Контрольная работа по « Правоведению»

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2011 в 18:31, контрольная работа

Описание работы

Структуры (а их несколько) у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям «благоприятно - неблагоприятно».

Содержание

1.Понятия и структура нормы права 3

2.Правительство РФ. Основные полномочия 5

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Федеральное агентство по образованию РФ.doc

— 64.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию  РФ

ГОУ ВПО   «Московский  Государственный  Открытый Университет» 

     Факультет « Менеджмент и экономическая  политика» 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 
 
 

по  дисциплине: « Правоведение» 

                                     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2010 г. 
 
 
 
 
 
 

Содержание 
 

1.Понятия  и структура нормы права                                                                     3

2.Правительство  РФ. Основные полномочия                                                       5

Список  литературы                                                                                              9 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и структура нормы права
 

    Представление о норме права будет не полным, если не рассмотреть ее структуру.

    Структуры (а их несколько) у правовой нормы сложились исторически, постепенно, и тоже представляют большую социальную ценность. Их происхождение идет из глубокой древности, из обществ присваивающей экономики и даже с тех времен, когда человек еще как биологическое существо, как другие биологические виды, научился связывать свое поведение с результатами этого поведения, свои реакции на те или иные условия жизнедеятельности закреплять в коллективном опыте, в коллективном сознании по критериям «благоприятно - неблагоприятно».

    Мононормы первобытного общества строились по этой схеме, и лишь в последствии «благоприятно — неблагоприятно» переросло в отношения по критериям «можно - нельзя» (право), «хорошо - плохо», «добро - зло» (мораль).

    Структура нормы права является формой ее внутреннего  содержания. Норма права выполнит свою роль регулятора общественных отношений, если будет обладать способностью реагировать на условия реальной жизни, в которых они формируются, учитывать их общественные свойства, в противном случае реализовать эту функцию будет просто невозможно, в норме должно быть предусмотрено и принудительное осуществление предписания, иначе она будет не нормой нрава, а пожеланием. Поэтому структура юридической нормы представляет собой единство составляющих ее элементов, определенным образом связанных и расположенных. Определяется она строением регулируемых правом общественных отношений.

    Структуре нормы права свойственна своя типовая схема (модель) связи образующих ее элементов. Главное в этой типовой  схеме — нормативное построение интеллектуально-волевого и юридического содержания государственной воли. Это нормативное построение состоит в том, что содержание нормы не только выражается при помощи таких категорий, как права и обязанности, но и имеет характер общего правила, особенно в одновременно существующих нормах-предписаниях и логических нормах.

    Структура нормы права - это ее смысловое  построение, подчинение законам логики и закономерностям регулирования  отношений между лицами, совокупность элементов.

    Теория  права идет дальше, она углубляется в изучение каждого из элементов, которые также имеют свои характеристики, признаки.

    Гипотеза  не просто учитывает жизненные обстоятельства, при которых действует норма права, она тем самым придает этим жизненным обстоятельствам юридическое значение, превращает их в юридические факты.

    Современными  теоретическими разработками (П.П. Востриков) используется классификация гипотез по форме изложения.

    Абстрактная форма изложения предусматривает обобщающую формулировку. Например: п.1 ст.3 Налогового кодекса РФ предусматривает, что «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы», при этом не обозначая какие конкретно.

    Казуистической  формой изложения детализированы, конкретно перечислены все обстоятельства, необходимые для реализации нормы. Статьей 15 Налогового кодекса РФ «Местные налоги и сборы» установлен точный исчерпывающий перечень местных налогов и сборов, подлежащих уплате в местные бюджеты на территории России.

    По  своему строению различают простую, сложную и альтернативную виды гипотез.

    Если  в гипотезе указано одно обстоятельство, с наличием или отсутствием которого связывается действие юридической  нормы, то такая гипотеза называется простой. Например: ст. 444 ГК РФ «Если в договоре не указано место его заключения, договор признается заключенным в месте жительства гражданина или месте нахождения юридического лица, направившего оферту».

    Если  гипотеза действие нормы ставит в  зависимость от наличия или отсутствия одновременно двух или более признаков, то она называется сложной. Например: п.4. ст. 101 УК РФ «Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или других лиц и требует постоянного и интенсивного наблюдения».

    Альтернативной  называют гипотезу, ставящую действие юридической нормы в зависимость от одного из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Например: ст. 387 ГК РФ «Права кредитора по обязательству переходят к другому лицу на основании закона и наступления одного из указанных в нем обстоятельств...», и дальше перечисляются все возможные обстоятельства.

    По  назначению различают карательные/штрафные санкции - их назначение состоит в наказании правонарушителя (лишение свободы, в т. ч. условное, дисциплинарные взыскания, штрафы и т.п.). Правовосстановительные   /   компенсационные   санкции   направлены   на восстановление нарушенного права потерпевшей стороны, на возмещение ей правонарушителем имущественного или неимущественного вреда.

    В действительности между нормами  права существует четкое разделение их юридических функций: а) регулятивная функция права осуществляется регулятивными  нормами; б) охранительная функция  права - охранительными нормами. На этой основе осуществляются связи между нормами права и их взаимодействие. Нарушение регулятивной нормы права вызывает реализацию охранительной нормы права, предусматривающей меры государственного принуждения. 

  1. Правительство РФ. Основные полномочия
 

    Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации  наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией (Основным законом) Российской Федерации и федеральными законами.

    На  определении объема полномочий  федерального правительства отражается федеративной устройство российского  государства, так как в этих условиях проводится разделение компетенции  между Российской федерацией (органами исполнительное власти) и ее субъектами (органами исполнительной власти субъектов). То есть федеральное правительство принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению федерации и совместному ведению федерации и ее субъектов.

    Правительство Российской Федерации вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, если они не отнесены законодательством к исключительным полномочиям правительства, а также по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.

   В рамках общих полномочий  Правительство Российской Федерации в установленных пределах:

  • формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
  • реализует предоставленное ему право законодательной организует реорганизацию внутренней и внешней политики Российской Федерации;
  • осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
  • обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
  • инициативы.

   Правительство Российской Федерации по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации может передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, Федеральному конституционному закону и федеральным законам.

    Правительство Российской Федерации осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании соответствующих соглашений.

    В ст. 114 Конституции РФ не содержится положений или норм, характеризующих  участи Правительства в регулировании  экономических процессов  в стране, в реализации и обеспечении конституционно установленных  единства экономического пространства и свободы экономической деятельности, прав человека и гражданина на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности  и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

    С учетом того, что полномочия Правительства  в сфере развития экономики призваны быть достаточно широкими (это, в частности, обусловлено наличием разработанных  программ экономического, социального  и экологического развития, составлением прогнозов экономического и социального развития), в законе о Правительстве РФ целесообразно выделить самостоятельную статью о полномочиях Правительства в сфере экономического развития.

    В сфере экономики Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

  • осуществляет регулирование экономических процессов;
  • обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств;
  • прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики;
  • вырабатывает государственную структурную  и инвестиционную политику и принимает меры по ее реализации;
  • формирует мобилизационный план экономики Российской Федерации.

    Также в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики Правительство Российской Федерации:

  • обеспечивает  проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • разрабатывает и представляет Государственной Думе  федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;
  • представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль;
  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношении Российской Федерации с иностранными государствами;
  • разрабатывает и осуществляет меры по проведению единой политики цен.

    Следующий блок полномочий Правительства составляют вопросы, относящиеся к социально-культурной сфере. Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения экологии. Осуществляя свои функции в названных и других отраслях социально-культурной сферы, Правительство в соответствии с полномочиями в конкретных отраслях социально-культурного строительства  выполняет большой объем деятельности по руководству и управлению ими. Более конкретно полномочия Правительства определяются в соответствующем федеральном законодательстве об указанных отраслях. Например, в Основах: законодательства РФ о культуре; законодательства РФ об охране здоровья граждан законодательства РФ о физической культуре и спорте; в Законах РФ: об образовании; о занятости населения; о государственных пенсиях; об охране окружающей природной среды; о недрах; в других законах и указах Президента РФ.

    В перечисленных и других законах  и нормативных актах Президента РФ содержатся конкретные полномочия Правительства в каждой из названных областей.

    Полномочия  Правительства Российской Федерации  в социальной сфере:

    Правительства Российской Федерации:

  • обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
  • содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
  • взаимодействует с общественными объединениями  и религиозными организациями;
  • разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма. А также санитарно-курортной сферы.
  • Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере культуры, науки, образования.

Информация о работе Контрольная работа по « Правоведению»