Адам Смит

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:09, реферат

Описание работы

Теория нравственных чувств (англ. The Theory of Moral Sentiments) — книга шотландского экономиста и философа Адама Смита, опубликованная в 1759 году во время Шотландского просвещения.
При жизни Адама Смита книга выдержала 6 изданий (в 1759, 1761, 1767, 1774, 1781, 1790). Первые переводы на иностранные языки — французский и немецкий — были осуществлены соответственно в 1764 и 1770 годах.

Работа содержит 1 файл

Теория нравственных чувств.docx

— 18.77 Кб (Скачать)

      Теория  нравственных чувств (англ. The Theory of Moral Sentiments) — книга шотландского экономиста и философа Адама Смита, опубликованная в 1759 году во время Шотландского просвещения.

При жизни Адама  Смита книга выдержала 6 изданий (в 1759, 1761, 1767, 1774, 1781, 1790). Первые переводы на иностранные языки — французский и немецкий — были осуществлены соответственно в 1764 и 1770 годах.

Смит начинает книгу  с определения и объяснения чувства  симпатии, его влияния на отношения  между людьми. Сочувствие или симпатия по Смиту — это обозначение  способности разделять какие бы то ни было чувствования других людей. Эти чувства характерны для любого, какую бы степень эгоизма мы ни предположили в человеке. Высшая степень нравственного совершенства для Смита — выражать свое сочувствие другим и забывать самого себя, ограничивать насколько возможно личный эгоизм и отдаваться снисходительной симпатии к другим. В то же время он признает, что достижение нравственного идеала исключительно редко из-за человеческой слабости и судить о поступках приходится не по отношению к идеалу, а по отношению к поступкам другим людей. Смит подразделяет все страсти (чувства) на несколько типов:

  • страсти, основанные на физическом состоянии организма (голод, боль, сексуальное влечение и др.);
  • страсти, основанные на воображении (любовь, привязанность, хобби и др.);
  • антиобщественные страсти (гнев, злоба, ненависть и др.);
  • общественные страсти (дружба, доброта, сострадание, великодушие, взаимное уважение и др.);
  • эгоистические страсти (страдания или удовольствия в связи с личными успехами или неудачами).

Он показывает, как  различается симпатия людей к  каждому типу страстей и как это  сообразуется с общепринятым приличием.

О честолюбии и богатстве

Смит утверждает, что  причина устремленности людей к  богатству, причина честолюбия состоит не в том, что люди таким образом пытаются достичь материального благополучия, а в том, чтобы отличиться, обратить на себя внимание, вызвать одобрение, похвалу, сочувствие или получить сопровождающие их выводы. Основной целью человека, по мнению Смита. является тщеславие, а не благосостояние или удовольствие.

Богатство выдвигает  человека на первый план, превращая  в центр всеобщего внимания. Бедность означает безвестность и забвение. Люди сопереживают радостям государей  и богачей, считая, что их жизнь  есть совершеннейшее счастье. Существование  таких людей является необходимостью, так как они являются воплощение идеалов обычных людей. Отсюда происходит сопереживание и сочувствие ко всем их радостям и заботам. В частности, Смит приводит в пример казнь Карла I, которая вызвала огромное негодование, тогда как смерти простых людей во время гражданских войн оставляли общество равнодушным.

Далее Смит пишет отдельно о высшем сословии (дворянстве), которое  приобретает славу по рождению и  о людях невысокого звания, добившихся богатства и титулов самостоятельно, благодаря своим способностям. Знать с рождения обучается быть тем идеалом, который соответствует грёзам бедняков. Тем, кто сумел достичь высот только через собственный труд и способности, чтобы получть признание, надлежит быть скромными и деятельными. Подражание ими стилю поведения знати нежелательно.

Сохранение своего высокого положения является исключительно  сложной задачей и поэтому  составляет значительную часть жизни  богачей и является причиной алчности и честолюбия. По мнению Смита, высокое  положение и власть никем не презираются, за исключением людей, обладающих мудростью  и философским складом ума, которых  не волнует форма одобрения окружающими, и людям ленивым и безразличным, которым это одобрение не требуется.

Важной особенностью людей высокого положения в отличие  от людей простых является то, что  испытываемые ими моральные страдания  намного более серьезно переносятся, чем старадания физические. Это связано с тем, что несчастье этих людей - это потеря сочувствия со стороны общества. Моральное унижение знатной персоны вызывает чувство стыда у толпы, прекращение восхищения ее положением, а это конец смысла существования тщеславного человека. Здесь Смит приводит в пример русское правительство в качестве самого жестокого из европейских, так как из европейских стран только в России знать приговаривают к наказанию кнутом и позорным столбом.

Смит подчеркивает, что несмотря на высокое положение  и обожание низшими сословиями, тщеславный человек часто не чувствует себя так хорошо, как считают подчиненные. Стремящиеся к счастью весьма часто оставляют дорогу добродетели, - пишет Смит. Память о совершенном не дает обрести покой достигшим высокого положения людям, и среди самых славных завоеваний и громких побед честолюбивый человек преследуется внутренним голосом стыда и угрызений совести.

Главной причиной искажения  нравственных чувств по Смиту есть наша готовность восхищаться богатыми и знатными людьми и презирать  людей бедных. Почитание знатности  и богатства подменяет уважение к благоразумию и добродетели, а  презрение к бедности и ничтожеству  часто более видимо, чем отвращение к сопутствующим им пороку и невежеству.

Издание книги в России

Хотя эта работа Смита была известна в России еще  в XVIII веке, первый и пока единственный полный перевод книги на русский  язык выполнил Петр Бибиков в 1868 году. Повторное издание перевода было осуществлено в 1895 году, а в 1997 для последнего издания книги Александр Грязнов сверил перевод Бибикова с английским текстом академического собрания сочинений Смита и серьезно его переработал. Независимо существуют переводы отдельных глав «Теории нравственных чувств» (например, перевод Ф. Ф.Вермель в серии «История эстетики в памятниках и документах»). 
 
 
 
 
 

Информация о работе Адам Смит