Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:22, контрольная работа
Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения.
Введение
1. Понятие государственной и муниципальной собственности
2. Методы управления муниципальной собственностью 
3. Состав государственной собственности и особенности управления ею.
Заключение
Список использованной литературы
2) предприятия, занимающие доминирующее положение на том или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);
3) предприятия, акции 
которых используются для 
Во-вторых, в любой стране с переходной экономикой имеются отрасли и производства, которые традиционно являются объектом безусловной монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко возникают существенные разногласия в подходах к приватизации некоторых функций государства и объектов государственной собственности — образования, здравоохранения, страхования, социального обеспечения, культуры.
Особняком стоит вопрос о земле, приватизация которой в переходный период допускается не во всех странах. В большинстве стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка земли. Купля-продажа ее, как правило, жестко регулируется государством. Обычно не допускается продажа земли иностранным физическим и юридическим лицам. В том случае, когда сделки купли-продажи допускаются, земля не может быть перепродана в течение определенного длительного времени (например, в Румынии — в течение десяти лет). Тем не менее идет постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения с использованием разнообразных методов — от возврата земель прежним владельцам (реституция) до передачи в собственность или длительную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяйственных кооперативов.
Особой проблемой структуры государственного сектора является государственная собственность на банковские финансовые организации. В России большинство коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство держало контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.
Сравнительный анализ методов управления по отношению к собственности
| Признаки | Государственная собственность | Муниципальная собственность | 
| 1. Понятие собственности | Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является: имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность); имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). | Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. | 
| 2. Правовые основы управления | Конституция Российской Федерации, гражданский Кодекс РФ, федеральные законы и постановления РФ. | Федеральные правовые акты и муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной собственностью. | 
| 3. Объекты управления | Недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки, мосты, и др.). Движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции, облигации, и др.). Денежные средства (валюта, и др.). Долги иностранных государств. Информация, интеллектуальная собственность и другие результаты интеллектуальной деятельности. | Объекты, используемые для обеспечения функций управления и жизнеобеспечения муниципального образования. Объекты, используемые для осуществления функций и услуг, не включенных в список обязательных, но признаваемых местным самоуправлением в качестве социально или политически важных. Объекты, используемые для осуществления тех функций и услуг, которые не были включены ни в перечень обязательных, ни в перечень социально или политически важных. | 
| 4. Пути повышения эффективности управления и использования собственности | Усиление финансового контроля за состоянием и использованием федерального недвижимого имущества. Комплексная инвентаризация объектов недвижимости и завершение работы по формированию единой базы данных их учета. Определение арендной платы в соответствии с ее рыночной величиной, указанной оценщиком при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду. | Проведение конкурсов на должности 
  руководителей муниципальных  | 
Заключение
На современном этапе развития российской экономики все больше проявляется негативная тенденция снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование, как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.
К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью можно отнести:
- структурную и количественную 
оптимизацию организаций и 
- обеспечение полного 
и своевременного учета 
- создание единой системы 
контроля за сохранностью 
- выработку критериев 
оптимальных решений по распоря
- повышение инвестиционной 
привлекательности 
Большинство из перечисленных задач можно решить посредством разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:
- цели, задачи и принципы 
управления государственной 
- правила разграничения 
федеральной собственности, 
- особенности владения, 
пользования, распоряжения 
- правила и порядок отнесения имущества к каждому из видов собственников;
- правила и организационные 
основы учета имущества; класси
- принципы организации 
системы управления 
- сферы компетенции 
органов государственной 
- общие принципы управления собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;
- правила и порядок 
приобретения и прекращения 
- критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);
- критерии и правила 
сохранения объектов