Право промышленной собственности и его значение для предпринимателя

Автор: m***************@armos-market.ru, 25 Ноября 2011 в 17:07, контрольная работа

Описание работы

Создатель интеллектуального продукта, вложивший свой труд, свой талант в техническое воплощение идеи, направленной на удовлетворение определенной потребности человеческого общества, вправе рассчитывать на получение моральной и материальной компенсации. Возможность определения стоимости интеллектуального продукта, условий его распространения, осуществления и реализации объективно позволяет приравнять такой продукт к товару и, следовательно, определить круг лиц, обладающих правами владения, распоряжения и использования этого изобретения.

Содержание

Введение 3
1. Право промышленной собственности: понятие, структура, происхождение 4
2. Изобретение, промышленные образцы и товарный знак, как основа развития предпринимательства 8
Заключение 22
Список использованной литературы 23

Работа содержит 1 файл

Право промышленной собственности и его значение для предпринимателя.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

     Изобретение - техническое решение задачи, обладающее новизной, неочевидностью (изобретательским уровнем) и пригодное к осуществлению промышленным путем.

     Исключительное  право патентообладателя на изобретение  действует в течение 20 лет.

     Общий уровень изобретательского творчества, то есть оценку создаваемых технических  решений, которые признаются изобретениями  и соответственно получают патентную охрану в тех или иных странах, можно представить следующим образом.

     Первая  категория - изобретения (но не открытия, которые не являются в прямом смысле техническими решениями), которые по своему значению открывают собой  совершенно новое направление в техническом прогрессе (например, изобретение радио). Чаще всего такие изобретения создаются на основе сделанных открытий. Число таких изобретений невелико.

     Вторая  категория - изобретения, открывающие  собой новые поколения объектов техники или даже новый вид техники. Примером может служить замена механического телевидения электронным, смена поколений ЭВМ и т.п. Это хотя и не очень большая группа изобретений (не более нескольких процентов), однако очень важная. Изобретения эти весьма конкурентоспособны (причем обычно на длительный период времени), но для своей реализации требуют немало времени и средств. Базируются они обычно на дальнейшем развитии изобретений первой категории.

     Третья  категория - это те изобретения, на основе которых создаются новые объекты техники в пределах данного поколения (например, цветные телевизоры уже не ламповые, а на полупроводниковых и интегральных микросхемах). Реализация данных изобретений при наличии необходимой базы (научной и производственной) требует существенно меньше времени и средств, но зато в самой высокой степени повышает конкурентоспособность продукции. Доля таких изобретений в общем числе нередко доходит до 15-20%.

     Четвертая категория - изобретения, направленные на модернизацию, совершенствование  или иной вид улучшения объектов третьей категории, которые еще не утратили своего значения на рынке, сохраняют тенденции дальнейшего развития в определенных пределах и потому еще не потеряли конкурентоспособности , особенно если их совершенствование идет на базе прогрессивных изобретений, заметно повышающих потребительские свойства соответствующего объекта техники. Доля подобных изобретений в промышленно развитых странах составляет не менее 30-40% от общего числа.

     Пятая категория - это такие технические  решения, которые по своей сущности направлены на поддержание и сохранение объектов техники, уже теряющих свое значение на рынке ввиду своей бесперспективности и потери конкурентоспособности (например, ламповые телевизоры). Подобные изобретения способны поддержать спрос на этот или иной товар на некоторое время, но предотвратить безнадежное устаревание продукции, в которой они реализуются, уже не в состоянии.

     Промышленные  образцы

     Промышленный  образец - полученное в результате художественно - конструкторской (дизайнерской) деятельности решение внешнего вида какого-либо объекта (изделия).

     Критерием патентоспособности промышленного  образца является художественно-конструкторское  решение, определяющее внешний вид  объекта.

     Действие  патента на промышленный образец  распространяется только на те изделия, которые визуально сходны с охраняемым промышленным образцом и содержат все его существенные признаки. Это основное отличие промышленного образца от товарного знака, так как действие зарегистрированного товарного знака распространяется на определенный комплекс товаров, которые могут не совпадать с визуально воспринимаемым изобретением товарного знака. Поэтому сходство промышленного образца с товарными знаками по форме представления (фотография, рисунок) тем не менее не приводит к смешиванию содержания их правовой охраны.

     Промышленный  образец имеет много общего с  художественными произведениями, в  частности, произведениями народных промыслов (Палех, Гжель и т.п.), которые охраняются в рамках авторского права. Вместе с  тем эти объекты различны по своей предназначенности. Несмотря на возможность иногда многократного повторения, воспроизведения художественного произведения, создаются как единичное изделие, несущее в первую очередь эстетическую направленность, зачастую никак не связанную с функциональной предназначенностью изделия. Напротив, эстетические особенности промышленного образца обусловлены художественным воплощением, реализацией функциональных элементов изделия, когда внешняя форма является как бы оптимальной с точки зрения его создателя, эстетическим продолжением и выражением назначения изделия.

     Виды  промышленных образцов:

     - объемные модели - представляют собой  композицию, в основе которой  лежит развитая трехмерная объемно-пространственная  структура (форма), например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид кресла газетного киоска, телефонного аппарата и др.);

     - плоскостные - характеризуются двухмерным  линейно-цветографическим соотношением  элементов и фактически не  обладают объемом (конфигурация, орнамент, сочетания цветов), например, решения, определяющие внешний вид ковра, косынки, галстука, ткани и др.;

     - комбинированные - характеризуются  признаками, присущими как объемным, так и плоскостным образцам, например, художественно-конструкторские решения, определяющие внешний вид посуды, на которой выполнен рисунок; обуви, имеющей декор; строительной отделочной плитки и др.

     Признаки  промышленного образца:

     □ состав и количество основных композиционных элементов;

     □ форма и конфигурация этих элементов;

     □ взаимное расположение и соподчиненность  основных элементов;

     □ их пластическая характеристика;

     □ характер графического, цветофактурного  и колористических решений.

     Согласно  п.1 ст.6 Патентного закона РФ промышленному  образцу предоставляется правовая охрана, если он является новым, оригинальным и промышленно применимым. Оригинальность состоит в отсутствии имитации известного.

     Оценка  оригинальности промышленного образца  заключается в выявлении среди  общедоступных источников информации таких, которые содержат каждый в отдельности существенные признаки, отличающие промышленный образец от его ближайшего аналога, и в случае привнесения этих признаков в аналог позволяет сформировать зрительный образ, присущий промышленному образцу.

     Не  признается соответствующим условию оригинальности промышленный образец, воплощенный в:

     □ изделии, отличающемся от ближайшего аналога  только признаками, включенными заявителем в перечень существенных признаков, для которых не подтверждено их влияние  на указанные заявителем эстетические особенности этого изделия;

     □ изделии, у которого по сравнению  с известным изменены лишь размеры, увеличено количество элементов  или изменен цвет;

     □ изделии в виде отдельно взятого простейшего геометрического объема (призматического, сферического, конического и т.д.) или отдельно взятой простейшей геометрической фигуры;

     □ изделии, являющемся уменьшенной или  увеличенной копией реального объекта (например, игрушка, сувенир);

     □ изделии, повторяющем форму, свойственную изделиям определенного назначения, но выполненном на другой технической  основе (например, изделии из полимерного  материала, имитирующем изделие  традиционно выполняемое из дерева);

     □ наборе изделий, составленном из известных порознь изделий, без изменения их внешнего вида.

     Оценка  промышленной применимости промышленного  образца заключается в установлении возможности многократного воспроизведения  промышленного образца. Проверяется  указание на назначение изделия, в котором воплощается заявленный промышленный образец. Проверяется возможность изготовления изделия без использования уникальных, либо не известных до даты приоритета промышленного образца и не раскрытых в заявке средств и методов.

     Оценка  новизны промышленного образца заключается в выявлении источника информации ставшего общедоступным, в котором могут содержаться сведения, раскрывающие совокупность существенных признаков, идентичных существенным признакам промышленного образца.

     Фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, наименование мест происхождения товаров.

     С развитием товарно-денежных отношений  в России все более важным элементом  рыночной экономики становятся такие  объекты промышленной собственности, как фирменные наименования, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров. Создание равных условий хозяйствования для различных типов товаровладельцев, внедрение конкурентных начал в их деятельность и повышение ответственности за ее результаты, необходимость насыщения рынка товарами и услугами для удовлетворения потребностей населения обусловливают объективную потребность в правовом механизме, обеспечивающем должную индивидуализацию предприятий и организаций, а также производимых ими товаров и услуг. Эту роль и призваны выполнять указанные выше объекты промышленной собственности.

     Фирменное наименование, являющееся коммерческим именем предприятия, неразрывно связано  с его деловой репутацией. Под  этим именем предприниматель совершает  сделки и иные юридические действия, несет юридическую ответственность и осуществляет свои права и обязанности, рекламирует и реализует произведенную им продукцию и т.д. Фирменное наименование, ставшее популярным у потребителей и пользующееся доверием у деловых партнеров, приносит предпринимателю не только немало дивидендов, но и заслуженное уважение в обществе, и признание его заслуг. Использование фирменного наименования выполняет также существенную информационную функцию, поскольку доводит до сведения третьих лиц данные о принадлежности, типе и организационной форме предприятия.

     Товарный  знак и знак обслуживания, которыми маркируются производимые товары и  оказываемые услуги, являются активным связующим звеном между изготовителем  и потребителем, выступая в роли безмолвного продавца. Наряду с отличительной функцией, популярный товарный знак вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Одной из важных функций товарного знака является также реклама выпускаемых изделий (отсюда второе название- рекламное обозначение), поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-20% выше, чем анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

     Знак  вызывает у потребителей определенное представление о качестве продукции. Одной из важных функций товарного  знака является также реклама  выпускаемых изделий (отсюда второе название- рекламное обозначение), поскольку завоевавший доверие потребителей товарный знак способствует продвижению любых товаров, маркированных данным знаком. Известно также, что на мировом рынке цена изделий с товарным знаком в среднем на 15-20% выше, чем анонимных товаров. Наконец, товарный знак служит для защиты выпускаемой продукции на рынке и применяется в борьбе с недобросовестной конкуренцией.

     Аналогичные функции выполняются и таким  средством обозначения продукции, как наименование места происхождения товара. Наряду с ними обозначение товара наименованием места его происхождения выступает как гарантия наличия в товаре особых неповторимых свойств, обусловленных местом его производства.

     Таким образом, указанные выше объекты промышленной собственности являются эффективным связующим звеном между производителем и потребителем и выступают в качестве важных объектов субъективных гражданских прав.

     Для потребителя товарный знак- это визитная карточка, символ определенной фирмы или фабрики. Известный, завоевавший успех у покупателей, товарный знак вызывает доверие, ассоциируется с гарантией высокого качества выпускаемых товаров. Потребность в отличии друг от друга товаров различных видов при помощи знаков, которыми эти товары снабжаются производителями или торговцами, не нова, она возникла уже в древние времена. Еще древние римляне, греки и египтяне пользовались ярлыками ремесленников и художников, служившими указаниями на происхождение изделия из какой-либо мастерской или из какого-либо города. Почти за 4000 лет до н. э. мастера Ассирии и Вавилона врезали в камни построенных зданий свой фирменный знак. Эти знаки, обнаруженные археологами в XX в., можно считать предшественниками товарных знаков. Прототипы современных знаков появились в период рабовладельческого строя.

Информация о работе Право промышленной собственности и его значение для предпринимателя