Стадии хозяйственного процесса в украине

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 19:10, контрольная работа

Описание работы

Стадии хозяйственного процесса

- это совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных или направленных к единой определенной процессуальной цели, осуществляемых в определенной логической последовательности.

Работа содержит 1 файл

ХПП-Т.docx

— 25.26 Кб (Скачать)
 
    Стадии  хозяйственного процесса

    - это совокупность процессуальных действий по конкретному делу, объединенных или направленных к единой определенной процессуальной цели, осуществляемых в определенной логической последовательности.

    Название Основания Последствия
    1. Возбуждение производства по делу Объектом процессуальных действий и правовой оценки на этой стадии является предъявление искового заявления со всеми приложенными к нему материалами (ст. 54 ХПК), изучение ее с точки зрения подведомственности и подсудности, а также других критериев, необходимых для принятия дела к производству. На этой стадии судья единолично выносит определение  о возбуждении производства по делу, принятия дела к производству (ст. 61 ХПК). В случаях, предусмотренных  законом, судья может отказать в  принятии искового заявления (ст. 62 ГПК) или вернуть ее (ст. 63 ХПК).
    2. Подготовка  материалов к рассмотрению в заседании  хозяйственного суда Цель этой стадии - обеспечить правильное и своевременное  разрешение дела, желательно в первом же заседании суда. Процессуальные  действия судьи на этой стадии предусмотрены  ст. 65 ХПК.
    3. Разрешение  хозяйственного спора в суде первой инстанции, то есть рассмотрение дела по существу Рассмотрение  дела по существу в заседании хозяйственного суда - основная стадия процесса (гл. ХI ХПК). Ее значение заключается в том, что именно при рассмотрении и разрешении спора в судебном заседании реализуется основная задача хозяйственного суда - защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан-предпринимателей. Судебное разбирательство происходит в заседании хозяйственного суда, в течение которого суд непосредственно исследует доказательства и устанавливает фактические обстоятельства, на основании которых выносит законное и обоснованное решение. На стадии судебного разбирательства наиболее полно проявляются основные принципы хозяйственного процесса: законности, независимости хозяйственного суда и его судей, равенства сторон, состязательности, гласности и другие. Формой разбирательства дела является заседание хозяйственного суда. Хозяйственный процессуальный кодекс Украины не устанавливает жестких правил ведения заседания хозяйственного суда, а лишь определяет определенную направленность работы суда и в заседании суда, в частности, споры судом первой инстанции решаются в заседании суда в составе одного или трех судей (ст. 4-6 ХПК). Судебный процесс фиксируется техническими средствами отражается в протоколе судебного заседания (ст. 4-4 ХПК). Как правило, эта  стадия заканчивается принятием  решения (ст. 82 ХПК), однако, в отдельных  случаях - прекращением производства по делу (ст. 80 ХПК) или оставлением иска без рассмотрения (ст. 81 ХПК).
    4. Пересмотр судебных актов в апелляционном порядке (производство в апелляционной инстанции) Апелляционное производство как стадия арбитражного процесса - это совокупность действий суда апелляционной инстанции и  лиц, участвующих в деле, осуществляемые с целью проверки законности и  обоснованности судебных решений хозяйственных  судов, не вступившие в законную силу и повторного рассмотрения дела по существу. Право апелляционного обжалования  решения является правом на возбуждение  деятельности апелляционного хозяйственного суда по проверке законности и обоснованности решения местного хозяйственного суда, не вступившее в законную силу. Право  на обжалование решения возникает  со дня его принятия в окончательной  форме при наличии указанных  в законе предпосылок. Такими предпосылками  являются наличие вынесенного местным  хозяйственным судом решения, которое  не вступило в законную силу, а также  субъектов обжалования, отнесенных к лицам, которые имеют право  на обжалование. Согласно ст. 91 ХПК стороны  по делу имеют право на подачу апелляционной  жалобы, а прокурор - апелляционного представления. Апелляционная инстанция (ст. 103 ХПК) по результатам  рассмотрения апелляционной жалобы (представления) имеет право: - оставить решение местного хозяйственного суда без изменений, а жалобу (представление) - без удовлетворения; - отменить решение  полностью или частично и принять  новое решение; - отменить решение  полностью или частично и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью  или частично; - изменить решение. По результатам рассмотрения жалобы (представления) в соответствии со ст. 105 ХПК апелляционный хозяйственный суд принимает постановление.
    5. Пересмотр судебных актов в кассационном порядке  Высшим хозяйственным судом Производство  в кассационной инстанции как  самостоятельной стадии хозяйственного процесса это - совокупность процессуальных действий, которые начинаются и развиваются  между хозяйственным судом кассационной инстанции и лицами, участвующими в деле, с целью проверки судебных решений местных и апелляционных хозяйственных судов, вступившие в законную силу, а в определенных хозяйственным процессуальным законодательством случаях - проверки постановлений Высшего хозяйственного суда Украины. Право кассационного обжалования решений и постановлений хозяйственных судов первой и апелляционной инстанций, вступивших в законную силу, является правом на возбуждение деятельности суда кассационной инстанции по проверке указанных судебных актов. Право на кассационное обжалование возникает со дня вступления в законную силу решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, при наличии предусмотренных законом предпосылок. Таким предпосылками является наличие решения местного хозяйственного суда и постановления апелляционного суда, вступившие в законную силу; субъектов обжалования, отнесенных к кругу лиц, имеющих право на кассационное обжалование (ст. 107 ХПК). Согласно статье 111-9 ХПК кассационная инстанция по результатам рассмотрения кассационной жалобы (представления) имеет право: - оставить решение первой инстанции  или постановление апелляционной  инстанции без изменений, а жалобу (представление) - без удовлетворения; - отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции полностью или частично и принять новое решение; - отменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, если суд допустил нарушения норм процессуального права, предусмотренных частью второй статьи 111-10 ХПК; - отменить решение первой инстанции, постановление апелляционной инстанции полностью или частично и прекратить производство по делу или оставить иск без рассмотрения полностью или частично; - изменить решение первой инстанции или постановление апелляционной инстанции; - оставить в силе одно из ранее принятых решений или постановлений. 
    По результатам рассмотрения кассационной жалобы (представления) суд принимает постановление (ст. 111-11 ХПК).
    6. Пересмотр судебных актов в кассационном порядке  Верховным Судом Украины Верховный Суд  Украины (ст. 111-15 ХПК) пересматривает в  кассационном порядке постановления  Высшего хозяйственного суда Украины  в случаях, когда они обжалованы:

    - по  мотивам применения Высшим хозяйственным  судом Украины закона или другого  нормативно-правового акта, противоречащего  Конституции Украины; - в случае их несоответствия решениям Верховного Суда Украины или Высшего суда другой специализации по вопросам применения норм материального права; - в связи с выявлением разного применения Высшим хозяйственным судом Украины одного и того же положения закона или другого нормативно-правового акта в аналогичных делах; - на основании признания их международным судебным учреждением, юрисдикция которого признана Украиной, нарушающими международные обязательства Украины. 
    Основаниями для отмены постановления Высшего хозяйственного суда Украины является их несоответствие Конституции Украины, международным договорам, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, или другое неправильное применение норм материального права (ст. 111-19 ХПК).

    Верховный Суд  Украины по результатам рассмотрения кассационной жалобы, кассационного  представления Генерального прокурора  Украины на постановление Высшего  хозяйственного суда Украины имеет  право: - оставить постановление без изменений, а жалобу (представление) - без удовлетворения; - отменить постановление и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции; - отменить постановление и прекратить производство по делу (ст. 111-18 ХПК). 
    По результатам кассационного рассмотрения большинством голосов судей, принимавших участие в пересмотре постановления Высшего хозяйственного суда Украины, принимается постановление Верховного Суда Украины (ст. 111-20 ХПК). Судьи, которые не согласны с решением, могут выразить особое мнение, которое прилагается к постановлению.
    7. Пересмотр судебных решений по вновь открывшимся  обстоятельствам Пересмотр актов  хозяйственного суда по вновь открывшимся  обстоятельствам - это самостоятельная  стадия арбитражного процесса, имеющая  свой субъектный состав, объект, содержание, основания пересмотра. Специфика  данной стадии проявляется, прежде всего, в основаниях пересмотра судебных решений. Пересмотр решений хозяйственного суда, в отличие от пересмотра в  апелляционном и кассационном порядке, осуществляется по вновь открывшимся  обстоятельствам. 
    Хозяйственный суд может пересмотреть принятое им судебное решение, вступившее в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам, имеющие существенное значение для дела и не могли быть известны заявителю (ст. 112 ХПК). Характерным для пересмотра решения, определения, постановления по вновь открывшимся обстоятельствам является то, что вопрос о незаконности или необоснованности судебного решения возникает в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, и не связано с судебной ошибкой, поскольку в основу судебного решения, просматриваемой были положены правильные выводы на основании оценки собранных по делу доказательств. 
    Вновь открывшиеся обстоятельства - это юридические факты (фактические обстоятельства), которые существуют в момент рассмотрения дела и имеющие существенное значение для ее решения, и которые не были и не могли быть известны ни заявителю, ни суду, который рассматривал дела. 
    Таким образом, вновь открывшееся обстоятельство - это: - юридический факт, который предусмотрен нормами права и обуславливает возникновение, изменение и прекращение правоотношений; - юридический факт, который имеет существенное значение для правильного разрешения данного конкретного дела. Если бы вновь открывшееся обстоятельство было известно суду при вынесении судебного решения, то она обязательно повлияло бы на вывод суда;  - юридический факт, который уже существовал в момент обращения заявителя в арбитражный суд и при рассмотрении дела судом, но существование его стало известным лишь после принятия соответствующего судебного решения; - обстоятельство, которое не было и не могло быть известно ни лицу, заявившему об этом потом, ни суда, который рассматривал дело. 
    Вновь открывшиеся обстоятельства следует отличать от новых или изменившихся обстоятельств и новых доказательств. Новые обстоятельства, юридические факты, которые отсутствовали в момент рассмотрения дела и возникли после вынесения решения, постановления. Новые обстоятельства могут быть основанием для подачи нового иска. Новые доказательства - фактические данные, которые не были по каким-то причинам исследованы судом при рассмотрении дела. Обнаруженные после принятия хозяйственного судебного акта доказательства свидетельствуют лишь о том, что обстоятельства дела исследовались неполно, вывод хозяйственного суда не соответствует действительности, что является основанием для пересмотра этого решения в апелляционном или кассационном порядке. 
    К кругу лиц, которые могут обращаться с требованием пересмотра решения, определения, постановления по вновь открывшимся обстоятельствам, принадлежат стороны и прокурор, который имеет право на такое представление. Заявление стороны, представление прокурора о пересмотре судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам подаются того хозяйственного суда, который принял судебное решение. Заявление стороны или представление прокурора должны быть поданы в хозяйственный суд не позднее двух месяцев со дня установления обстоятельств, послуживших основанием для пересмотра судебного решения. Заявление, представление прокурора о пересмотре решения, определения, постановления по вновь открывшимся обстоятельствам рассматриваются хозяйственным судом в судебном заседании в месячный срок со дня их поступления. Заявитель обязан направить другим лицам копию заявления и приложенные к ней документы. Доказательства, подтверждающие направление копии заявления, прилагаемых к заявлению, как и доказательства об уплате государственной пошлины.
    По результатам  пересмотра судебного решения принимается: 
    - решение - в случае изменения или отмены решения; 
    - постановление - в случае изменения или отмены постановления; 
    - постановление - в случае изменения или отмены постановления или оставлении решения, определения, постановления без изменений. Решение, определение, постановление, принятые по результатам пересмотра судебных решений по вновь открывшимся обстоятельствам могут быть пересмотрены на общих основаниях.
    8. Исполнение  решения, постановления хозяйственного суда, вступившие в законную силу Эта стадия - стадия исполнения судебных решений - направлена ​​на практическую их реализацию деятельностью обязанных субъектов, является завершающей и важной стадией хозяйственного процесса. Реальная защита восстановление нарушенных субъективных прав юридического лица, гражданина-предпринимателя могут быть обеспечены только тогда, когда должник добровольно подчиняется решению хозяйственного суда или будет принужден к этому компетентными органами, когда будет выполнено решение хозяйственного суда. Решение хозяйственного суда подлежат обязательному исполнению предприятиями, организациями, должностными лицами (ст. 115 ХПК). Существуют определенные правила исполнительного производства, которые регулируют отношения между должником и кредитором (раздел ХIV ХПК). Надо заметить, что в связи с принятием Законов Украины "О государственной исполнительной службе", "Об исполнительном производстве" сфера принудительного исполнения отделена от судебной власти и организационно отнесена к исполнительной власти, но остается в кругу судейских полномочий. Каждое решение хозяйственного суда должно быть выполнено в установленном законодательством порядке, т.е. реализовано для достижения той цели, о которой заботилась заинтересованная организация, когда обращалась в хозяйственный суд. В противном случае обращения в этот орган оказалось бы ненужными затратами средств, сил, времени сторон и суда, поскольку защита прав есть не что иное, как его реальное, в необходимых случаях -принудительное осуществление. Поэтому в рамках хозяйственного процесса регулируются и осуществляются не только правоотношения по рассмотрению и разрешению хозяйственных дел, но и по выполнению принятых решений. Решения, определения, постановления хозяйственного суда, вступившие в законную силу, обязательны  на всей территории Украины (ст. 115 ХПК). Исполнение решения хозяйственного суда производится на основании выданного им приказа, являющегося исполнительным документом. Предъявлением приказа к исполнению возбуждается исполнительное производство. 
    Исполнение решения хозяйственных судов регламентируются нормами Хозяйственного процессуального кодекса Украины (ст.ст. 115-122), Законом Украины "Об исполнительном производстве" и другими нормативно-правовыми актами. 
    Указанные действия имеют одну цель - реальное обеспечение защиты действительно нарушенного или оспариваемого права. Они составляют самостоятельную и заключительную стадию процесса. Нормы, регулирующие производство в хозяйственном суде, составляют самостоятельный институт хозяйственного процессуального законодательства.


Информация о работе Стадии хозяйственного процесса в украине