Право социального обеспечения

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 21:26, контрольная работа

Описание работы

Как экономическая категория социальное обеспечение – это система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).

Работа содержит 1 файл

Контрольная.doc

— 79.50 Кб (Скачать)
  1. Виды социального обеспечения в Республике Беларусь. Фонды социального обеспечения в Республике Беларусь: источники, порядок образования и их правовой статус

 

 

Конституция Республики Беларусь каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как экономическая категория  социальное обеспечение – это  система распределительных отношений, в процессе которых за счет части национального дохода, созданного трудоспособными гражданами и прошедшего затем перераспределение через бюджетную систему и внебюджетные фонды, образуются и используются общественные фонды денежных средств для материального обеспечения и обслуживания нетрудоспособных и престарелых  граждан, а также для оказания материальной помощи отдельным группам населения (одиноким матерям, семьям, потерявшим кормильца), многодетным семьям и др.).

Основными видами расходов по социальному обеспечению являются выплаты денежных пенсий и пособий.

Пенсии – это периодические выплаты определенных денежных сумм для материального обеспечения граждан в связи со старостью, инвалидностью, выслугой лет и в связи со смертью кормильца.

По Закону Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» назначаются:

  • трудовые пенсии;
  • социальные пенсии.

Трудовые пенсии:

  • по возрасту;
  • по инвалидности;
  • по случаю потери кормильца;
  • за выслугу лет;
  • за особые заслуги перед республикой.

По социально-правовым основаниям обеспечения в Беларуси выделяются следующие важнейшие  виды пособий: по временной нетрудоспособности; семьям, воспитывающим детей; по безработице; на погребение.

Пособие по временной  нетрудоспособности обеспечивает материальную поддержку граждан, которые по различным  причинам временно утратили возможность трудиться, получать заработную плату или иной трудовой доход.

Пособиями по временной  нетрудоспособности обеспечиваются лица, на которых в соответствии с законодательством  распространяется государственное социальное страхование.

Пособия семьям, воспитывающим детей, имеют целью социальную защиту семьи, укрепление ее положения в обществе, охрану материнства и детства. Для этих пособий характерен «коллективный» получатель, которым выступает семья.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О государственных пособиях» семьям, воспитывающим детей, назначаются следующие виды пособий: по беременности и родам; в связи с рождением ребенка; матери, ставшей на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности; пособие и отпуск по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, причем период ухода за ребенком зачисляется в непрерывный трудовой стаж; пособие на детей в возрасте от 3 до 16 (18) лет, размер его устанавливается в процентах к бюджету прожиточного минимума в среднем на душу населения и зависит от совокупного ежемесячного дохода семьи; пособия по уходу за больными детьми и детьми-инвалидами в возрасте до 18 лет, в т. ч. пособия на детей, ВИЧ-инфицированных или больных СПИДом; выплачиваются надбавки к государственным пособиям на детей, рожденных вне брака, воспитываемых одним родителем в случаях, установленных законодательством, а также на детей-инвалидов в возрасте до 18 лет.

Работающие  беременные женщины имеют отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней, а в случаях осложненных родов или рождения двух и более детей – соответственно 140 и 160 дней. В период такого отпуска пособия выплачиваются работающим женщинам, женщинам, обучающимся с отрывом от производства, а также женщинам, признанным в установленном порядке безработными.

Пособие по безработице  гарантируется и регулируется Законом Республики Беларусь «О занятости населения».

Правом на пособие  пользуются безработные, к которым  относятся трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте (женщины до 55 лет, мужчины до 60 лет), постоянно проживающие на территории республики, не имеющие работы, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в дневных учебных заведениях либо не проходящие военной службы и зарегистрированные в государственной службе занятости. Пособие не облагается налогами и подлежит индексации в установленном порядке.

Наряду с этим существуют другие формы обеспечения:

-  профессионально - техническое обучение;

-   переобучение безработных;

-  переобучение и трудоустройство инвалидов;

-  бесплатное содержание нетрудоспособных в домах – интернатах для престарелых и инвалидов;

-  организация многих видов помощи на дому и т. д.

Фонд социальной защиты населения Министерства труда и  социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) является органом государственного управления средствами государственного социального страхования в структуре Министерства труда и социальной защиты.

Фонд является департаментом  с правами юридического лица Министерства труда и социальной защиты, имеет самостоятельный баланс, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, а также иные печати и штампы.

Финансирование деятельности Фонда осуществляется на основании  сметы в пределах расходов на его содержание за счет средств государственного социального страхования.

В своей деятельности Фонд руководствуется Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства и осуществляет по вопросам своей компетенции взаимодействие с республиканскими органами государственного управления, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями и международными организациями.

Средства государственного социального страхования образуются за счет:

- обязательных страховых взносов;

- взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- ассигнований из республиканского бюджета;

- доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

- доходов от размещения взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- поступлений по обратному требованию (регрессу) к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причиненный вред согласно законодательству, в размере суммы пособий и пенсий, выплаченных в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

- сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

- других поступлений.

Данные средства являются республиканской  собственностью, не подлежат изъятию, не облагаются налогами, используются на цели, предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании, и зачисляются на единый казначейский счет Министерства финансов.

Основными задачами Фонда являются реализация государственной политики по управлению средствами государственного социального страхования, разработка в пределах его компетенции предложений о совершенствовании законодательства о государственном социальном страховании, осуществление профессионального пенсионного страхования, международное сотрудничество в этих областях деятельности.

Средства государственного социального  страхования имеют целевое назначение и направляются на:

- выплату трудовых пенсий, в том числе государственным служащим в части, соответствующей размеру пенсии, полагающейся по общим условиям и нормам пенсионного законодательства; за особые заслуги перед республикой в части, соответствующей размеру пенсии по возрасту, инвалидности, за выслугу лет; ежемесячного денежного содержания в части, соответствующей размеру пенсии, исчисляемой по общим условиям и нормам пенсионного законодательства;

- выплату профессиональных пенсий;

- выплату пособий по государственному социальному страхованию (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, в связи с рождением ребенка, женщине, ставшей на учет в государственной организации здравоохранения до 12-недельного срока беременности, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, на погребение);

- оплату ежемесячно предоставляемого по заявлению матери (отца, опекуна, попечителя), воспитывающей (воспитывающего) ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, одного дополнительного свободного от работы дня;

- выплату пенсий и пособий лицам, выехавшим за границу, а также прибывшим в Республику Беларусь, в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь;

- финансирование выплат взыскателям в качестве компенсации недополученной суммы алиментов в связи с простоем или иными обстоятельствами, имевшими место по независящим от должника причинам, с последующим возмещением нанимателем использованных на указанные цели средств государственного социального страхования;

- финансирование выплат на санаторно-курортное лечение и оздоровление;

- финансирование деятельности Фонда, в том числе его материально-технического обеспечения;

- финансирование иных расходов в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании.

Данные средства могут  направляться на оказание материальной помощи нуждающимся нетрудоспособным лицам, получающим пенсии из средств государственного социального страхования.

 

  1. Исчисление пенсий в процентах к среднемесячному заработку. Общий порядок определения среднемесячного заработка

 

 

Пенсии исчисляются  по установленным нормам в процентах  к откорректированному в связи с ростом средней заработной платы рабочих и служащих в республике фактическому заработку, который граждане получали перед обращением за пенсией.

При этом заработок не свыше 130 % средней заработной платы  рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера в пределах 10 % указанной величины учитывается полностью, а в пределах каждых последующих 10 % - соответственно в размере 90, 80, 70, 60, 50, 40, 30, 20 и 10 %. Заработок в пределах от 130 до 400 % средней заработной платы рабочих и служащих в республике, применяемой для корректировки фактического заработка пенсионера, учитывается в размере 10 %. Лицам, занятым на подземных работах и на работах на поверхности, связанных с подземными работами, этот заработок учитывается в размере 20 %, а лицам, длительное время занятым на подземных и открытых горных работах - в размере 30 %. Полученная таким образом сумма считается заработком, из которого исчисляется пенсия.

Пенсия исчисляется  из откорректированного среднемесячного фактического заработка за любые 5 лет подряд (по выбору обратившегося за пенсией) из последних 15 лет работы (уплаты страховых взносов в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь) независимо от имеющихся перерывов.

Среднемесячный заработок  за 5 лет определяется путем деления общей суммы заработка за 60 календарных месяцев работы подряд (в пределах последних 15 лет работы) на шестьдесят. При этом, по желанию обратившегося за пенсией, месяцы с неполным числом рабочих дней в связи с поступлением на работу или увольнением учитываются как полные календарные месяцы работы.

В тех случаях, когда  обратившийся за пенсией проработал менее 5 лет, среднемесячный заработок определяется путем деления общей суммы заработка за календарные месяцы на число этих месяцев.

Если работник проработал менее одного календарного месяца, то заработок за все проработанное время делится на число проработанных дней и полученная сумма умножается на число рабочих дней в месяц, исчисленное в среднем за год.

При назначении пенсий работникам, занятым на сезонных работах, среднемесячный фактический заработок определяется путем деления заработка за 5 полных сезонов на шестьдесят.

По желанию обратившегося  за пенсией, не включается в 15-летний период время работы, в течение которого он являлся инвалидом или получал возмещение ущерба, причиненного увечьем либо иным повреждением здоровья, осуществлял уход за инвалидом I группы или ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, достигшим 80-летнего возраста, или находился в отпуске по уходу за малолетними детьми.

В случаях, когда в  результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций у нанимателей не сохранились документы о фактическом заработке, по желанию обратившегося за пенсией не включается в 15-летний период время работы, за которое не сохранились документы о заработке. Если документы о фактическом заработке сохранились менее чем за период работы, из заработка за который исчисляется пенсия (части первая - четвертая настоящей статьи), заработок за каждый месяц недостающего периода принимается в размере среднего заработка работника соответствующей профессии и квалификации, определяемого в порядке, установленном

Начиная с 1 января 2000 года ежегодно при назначении пенсии 5-летний период, за который учитывается заработок для исчисления пенсии, а также 15-летний период, из которого он избирается обратившимся за пенсией, увеличиваются на один год, но не более чем до числа полных лет фактически имеющегося стажа работы, в период которой работник подлежал государственному социальному страхованию и за него, а также им самим в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались страховые взносы в Фонд социальной защиты населения Министерства социальной защиты Республики Беларусь.

Информация о работе Право социального обеспечения