Порядок создания и ликвидации акционерных обществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

В данной работе я рассмотрю: правовое положение акционерного общества, нормативную базу, регулирующую его деятельность, порядок создания, ликвидации акционерного общества.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
Глава 1. Общие положения об акционерных обществах.....................................4
1.1 Понятие акционерного общества.....................................................................4
1.2 Виды акционерных обществ...........................................................................9
Глава 2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерных обществ........12
2.1 Создание акционерных обществ....................................................................12
2.2 Реорганизация и ликвидация акционерных обществ...................................15
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

7.ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО.docx

— 62.76 Кб (Скачать)

- закрытым признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц;

- такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц;

- число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае если число его акционеров превысит этот предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшилось до пятидесяти, общество подлежит ликвидации в судебном порядке;

- акционеры такого общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых его другими акционерами, по цене предложения третьему лицу. Порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций, продаваемых акционерами, устанавливаются уставом общества. Срок осуществления преимущественного права не может быть менее 10 дней с момента предложения акций на продажу;

- уставом общества может быть предусмотрено преимущественное право общества на приобретение акций, продаваемых его акционерами, если акционеры не использовали свое преимущественное право на приобретение акций;

- в случае публичного размещения облигаций или иных ценных бумаг общество обязано опубликовать информацию об этом в объеме и порядке, установленных Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации;

- минимальный уставный капитал общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством на дату государственной регистрации общества (ст.26 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах").

Глава 2. Создание, реорганизация и ликвидация акционерных обществ

 

Общество может быть создано путем учреждения вновь и путем реорганизации существующего юридического лица (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования). Общество считается созданным с момента его государственной регистрации.

 

2.1 Создание акционерных обществ

 

Учредителями акционерного общества могут быть как физические лица (граждане), так и юридические. Число учредителей открытого общества не ограничено, закрытого - не может превышать 50, т.е. предельного числа акционеров, установленного законом для закрытых обществ (п.2 ст. 10 Закона об акционерных обществах) Акционерное общество может быть создано одним лицом или состоять из одного лица в случае приобретения им всех акций. Однако общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица (п.6 ст.98 ГКРФ).

В ст.66 ГКРФ предусмотрены ограничения на участие государственных органов и учреждений в создании и деятельности хозяйственных обществ. Не вправе выступать их участниками государственные органы, кроме случаев, когда иное установлено законом. Исключения из этого правила сделаны, в частности, для государственных органов по управлению государственным имуществом.

Учреждения, финансируемые собственниками, могут быть учредителями (участниками) хозяйственных обществ только с согласия собственника, если иное не установлено законом. Специальные указания по этому поводу имеются, например, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. «3266-1 "Об образовании" (см. п. 11 ст.39).

ГК РФ не содержит запрета на участие в хозяйственных обществах государственных предприятий, но следует иметь в виду ограничения, установленные п.2 ст.295 ГКРФ. Согласно содержащейся в нем норме предприятие, имеющее на праве хозяйственного ведения имущество, вправе вносить его в качестве вклада в уставный капитал общества только с согласия собственника. Остальным имуществом оно может распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Учредители акционерного общества заключают между собой письменный договор, определяющий порядок осуществления ими совместной деятельности по созданию общества. В договоре определяются также размер уставного капитала, категории и типы выпускаемых акций, подлежащих размещению среди учредителей, размер и порядок их оплаты, права и обязанности учредителей по созданию общества (п.1 ст.98 ГКРФ, п.5 ст.9 Закона об акционерных обществах). Договор о создании акционерного общества не относится к учредительным документам. По своей правовой природе он является гражданско-правовым, а поэтому на него распространяются общие положения гражданского законодательства о договорах и сделках, в том числе нормы о недействительности сделок в случае противоречия их закону, и др.

Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим до его регистрации. Общество отвечает по обязательствам учредителей, связанным с его созданием, только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров.

Устав является единственным учредительным документом акционерного общества. В п. 3 ст.98 ГК РФ названы условия и сведения, которые должны в него включаться, помимо указанных в п.2 ст.52 ГК РФ, необходимых для всех юридических лиц. Развернутый перечень данных, подлежащих отражению в уставе, содержится в п. 3 ст. 11 Закона об акционерных обществах. К ним относятся: полное и сокращенное фирменное наименование общества, место его нахождения; тип общества - открытое или закрытое; количество, номинальная стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом; права акционеров - владельцев акций каждой категории и типа; размер уставного капитала общества; структура и компетенция органов управления общества и порядок принятия ими решений; порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым принимается квалифицированным большинством или единогласно; сведения о филиалах и представительствах общества и иные положения, предусмотренные Законом. Указанный перечень дополняется рядом отсылок к уставу, содержащихся в других статьях Закона. Так, в уставе следует определять порядок и сроки осуществления преимущественного права приобретения акций в закрытых обществах (п. 3 ст.7); размер резервного фонда, создаваемого в соответствии с п.1 ст.35 Закона об акционерных обществах. Наряду с этими есть такие условия, вопрос о включении которых решается по усмотрению учредителей общества, а после его создания - общего собрания акционеров. На основании ст.48 Закона уставом может быть предусмотрено отнесение к компетенции совета директоров общества принятия решений об увеличении размера уставного капитала, а также об образовании исполнительного органа общества и досрочном прекращении его полномочий, которые в соответствии с ГК и указанной статьей Закона об акционерных обществах входят в компетенцию общего собрания акционеров.

Устав не должен содержать сведений об учредителях общества и акционерах. Они включаются в реестр акционеров общества (ст.44 - 46 Закона об акционерных обществах). Не следует перегружать его дублированием положений Закона, которые применяются независимо от того, включены они в устав или нет.

Требования устава обязательны для исполнения всеми органами общества и акционерами (ст.9, 11 Закона).

 

 

2.2 Реорганизация и ликвидация акционерных обществ

 

В законодательстве названы 5 возможных форм реорганизации общества: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование (в общество с ограниченной ответственностью или в производственный кооператив). В Законе об акционерных обществах определена последовательность действий при проведении реорганизации, начиная от принятия решения общим собранием акционеров, подготовки и утверждения разделительного баланса (при разделении и выделении общества) и передаточного акта (при иных формах реорганизации) и кончая утверждением уставов вновь создаваемых обществ и государственной регистрацией их.

Общество считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации общества путем присоединения к другому обществу первое из них считается реорганизованным с момента внесения органом государственной регистрации в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

Не позднее 30 дней с даты принятия решения о реорганизации общество в письменной форме уведомляет об этом своих кредиторов. Кредитор вправе требовать от общества прекращения или досрочного исполнения обязательств и возмещения убытков путем письменного уведомления в срок, не позднее 30 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования; не позднее 60 дней с даты направления обществом кредитору уведомления о реорганизации в форме разделения или выделения.

Если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника реорганизованного общества, то вновь возникшие юридические лица несут солидарную ответственность по обязательствам реорганизованного общества перед его кредиторами.

Ликвидация акционерного общества влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Общество может быть ликвидировано по двум основаниям:

- добровольно в порядке, установленном ГК РФ, с учетом требований Закона об акционерных обществах и устава общества;

- по решению суда по основаниям, предусмотренным ГК РФ.

Пунктом 2 статьи 61 ГК РФ предусмотрены лишь две причины, в силу которых общество может быть ликвидировано добровольно: истечение срока, на который было создано юридическое лицо, и достижение цели, ради которой оно было создано, что не исключает возможности добровольной ликвидации общества и по иным причинам. Например, общество может принять решение о собственной ликвидации в связи с тем, что невозможно достичь цели, ради которой оно было создано.

Есть еще одно обоснование, по которому общество обязано само принять решение о своей ликвидации. Согласно пункту 5 статьи 35 Закона об акционерных обществах, общество обязано это сделать, если по окончании второго и каждого последующего финансового года в соответствии с годовым бухгалтерским балансом, предложенным для утверждения акционерам общества, или результатами аудиторской проверки стоимость чистых активов общества оказывается меньше величины минимального уставного капитала, указанной в статье 26 настоящего Закона.

Приняв принципиальное решение о необходимости добровольной ликвидации общества, совет директоров выносит на решение общего собрания акционеров вопрос о ликвидации общества, обосновав свое предложение акционерам должным образом, и назначении ликвидационной комиссии. В случае если предложение совета директоров будет поддержано акционерами, собрание принимает решение о ликвидации общества и создании ликвидационной комиссии в определенном составе. Одновременно устанавливаются порядок и сроки ликвидации общества.

В том случае, если акционером ликвидируемого общества является государство или муниципальное образование, в состав ликвидационной комиссии включается представитель соответствующего комитета по управлению имуществом, или фонда имущества, или соответствующего органа местного самоуправления. При невыполнении этого требования орган, осуществляющий государственную регистрацию общества, не вправе давать согласие на назначение ликвидационной комиссии (п.2 и 4 ст.21 Закона об акционерных обществах).

С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят все полномочия по управлению делами общества (п. 3 ст.21 Закона об акционерных обществах), т.е. все органы управления общества отстраняются от исполнения своих обязанностей. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.

В соответствии с пунктом 1 статьи 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица - или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны незамедлительно сообщить об этом органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц, который вносит в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. В соответствии с этим требованием решение общего собрания акционеров о ликвидации общества должно быть доведено до сведения органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц.

Порядок ликвидации общества регламентируется статьей 22 Закона об акционерных обществах. Задача ликвидационной комиссии заключается в том, чтобы удовлетворить требования кредиторов распределить оставшееся после этого имущество (средства) между акционерами общества.

В этих целях ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о регистрации юридических лиц, сообщение о ликвидации общества, порядке и сроках для предъявления требований его кредиторами. Срок для предъявления требований кредиторами не может быть менее двух месяцев с даты опубликования сообщения о ликвидации общества. Кроме того, комиссия принимает и иные меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации общества.

По окончании срока, установленного для предъявления требований кредиторами, комиссия составляет промежуточный баланс, который содержит сведения о составе имущества общества, предъявленных кредиторами требованиях, а также результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием акционеров по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию ликвидируемого общества.

В случае если имеющихся у общества средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Выплата кредиторам причитающихся им денежных сумм производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной согласно пунктам 1 и 2 статьи 64 ГК РФ:

- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми общество несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;

- во вторую очередь производятся - расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским гонорарам;

- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого общества;

- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Выплата кредиторам причитающихся им денежных сумм производится ликвидационной комиссией в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Информация о работе Порядок создания и ликвидации акционерных обществ