Аналитика по теневой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 17:06, доклад

Описание работы

Росстат опубликовал ежегодную статистику по неформальному сектору экономики России и регионов за 2010 год. Руководитель Росстата Александр Суринов, представляя очередной отчет по обследованию занятости населения РФ, сообщил, что доля "серой" экономики в 2010 году составила около 16% от ВВП и в ней занято примерно 13 млн человек, или 17-18% экономически активного населения.

Работа содержит 1 файл

Теневая Экономика.docx

— 114.00 Кб (Скачать)

     Аналитика по теневой экономике 

     Росстат опубликовал ежегодную статистику по неформальному сектору экономики  России и регионов за 2010 год. Руководитель Росстата Александр Суринов, представляя  очередной отчет по обследованию занятости населения РФ, сообщил, что доля "серой" экономики  в 2010 году составила около 16% от ВВП  и в ней занято примерно 13 млн  человек, или 17-18% экономически активного  населения.

       В 2001 году их число составляло 8,2 млн, а в 2007-2010 годах - 12-13 млн  человек. То есть число занятых  в неформальном секторе экономики  за 10 лет выросло примерно на 5 млн человек - более чем в  1,5 раза - и пока стабильно держится  на этом высоком уровне в  течение последних пяти лет.

     Продукция и услуги неформального сектора  в соответствии с международной  практикой включаются Росстатом  в ВВП. К занятым в неформальном секторе по методике Росстата, базирующейся на международных стандартах, относятся  лица, которые в течение обследуемого периода были заняты хотя бы в одной  из производственных единиц неформального  сектора независимо от их статуса  занятости и от того, являлась ли данная работа для них основной или  дополнительной.

     К неформальным относят официально незарегистрированные производственные единицы, в т.ч. домохозяйства, торгующие своей продукцией и  услугами, включая врачей, юристов, строительных шабашников и т.д. Не включаются в их число занимающиеся запрещенной  деятельностью (коррупция, проституция, торговля наркотиками, порнография, контрафакт, крышевание и пр.).

     По  РФ средняя за 2010 год доля занятых  в неформальном секторе экономики  составила 16,6%. В 2009 году была 19,5%

     Неформалы не платят налоги и, по существу, являются крупным сектором теневой экономики, хотя официально принято называть этот сектор неформальным или "серым" в силу его меньшей криминальной и общей опасности для экономики и общества. К неформальной экономике Росстат относит также неформальный рынок труда и скрытую оплату труда, и это существенная часть российской теневой экономики.

     На  конец 2010 года наименьшие сектора неформальной экономики имели 

     

     Вторую  десятку регионов, сравнительно благополучных  по неформальному сектору экономики, составили :

     

     В целом небольшие сектора неформальной экономики по числу в них занятых  сформировались в северных регионах с неразвитым сельским хозяйством и  с более "светлой" торговлей, а  также в крупнейших городах - агломерациях (Москва, Санкт-Петербург), постоянно  испытывающих нехватку трудовых ресурсов.

     В число лидеров по числу занятых  в неформальном секторе, как и  в 2009 году, входят регионы Северного  Кавказа, окраинные национальные республики и слаборазвитые сельскохозяйственные области ЦЧР - Тамбовская и Воронежская  области.

     Первая  десятка на декабрь 2010 года выглядит так.

     

     К концу 2010 года вошли в эту десятку  Тамбовская и Оренбургская области, вытеснив из нее Мордовию и Чувашию.

     На  Северном Кавказе населению негде  работать и длительное время сохраняется  неспокойная обстановка, стимулирующая  теневую экономику. Воронежская  область (как и Калмыкия) отстает  от других регионов в своем развитии, занимая низкие (52-е и 47-е места  в 2008 и 2009 годах) позиции в рейтингах  по величине ВРП на душу населения. Примерно треть экономически активного  населения Воронежской области  в течение последних 5 лет занято в неформальном секторе экономики.

     По  РФ средняя за 2010 год доля занятых  в неформальном секторе экономики  составила 16,6%. В 2009 году была 19,5%, а в  предыдущие годы изменялась в пределах 17-19%. В начале обследований - в 2001 году - 12,5%, в 2002 году - 13%.

      Небольшое снижение в 2010 году имело  место относительно кризисного 2009 года, когда люди выживали, в том числе  в неформальном секторе экономики.

     Одной из главных причин длительного существования  высокого неформального сектора  в РФ является значительное налоговое  бремя на экономику и особенно очень высокий социальный налог, который и вынуждает мелких предпринимателей уклоняться от уплаты налогов.

     Неформальный  сектор - это ответ общества на правовой нигилизм Российского государства, включая сверхвысокую коррупцию. Значительная часть населения выживает за счет неформального и теневого секторов по принципу "с волками жить - по волчьи выть". Начнется настоящая борьба с коррупцией и организованной преступностью - пойдет на убыль и неформальный сектор экономики. Там, где есть нормально оплачиваемая работа, люди трудятся в основном в "светлом" секторе экономики (Москва, Санкт-Петербург).

     Но  в любом случае в неформальном секторе задействованы трудовые ресурсы, превосходящие по качеству и количеству, например, гастарбайтеров из Средней Азии. И при эффективном  их использовании (с выводом на свет) многие проблемы острой нехватки рабочих  и специалистов низшего и среднего звеньев экономики можно было бы решить за счет этих внутренних российских трудовых резервов. 
 

     Меры  по борьбе с теневой  экономикой в 2011г1 

     Теневая экономика является все же пагубным порождением, нежели чем положительным, поэтому основная задача государства - приложить все силы по ее устранению и высветлению.

       Система мер по борьбе и  теневой экономикой и антикриминализации  должна иметь несколько направлений:

       Меры социально-экономического характера.

       Они должны быть направлены  на кардинальные перемены в  сфере социально-экономических отношений:

      1. Уменьшение различий в размерах  денежных доходов разных групп  населения

      2. Снижение темпов развития безработицы  и ее уровня соответственно

      3. Подъем национального производства  и сельского хозяйства, строительства  жилых зданий и производственных  территорий

      4. Развитие отраслей и секторов  народного хозяйства

      5. Увеличение престижа честного  труда на государственной основе

       Также основным направлением  должно стать пересмотр и изменение  системы налогообложения в стране, а также упрощение действующей  системы налогообложения.

      2. Введение постоянной  экспертизы принимаемых  законов и подзаконных  актов в экономической  сфере для препятствования  коррумпированности  административного  аппарата государства.

       Необходимо изменение большинства  законодательных актов Российской  Федерации связанных с аспектами  по борьбе с организованной  преступностью и отмыванием доходов,  полученных преступным путем,  о происхождении собственности  и системе приватизации, о монополистическом  сговоре и системе антимонопольной  службы, о переводе капитала за  рубеж и оффшорах; о преднамеренной  неуплате кредитов и многих  других нарушений в сфере финансово-кредитных  отношений.

      3. Принятие законопроектов об изменении структуры правоохранительных органов, что в настоящее время начато, если рассматривать принятый Закон "О полиции", который должен реструктурировать систему правоохранительных органов в лучшую сторону.

     Также необходимо принять ряд мер по улучшению работы судов, налоговых  и таможенных органов, уничтожению  коррупции в этих сферах. Необходимо провести также децентрализацию  судебной системы, исключив тем самым  количество решений, принимаемых "сверху".

       Защита прав акционеров и дольщиков  на предприятиях также является  немаловажной задачей государства,  способствующей пресечению незаконной  приватизации предприятий.

       Только применение всех мер  в едином, комплексном блоке сможет  ослабить влияние теневой экономики  на экономику России в целом  и создать условия для будущего  экономического роста, а значит  и улучшения жизни граждан.

Информация о работе Аналитика по теневой экономике