История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь с 1922 г

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 15:35, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе я хочу рассмотреть ряд вопросов, касающиеся общего положения о хозяйственных судах в Республике Беларусь, определить полномочия и состав хозяйственных судов областей. Также я обозначу значение, формирование и компетенцию Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и кратко затрону особенности структуры Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. Цель исследования состоит в том, чтобы на основе полученных в ходе обучения знаний правильно, объективно и всесторонне раскрыть тему курсовой работы.

Работа содержит 1 файл

курсовая - копия1.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

- споры  о признании недействительным (полностью  или частично) ненормативного акта  республиканского органа государственного  управления или иного государственного  органа, не соответствующего законодательству Республики Беларусь и нарушающего права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- споры,  связанные с государственными  секретами, и иные споры, отнесенные  к подсудности Высшего Хозяйственного Суда. Ему предоставлено право дополнительно определять подсудность дел, принимать к своему производству и разрешать любое дело в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

- пересматривает  по вновь открывшимся обстоятельствам судебные акты.

     Таким образом, Высший Хозяйственный  Суд выполняет три судебные  функции: действует в качестве  суда первой, надзорной инстанции  и судебной инстанции по возобновлению  дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

     Высший Хозяйственный Суд наделен законом правом принимать по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и взаимоотношений между ними правовые акты, обязательные для хозяйственных судов. Полномочия Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляются через его структурные подразделения, четко регламентированные законом [11, c. 82].

     Высший Хозяйственный Суд:

- обращается  в Конституционный Суд Республики  Беларусь с предложениями о  даче заключений11 в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;

- изучает  и обобщает практику применения  хозяйственными судами хозяйственного  законодательства, дает разъяснения  по вопросам судебной практики;

- разрабатывает  предложения по совершенствованию  законодательства;

- проверяет  деятельность хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;

- ведет  судебную статистику;

- осуществляет  меры по созданию условий для  эффективной деятельности хозяйственных  судов;

- решает  в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;

- осуществляет  иные полномочия, предоставленные  ему Конституцией12. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Особенности структуры Высшего Хозяйственного Суда

     Под структурой любого хозяйственного  суда понимается его внутреннее  устройство. Так, Высший Хозяйственный  Суд действует в следующем  составе:

- Пленум  Высшего Хозяйственного Суда;

- Президиум  Высшего Хозяйственного Суда;

- коллегия по проверке законности решений хозяйственных судов;

- судебные  коллегии по разрешению отдельных  категорий споров по первой  инстанции;

- судебные  составы;

- аппарат  Высшего Хозяйственного Суда;

- судьи,  в том числе Председатель Высшего  Хозяйственного Суда, первый заместитель и заместители Председателя13.

     Важнейшие вопросы деятельности  хозяйственных судов решает Пленум  Высшего Хозяйственного Суда  в составе Председателя, его первого  заместителя и заместителей, судей  и председателей хозяйственных  судов областей и г. Минска.

     В заседаниях Пленума вправе  принимать участие: Президент  Республики Беларусь и его  представители; председатели палат  Национального собрания Республики  Беларусь; Премьер-министр Республики  Беларусь и его заместители;  Председатель Конституционного Суда; Председатель Верховного Суда; Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители; Председатель Комитета государственного контроля и его заместители; Министр юстиции и его заместители. По приглашению Председателя Высшего Хозяйственного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи и специалисты аппарата хозяйственных судов, иных государственных органов, научных учреждений, других организаций, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде, граждане.

     Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

- координирует деятельность хозяйственных судов;

- обобщает практику разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебную статистику и разъясняет вопросы применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

- рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда;

- рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда, по вновь открывшимся обстоятельствам;

- обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключения14, рассматривает заключения Конституционного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам;

- рассматривает предложения по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности15.

     Пленум Высшего Хозяйственного  Суда заслушивает председателей  судебных коллегий этого суда, председателей хозяйственных судов  о деятельности этих судов.  Пленум избирает по представлению  Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей Высшего Хозяйственного Суда секретаря Пленума, освобождаемого от выполнения обязанностей по основной деятельности; избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя этой коллегии и его заместителя, заслушивает отчеты о деятельности этой коллегии. Пленум утверждает по представлению Председателя этого суда состав коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров, а также состав научно-консультативного совета при этом суде и положение о нем, осуществляет и иные полномочия, предусмотренные законодательными актами. Пленум созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутствие — первым заместителем по мере необходимости, но не реже одного раза в четыре месяца. Постановления Пленума принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Пленума Высшего Хозяйственного Суда. Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений. Постановления Пленума подписываются председательствующим и секретарем [13, с. 222].

     Президиум Высшего Хозяйственного  Суда Республики Беларусь образован  Указом Президента Республики  Беларусь осенью 1997 г. в количестве 9 судей. Президиум действует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, первого заместителя, заместителей Председателя и судей этого суда, причем Председатель, первый заместитель и заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда входят в состав Президиума по должности. Количественный и персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать участие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его заместитель.

     Полномочия президиума:

- рассматривает  протесты и представления на  постановления коллегии Высшего  Хозяйственного Суда по проверке  законности решений хозяйственных  судов;

- рассматривает  представления о пересмотре дел,  по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда приняты постановления, по вновь открывшимся обстоятельствам;

- решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений16;

- рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственного Суда, председателя и судей хозяйственных судов областей;

- оказывает помощь хозяйственным судам в правильном применении законодательства при разрешении хозяйственных споров;

- осуществляет иные полномочия в соответствии с законом17.

     Постановление принимается открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписывается председательствующим на заседании. Правила подготовки, порядок проведения заседаний Президиума, оформление его решений и контроль за их исполнением устанавливаются регламентом Президиума Высшего Хозяйственного Суда. Таким образом, порядок работы Президиума Высшего Хозяйственного Суда принципиально ничем не отличается от порядка работы Пленума этого суда. Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда создаются из числа судей этого суда. Их составы утверждает Пленум по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда. Судебные коллегии возглавляют председатели - заместители Председателя Высшего Хозяйственного Суда18. Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда рассматривают в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам. Судебные коллегии по направлениям своей деятельности изучают и обобщают судебную практику хозяйственных судов, анализируют судебную статистику, разрабатывают предложения по совершенствованию законодательства, а также осуществляют иные предусмотренные законодательными актами полномочия.

     Порядок проведения заседаний судебных коллегий, принятия решений, контроль над их исполнением, другие вопросы организации работы определяются Хозяйственным процессуальным кодексом, регламентами судебных коллегий, утверждаемыми Пленумом Высшего Хозяйственного Суда. В судебных коллегиях могут быть образованы судебные составы для рассмотрения отдельных дел. Они формируются Председателем Высшего Хозяйственного Суда, первым заместителем или заместителем Председателя.

Председатель  Высшего Хозяйственного Суда назначается  из числа судей этого суда Президентом  Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

     Председатель Высшего Хозяйственного Суда:

- приносит протесты в порядке надзора на судебные акты хозяйственных судов, приостанавливает исполнение судебных актов в случаях и порядке, установленных Хозяйственным процессуальным кодексом;

- распределяет обязанности между своими первым заместителем и заместителями, формирует судебные составы для рассмотрения дел, осуществляет общее руководство аппаратом суда;

- назначает на должность и освобождает от должности работников этого аппарата; вносит Президенту Республики Беларусь, в Национальное собрание и Совет Министров, другие государственные органы предложения по совершенствованию законодательства;

- участвует в заседаниях палат Парламента, их комиссий, заседаниях Правительства, его Президиума, других органов государственной власти;

- представляет Высший Хозяйственный Суд в отношениях с государственными органами, общественными объединениями, иностранными судами и международными организациями;

- истребует из хозяйственных судов судебные дела для проверки в порядке надзора, для изучения и обобщения судебной практики, осуществляет другие предоставленные ему законом полномочия19.

     Права и обязанности первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда и его заместителей во многом совпадают. Как первый заместитель, так и заместители Председателя названного суда назначаются Президентом Республики Беларусь из числа судей Высшего Хозяйственного Суда по представлению Председателя этого суда.

     Судья является центральной фигурой любого хозяйственного суда. Именно судьи осуществляют правосудие, т.е. основную функцию хозяйственных судов. 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, установленных законодательными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

     В соответствии с Кодексом Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» единую систему хозяйственных судов, составляют Высший Хозяйственный Суд и хозяйственные суды областей и города Минска. Одной из основных задач, возложенных на хозяйственный суд, является задача содействия укреплению законности и предупреждению правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности.

Информация о работе История становления хозяйственных судов в Республике Беларусь с 1922 г