Сроки исковой давности в хозяйственных отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 18:41, контрольная работа

Описание работы

Срок для защиты нарушенного права субъекта путем обращения с иском в суд или арбитраж является сроком исковой давности.
Общий срок исковой давности, установленный в три года (статья 197 ГК), распространяется на все виды требований, вытекающих из гражданских правоотношений, за исключением тех, в отношении которых законодательными актами установлены сокращенные или более длительные сроки по сравнению с общим сроком исковой давности либо на которые исковая давность не распространяется (статья 209 ГК

Работа содержит 1 файл

Хозяйственное право.doc

— 70.50 Кб (Скачать)

Вопрос  № 17: сроки исковой  давности в хозяйственных  отношениях. 

    Срок  для защиты нарушенного права  субъекта путем обращения с иском  в суд или арбитраж является сроком исковой давности.

    Общий срок исковой давности, установленный  в три года (статья 197 ГК), распространяется на все виды требований, вытекающих из гражданских правоотношений, за исключением тех, в отношении которых законодательными актами установлены сокращенные или более длительные сроки по сравнению с общим сроком исковой давности либо на которые исковая давность не распространяется (статья 209 ГК).

    К рассматриваемым хозяйственным  судом требованиям, в отношении  которых ГК установлены специальные  сроки исковой давности, в частности, относятся требования:

    об  установлении факта ничтожности  сделки и о применении последствий ее недействительности в течение десяти лет со дня, когда началось ее исполнение (пункт 1 статьи 182 ГК);

    о признании оспоримой сделки недействительной или о применении последствий  ее недействительности в течение  года со дня прекращения насилия или угрозы, под влиянием которых была совершена сделка, либо со дня, когда истец узнал или должен был узнать об иных обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной (пункт 2 статьи 182 ГК);

    о переводе прав и обязанностей покупателя при продаже доли в праве общей собственности с нарушением преимущественного права покупки в течение трех месяцев (пункт 3 статьи 253 ГК). Согласно пункту 5 статьи 253 ГК трехмесячный срок применяется также при отчуждении доли по договору мены;

    предъявляемые в связи с ненадлежащим качеством  работы, выполненной по договору подряда, за исключением требований в отношении зданий, построек, сооружений, в течение одного года (пункт 1 статьи 678 ГК);

    вытекающие  из перевозки груза, в течение  одного года с момента, определяемого в соответствии с законодательством (пункт 3 статьи 751 ГК). 
 

Вопрос  № 38: Ценные бумаги, их особенности. 

    Ценные  бумаги  являются   товаром,   который   обращается  на  фондовом рынке.  

    В Республике Беларусь эмитируется, обращается и выдается большое число ценных бумаг. Всех их можно классифицировать по следующим признакам. Ценные бумаги подразделяются на три большие группы: основные ценные бумаги, производные и прочие ценные бумаги.

    К основным ценным бумагам относятся  акции и облигации.

    К производным ценным бумагам относятся  фьючерсы, опционы, права, ордера, варранты и другие. Прежде всего, производные ценные бумаги охватывают различные разновидности обратимых ценных бумаг. Обратимыми называются ценные бумаги, которые по желанию их владельца в определенный период времени могут быть либо погашены, либо обменены на другие (основные) ценные бумаги. Главная особенность производных ценных бумаг заключается в том, что они не могут существовать без основных ценных бумаг, на основе которых они выпускаются.

    К прочим ценным бумагам относятся  векселя, депозитные сертификаты банка, чеки, ценные бумаги, относящиеся к  недвижимости (чеки «Маёмасць»).

    Характерным признаком основных ценных бумаг (акций  и облигаций), а также производных от них форм, является то, что они непосредственно представляют финансовый капитал, отражают его движение. Все остальные или прочие ценные бумаги обращаются на учетном рынке — одном из секторов краткосрочного денежного рынка. 

    Следующим крупным делением в классификации ценных бумаг -служит их подразделение на долевые и долговые ценные бумаги.

    К первой подгруппе относятся акции, ко второй — облигации, векселя, депозитные сертификаты банка и некоторые  другие. Обладая долевыми ценными  бумагами, инвестор выполняет функцию собственника той доли имущества, свидетельством внесении которой собственно и является акция Обладая долговыми ценными бумагами, инвестор выполняет функцию кредитора по отношению к тому, кто выпустил эту ценную бумагу.

    По  срочности ценные бумаги делятся на:

    • краткосрочные

    • среднесрочные

    • долгосрочные

    • бессрочные

    Краткосрочными  считаются ценные бумаги, выпущенные на срок до одного года. Классическим примером краткосрочной ценной бумаги являются государственные казначейские векселя сроком обращения 91 день.

    Среднесрочными  считаются ценные бумаги, выпущенные на срок от 1 до 5 лет, и долгосрочные — ценные бумаги, выпущенные на срок свыше 5 лет.

    Бессрочными являются ценные бумаги, которые вообще не имеют срока погашения. Это  акции, которые выпускаются, начиная с периода образования акционерного общества и действуют на протяжении всего времени его существования. Исключение составляют отдельные виды привилегированных акций.

    Кроме вышеуказанных, ценные бумаги подразделяются на государственные и частные (корпоративные). Государственные ценные бумаги — это долговые обязательства, эмитентом которых является правительство; органы власти на местах, учреждения и организации, пользующиеся государственной поддержкой. Государственные ценные бумаги выпускаются для:

    • финансирования текущего бюджетного дефицита;

    • погашения ранее размещенных  займов;

    • обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

    • сглаживания неравномерности поступления  налоговых платежей;

    • обеспечения коммерческих банков ликвидными коммерческими активами;

    • финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

    • поддержки социально значимых учреждений и организаций.

    Выпуск  государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег .

    Наиболее  распространенным типом государственных  фондовых инструментов являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться после первичного размещения другим субъектам. Классическим примером рыночных ценных бумаг служат казначейские векселя, которые выпускаются большинством экономически развитых стран обычно на срок не более одного года, в основном в целях кассового исполнения бюджета. К рыночным ценным бумагам также относят различные среднесрочные инструменты (они называются нотами) и долгосрочные государственные долговые обязательства (облигации).

    Нерыночные  государственные долговые инструменты не могут свободно переходить от одного их держателя к другому. Они предназначены для размещения главным образом среди населения. Через распространение не обращающихся на рынке долговых обязательств правительства иногда пытаются регулировать деятельность коммерческих банков, ибо покупка населением нерыночных ценных бумаг сокращает возможности помещения средств в банковские депозиты частных кредитных учреждений. Нерыночные ценные бумаги, которые невозможно ни продать другим лицам, ни погасить до истечения определенного срока, оказываются эффективными в условиях нестабильного рынка кредитных ресурсов, когда вкладчики начинают избавляться от рыночных ценных бумаг.

    Другая  подгруппа — частные, или корпоративные  ценные бумаги — это бумаги, выпущенные предприятиями и организациями любой формы собственности. К корпоративным ценным бумагам относятся акции, облигации, векселя, депозитные сертификаты банков, производные ценные бумаги, закладные и др.

    Кроме того, ценные бумаги бывают на предъявителя и именные и выпускаются в виде отпечатанных на бумаге бланков или в форме записей на счетах.

    Ценные  бумаги считаются документами на предъявителя в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, достаточно предъявления ценной бумаги.

    Ценные  бумаги являются именными в том случае, если для реализации имущественных прав, связанных с их владением, необходима регистрация имени владельца эмитентом или по его поручению — организацией, осуществляющей профессиональную деятельность по ценным бумагам. Передача ценной бумаги от одного владельца к другому отражается изменением соответствующих записей в учете. 

Вопрос  № 53: Законодательное  регулирование деятельности бирж. Товарные биржи. 

    Товарные  биржи как специфическая форма  организации торговли играют важную роль в рыночной экономике. Впервые организованные рынки с определенным заранее местом и временем совершения сделок возникли еще в Древнем Риме и Древней Греции. В 1531 г. была основана старейшая Товарная биржа в Антверпене. В начале XVIII в. биржи появились в России.

    Под товарной биржей понимается организация  с правами юридического лица, формирующая оптовый рынок путем организации и регулирования биржевой торговли, осуществляемой в виде гласных, публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным ею правилам.

    Биржевой  торговле присущи определенные преимущества, основными из которых являются организованность проведения торгов, а также их гласность  и публичность, что способствует искоренению различного рода махинаций и злоупотреблений при совершении сделок, а также позволяет найти баланс интересов продавцов и покупателей.

    В Республике Беларусь действует только одна товарная биржа - Белорусская универсальная товарная биржа, созданная в соответствии с постановлением Совета Министров РБ от 30.12.2003 № 1719 «О Белорусской универсальной товарной бирже».

    В Республике Беларусь нормативно-правовой основой деятельности товарных бирж являются Закон РБ от 13.03.1992 № 1516-XII «О товарных биржах», Указ Президента РБ от 14.09.2006 № 577 «О некоторых вопросах деятельности открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа».

    Законопроект  направлен на регулирование отношений, возникающих в процессе создания и деятельности товарных бирж, осуществления биржевой торговли.

    Структурно  законопроект состоит из 34 статей, которые объединены в 5 глав.

    Статья 1 законопроекта содержит определения  применяемых терминов, являющихся основополагающими  не только для законопроекта, но и  для правового регулирования  биржевой торговли.

    Глава 2 законопроекта посвящена государственному регулированию деятельности товарных бирж, которое осуществляют Президент  РБ, Совет Министров РБ, Министерство торговли РБ, иные государственные органы.

    Вопросы создания, организации деятельности, реорганизации и ликвидации товарных бирж урегулированы в главе 3 законопроекта.

    Товарная  биржа создается в форме акционерного общества согласно законодательству о хозяйственных обществах и вправе осуществлять только виды деятельности, связанные с организацией и регулированием биржевой торговли, если иное не предусмотрено законодательными актами.

    В законопроекте содержатся дополнительные требования к уставу товарной биржи. Так, в нем помимо сведений, предусмотренных  законодательством, должны быть также  определены:

    - порядок  принятия правил биржевой торговли  товарной биржи;

    - порядок  утверждения положений о биржевых  комитетах;

    - порядок  образования арбитражной комиссии, утверждения положения о ней  и регламента арбитражной комиссии.

    Отдельная статья законопроекта определяет правовое положение членов товарной биржи.

    Законопроект  предусматривает возможность создания товарной биржей для анализа и  обобщения результатов биржевой торговли, выработки предложений  по совершенствованию методов и форм биржевой торговли биржевых комитетов, являющихся консультативными органами.

    Для рассмотрения споров по биржевым сделкам  товарной биржей создается арбитражная комиссия, которая является постоянно действующим арбитражным органом товарной биржи. Споры по биржевым сделкам рассматриваются арбитражной комиссией товарной биржи, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Порядок рассмотрения споров арбитражной комиссией определяется ее регламентом. Необходимо отметить, что при включении данной нормы в законопроект законодатель руководствовался опытом Белорусской универсальной товарной биржи, при которой такая комиссия создана и успешно функционирует.

Информация о работе Сроки исковой давности в хозяйственных отношениях