Выпуск региональных ценных бумаг

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 14:21, реферат

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях современной рыночной экономики, региональные и муниципальные органы управления вынуждены искать новые источники финансирования социально-экономического развития своей территории, в том числе посредством обращения на фондовый рынок. Всё большее число российских регионов становятся его активными участниками в качестве эмитентов долговых ценных бумаг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЦЕННЫЕ БУМАГИ И ИХ ВИДЫ ……………......6
2. ВЫПУСК РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ………….……..........…..10
3. ПРЕДПОСЫЛКИ СНИЖЕНИЯ РИСКА ВЫПУСКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ.................................................................................................18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….........23
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ……………

Работа содержит 1 файл

реферат по рхп 2.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

     Рост  показателей рынка облигаций, выпускаемых  регионами, будет связан с рядом причин. Во-первых, с необходимостью выполнения обязательств по ранее выпущенным займам и поддержанием уровня бюджетного финансирования в регионах в размерах, не меньших, чем прежде. Например, если за счет региональных займов сроком на один год были профинансированы какие-то мероприятия или расходы на сумму 500 млн руб., то в следующем году необходимо погасить облигации на сумму 500 млн руб., выплатить по ним обусловленные в проекте эмиссии проценты, кроме того, желательно снова профинансировать аналогичные расходы хотя бы на уровне предыдущего года. Следовательно, общая сумма вновь выпускаемых облигаций должна быть удвоенной, а то и утроенной по сравнению с предшествующим годом.

     Во-вторых, увеличение масштабов региональных займов обусловливается ростом цен, т.е. инфляцией.

     В-третьих, необходимость в использовании  инструментария рынка ценных бумаг может проистекать из усиления социальной направленности политики государства, а значит, местных администраций, в преддверии различного рода выборов, включая и выборы местных органов управления, и других политических событий.

     В-четвертых, масштабы рассматриваемого рынка будут  возрастать по мере овладения региональными органами власти рыночными механизмами при проведении бюджетной политики.

     В разных странах мира муниципальные  ценные бумаги занимают неодинаковое место на рынке. В США, где рынок ценных бумаг развит в наибольшей степени, доля муниципальных облигаций, по оценкам, составляет более половины рынка ценных бумаг и превышает долю корпоративных акций и облигаций.

     Субъекты  Российской Федерации имеют право  выпускать ценные бумаги, приводящие к росту не только внутреннего, но внешнего долга государства при условиях исполнения ими своих бюджетов, получения разрешения на осуществление валютных операций, получения международного кредитного рейтинга и т.п. Однако выпуск еврооблигаций федерального правительства имеет приоритет при решении вопросов о выпуске внешних займов субъектов Федерации.

     Муниципальные органы власти России по действующему законодательству лишены права выпуска ценных бумаг, приводящих к образованию внешнего долга страны.

     Эмитент обязуется обеспечить следующие  права владельцев облигаций при соблюдении ими установленного законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан порядка осуществления этих прав:

     - право на получение номинальной стоимости облигаций при их погашении и на получение купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, выплачиваемого в порядке, установленном Решением об эмиссии облигаций;

     - право владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащими им облигациями в соответствии с законодательством Российской Федерации;

     - право совершать с облигациями гражданско-правовые сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации, Генеральными условиями эмиссии и обращения облигаций Государственного облигационного (внутреннего) займа Республики Башкортостан, утвержденными Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 28 августа 2001 года № 214 (с изменениями), Условиями эмиссии и обращения облигаций Государственного облигационного (внутреннего) займа Республики Башкортостан 2007 года (в форме документарных ценных бумаг на предъявителя) с постоянным купонным доходом, утвержденными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 19 марта 2007 года № 66, и Решением об эмиссии выпуска облигаций.

     Вывод. Эмиссия региональных и муниципальных облигаций обеспечивает возможность финансирования бюджетного дефицита, снижения стоимости обслуживания внутреннего долга, привлечения в экономику региона средств иностранных инвесторов, содействия трансформации сбережений населения в инвестиции, осуществления региональных и муниципальных социально-экономических программ. 
 
 
 

 

     3. ПРЕДПОСЫЛКИ СНИЖЕНИЯ РИСКА ВЫПУСКА РЕГИОНАЛЬНЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

     Российский  рынок ценных бумаг в силу ряда объективных и субъективных причин характеризуется в первую очередь  как неустойчивый и спекулятивный, напрямую зависящий от перераспределения иностранного капитала и имеющий слабую связь с реальным сектором экономики. Развитие российского рынка ценных бумаг происходит в условиях нестабильности и рассогласованности институциональной структуры.  Накопленный зарубежный опыт  по прогнозированию и управлению фондовой деятельностью не всегда применим в российских условиях. Следствием этого является повышенный риск, как инвесторов, так и эмитентов ценных бумаг.

     За  последнее десятилетие российские ученые значительно продвинулись в своем понимании сущности фондового рынка, содержания, структуры и форм проявления на различных уровнях (национальном и региональном). Если раньше в их работах в основном изучался современный зарубежный фондовый рынок и исторические аспекты развития дореволюционного российского, то сегодня внимание научной общественности обращено к формированию национального рынка ценных бумаг. Это стало возможно благодаря накоплению первичных статистических данных, широкому обсуждению теоретических и практических проблем фондового рынка и опыта его формирования в отечественной экономической науке.

     Но  до сих пор не выработана единая макроэкономическая стратегия формирования и регулирования российских региональных рынков ценных бумаг и деятельности местных органов власти на фондовом рынке.

     Сегодня главная цель развития фондового  рынка в России не покрытие дефицита региональных и местных бюджетов и перераспределение собственности, а создание эффективного инвестиционного  механизма обновления производственной сферы и решение социально-экономических задач регионов.

     Структурный потенциал института ценных бумаг  тесно связан с минимизацией трансакционных издержек, поскольку только движение многообразных "монетарно-специализированных" ценных бумаг способно заполнить  недоступные для денежных средств сегменты макро- и микроэкономического пространства, вводя их в региональный рыночный кругооборот. Степень краткосрочной ликвидности каждого вида ценных бумаг образует базовый признак его монетарной характеристики (в том числе и уровня риска), формируя специфическую структуру высоколиквидных активов, соответствующую прогрессивному направлению структурных сдвигов в экономике региона.

     Ключевыми элементами функционирования механизма  регионального фондового рынка  являются два операнда: "купля-продажа ценных бумаг" и "оценка эффективности инвестиций". На каждом из этих этапов разрешается противоречие интересов региональных инвесторов и эмитентов. Причем первый характеризуется повышенным риском, который берут на себя инвесторы, приобретая ценные бумаги. Второй операнд показывает насколько оправданным или неоправданным был этот риск. Между указанными этапами находится собственно зона реализации рисковых ожиданий инвесторов в тех или иных инвестиционных проектах.

     В случае согласования интересов противоречие эмитентов и инвесторов разрешается положительно: заключаются сделки купли-продажи ценных бумаг, происходит реализация эффективных инвестиционных проектов в регионе. В случае, если региональные ценные бумаги не находят своих инвесторов (риск становится высоким) и/или инвестиционные программы недостаточно эффективны (вступают в действие финансовые, производственные и др. риски) - цепочка функционирования регионального фондового механизма разрывается: средства инвесторов направляются на личное потребление или в другие объекты инвестиций (недвижимость, депозиты банков), а эмитенты испытывают проблемы с размещением эмиссии.

     Реализация  предпосылок снижения риска развития регионального рынка ценных бумаг  может идти по нескольким направлениям:

     1. Выпуск субфедеральных (межрегиональных) облигаций.

     Очевидными  недостатками региональных облигационных  займов были: а) привязка к ГКО; б) низкая обеспеченность (в основном объектами  региональной собственности; в) финансирование за счет средств займа дефицита регионального бюджета; г) отсутствие должного контроля за расходованием средств; д) низкий уровень доверия региональным властям.

     Предлагается  производить эмиссию облигаций  не на уровне регионов, а на уровне федеральных  округов (например, Поволжского). При этом обеспечение данных выпусков должно производится в складчину, т.е. за счет  долевых вкладов регионов федерального округа, что существенно снизит общий риск. Средства, привлеченные в результате займа необходимо расходовать на финансирование окружных и региональных программ развития .

     2. Выпуск проектных облигаций как  действенного инструмента финансирования  городской инфраструктуры.

     Облигационные займы - традиционный и широко распространенный в мире способ заимствования для  региональный и местных органов власти.

     В целях снижения риска и обеспечения  выплат по долгу такие облигации  предусматривают создание специального фонда погашения, в котором эмитент  постепенно накапливает сумму, необходимую  для выплаты общей суммы долгов.

     При помощи выпуска проектных облигаций происходит привлечение средств для финансирования проектов по тепло- и энергоснабжению, строительству мостов и высокоскоростных автомагистралей, телекоммуникаций, аэропортов, трубопроводов, проектов предприятий водоснабжения и водоотведения, переработки и утилизации мусора и вторичного сырья, строительства автостоянок и других объектов инфраструктуры.

     3. В связи с этим представляется  необходимым формирование территориальных  финансовых корпораций и их  управленческих структур, которые  могли бы управлять доходами от собственности и капитала.

     Главный смысл формирования территориальной  финансовой корпорации состоит в  придании региональному фондовому  рынку импульса и направления  развития.

     4. Институционализациия субъектов  регионального рынка ценных бумаг.

     В данном случае имеется в виду не только правовое оформление субъектов  фондового рынка, но и дальнейшее инкорпорирование предприятий государственной  и других (не акционерных) форм собственности.

     5. Развитие рынка производных ценных  бумаг (деривативов).

     Наряду  с организацией торговых площадок для  успешного осуществления процедуры  страхования предпринимательских  рисков посредством хеджирования необходимо развивать систему производных  фондовых инструментов: конвертируемых облигаций, опционов, фьючерсов.

       6. Представляется целесообразным создать систему региональных инвестиционных банков, которые могли бы действовать в интересах развития своего региона, на рыночной основе и более мобильно, чем крупные столичные банки. Работа по их созданию может быть проведена в рамках реструктуризации банков-банкротов, т.к. вновь созданным банкам была бы запрещена работа по привлечению средств населения во вклады. Региональные инвестиционные банки могут быть созданы на базе уже функционирующих банков.

     7. Широкое привлечение средств населения в сферу фондового рынка.

     Макроэкономическая  стратегия государственного регулирования  рынка ценных бумаг на уровне регионов должна быть направлена в первую очередь  на реализацию региональных интересов  и обеспечивать преимущественное привлечение инвестиций в экономику регионов. Основная задача регулирования регионального рынка ценных бумаг - это согласование интересов государства и регионов с интересами хозяйственных субъектов и широких масс населения, повышение экономической безопасности регионов с учетом соблюдения местных экономических, институциональных, конфессиональных и других особенностей.

     Главной целевой функцией российского рынка  ценных бумаг в современных условиях должна стать функция превращения  сбережений в эффективные безрисковые инвестиции. Наиболее важным аспектом, способствующим реализации этой функции является обеспечение доверия инвесторов, для чего необходимо создание благоприятного инвестиционного климата, что невозможно без разработки комплекса мер для защиты регионального фондового рынка от "бегства" капиталов за его пределы. 

     Вывод. Если идти по направлениям снижения риска развития рынка региональных ценных бумаг, то это не допустит на рынок недобросовестных участников и организации, которые не готовы к профессиональной деятельности. Рынок ценных бумаг от этого станет более безопасным, цивилизованным и профессиональным. 
 
 

 

Информация о работе Выпуск региональных ценных бумаг