Охрана земель как институт земельного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 16:44, реферат

Описание работы

Важным институтом земельного права и элементом организационно-правового механизма рационального использования земель является их охрана, предусмотренная в Российском земельном законодательстве.
Цели охраны земель. Задачи и цели охраны земель состоят в предотвращении их деградации, загрязнения, захламления, нарушения, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности, а также в обеспечении улучшения и восстановления нарушенных земель. Для реализации этих целей проводятся мероприятия:

Содержание

Вопрос 9. Охрана земель как институт земельного права
Задача 13.
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

АГРАРНОЕ ПРАВО.docx

— 30.21 Кб (Скачать)

Содержание.

 

Вопрос 9. Охрана земель как институт земельного права

Задача 13.

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Охрана земель как институт земельного права.

Важным институтом земельного права и элементом организационно-правового  механизма рационального использования  земель является их охрана, предусмотренная  в Российском земельном законодательстве.

Цели охраны земель. Задачи и цели охраны земель состоят в  предотвращении их деградации, загрязнения, захламления, нарушения, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной  деятельности, а также в обеспечении  улучшения и восстановления нарушенных земель. Для реализации этих целей  проводятся мероприятия:

•  по сохранению почв и их плодородия, сохранению достигнутого уровня мелиорации, рекультивации нарушенных земель, сохранению и восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

•  защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного, других вредных воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

•  защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарником и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель.

В целях охраны земель разрабатываются  федеральные, региональные и местные  программы, учитывающие направления  хозяйственной деятельности на охраняемых землях, природные и других условия. Внедрение новых технологий в  случае их несоответствия предусмотренным  законодательством санитарно-гигиеническим  и экологическим требованиям  запрещается.

При проведении строительных работ, добыче полезных ископаемых и  нарушении почвенного слоя плодородный  слой снимается и используется для  улучшения малопродуктивных земель. Для проверки соответствия почвы  экологическим и иным нормативам проводятся почвенные, геоботанические, агрохимические обследования. В целях  предотвращения деградации земель, восстановления плодородия почв и загрязненных территорий допускается консервация земель с изъятием их из оборота.

Согласно ст. 12 ЗК использование  земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических  систем, способность земли быть средством  производства в сельском и лесном хозяйстве, основой хозяйственной  и любых иных видов деятельности. В соответствии со ст. 13 ЗК оценка состояния  земель и эффективности мероприятий  по их охране проводится с учетом санитарно-гигиенических  требований и экологической экспертизы.

Охрана земель как основы жизни и деятельности народов. В  ст. 9 Конституции предусматривается, что земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории. Это  положение является фундаментом  прав и обязанностей государства, общества и землеобладателей. Кроме того, оно, вопреки нормам федеральных  законов, дало повод ряду субъектов  РФ объявить земли и другие природные  ресурсы своей собственностью, присвоив себе некоторые функции РФ в области  использования и охраны земель.

Конституционный Суд РФ в  Постановлении от 07.06.2000 № 10-П «По  делу о проверке конституционности  отдельных положений Конституции  Республики Алтай и Федерального закона „Об общих принципах организации  законодательных (представительных) и  исполнительных органов государственной  власти субъектов Российской Федерации"»  рассмотрел, в частности, вопрос об объявлении достоянием (собственностью) Республики Алтай всех природных  ресурсов, находящихся на ее территории. Было признано, что субъект РФ не вправе объявить своим достоянием (собственностью) природные ресурсы на своей территории и осуществлять такое регулирование, которое ограничивает их использование в интересах всех народов Российской Федерации, поскольку этим нарушается ее суверенитет, а также установленное Конституцией разграничение предметов ведения и полномочий.

Реализация целей охраны земель. Охрана земель как основы жизни  и деятельности народов была предусмотрена  в ЗК РСФСР 1991 г., структура этой нормы  не утратила своего значения и в  настоящее время. В ЗК РФ предусматривается  экологическая составляющая охраны земель, поскольку они являются основой  жизни и деятельности народов. Цели охраны земель достигаются посредством  реализации системы правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий  земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

В ФЗ об охране окружающей среды  предусматривается ряд экологических  требований, предъявляемых к землеобладателям, в частности:

  • при мелиорации земель, размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиоративных систем (ст. 43);
  • производстве, обращении и обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (ст. 47);
  • использовании радиоактивных веществ и ядерных материалов (ст. 48);
  • использовании химических веществ в сельском и лесном хозяйстве (ст. 49);
  • обращении с отходами производства и потребления (ст. 51).

 

Для сельского хозяйства  действует Перечень химических и  биологических средств борьбы с  вредителями, болезнями растений, сорняками, регуляторов роста растений, разрешенных  для применения в сельском хозяйстве, который ежегодно обновляется. Перечни  устанавливаются Минсельхозом России по согласованию с Минздравом России и МПР России.

Под консервацией земель понимают их временное исключение из оборота  для предотвращения развития и прекращения  процессов деградации почв и восстановления их плодородия. Постановлением Правительства  РФ от 05.08.1992 № 555 утверждено Положение  о порядке консервации деградированных  сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными  отходами и радиоактивными веществами.

Земельно-правовой институт «охрана земель» является важным звеном организационно-правового механизма  использования и охраны земель, убедительным примером существования самостоятельной  отрасли (подотрасли) земельного права  и законодательства, включенной в  более крупную отрасль (подотрасль), -природо-ресурсное право и законодательство, входящие в комплексную отрасль — экологическое законодательство, или законодательство об охране окружающей среды и природопользовании.

Охрана земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. На таких землях не обеспечивается производство надлежащей по качеству продукции, поэтому они подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного  назначения и могут переводиться в земли запаса для консервации, на них запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции (ст. 14 ЗК).

Появление этой статьи в  ЗК обусловливается интенсификацией  в XXI в. процессов химизации сельского  хозяйства и промышленности, внедрением в народное хозяйство источников ионизирующего излучения, накоплением  в почвах и окружающей среде радиоактивных  веществ, выводом из эксплуатации атомных  подводных лодок и атомных  реакторов и иными результатами научно-технического прогресса.

Основополагающим актом, регулирующим предупреждение и ликвидацию радиоактивного загрязнения, является ФЗ от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (в ред. от 22.08.2004), в котором  предусматриваются принципы обеспечения  радиационной безопасности, мероприятия, производственный и общественный контроль по обеспечению радиационной безопасности, государственное нормирование и  лицензирование, а также права  и обязанности граждан в области  радиационной безопасности.

В методических указаниях  «Гигиеническая оценка качества почвы  населенных мест. МУ 2.1.7.730—99» (утв. Минздравом России 07.02.1999) устанавливается безвредная для человека предельно допустимая концентрация химического вещества в почве. Действуют также Порядок  консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами (утв. приказом МПР России от 02.10.1992 № 230), Методические рекомендации по выявлению деградированных и загрязненных земель (утв. Госкомземом России 28.12.1994, Минсельхозпродом России 26.01.1995, МПР России 15.02.1995).

В ФЗ от 10.07.2001 № 92-ФЗ «О специальных  экологических программах реабилитации радиационно загрязненных участков территории» предусматривается  порядок использования средств, полученных от завоза из-за рубежа и  переработки отработанного ядерного топлива. Этим законом на Правительство  РФ возложены: определение порядка  и сроков разработки специальных  экологических программ, очередности  их финансирования; разработка и обеспечение выполнения федеральных специальных программ; определение лимитов на ежегодно ввозимые в Россию облученные тепловыделяющие сборки ядерных реакторов; контроль над реализацией специальных экологических программ.

Субъекты РФ разрабатывают  и реализуют специальные экологические  программы (в этом должны принимать  участие и органы местного самоуправления), согласовывают порядок и очередность  финансирования специальных программ охраны земель. На Федеральное Собрание РФ, в том числе на его Счетную  палату, возложен контроль за поступлением и надлежащим использованием средств  целевого бюджетного фонда.

В федеральном законодательстве предусматриваются меры охраны и  ограниченного использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому  загрязнению в результате Чернобыльской  катастрофы в 1986 г., аварии в производственном объединении «Маяк» Челябинской  области в 1957 г. (см. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда от 27.02.2001 № 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства»).

Экологическая экспертиза. Одним из звеньев охраны земель и  организационно-правового механизма  обеспечения действия земельного права, решающих факторов охраны земель и  окружающей среды является экологическая  экспертиза, проводимая в стране более  двух десятков лет. Ее цели состоят  в установлении соответствия намечаемой деятельности-экологическим требованиям и предупреждении возможных неблагоприятных воздействий хозяйственной деятельности на природные ресурсы и окружающую среду. Эти отношения регулируются ФЗ об экологической экспертизе. Важнейшим элементом экспертизы применительно к земельным правоотношениям является оценка воздействия каждого проекта на окружающую среду (ОВОС).

Экологическая экспертиза основывается на принципах:

•  презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности (этот новый подход для российского земельного права означает необходимость возложения бремени доказывания экологической опасности объекта не на экспертов, а на заказчиков и авторов проекта);

•  обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации проекта (финансирование и работы по всем проектам и программам должны производиться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы);

•  комплексности оценки воздействия на окружающую среду и его последствий (должны учитываться ближайшие и отдаленные экологические, экономические, социальные, демографические, нравственные последствия деятельности объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения, требования экологической безопасности);

•  достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу (в противном случае невозможно определить допустимость реализации объекта и профилактики загрязнения земель и всей среды);

•  независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий (их заинтересованность в тех или иных выводах, не связанных с охраной земель и природной среды, может свести на нет значение экспертизы как обязательной меры охраны земли и благоприятных условий проживания;

•  научной обоснованности, объективности и законности заключений (эти три требования закона должны быть положены в основу каждого заключения экологической экспертизы — как государственной, так и общественной);

•  гласности, участия общественных объединений, учета общественного мнения (экспертиза организуется ради настоящего и будущего благополучия населения, поэтому подключение к ее проведению граждан естественно и нередко требует правового оформления);

•  ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение, качество экспертизы (законом предусматриваются различные виды ответственности за невыполнение обязанностей по проведению экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключениях, за предоставление неправильных и необоснованных заключений).

Обязательность экологической  экспертизы. Предусмотренные законодательством  принципы, в частности принцип  обязательности государственной экологической  экспертизы любого решения, могущего оказать  воздействие на состояние окружающей среды и охраны природных ресурсов, служат основой правоприменения, судебной практики. Так, Верховный Суд РФ установил, что распоряжения Правительства  РФ приняты с нарушением законодательства, определяющего порядок перевода лесных земель в нелесные. В частности, на федеральном уровне не проведена  экологическая экспертиза проекта правового акта, в результате чего остался неразрешенным вопрос о возможных негативных воздействиях на окружающую среду при вырубке лесов первой группы при реализации хозяйственных объектов. Распоряжения Правительства РФ о переводе лесных земель в нелесные в лесах первой группы затрагивают конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду.

 

Земельное законодательство и законодательство об охране окружающей природной среды  предусматривают особые правовые способы  решения задач охраны земель.

Информация о работе Охрана земель как институт земельного права