Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 19:28, курсовая работа

Описание работы

Коммерческая тайна – преднамеренное скрываемые экономические интересы и информация о различных сторонах производственно-хозяйственной, управленческой, научно-технической, финансовой деятельности субъекта хозяйствования, охрана которых обусловлена интересами безопасности субъекта хозяйствования.

Содержание

Введение
Глава 1 понятие и признаки коммерческой тайны
Глава 2 проблемы законодательства республики
беларусь в сфере коммерческой тайны
Глава 3 способы и механизмы обеспечения защиты коммерческой тайны
Заключение
Список использованных источников
Приложение

Работа содержит 1 файл

КОММЕРЧЕСКАЯ ТАЙНА ПРЕДПРИЯТИЯ.doc

— 601.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время Постановлением Совета Министров от 12.03.2011 №213 «О подготовке законопроектов республиканскими органами государственного управления в 2011 году», утвержден план подготовки законопроектов республиканскими органами государственного управления на 2011 год. Одним из таких законопроектов в сфере гражданского законодательства является Закон Республики Беларусь «О коммерческой тайне», который к июлю 2011 году должен быть подготовлен Министерством экономики совместно с Министерством юстиции и Государственным комитетом по науке и технологиям.

     Первые  упоминания о коммерческой тайне  появились в отечественном законодательстве с принятием Закона Республики Беларусь от 14 декабря 1990 года «О предприятиях». Более детальную регламентацию отношения, связанные с коммерческой тайной, получили в Положении о коммерческой тайне, утвержденном постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 1992 года № 670. В нем были определены признаки сведений, составляющих коммерческую тайну, закреплен перечень сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны, установлены общие принципы введения режима охраны коммерческой тайны, последствия ее несанкционированного разглашения работниками и иными лицами, имеющими к ней доступ, и др.

     Вступление  в силу ГК, который должен был закрепить стройную систему правового регулирования общественных отношений, в том числе за счет закрепления развернутого перечня объектов гражданских прав, фактически породило ряд теоретических и практических проблем в части определения правовой природы коммерческой тайны и ее правового режима.

     В настоящее время нужно обратить внимание на проблему определения места коммерческой тайны в системе объектов гражданских прав, как следствие, на необходимость решения вопроса о том, обладает ли владелец коммерческой тайны установленной законом монополией на ее использование или всего лишь возможностью защищать коммерческую тайну от незаконного разглашения, на вопросы о целесообразности законодательного закрепления возможности взыскать компенсацию или штраф за незаконное разглашение коммерческой тайны, и о том, обязаны ли органы государственного управления, заключающие договоры с субъектами хозяйствования, соблюдать коммерческую тайну последних.

     Вопросы обеспечения правовой охраны коммерческой тайны на предприятии - это пробелы и коллизии действующего законодательства, которые препятствуют не только эффективной охране сведений, представляющих коммерческую ценность для организаций, но и широкому привлечению инвестиций в отечественное производство.

     О соотношении отдельных видов  охраняемой информации нужно отметить необходимость законодательного решения проблемы приоритета того или иного режима охраны информации (например, когда информация одновременно может охраняться в режимах коммерческой тайны и государственных секретов, или когда информация, относящаяся к коммерческой тайне, в процессе использования приобрела статус тайны предварительного расследования).

     Вопрос доступа государственных органов к коммерческой тайне субъектов хозяйствования нужно уделить особое  внимание. Лицами, имеющими право доступа к коммерческой тайне на основании положений законодательства, могут быть только контролирующие и правоохранительные органы, представившие соответствующие запросы, оформленные в порядке, установленном законодательством.

     В ходе обсуждения проблем правовой охраны коммерческой тайны, можно привести ряд мнений относительно отдельных аспектов регулирования отношений, связанных с защитой конфиденциальной информации, имеющей значение для осуществления предпринимательской деятельности. Отмечу, что далеко не все страны в настоящее время обладают законодательными актами, которые посвящены вопросам правовой охраны коммерческой тайны. Охрана коммерчески ценной информации, согласно взглядам многих специалистов, прежде всего, − задача каждого отдельного субъекта хозяйствования, который должен принимать меры к сохранению такой информации втайне от своих конкурентов.

     Целесообразность принятия Закона «О коммерческой тайне», при разработке которого сочли возможным учесть опыт стран, в которых действуют законодательные акты со схожим предметом регулирования, например, опыт Соединенных Штатов Америки, Республики Молдова, Российской Федерации. В Соединенных Штатах Америки в настоящее время соответствующие отношения регулирует Единообразный закон о торговых секретах 1979 года, в Республике Молдова − Закон Республики Молдова от 6 июля 1994 года «О коммерческой тайне», в Российской Федерации − Федеральный закон Российской Федерации от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне», очевидна.

     Закон «О коммерческой тайне» должен определить место коммерческой тайны среди  иных объектов гражданских прав, закрепить  критерии отнесения сведений к коммерческой тайне и перечень сведений, которые не могут к ней относиться в любом случае. Он должен установить содержание режима охраны сведений, составляющих коммерческую тайну, порядок его введения, формы распоряжения коммерческой тайной, а также предусмотреть права и обязанности лиц, получающих доступ к коммерческой тайне на основании договора либо в силу законодательства.

     Приведу сформулированные проблемы, требующие разрешения в рамках законопроекта.

     Проблема  определения места коммерческой тайны в системе объектов гражданских  прав. При ее решении необходимо установить, является ли коммерческая тайна, в том числе секреты производства (ноу-хау) объектом исключительных прав или нет, как следствие, обладает ли владелец коммерческой тайны установленной законом монополией на ее использование или всего лишь возможностью защищать коммерческую тайну от незаконного разглашения.

     Проблема  законодательного закрепления дефиниции  понятия «коммерческая тайна». При  ее решении необходимо определить, является ли коммерческая тайна информацией (сведениями, ее составляющими), как это закреплено в большинстве зарубежных законодательных актов со схожим предметом регулирования, или особым правовым режимом, который вводится в определенных законом случаях и порядке в отношении определенных сведений лицом, которое такими сведениями обладает. Последнее нашло отражение в Федеральном законе Российской Федерации от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне».

     Проблема  установления критериев, при соответствии которым сведения могут охраняться в режиме коммерческой тайны. Бесспорным является распространение режима коммерческой тайны на сведения, к которым отсутствует свободный доступ на законном основании и в отношении которых их обладатель принимает меры к сохранению их конфиденциальности. Поскольку указанные критерии являются недостаточными для установления режима коммерческой тайны, действующее законодательство содержит и иные, менее бесспорные критерии коммерческой тайны. К ним относятся критерии неизвестности информации третьим лицам и ее коммерческой ценности.

     Первый  критерий целесообразно уточнить, указав, что информация не должна быть известна лицам, которые находятся в конкурентных отношениях с ее обладателем. Также  его можно сформулировать как неизвестность информации лицам, которые обычно имеют дело с информацией подобного рода.

     Второй  − необходимо существенно пересмотреть, ведь понятие действительной или  потенциальной коммерческой ценности информации до сих пор вызывает споры  не только среди ученых-цивилистов, но и среди юристов-практиков. Разумным является распространение режима коммерческой тайны на сведения, обладание которыми позволяет лицу при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Также возможным видится распространение указанного режима на сведения, которые позволяют их владельцу получить любые конкурентные преимущества.

     Уточнению подлежит еще один критерий коммерческой тайны – ее обозначение с осуществлением субъектом хозяйствования надлежащих мер по сохранению ее конфиденциальности через систему классификации информации как коммерческой тайны, разработки внутренних правил засекречивания, введения соответствующей маркировки документов и иных носителей информации, организации секретного делопроизводства. Причина необходимого уточнения – невозможность распространения требования о маркировке на информацию, находящуюся в электронной форме.

     Проблема  определения сведений, которые не могут охраняться в режиме коммерческой тайны. Следует внимательно отнестись  к вопросу закрепления перечня  сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну. Несмотря на существующий в настоящее время исчерпывающий перечень таких сведений, действующее законодательство не позволяет в полной мере охранять коммерческую тайну организаций. Это объясняется тем, что акты законодательства в отдельных сферах (например, в сфере государственных закупок) содержат требования по раскрытию информации, ценной для обладателя именно в силу ее неизвестности третьим лицам.

     Проблема  соотношение режимов охраны информации. В проекте Закона «О коммерческой тайне» необходимо определить соотношение  режимов охраны одной и той  же информации, в том числе закрепить приоритет режима охраны государственных секретов над режимом охраны информации как коммерческой тайны. В законопроекте целесообразно установить алгоритм действий по определению режима охраны в случае, когда сведения, относящиеся к коммерческой тайне, в процессе использования приобрели статус иной охраняемой информации (например, статус тайны предварительного расследования).

     Проблема  введения режима охраны коммерческой тайны, допуска к ней и ответственности  за ее разглашение. Ее решение – в четком закреплении в законопроекте механизма определения состава сведений, составляющих коммерческую тайну, порядка введения режима коммерческой тайны, использования, учета, хранения и маркировки документов, иных носителей коммерчески ценной информации, порядка допуска к ней работников владельца, а также лиц, привлекаемых к его деятельности, установления ответственности за ее незаконное разглашение.

     Целесообразно предоставить субъекту хозяйствования возможность вносить изменения  в состав сведений, охраняемых в режиме коммерческой тайны, заключать с работниками соглашения о неразглашении коммерческой тайны в процессе осуществления ими трудовой деятельности, взыскивать с работников, разгласивших коммерческую тайну, не только реальный ущерб, но и упущенную выгоду. Разумным представляется и установление срока, в течение которого работник не имеет право разглашать коммерческую тайну, ставшую ему известной в период работы у нанимателя, а также ответственность за несоблюдение данного запрета.

 

ГЛАВА 3 СПОСОБЫ И МЕХАНИЗМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ 

     В каждом конкретном случае для оценки целесообразности отнесения той  или иной информации предприятия к категории коммерческой тайны требуется создание специальной комиссии из числа наиболее квалифицированных специалистов. Для всей документации, содержащей тайну, необходимо выработать оригинальную систему обозначений, распределяющую информацию по степени секретности, а затем организовать четкий порядок допуска работников к этой документации.

     При создании системы защиты коммерческой тайны необходимо выявить и перекрыть все потенциальные каналы утечки информации, обеспечив при этом одинаковую степень защиты различных ее носителей.

     На  каждом предприятии при создании системы защиты информации необходимо правильно организовать:

  1. Учет и охрану некоторых видов материалов и готовых изделий.
  2. Порядок делопроизводства с документами, содержащими коммерческую тайну.
  3. Охрану территории предприятия и его основных зданий и сооружений.
  4. Контроль за средствами размножения и копирования документов.
  5. Контроль за посещениями данного предприятия посторонними лицами.

     Сгруппировано механизм защиты коммерческой тайны  предприятия можно увидеть в  Таблице 1.

     К организационным мерам обеспечения защиты коммерческой тайны можно отнести установление с помощью «Положения о коммерческой тайне» или приказа руководителя режима доступа к коммерческой тайне, а также перечня должностных лиц компании, имеющих такой доступ, введение кодов доступа к базам данных, хранение документов в специальных сейфах и тд.  

Таблица 1 – Механизм защиты коммерческой тайны предприятия 

МЕХАНИЗМ  ЗАЩИТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ
1 2
Регламентированный  перечень сведений, относимых к коммерческой тайне предприятия Система контроля за средствами копирования и размножения  документов
Система учета и охраны новых материалов и продукции Порядок защиты коммерческой информации в средствах  связи и вычислительной техники
Система охраны территории предприятия, его  основных зданий и сооружений Порядок использования  открытых каналов связи при передачи конфиденциальной информации
Система контроля за посещением предприятия  посторонними лицами Система мотивации  и обучения персонала предприятия  способам защиты коммерческой тайны
Порядок делопроизводства с документами, содержащими  коммерческую тайну Специализированные  службы по защите коммерческой тайны  предприятия

Информация о работе Правовой статус информации, составляющей коммерческую тайну, и правовые формы ее защиты