Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 14:14, реферат

Описание работы

Истекшее десятилетие рыночных преобразований в России заставило экономически активное население по - новому взглянуть на многие проблемы управления и контроля. Руководители различного уровня, учётный персонал предприятий и практикующие аудиторы чётко осознали, что необходимы не только изучение различных элементов «передовых технологий» западной экономики (в том числе международного опыта аудита), но и их адаптация к реальным условиям нашего отечественного рынка. А поскольку рынок России возрождается не на пустом месте, то нужно максимально использовать наши собственные достижения, наш немалый опыт в области управления и контроля.

Содержание

1. Введение.
2. Понятие, виды и задачи аудита.
3. Требования, предъявляемые к аудиторам.
4. Случаи обязательного проведения аудиторских проверок (в законодательных актах).
5. Правовое значение аудиторского заключения.
6. Заключение.

Работа содержит 1 файл

Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

 

 

Инициативная аудиторская проверка - проводится по решению самого экономического субъекта, когда клиенты аудиторских фирм, почувствовавшие насущную потребность в аудиторской проверке, решали провести проверку по собственной инициативе. Причинами подобных ситуаций чаще всего являлись и по настоящее время являются:

 

 

а)- смена учредителей, руководства или главного бухгалтера;

 

 

б)- необходимость квалифицированных экономико - правовых консультаций;

 

 

в)- потеря управления над финансами в отдельных компаниях по мере их развития и расширения деятельности, а также по мере обрастания филиалами;

 

 

г)- тупиковые ситуации, когда компания платит в бюджет из-за запутанного налогового законодательства слишком много;

 

 

д)- необходимость обеспечения эффективной системы управления финансами, финансовой безопасности клиента;

 

 

е)- боязнь налоговой полиции или инспекции либо потребности в защите своих интересов и др.

 

 

 

 

Правовое значение аудиторского заключения.

 

 

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы). Временные правила определили заключение аудитора как особый документ, имеющий юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов; в случае поручения государственных органов Временные правила уравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ.

 

 

С 1997 г., как мы уже отмечали, в соответствии с ФЗ № 129- ФЗ от 21.11.96г. «О бухгалтерском учёте» -- аудиторское заключение включается в состав годовой бухгалтерской отчётности определённых экономических субъектов как обязательный элемент этой отчётности. В условиях России это повысило значение аудиторского заключения, выполняющего роль важнейшего средства передачи информации. От аудитора однозначно требуется: а)- либо выразить мнение относительно бухгалтерской отчётности в целом;

 

 

б)- либо заявить, что составить такое мнение об отчётности не представляется возможным, и привести причину данного обстоятельства.

 

 

Заключение состоит из 3-х частей:

 

 

Вводная часть (реквизиты аудитора);

 

 

Аналитическая часть

 

 

а)- наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка);

 

 

б)- результаты экспертизы организации бухгалтерского учёта, составления соответствующей отчётности и состояния внутреннего контроля;

 

 

в)- факты выявленных существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учёта, а также нарушений законодательства;

 

 

Итоговая часть ( Запись о подтверждении достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта. Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде даётся оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учёта).

 

 

Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

 

 

Основные виды аудитов, аудиторских услуг и виды аудиторов, а также условия и виды аудиторской деятельности достаточно разнообразны, а также то , что, обслуживая очередного клиента аудитор должен чётко определить характер проводимой им работы, и степень ограничения собственной ответственности ---- во многом это определяется теми формами аудиторского заключения, которые он сочтёт уместными и единственно верными, соответствующими результатам работы.

 

 

Например, фирма может просто оказывать своим клиентам помощь в восстановлении бухгалтерского учёта, но в таком случае она не имеет права подвергать её аудиту (будет нарушен принцип независимости аудитора, ибо он будет вынужден давать оценку результатам своей собственной работы). В этом случае будут уместны весьма многие заключительные процедуры: составление акта сдачи - приёма выполненных работ и т.д. Но представление аудиторского заключения, конечно же будет совсем неуместным. И по Временным правилам аудиторы могут даже понести строгую ответственность за представление аудиторского заключения такому клиенту.

 

 

Аудиторское заключение составляется по одной из следующих  форм:

 

 

1)- безусловно положительное (мнение аудиторской фирмы о достоверности бухгалтерской отчётности экономического субъекта означает, что эта отчётность подготовлена таким образом, чтобы обеспечить во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов экономического субъекта на отчётную дату и финансовых результатов его деятельности за отчётный период исходя из нормативного акта, регулирующего бухгалтерский учёт и отчётность в РФ.

 

 

2)- условно положительное ( мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах обеспечивает отражение, за исключением определённых в аудиторском заключении обстоятельств (например, если некорректности в бухгалтерской отчетности, выявленные аудиторами в ходе проверки, являются существенными и определяющими, но не нарушающими концепции действующего предприятия (не грозящие ему банкротством))).

 

 

3)- отрицательное заключение ( мнение означает, что отчётность во всех существенных аспектах не обеспечивает отражение (например, выявленные аудиторами некорректности в бухгалтерской отчётности являются в высшей степени существенными и определяющими либо администрация предприятия отказывается представлять существенную часть первичных документов, данных бухгалтерского учёта и других документов, необходимых для подтверждения бухгалтерской отчётности)).

 

 

4)- аудиторское заключение с отказом выражения мнения ( аудиторы не могут выразить и не выражают мнение о достоверности проверенной отчётности во всех существенных аспектах ). Отказ от выражения мнения возникает в особых, строго регламентируемых случаях. Как правило, это неординарные, из ряда вон выходящие случаи, с весьма трудным прогнозированием последствий. Например, потеря аудитором независимости, существенные события после даты баланса или неопределённость ситуации, ограничение сферы аудита экономическим субъектом или обстоятельствами.

 

 

 

 

Заключение.

 

 

После рассмотренных нами вопросов в этой работе, аудит можно охарактеризовать как процесс интеллектуального (исследовательского) труда высококвалифицированных специалистов. В результате аудита снижается уровень информационного шума в бухгалтерской отчётности проверяемых экономических субъектов и обретается некое новое знание.

 

 

Мы рассматривали аудиторскую деятельность по действующим нормативным актам (Указ Президента и Временные правила). Можно сделать вывод, что появилась потребность в подготовке и принятии Федерального закона «Об аудиторской деятельности», который будет согласоваться с новым Гражданским Кодексом РФ и который избежит те недостатки, что имеются во Временных правилах осуществления аудиторской деятельности.

 

 

Литература.

 

 

Хозяйственное право. Учебник для вузов. Издательство БЕК, 1994г.

 

 

Гражданский Кодекс РФ.

 

 

Указ Президента РФ от 22.12.93 № 2263. «Об аудиторской деятельности в РФ» ( Вместе с «Временными правилами аудиторской деятельности в РФ»).

 

 

Распоряжение Президента РФ от 04.02.94.г № 54-рп «Об организации работы комиссии по аудиторской деятельности при Президенте РФ».

 

 

Постановление Правительства РФ от 06.05.94г. № 482 «Об утверждении нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в РФ» ( вместе с «Порядком проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности», «Порядком выдачи лицензии на осуществление аудиторской деятельности».

 

 

Постановление Правительства РФ от 07.12.94 г. № 1355 «Об основных критериях (системе показателей) деятельности экономических субъектов, по которых их бухгалтерская отчётность подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке» в редакции Постановления Правительства РФ от 25.04.95г. № 408.

 

 

И.В.Дойников « Предпринимательское право», Изд -во «Брандес», 1997г.

 

 

Монтгомери «Аудит», под ред. проф. Я.В.Соколова, изд-во «ЮНИТИ», 1997г.

 

 

А. А. Терехов, «Аудит»- М: Финансы и статистика, 1998г



Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации