Организационно-правовая форма юридического лица (предприятия)

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 23:59, реферат

Описание работы

По законам Беларуси коммерческое предприятие может создаваться в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), общества с дополнительной ответственностью (ОДО), закрытого (ЗАО) и открытого (ОАО) акционерного общества, производственного кооператива (ПК), частного унитарного предприятия (ЧУП) и крестьянского (фермерского) хозяйства.

Работа содержит 1 файл

Организационно-правовые формы предприятий.docx

— 38.49 Кб (Скачать)

Для того, чтобы отнести организацию к предприятию, необходимо наличие у нее следующих признаков:

1) самостоятельное ведение  хозяйственной деятельности;

2) обладание правами  юридического лица (а именно: организационное  единство,

имущественная обособленность, выступление в гражданском обороте  от своего

имени и возможность  защиты своих прав в качестве истца  и ответчика в судах,

самостоятельная имущественная  ответственность);

3) наличие трудового  коллектива;

4) использование имущества  для производства и реализации  продукции,

выполнения работ, оказания услуг;

5) отсутствие в составе  других юридических лиц;

6) осуществление деятельности  на принципах хозрасчета.

   Как видно,  кроме признаков юридического  лица, указанных в п. 2, для признания  организации предприятием необходимо  наличие и остальных указанных  выше признаков, Непосредственно  юридические лица могут быть  подразделены на коммерческие  и некоммерческие организации.  Если к первым  относятся организации,  профессионально осуществляющие  предпринимательскую деятельность, то вторые

участвуют в ней эпизодически. Некоммерческие организации не имеют  своей целью извлечение прибыли  и могут заниматься предпринимательством лишь для осуществления своих  уставных целей. Это общественные и  религиозные организации, потребительские  кооперативы, благотворительные и  иные фонды. К предприятиям они не относятся. Возможно и появление  таких организаций смешанного типа в связи с коммерциализацией  деятельности учреждений науки, культуры и т. п. Кроме самостоятельного ведения  хозяйственной деятельности с коммерческой направленностью для предприятия  необходимо наличие трудового коллектива. Индивидуального предпринимателя  нельзя признать предприятием не только в

силу отсутствия признаков  юридического лица, но и вследствие отсутствия трудового коллектива.

  Предприятие является  цельной структурой и в силу  закона не может иметь в  своем составе других юридических  лиц. Юридическими лицами не  могут являться филиалы и структурные  подразделения предприятия. Подразделение  предприятия не несет самостоятельной  ответственности, по его долгам  будет отвечать предприятие.

  Определение организации  как предприятия необходимо потому, что в этом случае деятельность  его регулируется не только  законом «О предпринимательстве  в Республике Беларусь», но  и законом «О предприятиях  в РБ». От определения конкретного  вида и формы предприятия зависят  существенные вопросы ответственности  предприятия и его учредителей  по  взаимным долгам, четкого разграничения  компетенции органов управления  предприятием, собственности на  спорное имущество, а также  процесса его создания и регистрации.  При создании предприятий такие  вопросы зачастую   просто игнорируются, что в дальнейшем приводит  к необходимости внесения изменений  в 'учредительные документы, потере  предпринимателями средств и  времени, а иногда к реорганизации  либо ликвидации предприятия.   Необходимо отметить, что единая  классификация предприятий не  только не существует, но и  весьма затруднена из-за наличия  многочисленных оснований классификации  и несовершенства, а порой и  отсутствия законодательной базы

для этого. Поэтому стоит  еще раз сказать о том, что  на территории республики возможно создание любых предприятий, организация  которых не запрещена законодательством. Закон «О предприятиях в РБ» проводит деление предприятий на виды    в зависимости от того, на какой  форме собственности они

основаны.

Это предприятия:

   — основанные на государственной собственности,

   — основанные на коллективной собственности,

   — основанные на частной собственности,

   — основанные на совместной собственности,

   — основанные  на смешанных формах собственности.

 Закон не приводит  более  углубленной классификации  внутри указанных форм собственности,  кроме

выделения двух организационно-правовых видов предприятий, основанных на государственной  форме собственности: государственного, создаваемого органами государственного управления Республики    Беларусь, уполномоченными управлять государственным  имуществом, и коммунального, создаваемого местными Советами народных депутатов  или уполномоченными ими местными органами управления.

  Эту классификацию  расширяет закон Республики Беларусь  «О собственности в РБ», выделяющий  из предприятий, основанных на  коллективной форме собственности,  следующие организационно-правовые  формы предприятий: арендные, коллективные, кооперативы, акционерные общества, хозяйственные общества и товарищества, хозяйственные ассоциации.

Основы гражданского законодательства Союза ССР и  союзных республик, действующие  на территории республики в части, не противоречащей республиканскому законодательству, классифицируют коммерческие организации  следующим образом: хозяйственные  общества и товарищества, производственные кооперативы, арендные предприятия, коллективные предприятия, государственные и  другие предприятия, основанные на праве  полного

хозяйственного ведения  переданном им имуществом учредителей, а также хозяйственные объединения указанных юридических лиц.   Не претендуя на системность классификации, постараемся проанализировать организационно-правовые формы предприятий, которые уже известны практике и действуют в республике.

 

 

Форма юридического лица

ООО

ОДО

ЧУП

ЗАО

ОАО

ПК (кооператив)

Количество  участников

не менее 2-х и не более 50-ти 

не менее 2-х и не более 50-ти

только 1

не менее 2-х и не более 50-ти

не менее 2-х

не менее 3-х

Учредительные документы юридического лица

устав

устав

устав

устав

устав

устав

Размер  уставного фонда юридического лица

любой

любой

любой

минимум 100 базовых  величин* 

минимум 400 базовых  величин*

любой

Порядок и срок формирования уставного фонда

100% до гос. регистрации

100% до гос. регистрации

100% до гос. регистрации

100% до гос. регистрации

100% до гос. регистрации

Не менее 10% паевого взноса к моменту регистрации  кооператива, остальную часть –  в течение года с момента регистрации, если меньший срок не предусмотрен уставом

Право собственности на имущество

Общество

Общество

Собственник

Общество

Общество

Кооператив

Ответственность участников

Не отвечают по обязательствам Общества, но несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости внесенных  ими вкладов.

Солидарно несут  субсидиарную ответственность по обязательствам Общества своим имуществом  в  пределах, определяемых учредительными документами общества, но не менее 50 базовых величин. Несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных  ими вкладов.

Не отвечает по обязательствам предприятия.

Не отвечают по обязательствам Общества и несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости принадлежащих  им акций.

Не отвечают по обязательствам Общества и несут  риск убытков, связанных с деятельностью  общества, в пределах стоимости принадлежащих  им акций.

Несут субсидиарную ответственность по обязательствам в равных долях, но не меньше величины полученного годового дохода.

Место нахождения юридического лица

Административное  помещение (не жилой фонд) - офис

Административное  помещение (не жилой фонд) - офис

Административное  помещение (не жилой фонд) - офис

Негосударственный жилой  фонд (квартира, дом), если учредитель в  нем прописан или 

является его собственником 

 

Административное  помещение (не жилой фонд) - офис

Административное  помещение (не жилой фонд) - офис

Административное  помещение (не жилой фонд) - офис

Возможности изменения состава участников

Выход

Продажа (дарение, обмен) доли – отчуждение доли

Исключение по решению  суда

Выход

Продажа (дарение, обмен) доли – отчуждение доли

Исключение по решению  суда

Продажа предприятия  как имущественного комплекса

Реорганизация

Продажа (дарение, обмен) акций – отчуждение акций

Продажа (дарение, обмен) акций – отчуждение акций

Выход

Передача пая

Исключение по решению  Общего собрания

Органы  управления юридического лица

Общее собрание участников

Наблюдательный совет (Совет директоров)

Дирекция (Правление) или  Директор

Управляющая компания

Общее собрание участников

Наблюдательный совет (Совет директоров)

Дирекция (Правление) или  Директор

Управляющая компания

Собственник

Директор

Управляющая компания

Общее собрание акционеров

Наблюдательный совет (Совет директоров)

Дирекция (Правление) или  Директор

Управляющая компания

Общее собрание акционеров

Наблюдательный совет (Совет директоров)

Дирекция (Правление) или  Директор

Управляющая компания

Общее собрание членов

Правление

Председатель

Обязанность по ведению бухгалтерского учета  могут осуществлять

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета

Директор

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета

Главный бухгалтер

Бухгалтер

Организация или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги по ведению бухгалтерского учета


 

Помимо основных, так же используются :

Крестьянское (фермерское) хозяйство

 

 

  Крестьянское (фермерское) хозяйство — самостоятельный  хозяйственный комплекс, основанный  на личном труде гражданина, а  также, как правило, членов его семьи, либо иных лиц, объединившихся для товарного производства сельскохозяйственной продукции.

  Хозяйство может  состоять как из одного, так  и из нескольких лиц. Хозяйство  представляет один из его членов, полномочия которого аналогичны  полномочиям руководителя предприятия.

  Хозяйство подлежит  регистрации в исполнительном  комитете Совета народных депутатов,  после чего приобретает права  юридического лица.   Лица, решившие  организовать крестьянское хозяйство, обращаются в сельский (поселковый) Совет народных депутатов с заявлением о предоставлении им земельного участка по месту его нахождения с указанием его площади и

программы ведения крестьянского  хозяйства. Члены колхоза или  сельскохозяйственного кооператива  при этом должны направить копию  своего заявления в колхоз (кооператив).

  Совет в двухнедельный  срок обязан рассмотреть заявление  при участии заявителя, а также  землевладельца или землепользователя,  вывести решение и направить  его с заявлением гражданина  и заключением землевладельца (землепользователя)  в районный Совет народных  депутатов, который принимает  решение о предоставлении участка  в месячный срок.

  Отказ в предоставлении  земельного участка может быть  обжалован в народный суд.

  Земельные участки выделяются гражданам из земель запаса в разное до 50 гектаров в пожизненное наследуемое владение. Иностранным гражданам земельные участки могут выделяться лишь во временное пользование на условиях аренды. Конкретный размер предоставляемого участка определяется районным Советом народных депутатов в каждом случае с учетом особенностей местных условий. Дополнительная земельная площадь свыше 50 га может

предоставляться для  производственных целей.    В  случае выхода, членов колхоза или  сельскохозяйственного кооператива  для организации крестьянского  хозяйства они вправе получить причитающуюся  им долю имущества или в счет этой доли основные и оборотные средства. Имущество крестьянского хозяйства  принадлежит членам на праве общей

собственности. При выходе одного из членов из крестьянского  хозяйства общее имущество, как  правило, разделу не подлежит и доля в имуществе выплачивается в  денежном выражении. На получение доли в натуральной форме имеют  лишь те члены крестьянского хозяйства, которые выходят с целью образовать новое крестьянское хозяйство. При  этом не подлежит выделению

имущество, необходимое  для ведения основных производственных фондов хозяйства.

  Крестьянское хозяйство  вправе заниматься любыми видами  хозяйственной деятельности, при  условии сохранения в качестве  основного вида производства  переработку или реализацию сельскохозяйственной  продукции. Крестьянское хозяйство  имеет право самостоятельно без  ограничений, распоряжаться произведенной  продукцией и полученной после  уплаты арендной платы, платы  за землю и налогов прибылью.

 

   Предприятия с  иностранными инвестициями

 

  В соответствии  со Ст. 5 Закона «Об иностранных инвестициях на территории республики Беларусь» от 14 ноября 1991 года предприятия с иностранными инвестициями осуществляют свою деятельность в порядке, предусмотренном законами о предприятиях, о предпринимательской и инвестиционной деятельности, иным законодательство Республики Беларусь, с учетом обложений, установленных данным законом и международными договорами

Республики Беларусь.   Предприятием с иностранными инвестициями считается предприятие, в

уставном фонде которого частично или целиком используется иностранный капитал. При частичном использовании иностранного капитала мы имеем дело с совместным предприятием, при полном — с иностранным предприятием. Предприятия с иностранными инвестициями являются юридическими лицами на территории Республики Беларусь. Они, как и любое другое предприятие на территории республики, вправе осуществлять любые виды деятельности,

соответствующие их целям  и не запрещенные законодательством  республики. При этом для осуществления  видов деятельности, подлежащих лицензированию, они обязаны получить лицензии.   Предприятия с иностранными инвестициями могут создавать на территории

республики и за ее пределами филиалы и представительства, которые действуют на основании  утверждаемых этими предприятиями  положений. Такие филиалы и представительства  вправе открывать счета в уполномоченных банках, однако, не могут быть юридическими лицами. Предприятие с иностранными инвестициями, зарегистрированное за пределами Республики Беларусь, не вправе создавать филиалы и представительства  в республике. Однако они могут  создавать здесь дочерние предприятия  с правами юридического лица.   На стадии начала хозяйственной деятельности предприятия с иностранными инвестициями его учредители в случаях и  порядке, предусмотренных законодательством  Республики Беларусь, обязаны получить заключения санитарно-эпидемиологической и экологической служб.  В случае создания предприятия с иностранными инвестициями, где вкладом белорусской стороны в уставный фонд такого предприятия являются государственные инвестиции, обязательно проводится государственная экспертиза таких инвестиционных проектов, утверждаемых в порядке,

определяемом правительством республики.   Предприятия с иностранными инвестициями вправе открывать в уполномоченных банках Республики Беларусь счета, как в валюте, так и в рублях, без права перевода сумм в рублях за границу. Рублевые средства могут использоваться ими для покупки сырья, товаров и услуг, которые могут затем экспортироваться в специальном порядке. Средства в рублях могут также использоваться на цели приватизации, но лишь в том случае, если они получены предприятием с иностранными инвестициями от осуществления хозяйственно-коммерческой деятельности на территории республики. Средства предприятий с иностранными инвестициями могут быть также вложены, а банки, страховые компании и другие кредитно-финансовые учреждения республики, с условием, что доля иностранного инвестора не может превышать 50% уставного капитала.

 

 Совместное предприятие

 

 

  Совместным называется  предприятие, уставный фонд которого  складывается из доли иностранного  инвестора и доли физических  и юридических лиц Республики  Беларусь.

   Правовой основой, регламентирующей порядок создания и регистрации совместного предприятия, являются законы «Об инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» от 29 мая 1991 года и <0б иностранных инвестициях на территории Республики Беларусь» от 14 ноября 1991 года, а также Инструкций о порядке регистрации совместных предприятий на территории Республики Беларусь № 1 от 9 января 1991 года, утвержденная  Госвнешэкономсвязи.   Такое предприятие может бык» образовано в форме общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества или в иных формах, не запрещенных законодательством Республики. Оно создается на основе договора между участниками этого предприятия, число которых не ограничено, но не может быть менее двух. Участниками могут быть как юридические, так и физические лица с обеих сторон.

  Решение о создании  совместного предприятия принимается  его участниками самостоятельно. Только в случае, когда белорусским  участником является государственное  предприятие, или предприятие  общественной организации, необходимо  согласие собственника имущества  или уполномоченного им органа. Создание совместного предприятия  с основными фондами свыше  30 миллионов рублей по ценам,  действующим на момент создания, допускается с разрешения

Совета Министров  Республики Беларусь.   Величина уставного фонда СП и размеры  долей участников определяются по согласованию между ними. Однако взнос иностранного участника согласно ст. 4 Закона «Об  инвестиционной деятельности в РБ»  на момент вступления его в

Информация о работе Организационно-правовая форма юридического лица (предприятия)