обязуется:

    2.2.1. Использовать  помещение исключительно  по  его   прямому назначению в соответствии с настоящим договором.

    2.2.2. Содержать помещение в полной исправности и образцовом санитарном состоянии в соответствии с требованиями СЭС,  обеспечивать пожарную и электрическую безопасность.

    2.2.3. Своевременно  за  счет  собственных  средств  производить текущий и косметический ремонт.

    2.2.4. При    обнаружении    признаков    аварийного   состояния сантехнического, электротехнического    и    прочего     оборудования немедленно сообщать об этом Арендодателю.

    2.2.5. Не проводить реконструкции помещения,  переоборудования сантехники и   других   капитальных   ремонтных  работ  без  согласия Арендодателя. Неотделимые улучшения арендуемых помещений  производить только с письменного разрешения Арендодателя.

    2.2.6. Если   арендуемое   помещение   в   результате   действий Арендатора или непринятия им необходимых и своевременных мер придет в аварийное состояние,  то Арендатор восстанавливает его своими силами, за счет своих средств,  или возмещает ущерб, нанесенный Арендодателю, в установленном законом порядке.

    2.3. Арендуемые    помещения   могут   сдаваться   в   субаренду Арендатором только с письменного согласия Арендодателя.

 

3. РАСЧЕТЫ 

    3.1. Арендатор своевременно производит арендные платежи согласно прилагаемому расчету в общей сумме 40 000 руб. в месяц с учетом налога на добавленную стоимость.

    3.2. Арендная   плата   может   быть  пересмотрена  досрочно  по требованию одной из сторон в случаях изменения реально складывающихся цен, а  также  других  факторов,  оказывающих  влияние  на  оценочную стоимость в  составе,   характеристике   и стоимости   передаваемых помещений. Сторона, выступившая инициатором пересмотра арендной платы должна предупредить об этом не позднее, чем за 5 месяцев.

    3.3. Оплата   производится   ежемесячно   (ежеквартально)  путем перечисления суммы,  определенной  договором,  с   расчетного   счета Арендатора на расчетный счет Арендодателя не позднее 10 числа каждого месяца (пятого числа первого  месяца  каждого  квартала),  начиная  с первого месяца (квартала) аренды.

    3.4. За  каждый  день  просрочки перечисления  арендной   платы начисляется пеня в размере 2%  от суммы задолженности, но не более 20% от общей суммы арендной платы.

    3.5. В случае  оставления  Арендатором  помещений  до истечения срока аренды или в связи  с  окончанием  срока  договора,  он  обязан уплатить Арендодателю   сумму   стоимости   не  произведенного  им  и являющегося его  обязанностью  косметического  или  текущего  ремонта помещений.

    3.6. Стоимость неотделимых улучшений,  произведенных Арендатором без разрешения Арендодателя, возмещению не подлежит.

 
 

4. СРОК ДЕЙСТВИЯ, ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И РАСТОРЖЕНИЯ  ДОГОВОРА

 

    4.1. Срок аренды устанавливается с "15" марта 2012 г.  по "15" марта 2013 г.

Информация о работе Хозяйственное право