Принцип хозяйственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 23:53, контрольная работа

Описание работы

Принципы хозяйственного права - это его основополагающие начала, на которых основано действие всех норм отрасли. Хозяйственному праву присущи следующие принципы:
- законность. Данный принцип является общим для всех отраслей права и применительно к хозяйственному праву означает, что хозяйственная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении норм законодательства как субъектами хозяйствования, так и государством;

Содержание

1. Дать определение понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принцип хозяйственного права …………..…..2

2. Дать определение понятию «фондовая биржа». Раскрыть правовое регулирование деятельности фондовой биржи. Описать права и обязанности участников. Охарактеризовать особенности биржи……………………….……………………..…3-10

3. Задача №1……………………………………………………….…11-12

4. Задача №2……………………………………………………………..13

5. Список используемой литературы………………………...………14

Работа содержит 1 файл

Хозяйственное право.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

    Содержание: 

    1. Дать  определение понятию  «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принцип хозяйственного права …………..…..2
 
    1. Дать  определение понятию  «фондовая биржа». Раскрыть правовое регулирование  деятельности фондовой биржи. Описать права  и обязанности участников. Охарактеризовать особенности биржи……………………….……………………..…3-10
 
    1. Задача №1……………………………………………………….…11-12
 
    1. Задача  №2……………………………………………………………..13
 
    1. Список  используемой литературы………………………...………14
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Дать определение  понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принципы хозяйственного права.  

      Принципы  хозяйственного права - это его основополагающие начала, на которых основано действие всех норм отрасли. Хозяйственному праву  присущи следующие принципы:

- законность. Данный принцип является общим для всех отраслей права и применительно к хозяйственному праву означает, что хозяйственная деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении норм законодательства как субъектами хозяйствования, так и государством;

- свобода  хозяйственной деятельности. Согласно  ч. 2 ст. 13 Конституции Республики  Беларусь государство предоставляет  всем равные права для осуществления  хозяйственной и иной деятельности, кроме запрещенной законом. В  соответствии с ч. 4 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Однако эта свобода небезгранична. Так, свобода предпринимательской деятельности ограничивается широкой практикой лицензирования отдельных видов деятельности (например, строительной, транспортной);

- многообразие, юридическое равенство и равенство  возможностей защиты форм собственности.  В ч. 1 ст. 13 Конституции Республики Беларусь предусмотрено, что собственность может быть государственной и частной. В соответствии с ч. 2 ст. 13 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует равную защиту и равные условия для развития всех форм собственности. Данные конституционные положения развиваются в ст. 213 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) "Формы и субъекты права собственности";

- ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и развитие добросовестной  конкуренции. Данный принцип находит свое отражение в ст. 1029 и 1030 ГК, а также в Законе Республики Беларусь от 10.12.1992 N 2034-XII "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" (далее - Закон "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции");

- принцип  государственного регулирования  хозяйственной деятельности.  Формы и методы такого регулирования различны. Они определяются политическими условиями, уровнем экономического и социального развития, историческими традициями, национальными особенностями и т.п. В Республике Беларусь основа данного принципа заложена в ч. 5 ст. 13 Конституции Республики Беларусь, согласно которой государство осуществляет регулирование экономической деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление и координацию государственной и частной экономической деятельности в социальных целях.

      ДОРАБОТКА 

1. Дать определение понятию «принцип хозяйственного права», охарактеризовать принципы хозяйственного права.  

      Основополагающие  начала хозяйственного права, его принципы обеспечивают целенаправленное регулирование хозяйственной деятельности на всех уровнях.

      Хозяйственно-правовые отношения регулируются, как часть  имущественных отношений на основе принципов, закрепленных в ст. 2 Гражданского кодекса РБ. Вместе с тем правовое регулирование хозяйственных отношений строится в первую очередь на основе следующих принципов.

  • Принцип экономической свободы, защиты экономически интересов хозяйствующих субъектов и поощрения предприимчивости в хозяйствовании.

      Экономика страны, стиснутая длительное время жесткими рамками директивного руководства всеми процессами ведения хозяйства, устраняла стимулы к эффективной работе. Поэтому при переходе к рынку необходимо возродить стимулы к высокопроизводительному труду, нацеленному на удовлетворение подлинных потребностей общества. Законодательство выдвинуло и проводит идею создания максимальной свободы для такого труда. В качестве принципа работы всех субъектов хозяйственной деятельности сформулирована задача не навязывать никому решений свыше и извне, кроме минимума правил хозяйствования, устанавливающих экономическими мерами заинтересованность в развитии производства, улучшении качества товаров, работ, услуг.

      Статьи 13 и 41 Конституции, а также Гражданский  кодекс РБ и другие нормативные акты закрепляют свободу предпринимательской деятельности. Так, ст. 17 ГК РБ предусматривает возможность граждан заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законодательными актами деятельностью. В отличии от граждан, юридические лица в РБ обладают не общей, а специальной правоспособностью. Это следует из смысла пункта 2 ст. 48 ГК РБ, где требуется, чтобы в учредительных документах не только некоммерческих организаций и унитарных предприятий, но и в предусмотренных законодательством случаях и иных коммерческих организаций был определен предмет деятельности юридического лица. Далее, в соответствии с п. 1 ст. 391 ГК РБ - организации и граждане свободны в заключении договора. Свобода предпринимательской деятельности не абсолютна и может быть ограничена законодательством в общественных интересах. Одним из таких ограничителей является лицензирование отдельных видов деятельности, которое используется как форма предварительного контроля за хозяйственной деятельностью.

      Защита  экономических интересов субъектов хозяйствования и поощрения предприимчивости находит выражение в системе налогов и налоговых льгот. Организации и предприниматели, расширяющие производство, осуществляющие его техническое перевооружение, ввод новых мощностей, развитие социальной инфраструктуры, вложения в природоохранные мероприятия, получают налоговые льготы. Самостоятельность субъектов хозяйствования и предприимчивость обеспечиваются широтой компетенции и имущественных прав.

      Эти принципиальные исходные положения  проявляются на разных уровнях и для разных субъектов с определенными особенностями.

  • Принцип государственного воздействия на отношения в народном хозяйстве преимущественно на основе применения экономических мер и методов.

      На  смену директивным методам руководства экономика страны переходит к экономическим методам, то есть основанным на применении мер заинтересованности организаций и отдельных лиц к наращиванию объемов производства товаров, работ и услуг, расширению их ассортимента и повышению качества. К числу таких мер относятся применение единых налоговых норм, а не избирательных нормативов, которые оказывали отрицательное воздействие на хорошо работающие предприятия, поскольку с их помощью отбирались средства у высокорентабельных в пользу низкорентабельных предприятий. Там, где производство ведется с широким применением открытий, изобретений, рационализаторских предложений, создаются льготы в налогообложении. Налогообложение должно быть построено так, чтобы была заинтересованность в развитии производства, и не допускалось чрезмерное направление доходов в фонд потребления.

      Отношение государства с хозяйствующими субъектами строится в основном на основе экономических  мер, обеспечивающих оптимальную эффективность  экономических решений.

      Важным  экономическим рычагом являются сегодня цены. В той мере, в какой они составляют компетенцию государства, цены целенаправленно используются для стимулирования производства к насыщению рынка соответствующими товарами, работами, услугами.

      Для реализации соответствующих государственных программ используются целевые ассигнования, дотации, субсидии.

Следует также отметить и то, что сам  процесс государственного воздействия  на рынок в настоящее время  во многом вводится в русло договорных отношений, что также выражает применение экономических мер, поскольку в договорах находит выражение воля субъекта, занимающегося хозяйственной деятельностью, его экономический интерес.

      Государственное воздействие может быть и директивным. Там, где интересы государства и  общества требуют их эффективной защиты, компетентные органы государства имеют право пресекать нарушения закона, давать обязательные предписания, привлекать нарушителей к ответственности.

  • Принцип свободы конкуренции и защиты от монополизма.

      В условиях рыночной экономики только тот может получить преимущества в экономическом и социальном развитии, кто достиг наилучших результатов в хозяйствовании, произвел высококачественные, конкурентоспособные товары (работы, услуги) с меньшими издержками. Данный принцип является стержнем развития экономики. Он стимулирует конкурентоспособных и устраняет плохо работающих на рынке субъектов, которые при длительной убыточности и неплатежеспособности, отсутствии спроса на производимую продукцию подлежат реорганизации или ликвидации как банкроты.

      Закон защищает только добросовестную конкуренцию и не допускает злоупотреблений, состоящих в подрыве предпринимательской деятельности конкурентов. Не допускается монополистическая деятельность, то есть подавление конкуренции за счет доминирующего положения на рынке и злоупотребление им. В таких случаях применяются ценовые санкции, принудительное разделение хозяйствующих субъектов, их имущественная ответственность за причиненные убытки.

  • Принцип законности, хотя и является общеотраслевым, но приобретает в условиях перехода к рынку в сфере экономики специфическое выражение.

      Граждане  при осуществлении хозяйствования вправе осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законом. Это  означает, что в основу оценки законности их деятельности ставится не бездумное следование мелочной регламентации каждого шага в работе, а экономически эффективное хозяйствование. Не может считаться нарушителем законов предприятие, если оно действовало экономически эффективно для государства и общества и не нарушало при этом прямых запретов закона и прав других лиц. И, напротив, есть все основания считать противоправным хозяйствование государственных предприятий по принципу: ничего не нарушил, хотя ничего не достиг.

      Такое понимание законности соответствует  переходу к рыночной экономике. Свобода выбора поведения означает, что не соответствует закону пассивное, безынициативное хозяйствование.

  • Принцип недопустимости вмешательства в частные дела хотя и не включается в список основных принципов хозяйственного права, но в условиях перехода от плановой, директивной экономики к рыночным формам хозяйствования играет не последнюю роль в обеспечении нормальных условий в деятельности предпринимателей. К тому же, в ст. 2 ГК РБ, этот принцип сформулирован не совсем удачно. В статье записано, что "вмешательство в частные дела не допускается, за исключением случаев, когда такое вмешательство осуществляется на основании правовых норм в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц". Подобное вмешательство должно быть допущено, но допустимо ли оно на основании правовых норм, содержащихся в актах законодательства независимо от того, кто их принял. Следовало бы указать конкретные органы государства, чьи акты могут разрешать вмешательство в частные дела.
 
 
 
 

2. Дать определение  понятию «фондовая  биржа». Раскрыть  правовое регулирование  деятельности фондовой  биржи. Описать  права и обязанности  участников. Охарактеризовать особенности биржи.

      Организованный  или биржевой рынок исчерпывается понятием фондовой биржи, как особого, институционально организованного рынка, на котором обращаются ценные бумаги наиболее высокого качества и операции на котором совершают профессиональные частники рынка ценных бумаг.  
Фондовая биржа - это организованный рынок для торговли стандартными финансовыми инструментами, создаваемая профессиональными участниками фондового рынка для взаимных оптовых операций.

Информация о работе Принцип хозяйственного права