Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 12:54, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть понятия ликвидации и реорганизации предприятий. Тема реорганизации юридических лиц сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 34.98 Кб (Скачать)

                  Введение  
     
    Цель работы – рассмотреть понятия ликвидации и реорганизации предприятий. Тема реорганизации юридических лиц сложна и обширна. Реорганизация - это прекращение деятельности юридического лица, сопровождающееся общим правопреемством. В результате реорганизации возникают одно либо несколько новых юридических лиц, являющихся обязанными по отношениям, в которых участвовало прекратившее существование юридическое лицо.

    Ликвидация  представляет собой прекращение  деятельности юридического лица без  правопреемства, т.е. прекращение как  самого юридического лица, так и  его прав и обязанностей. И реорганизация, и ликвидация могут осуществляться как добровольно, так и принудительно. По смыслу действующего законодательства реорганизация представляет собой  специфический способ прекращения  действующих и образования новых  юридических лиц (кроме случаев  реорганизации в формах присоединения  и выделения), влекущий переход прав и обязанностей от ранее действовавших  юридических лиц к вновь возникшим.

    Поскольку реорганизация всегда связана с  имущественным правопреемством  между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет  вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В  результате реорганизации права  и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить: а) в полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении  и преобразовании); б) в полном объеме, но к нескольким правопреемникам  в соответствующих частях (при  разделении); в) частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

    Проблема  ликвидации предприятий достаточно актуальна в современной России, так как учащаются случаи судебных исков в связи с неудовлетворением  требований кредиторов ликвидируемыми должниками.

    Особенно  остро стоит вопрос о ликвидации организаций-банкротов, в частности  коммерческих банков. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 1. Понятие и формы реорганизации юридических лиц

    1.1 Понятие реорганизации юридических лиц

    Реорганизация представляет собой одну из форм прекращения  деятельности юридических лиц и  создания новых. В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения  обязательств юридического лица, прекращающего  деятельность.

    Все его права и обязанности переходят  к вновь образованным юридическим  лицам - его правопреемникам.

    Правопреемство  при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И, во-вторых, организация-правопреемник  не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица. В некоторых случаях при  реорганизации следует предварительно получить согласие государственных  органов. Необходимость такого согласия (точнее, необходимость представления  особых документов) может быть установлена  законом. В настоящее время закон "О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках" от 22 марта 1991 г. N 948-1 предусматривает либо получение согласия Государственного антимонополистического комитета, либо его обязательное уведомление. Согласие указанного органа необходимо в следующих случаях: а) при слиянии или присоединении любых объединений (ассоциаций и союзов) коммерческих организаций; б) при слиянии или присоединении коммерческих организаций, общая сумма активов которых составляет более 100 тыс. минимальных размеров оплаты труда; в) при разделении или выделении унитарных предприятий, стоимость активов которых превышает 50 тыс. МРОТ, если в результате появится хозяйствующий субъект, доля которого на рынке превысит 35%. Уведомление антимонопольных органов о состоявшейся реорганизации должно быть осуществлено, если в результате слияния или присоединения стоимость активов организации превысит 50 тыс. МРОТ. Судебная практика уточняет, что при отсутствии согласия Антимонопольного комитета РФ (его территориального управления) на создание союза, ассоциации или другого объединения предприятий (акционерного общества) акт государственной регистрации этого объединения должен быть признан недействительным. Обращает на себя внимание тот факт, что при реорганизации происходит только общее (а не сингулярное) правопреемство, т.е. к образовавшимся в результате реорганизации юридическим лицам переходят все права и обязанности реорганизуемого юридического лица.

    В связи  с этим в процессе реорганизации  необходимо решить все вопросы, связанные  с определением субъектов, к которым  переходят конкретные права и  обязанности. Наиболее актуальна эта  проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных. При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения). Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство. И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизующееся юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

    1.2 Формы  и процедура реорганизации

    В Гражданском  кодексе выделено пять форм реорганизации  слияние, присоединение, разделение, выделение  и преобразование

    При слиянии каждое из объединяющихся юридических  лиц прекращает деятельность, его  права и обязанности переходят  к вновь образованному юридическому лицу. Присоединение предполагает, что одно юридическое лицо прекращает деятельность и его права и  обязанности переходят к другому, уже существующему юридическому лицу. Его статус не изменяется, для  него решение о реорганизации  фактически означает согласие принять  обязательства присоединяемой организации  и внесение соответствующих изменений  в устав. Разделение и выделение, в принципе, схожи. Различие состоит  в том, что при разделении одна организация прекращает деятельность и на ее базе создается несколько  новых юридических лиц, а при  выделении на базе структурных единиц основной организации образуются новые  юридические лица, но сама она продолжает существовать.

    Суть  преобразования в том, что юридическое  лицо одной организационно-правовой формы прекращает деятельность, а  вместо него образуется новое юридическое  лицо другой организационно-правовой формы. Никаких количественных изменений  участников гражданского оборота не происходит. Все права и обязанности  организации, прекратившей деятельность, переходят к одному правопреемнику. По сути, преобразование является наиболее распространенной формой реорганизации. К примеру, приватизация государственных  предприятий представляет собой  не что иное как преобразование в  акционерное общество. О необходимости  преобразования индивидуальных частных  предприятий, общественных и религиозных  организаций говорится в законе о введении в действие части первой ГК РФ. Вместе с тем как сам  Гражданский кодекс, так и другие законы, в частности Федеральный  закон "О некоммерческих организациях", устанавливают определенные ограничения  на преобразование. Так, коммерческие организации не могут преобразоваться в некоммерческие, общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества - в товарищества или государственные предприятия.

    Довольно  долгое время проблемой было преобразование закрытых акционерных обществ в  открытые и наоборот. Вопрос заключался в том, является ли такое преобразование реорганизацией юридического лица или  лишь изменением типа акционерного общества. С позиций Верховного суда РФ и  Высшего арбитражного суда РФ (постановление  пленума ВС РФ и ВАС РФ от 2.04.97 г. No 4/8) в результате такого преобразования организационно-правовая форма общества не изменяется, соответственно правила  о реорганизации в данном случае применяться не должны.

    Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским  кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или  ликвидации юридического лица, а также  акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации  другого юридического лица, признаются судом недействительными. Реорганизация  акционерного общества может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Изменение типа акционерного общества не является реорганизацией, так как  не меняется организационно-правовая форма. Следовательно, в этом случае нормы, касающиеся реорганизации, будут  неприменимы. Такой подход подтвержден  судебной практикой. Любая добровольная реорганизация начинается с принятия соответствующего решения. В акционерном  обществе этот вопрос относится к  компетенции общего собрания акционеров. Следует принять во внимание такие  важные формальные требования: а) решение  о реорганизации принимается  только по предложению совета директоров, если иное не установлено уставом  общества; б) решение о реорганизации  принимается общим собранием  акционеров большинством в три четверти голосов акционеров владельцев голосующих акций, принимающих участие в  общем собрании акционеров, причем при решении вопроса о реорганизации  акционеры владельцы привилегированных  акций участвуют в общем собрании акционеров с правом голоса. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2. Понятие ликвидации юридического лица

    Ликвидация  юридического лица - это его превращение, не влекущее возникновение новых  юридических лиц" (Гражданское  право. Учебник. Под. ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.- М.: Проспект, 1996. - С.130). Пункт 1 статьи 61 ГК РФ гласит:"Ликвидация юридического лица влечет его прекращение  без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам." Поскольку права и обязанности  не переходят к правоприемникам, задача обеспечения прав и интересов  кредиторов приобретает здесь очень  большую важность. Ликвидация может  осуществляется добровольно, по решению  учредителей либо уполномоченного  на то органа юридического лица, в частности, по истечении срока или с достижением  целей, для которых оно создавалось. Возможна и принудительная ликвидация в соответствии с судебным решением(п.2 ст.61 ГК РФ). Основаниями для нее  являются осуществление юридическим  лицом своей деятельности без  надлежащего разрешения (лицензии) либо с неоднократным или правовых актов, а также противоречие этой деятельности законодательным запретам. Случаи принудительной ликвидации юридического лица могут предусматриваться только Гражданским кодексом. К ним от регистрации юридического лица из-за допущенных при его создании неустранимых нарушений законодательства, поскольку  в этом случае "добровольная" по форме ликвидация, по сути, носит  вынужден ликвидации юридического лица является его банкротство. Ликвидация юридического лица представляет собой  достаточно длительную процедуру, основное содержание которой сводится к выявлению  и удовлетворению требований, имеющихся  у кредиторов. При этом юридическое  лицо продолжает свою деятельность (до момента исключения его из государственного реестра). Поэтому как имеющиеся, так и возможные контрагенты  должны быть осведомлены, предупреждены  о том, что данное юридическое  лицо находится в процесс со своим  кредиторами, имея решение (или будучи обязанным) прекратить свою деятельность. С этой целью лица или органы, принявшие решение о ликвидации юридического лица, должны немедленно сообщить об этом регистрирующему органу для внесения соответствующих сведений в государственный реестр. С момента  внесения данных сведений к наименованию юридического лица обязательно добавляются  слова в ликвидации. К другим лицам  переходит имущество, оставшееся после  прекращаемого юридического лица, без  изменения численности и характера  их юридической личности. Поскольку  юридическое лицо создавалось для  участия в имущественных отношениях и к моменту ликвидации, как  правило, участвует в них, то при  его ликвидации необходимо завершить  эти имущественные отношения  и с его участием. 
     
    Предусмотренная законом обязательная процедура ликвидации также рассчитана на защиту интересов кредиторов. Ведь учредители или участники юридического лица при его ликвидации обычно заинтересованы в сохранении максимально возможного остатка имущества после завершения всех расчетов, поскольку он обычно поступает в их собственность. Поэтому ликвидация должна проходить под контролем органа, осуществившего государственную регистрацию юридического лица.
     

    2.1.Основания  добровольной ликвидации юридического  лица.

     
    Юридическое лицо может быть ликвидировано  добровольно - по решению его участников. При этом важно принимать во внимание, что: 
     
    - акционерное общество может быть ликвидировано по решению общего собрания акционеров квалифицированным (не менее 3/4) большинством голосов ( эта или другая норма установлена в уставе АО). Пункт 2 статьи 21 Федерального Закона РФ от 26 декабря 1995 года "Об акционерных обществах" гласит: " В случае добровольной ликвидации общества совет директоров(наблюдательный совет) ли общества выносит на решение общего собрания акционеров собрания вопрос о ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии. Общее собрание акционеров ликвидируемого общества принимает решение о ликвидации общества и признание судом недействительности регистрации предприятия в связи с допущенными при его создании нарушениями закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер. Добровольная ликвидация предприятий-должников осуществляется во несудебном порядке по взаимному согласию между предприятием и кредиторами в целях удовлетворения требований кредиторов и предотвращения негативных социальных последствий в связи с несостоятельностью (банкротством) предприятий. Добровольная ликвидация (самоликвидация) проводится без вмешательства суда или государственной службы. Весь процесс осуществляется ликвидатором и контролируется кредиторами. Данный способ является наиболее эффективным, поскольку не связан с судебными издержками, экономится и время проведения процедуры. Основанием для подготовки к применению процедур добровольной ликвидации в отношении федеральных государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации составляет более 25 процентов, является решение Федерального управления о признании структуры баланса предприятия неудовлетворительной и об отсутствии реальной возможности восстановить его платежеспособность, принимаемое по результатам анализа экономического состояния предприятия на основании системы критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий. Добровольная ликвидация предприятия может быть инициирована самим Федеральным Управлением. В этом случае руководитель предприятия в течение трех дней с момента получения указанного распоряжения Федерального управления обязан организовать проведение собрания кредиторов. Совместное решение руководителя предприятия и кредиторов о добровольной ликвидации предприятия в связи с отсутствием возможности восстановления его платежеспособности простым большинством от общего числа голосов. В случае, если уполномоченный орган не утверждает решение о добровольной ликвидации предприятия, он вправе принять решение о подаче предприятием заявления о признании его несостоятельным (банкротом) в арбитражный суд и обязать руководителя предприятия подать указанное заявление. Если руководитель федерального государственного предприятия в течение установленного срока не выполнил распоряжение Федерального управления о добровольной ликвидации предприятия либо если оно отклонено собранием кредиторов (если в течении 20 дней с момента опубликования объявления о добровольной ликвидации предприятия конкурсным управляющим получено хотя бы заявление от одного кредитора о несогласии с решением о добровольной ликвидации) , Федеральное управление издает распоряжение, содержащее обязательное для руководителя предприятия предписание о внесении в арбитражный суд заявления о возбуждении производства по делу о не предприятия. Реализация (продажа) имущества ликвидируемого предприятия осуществляется в порядке, установленном планом ликвидации. Средства, вырученные от реализации имущества ликвидируемого предприятия, поступают на счет ликвидационной комиссии и направляются на удовлетворение требований кредиторов в порядке, определенном действующим законодательством.

Информация о работе Создание, реорганизация и ликвидация юридических лиц