Субъекты хозяйственного права

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2011 в 21:40, реферат

Описание работы

Каждая отрасль правовой системы характеризуется наличием субъектов права, являющимися участниками общественных отношений, которые в соответствии с законодательством способны быть носителями соответствующих прав и обязанностей.
В предпринимательском праве имеется свой специфический субъектный состав, отличающийся от состава других отраслей.
Состав хозяйствующих субъектов, с указанием характерных для них признаков определен в гражданском законодательстве.

Содержание

Содержание
Введение
1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О СУБЪЕКТАХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
1.1 Понятие и признаки субъекта предпринимательского права
1.2 Создание субъектов предпринимательского права: понятие и способы
1.3 Реорганизация и ликвидация субъектов предпринимательского права
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА
2.1 Виды субъектов предпринимательского права
2.2 Правовое положение предпринимателей – физических лиц
2.3 Правовое положение предпринимателей – юридических лиц
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Хоз право.docx

— 34.77 Кб (Скачать)

     Ликвидация  может быть добровольной и принудительной. Добровольная ликвидация осуществляется по решению индивидуального предпринимателя, учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного  на то учредительными документами. Решение  о ликвидации государственного или  муниципального предприятия может  принять собственник. В статье 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности истечение срока, на который создана организация, достижение цели, ради которой она  создана. Решение о принудительной ликвидации принимается судом. Некоторые  основания принудительной ликвидации обозначены непосредственно в ст. 61 ГК РФ.

     Рассмотрим  основные этапы ликвидационного  процесса применительно к коммерческой организации.

     1. Сообщение о принятом решении  в трехдневный срок регистрирующему  органу, осуществившему государственную  регистрацию данного лица.

     2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками)  лица или органом, принявшим  решение о ликвидации.

     3. Публикация о ликвидации в  органах печати, в которых обычно  публикуются данные о государственной  регистрации юридического лица.

     4. Переоформление банковской карточки  с образцами подписей лиц, имеющих  право распоряжаться находящимися  на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной  комиссии.

     5. Сообщение о ликвидации налоговому  органу и внебюджетным фондам  по месту постановки организации  на учет. Такое сообщение должно  быть направлено данным адресатам  в трехдневный срок со дня  принятия решения о ликвидации.

     6. Формирование активов и пассивов  организации. 

     7. Выход ликвидируемой организации  из состава участников (учредителей)  других юридических лиц.

     8. Увольнение работников в соответствии  с требованиями, предусмотренными  трудовым законодательством.

     9. Составление промежуточного ликвидационного  баланса по окончании срока,  отведенного кредиторам для предъявления  требований. Баланс должен содержать  сведения о составе имущества  ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами  требований и результат их  рассмотрения.

     10. Продажа имущества юридического  лица с публичных торгов в  порядке, предусмотренном для  исполнения судебных решений,  в случае недостаточности денежных  средств для удовлетворения требований кредиторов.

     11. Снятие с учета в налоговом  органе и во внебюджетных фондах  в предусмотренном законодательством  порядке. 

     12. Расчеты с кредиторами за счет  имеющихся у лица денежных  средств, а также из сумм, вырученных  от продажи имущества. 

     13. Составление ликвидационного баланса,  который утверждается учредителями (участниками) юридического лица  или органом, принявшим решение  о ликвидации. Баланс должен быть  согласован с регистрирующим  органом. Перечень представляемых  в регистрирующий орган документов  аналогичен перечню документов  для согласования промежуточного  ликвидационного баланса.

     14. Представление согласованного ликвидационного  баланса в налоговый орган  для получения справки об отсутствии  задолженности перед бюджетом.

     15. Закрытие банковских счетов ликвидируемой  организации.

     16. Аннулирование идентификационных  кодов в органах статистики.

     17. Представление в орган, осуществляющий  государственную регистрацию юридических  лиц (ФНС РФ), следующих документов:

     а) подписанное заявителем заявление  с подтверждением соблюдения порядка  ликвидации, завершения расчетов с  кредиторами, согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами в установленных законодательством  случаях.

     Форма заявления о государственной  регистрации юридического лица в  связи с его ликвидацией утверждена Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439;

     б) ликвидационный баланс;

     в) документ об уплате государственной  пошлины.

     Государственная регистрация осуществляется по месту  нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочий дней.

     На  основании представленных документов в Единый государственный реестр юридических лиц вносится запись о ликвидации организации.

     Ликвидация  юридических лиц считается завершенной, а указанные субъекты хозяйственного права прекратившими свое существование  после внесения записи об этом в  Единый государственный реестр. 

 

      Глава 2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА 

     2.1 Виды субъектов предпринимательского права 

     Субъекты  предпринимательского права можно  классифицировать по различным основаниям.

     Во-первых, в зависимости от характера их компетенции. Субъекты предпринимательского права не только ведут предпринимательскую  деятельность, но и руководят ею, осуществляют государственное регулирование  такой деятельности. По соотношению  этих сфер хозяйствования можно провести классификацию субъектов.

     Так, у индивидуальных предпринимателей компонент руководства и регулирования  вообще отсутствует. У организаций  он проявляется в отношении своих  подразделений, однако основное в их работе непосредственное осуществление хозяйствования. И, наконец, у публичных образований - Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований - в компетенции преобладает хозяйственно-организующая деятельность.

     Классификацию также можно проводить в зависимости  от формы собственности (частной, государственной  или муниципальной), на базе которой  осуществляется предпринимательская  деятельность.

     Субъектов предпринимательского права можно  различать по тому, каким образом  определен их правовой статус: а) на базе только Гражданского кодекса РФ; б) одновременно и на базе других законодательных  актов («Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «О производственных кооперативах», «О государственных  и муниципальных унитарных предприятиях», «О банках и банковской деятельности»  и др.); в) только специальными законами («О финансово-промышленных  группах»).

     Предпринимательская деятельность может осуществляться коллективными и индивидуальными  предпринимателями. Критерием классификации  может выступать и вид хозяйственной  компетенции субъекта: общая, ограниченная, специальная, исключительная.

     Объединение предпринимателей для ведения хозяйствования возможно на договорной или организационной  основе. Так, на договорной основе предпринимательская  деятельность осуществляется в форме  простого товарищества. Организационных  субъектов, в свою очередь, можно  классифицировать:

     - по цели деятельности - на коммерческие  и некоммерческие организации;

     - по соотношению прав на имущество  участников (учредителей) и самой  организации. Так, участники (учредители) могут иметь обязательственные  права по отношению к данной  организации (хозяйственные общества, товарищества, кооперативы), вещные  права на имущество организации  (государственные и муниципальные  унитарные предприятия) или вообще  не иметь имущественных прав (общественные  и религиозные организации, благотворительные  и иные фонды, объединения);

     - в зависимости от того, может  ли имущество организации быть  распределено по вкладам (корпоративные  организации) или оно является  неделимым (унитарные предприятия);

     - по их организационно-правовой  форме;

     - по наличию или отсутствию (финансово-промышленные  группы) статуса юридического лица. 

     2.2 Правовое положение предпринимателей  – физических лиц 

     Граждане  вправе заниматься предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица с момента государственной  регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. По общему правилу предпринимательской деятельностью граждане вправе заниматься с шестнадцатилетнего возраста. Однако несовершеннолетние могут вести предпринимательскую деятельность только с согласия родителей. Их дееспособность является частичной. Это означает, что лишь некоторые сделки, перечень которых приведен в ст. 26 ГК РФ, такие лица вправе совершать самостоятельно, остальные сделки с письменного согласия своих законных представителей - родителей, усыновителей или попечителя. Занимающиеся предпринимательской деятельностью несовершеннолетние могут быть объявлены полностью дееспособными в порядке, определенном в ст. 27 ГК РФ. Этот порядок называется эмансипацией. К  предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Граждане, ведущие предпринимательскую деятельность без регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных ими договоров на то, что они не являются предпринимателями. Суд может применить к таким сделкам правила, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. При этом следует отметить, что ряд требований, предъявляемых к предпринимательской деятельности, не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Так, в отличие от организаций - юридических лиц, индивидуальные предприниматели не обязаны вести бухгалтерский учет, представлять бухгалтерскую и статистическую отчетность.

     Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя  является полной. Это означает, что  гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое  в соответствии с законом не может  быть обращено взыскание. Перечень видов  имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, определен гражданским процессуальным законодательством. Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть  признан несостоятельным (банкротом) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности   банкротстве». С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. 

     2.3 Правовое положение предпринимателей  – юридических лиц 

     Субъектом предпринимательских правоотношений также является юридическое лицо. Понятие юридического лица закреплено в статье 48 ГК РФ: юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам эти имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

     Юридические лица могут быть образованы в форме  коммерческих и некоммерческих организаций. Перечень организационно-правовых форм этих организаций определен нормами  главы 4 ГК РФ.

     Некоммерческой  является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.

     Правовое  положение некоммерческих организаций  определяется Гражданским кодексом РФ, Федеральными законами от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 30.12.2006 г.), ФЗ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ (в ред. от 02.02.2006 г.).

     Некоммерческие  организации могут создаваться  для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных  и управленческих целей, в целях  охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных материальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов  граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической  помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Информация о работе Субъекты хозяйственного права