Контрольная работа по "Хозяйственное право"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 09:02, контрольная работа

Описание работы

Экономическая ситуация в Республике Беларусь требует повышения внимания к вопросам регулирования и определения цен. Это связано в первую очередь с их либерализацией, темпами изменений затрат и цен на основные трудовые и производственные ресурсы.
Одной из важнейших функций цены можно назвать стимулирование. Цена определяет отношение производства и потребления; ограничивает потребление ресурсов и выступает мотивацией производства [5, с.279].

Содержание

1. Раскройте правовые основы и порядок, способы государственного регулирования цен и тарифов. Сравните виды цен и тарифов...….……………..2
2. Понятие, сущность, правовые основы разгосударствления и приватизации государственной собственности. Сравнение данных понятий. Объекты государственной собственности, подлежащие приватизации...…..…..6
3. Практическая часть.………………………………………..……………..11
4. Список использованных источников……………………………………14

Работа содержит 1 файл

ПЕЧАТЬ!.docx

— 44.13 Кб (Скачать)

     законность;

     плановость  и системность;

     гласность, открытость и широкое информирование общественности по вопросам приватизации и преобразования государственных  унитарных предприятий в открытые акционерные общества;

     равенство субъектов приватизации;

     возмездность отчуждения объектов приватизации субъектам приватизации;

     соблюдение  и защита прав собственников;

     содействие  развитию эффективной социально  ориентированной рыночной экономики [7, с. 360].

     Согласно ст. 218 ГК приватизация имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации. При приватизации имущества, находящегося в республиканской и коммунальной собственности, предусмотренные ГК положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законодательством о приватизации не предусмотрено иное.

     Основными законодательными актами по приватизации являются:

     Декрет  Президента Республики Беларусь от 20 марта  1998 г. №3 «О приватизации государственной собственности в Республике Беларусь»;

     Закон Республики Беларусь от 06.07.1993 N 2468-XII "Об именных приватизационных чеках Республики Беларусь";

     Закон Республики Беларусь от 16.04.1992 N 1593-XII "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь".

     Особенности приобретения государственной собственности  иностранными физическими и юридическими лицами, а также юридическими лицами с участием иностранных инвесторов определяются законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях.

     Особенности приватизации земли определяются законодательством  Республики Беларусь о земле.

     Особенности приватизации государственного и общественного  жилья определяются Законом "О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь" и другим законодательством Республики Беларусь.

     Приватизация  объектов государственной собственности  осуществляется в соответствии с  планами, утверждаемыми сроком на три  года. При реформировании крупных  организаций будут создаваться  акционерные общества, акции которых  в перспективе могут выйти  на мировой уровень с высокой  капитализацией. Контрольные пакеты акций в стратегически значимых отраслях будут сохраняться в  собственности государства. Применительно  к крупным имущественным комплексам предполагается использовать концепцию  длительного приватизационного  цикла при тщательном подборе  стратегических инвесторов. Основным механизмом должно стать акционирование при конкурсном отборе инвестиционных проектов с последующей продажей акций, находящихся в государственной  собственности. При реформировании должна рассматриваться целесообразность реструктуризации и проведения аукционов  и конкурсов по продаже выделяемых структурных подразделений. В некоторых  случаях последние могут быть переданы в коммунальную собственность.

     Порядок формирования планов приватизации объектов, находящихся в коммунальной собственности, а также продажи акций открытых акционерных обществ, созданных  в процессе разгосударствления и  приватизации объектов, находящихся  в коммунальной собственности, разрабатывается  и утверждается местными Советами депутатов (план приватизации может быть утвержден  местным Советом депутатов либо по его поручению - соответствующим исполнительным комитетом) [6, с.145]

     Разгосударствление - это передача от государства физическим и юридическим лицам частично либо полностью (в том числе посредством приватизации) функций непосредственного управления хозяйствующими субъектами. Разгосударствление предполагает вывод имущества из собственности государства в целях его последующей приватизации субъектами негосударственной формы собственности, т.е. разгосударствляемое имущество остается в собственности государства до тех пор пока оно не будет приватизировано. Государство объявляет перечень объектов, подлежащих разгосударствлению. Таким образом, оно предлагает субъектам негосударственной формы собственности приобрести их в свою собственность.

     Разгосударствление  в процессе приватизации осуществляется путем преобразования государственного предприятия в открытое акционерное общество или внесения государственного имущества, сданного в аренду, в уставный фонд открытого акционерного общества, создаваемого на базе арендного предприятия.

     Объект  разгосударствления и приватизации - это то государственное имущество, которое может быть разгосударствлено и приватизировано в соответствии с Законом «О приватизации». Норма ст. 3 указанного Закона выделяет следующие объекты приватизации:

  • государственное и общественное жилье;
  • государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;
  • государственное имущество, сданное в аренду;
  • доли (паи, акции), принадлежащие Республике Беларусь и административно-территориальным единицам в имуществе субъектов хозяйствования.

     Объектами разгосударствления являются:

  • государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы объединений и структурные подразделения предприятий;

     • государственное имущество, сданное  в аренду.

     Существует  перечень объектов, которые могут  находиться только в собственности государства и не подлежат разгосударствлению и приватизации

     Перечень  таких объектов определяется Законом  от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства». В число объектов, не подлежащих разгосударствлению и приватизации, Закон, в частности, включает: земли; недра; воды; леса; заповедники; национальные парки; заказники и памятники природы; воздушное пространство; военное и другое имущество, используемое исключительно в интересах государственной и общественной безопасности; объекты водно-канализацион- ного хозяйства, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения, железнодорожного транспорта, физической культуры и спорта; объекты таможенной инфраструктуры; научные организации Национальной академии наук Беларуси; и др.

     В целях сравнения таких понятий  как разгосударствление и приватизация можно составить следующую таблицу:

Критерий  сравнения Разгосударствление Приватизация
По  субъекту Физические  и юридические лица Физические  и юридические лица
По  объему возникающих  полномочий Передача функции  непосредственного управления Право собственности (владение, пользование, распоряжение)
Способ  реализации процесса Создание новых  частных предприятий и путем  приватизации уже имеющихся государственных Приобретения  права собственности на объекты принадлежащие государству
Конечная  цель Развития частной  и других форм собственности, ликвидация доминирующего положения государственной  собственности и развитие конкуренции Развития частной  и других форм собственности, ликвидация доминирующего положения государственной  собственности и развитие конкуренции 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Практическая  часть

     Задача  № 1.

     Частное унитарное предприятие «Альфа» сдало в аренду соседнему предприятию часть склада, которая им временно не использовалась. Собственник имущества ЧУП «Альфа» предъявил иск о признании договора недействительным, поскольку он своего согласия на заключение данной сделки не давал. В суде ЧУП возражало, обосновывая заключение договора стремлением максимально эффективно использовать собственность учредителя, так как склад не используется по объективным причинам: забастовки транспортников в Европе, грузы не поступают на склад в прежнем объеме, сдача же склада в аренду позволит решить временные финансовые трудности, своевременно выплачивать часть прибыли от данной сделки собственнику на основании ч. 2 п. 2 ст. 276 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

     Обоснованы ли требования собственника?

     Каким имуществом ЧУП может свободно распоряжаться без согласия собственника имущества? 

     Решение

     В соответствии с п.1 ст.210 Гражданского кодекса Республики Беларусь, собственнику принадлежат права владения, пользования  и распоряжения своим имуществом.

     Собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и  распоряжения имуществом (п.2 ст.210 ГК).

     Статьей 579 ГК установлено, что право сдачи  имущества в аренду принадлежит  его собственнику.

     Согласно  ст.113 ГК унитарное предприятие не наделено правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество частного унитарного предприятия находится в частной собственности физического лица (совместной собственности супругов) либо юридического лица и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.

     Сделка, не соответствующая требованиям  законодательства, в соответствии со ст.169 ГК признается ничтожной, если законодательный  акт не устанавливает, что такая  сделка оспорима или не предусматривает иных последствий нарушения.

     Поскольку ЧУП «Альфа» сдало в аренду имущество, при отсутствии соответствующих  правомочий, установленных законодательством на совершение данного типа сделки, требования собственника о признании договора аренды недействительным обоснованны и подлежат удовлетворению.

     На  имущество, переданное собственником  ЧУП на праве хозяйственного ведения, ЧУП распоряжаться не имеет право. Принадлежащим непосредственно  ЧУП имуществом, оно имеет право  распоряжения.

       

     Задача  № 2.

     УП «Рассвет» и ЗАО «Селекционные технологии» заключили договор простого товарищества с целью осенней закладки плантации малины для выращивания, переработки и реализации. В соответствии с условиями заключенного договора ЗАО «Селекционные технологии» приобрело 50 000 саженцев малины и доставило их УП «Рассвет».

     В свою очередь, УП «Рассвет» обеспечило выделение земли под саженцы, их посадку, уход, а также охрану участка, где была произведена посадка саженцев.

     Зимой ЗАО «Селекционные технологии» заявило о намерении отказаться от договора простого товарищества после созревания плодов малины и выделении доли в размере стоимости саженцев, расходов по их доставке и половины урожая малины.

     УП «Рассвет» приняло требование об отказе от договора простого товарищества и согласилось выделить долю в размере стоимости саженцев и расходов по их доставке. В отношении выдела половины урожая малины УП «Рассвет» отказало по той причине, что ЗАО «Селекционные технологии» не участвовало в посадке саженцев малины, их уходе и охране.

     Оцените обоснованность позиций участников договора простого товарищества. Разрешите спор. 

     Решение

     В соответствии со ст.911 Гражданского кодекса  Республики Беларусь, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько  лиц (товарищей) обязуются соединить  свои вклады и совместно действовать  без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей законодательству цели.

     Таким, образом, исходя из законодательного определения  данного договора, среди обязательных признаков выделяются наличие общей цели участников договора, наличие общих дел и общего имущества сторон договора.

     Из  содержания условия задачи следует, что стороны ставили цель осуществить закладку малины для выращивания, переработки и реализации. При этом вклад ЗАО «Селекционные технологии» - это 50 000 саженцев малины, вклад УП «Рассвет» - выделение земли под саженцы.

Информация о работе Контрольная работа по "Хозяйственное право"