Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления собственностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 20:22, контрольная работа

Описание работы

Тема управления государственной и муниципальной собственностью в современной России одна из самых актуальных. Институт собственности представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность материальных благ конкретным лицам, возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ими, а также обеспечивать защиту правомочий собственников в случае их нарушения.

Содержание

Введение
1. Понятие государственной и муниципальной собственности
2. Методы управления муниципальной собственностью
3. Состав государственной собственности и особенности управления ею.
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА_1.doc

— 90.50 Кб (Скачать)

2) предприятия, занимающие  доминирующее положение на том  или ином товарном рынке и требующие целенаправленной реструктуризации для создания конкурентной среды (значительная часть региональных предприятий обрабатывающей промышленности);

3) предприятия, акции  которых используются для создания  интегрированных образований (например, холдингов, вертикально интегрированных компаний и т.п.), необходимых для реализации государственной структурной политики в некоторых отраслях экономики, например, в оборонной промышленности, транспорте. Примет ром могут служить также предприятия, входящие в вертикальные нефтяные компании, во многие финансово-промышленные группу.

Во-вторых, в любой  стране с переходной экономикой имеются  отрасли и производства, которые  традиционно являются объектом безусловной  монополии государства. В России к таковым обычно относят водные ресурсы, воздушный бассейн, недра, леса и другие природные богатства, а также транспортные магистрали, единые энергетические системы, памятники культуры и искусства, государственные золотовалютные резервы и пр. Правда, нередко возникают существенные разногласия в подходах к приватизации некоторых функций государства и объектов государственной собственности — образования, здравоохранения, страхования, социального обеспечения, культуры.

Особняком стоит вопрос о земле, приватизация которой в переходный период допускается не во всех странах. В большинстве стран с переходной экономикой пока нет развитого рынка земли. Купля-продажа ее, как правило, жестко регулируется государством. Обычно не допускается продажа земли иностранным физическим и юридическим лицам. В том случае, когда сделки купли-продажи допускаются, земля не может быть перепродана в течение определенного длительного времени (например, в Румынии — в течение десяти лет). Тем не менее идет постепенная приватизация земель сельскохозяйственного назначения с использованием разнообразных методов — от возврата земель прежним владельцам (реституция) до передачи в собственность или длительную аренду земельных наделов членам бывших сельскохозяйственных кооперативов.

Особой проблемой структуры государственного сектора является государственная собственность на банковские финансовые организации. В России большинство коммерческих банков с самого начала реформы были частными, а государство держало контроль лишь в таких ключевых финансовых структурах, как Сбербанк, Внешэкономбанк. Восточноевропейские страны с приватизацией банков не спешили, и вопрос об этом встал лишь после практического завершения приватизации в реальном секторе. В приватизации банков ставка делалась на крупного иностранного инвестора, причем права иностранного банковского капитала жестко регулируются государством. В Китае медленные реформы в государственном секторе промышленности явились причиной того, что главные банки продолжают оставаться в государственной собственности и кредитовать госпредприятия, хотя в целом они стали больше уделять внимания рискам и доходам, сокращать поддержку ненадежных заемщиков.

 

 

Сравнительный анализ методов управления по отношению  к собственности

 

Признаки

Государственная собственность

Муниципальная собственность

1. Понятие собственности

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной  собственностью в Российской Федерации  является:

имущество, принадлежащее на праве  собственности Российской Федерации (федеральная собственность);

имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Муниципальной собственностью в соответствии с пунктом 1 статьи 215 ГК РФ является имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности, выступать в суде органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

2. Правовые основы управления

Конституция Российской Федерации, гражданский  Кодекс РФ, федеральные законы и постановления РФ.

Федеральные правовые акты и муниципальные  правовые акты, регулирующие вопросы  формирования, владения, пользования, распоряжения, управления муниципальной  собственностью.

3. Объекты управления

Недвижимое имущество (здания, сооружения, земельные участки,  мосты,  и др.). Движимое имущество (доли, паи, ценные бумаги, в т.ч. акции,  облигации, и др.). Денежные средства (валюта, и др.). Долги иностранных государств. Информация, интеллектуальная собственность  и  другие  результаты интеллектуальной

деятельности.

Объекты, используемые для обеспечения  функций управления и жизнеобеспечения муниципального образования. Объекты, используемые для осуществления  функций и услуг, не включенных в  список обязательных, но признаваемых местным самоуправлением в качестве социально или политически важных.

Объекты, используемые для осуществления  тех функций и услуг, которые  не были включены ни в перечень обязательных, ни в перечень социально или политически  важных.

4. Пути повышения эффективности управления и использования собственности

Усиление финансового контроля за состоянием и использованием федерального недвижимого имущества.

Комплексная инвентаризация объектов недвижимости и завершение работы по формированию единой базы данных их учета.

Определение арендной платы в соответствии с ее рыночной величиной, указанной оценщиком при определении рыночной стоимости объекта, передаваемого в аренду.

Проведение конкурсов на должности  руководителей муниципальных предприятий  и учреждений, повышение квалификации руководящего персонала. Строгий контроль над штатным расписанием предприятий, которое должно точно соответствовать объему оказываемых ими услуг или выполняемых работ. 
Сдавать объекты муниципальной собственности в аренду на конкурсной основе, устраивать аукционы, чтобы преимущество было у более выгодных проектов и инвесторов. 
Установление порядка принятия управленческих решений при невыполнении программы (плана, бизнес-плана). «...В частности, при обосновании невозможности достижения цели, выполнения программ могут приниматься решения о реорганизации, ликвидации предприятия, учреждения, о приватизации муниципального имущества» и т.д.


 

 

 

 

Заключение

 

На современном этапе  развития российской экономики все  больше проявляется негативная тенденция  снижения эффективности управления и использования государственной и муниципальной собственности по сравнению с частным сектором. В Российской Федерации многие предприятия и учреждения данных форм собственности являются в настоящее время практически единственными поставщиками товаров и услуг, как для населения, так и для самого государства, поэтому решение проблемы повышения уровня управления данными видами собственности приобретает принципиальное значение. Первостепенную роль в этом процессе должна играть нормативно-правовая база, обеспечивающая усиление государственного контроля и регулирование, как в государственном секторе экономики, так и в других сферах, связанных с использованием государственной собственности.

К основными задачами законодательного обеспечения эффективного управления федеральной и муниципальной собственностью можно отнести:

- структурную и количественную  оптимизацию организаций и предприятий  государственной и муниципальной  форм собственности;

- обеспечение полного  и своевременного учета государственной и муниципальной собственности и всех проводимых с ней операций;

- создание единой системы  контроля за сохранностью государственной  и муниципальной собственности  и использованием её по назначению;

- выработку критериев  оптимальных решений по распоряжению государственной и муниципальной собственностью;

- повышение инвестиционной  привлекательности государственной  и муниципальной собственности.

Большинство из перечисленных  задач можно решить посредством  разработки Федерального закона "Об управлении государственной собственностью в Российской Федерации". Данный закон должен содержать:

- цели, задачи и принципы  управления государственной собственностью (по основным видам объектов  собственности);

- правила разграничения  федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, собственности муниципальных образований;

- особенности владения, пользования, распоряжения имуществом;

- правила и порядок  отнесения имущества к каждому  из видов собственников;

- правила и организационные  основы учета имущества; классификации объектов учета; ведения реестров государственного и муниципального имущества;

- принципы организации  системы управления собственностью,

- сферы компетенции  органов государственной власти  в отношении собственности;

- общие принципы управления  собственностью на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые должны стать для них основой разработки собственной нормативно-правовой базы;

- правила и порядок  приобретения и прекращения прав  собственности;

- критерии и параметры оценки эффективности деятельности хозяйствующих субъектов с точки зрения эффективности использования бюджетных средств (например, обязательность ведения и представления на все уровни бюджетной системы балансовой отчетности по собственности, пассивам и активам собственника);

- критерии и правила  сохранения объектов собственности  в качестве субъектов хозяйствования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Сравнительная характеристика государственного и муниципального управления собственностью