Анализ динамики ВНП РК за годы независимости

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2011 в 22:56, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы изучить теоретические методологические аспекты экономической категории валового национального продукта.
При расчете показателя ВНП мы сталкиваемся с такой ситуацией: извлекая статистическую информацию из финансовых документов компаний и получая ВНП для разных лет, мы имеем дело с номинальным показателем BHП. Мы можем сказать в какой мере, скажем, увеличение номинального ВНП в каком-либо году вызвано изменениями объема производства, с одной стороны, либо колебаниями цен — с другой.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты экономической категории валового национального продукта ……………………………………………………... 6
1.1 ВНП и методы его расчета. Значение системы национальных счетов.…...6
1.2 ВНП и общественное благосостояние……………………………………… 9
1.3Методика и методы исследования динамики макроэкономических показателей …………………………………………………………………….12
Глава 2. Анализ динамики ВНП и ВВП РК за 2000-2009 года……………………………………………………………………………… 14
2.1 Анализ темпов экономического роста РК…………… ……………………14
2.2 Анализ разницы между ВВП и ВНП в Казахстане в период с 2000-2009 года ……………………………………………………………………………… 19
2.3 Анализ макроэкономических показателей Республики Казахстан …...…24
Глава 3. Меры стимулирования макроэкономического состояния Казахстана ……………………………………………………………………....31
3.1 Республика Казахстан как макроэкономическая система …………. ……31
3.2 Механизмы реформирования экономики Республики Казахстан ……….33
3.3 Экономическая стратегия президента Республики Казахстан……………38
Заключение……………………………………………………………………..………….40
Список использованных источников………………………………………. 43

Работа содержит 1 файл

Курсовая (Анжела).doc

— 557.50 Кб (Скачать)

    Казахстан расположен огромным национальным богатством, около 85% которого приходится на природно-ресурсный потенциал, который может послужить базой для восстановления казахстанской экономики.

    По  объему разведенных запасов нефти  и газа Казахстан занимает тринадцатое  место в мире. Разведанные извлекаемые  запасы нефти и конденсата на сегодня составляет 2,76 млрд. тонн. По запасам горючего газа 12,5 трлн. куб. м., на долю Казахстан приходится 1,6 % мировых запасов этого вида топлива. Эффективное использование этих потенциальных возможностей является предпосылкой для успешного развития предпосылкой казахстанской экономики.

    Нет более важного для Республики Казахстан, чем задача обеспечения  устойчивого экономического роста. Итоги макроэкономической динамики за последние годы позволяют утверждать, что Республика Казахстан обеспечила рост своего ВВП.

    Наметившийся  в последние годы в Казахстане экономический рост достигнут за счет сырьевых отраслей и импортозамещения.

    Опыт  экономических реформ в Республике Казахстан показывает, что особенности  перехода к качественно новой стратегии развития экономики и проводимых преобразований заключались в следующем:

  • переход от командно-административной к рыночной экономике;
  • налаживание прямых экономико-политических отношений со санами мира;
  • выход из союзной системы подчинения и создания самостоятельной структуры управления экономикой;
  • стабилизация экономической ситуации;
  • установление собственной денежной системы;
  • разработка национальной экспорто-ориентированной стратегии.

    Общая идеология начального этапа характеризовалась  активной либерализацией экономики. Освобождение основных механизмов распределения, обмена и производства от административного контроля должно было способствовать ведению и функционированию рыночных механизмов в экономике.

    Главными  инструментами трансформации являлась инструкциональные рычаги. Основные принципы, соответствующие начальному этапу управления и стимулирования хозяйственной деятельности, ориентировались больше на методы экономического регулирования. Государство достаточно активно участвовало при контроле над экономикой, фискальная и денежная политика были мягкими.

    В экономике республики были реализованы  мероприятия по обеспечению макроэкономической и производственной стабилизации. Был  существенно снижен уровень инфляции, стабилизировался обменный курс национальной валюты. Созданы условия для притока иностранных инвестиций в экономику Казахстана. Проведены меры по санации и банкротству финансово несостоятельных предприятий и финансовых учреждений. В стране началась селективная поддержка восстановления производственного потенциала, приняты меры по развитию сельского хозяйства, совершенствование транспортно-коммуникационного комплекса.

    Опыт  реформ дает нам возможность с  большей доле уверенности утверждать, что успех в реформировании экономики  и реализации поставленных целей и задач в социально-экономической политике государства зависит в основном от качества программ, планов реализуемых мероприятий.

    В тоже время необходимо отметить, что, несмотря на непростые условия мировой  нестабильности, Республика Казахстан  также смогла преодолеть долговременный и масштабный экономический спад и сегодня формирует условия для экономического роста, полноценной интеграции в мирохозяйственные процессы.

    Долгосрочная  задача экономической политики состоит  в полноценном достижении зависимости республики от ввода продукции обрабатывающих отраслей путем проведения активной политики импортозамещения перехода от капиталоемких производств к наукоемким производствам. Развитие импортозамещающих производств является одним из приоритетных направлений подъема экономки страны.

    В настоящее время в регионах Казахстана осуществляется активная работа в области  развития программы импортозамещения и оживления деловой активности предприятий.

    Развитие  и поддержка программы импортозамещения осуществляется местными органами власти за счет средств местного бюджета и целевых внебюджетных фондов, хотя в условиях финансовых ограничений постоянно приходится изыскивать дополнительные средства для стимулирования хозяйственной деятельности.

    В настоящее время в регионах Казахстана осуществляется активная работа в области развития программы импортозамещения и оживления деловой активности предприятий.  
 
 

3.2 Механизмы реформирования экономики Республики Казахстан 

    Основные  действия Правительства на этапе  управление экономикой РК в период трансформации социально-экономической системы (1991-1994 гг.) заключались в оперативном принятии решений, это:

    - отмена государственного регулирования  цен по большинству видов продукции  и услуг; - упразднение государственных  органов, функции которых были планово-распорядительные (Госплан, Госснаб и т.д.), ограничение государственного вмешательства в дела хозяйствующих субъектов;

    - снятие барьеров для продвижения  многих товаров как за пределы республики, так и внутрь ее;

    - организация банковской системы и таможенной службы;

    - привлечение иностранного капитала  для наполнения внутреннего рынка товарами и услугами.

    Начиная с 1991 г. Конституция страны впервые  определила право частной собственности, и с этого времени были предприняты  первые шаги по приватизации и разгосударствлению. Законодательная база приватизации в Республике Казахстан представлена Законами "О собственности" и "О разгосударствлении и приватизации".

    Возможность самостоятельного проведения экономических реформ в первые годы была ограничена объективными факторами. Республика находилась в единой рублевой зоне, в силу чего главная и основная составляющая реформ - монетарная политика - не присутствовала в инструментарии казахстанских реформаторов на начальных этапах независимости. Отсутствие рычагов монетарного регулирования экономики существенно ограничивало возможности макроэкономической стабилизации и создавало прецедент, когда иное государство навязывало проведение собственной денежно-кредитной политики.

    К началу реформ в стране отсутствовала собственная продуманная экономическая стратегия, выработанная на основе учета существующих особенностей и интересов страны.

    Причины, отчасти, заключались в том, что  казахстанское Правительство не подготовилось к выработке самостоятельной финансово-бюджетной и монетарной, ценовой и другой политики. Со стороны Национального банка и Правительства не было синхронных, решительных и последовательных действий, адекватных меняющимся условиям, а также предсказуемости в работе. Это ярко проявилось в реализации Антикризисной программы неотложных мер и углубления социально-экономических реформ, принятой в 1993 г.

    В это время в экономике РК были применены меры шоковой терапии, основанные на быстрой либерализации цен, внешнеэкономической деятельности и валютного рынка, проведении ускоренной приватизации. В условиях кризиса, спада производства и на фоне ухудшающегося социально-экономического положения населения результаты первых трех лет реформирования привели к неожиданным противоречивым результатам.

    Одновременно  с действующей Антикризисной  программой в 1994 г. принимается Программа ускорения экономических реформ со сроком реализации 15 месяцев. Это вызвало определенные сомнения в эффективности проведения адекватных мер поставленным целям. Новая программа действий предусматривала подавление инфляции до уровня, позволяющего стабилизировать производство и создающего условия для его возобновления. Вместе с тем данные за 1995 г. свидетельствуют, что действительный уровень инфляции в республике был выше запланированного.

    Общим направлением реализации обеих программ был заложен принцип первоначального  достижения макроэкономической стабилизации, при соответствующем годовом уровне инфляции в 9 - 10%.

    Введение  национальной денежной единицы дало возможность руководству страны проводить комплексную и взаимосвязанную экономическую политику, в результате реализации которой макроэкономическая ситуация в республике значительно улучшилась.

    Второй  этап рыночных преобразований в стране начался с введения в ноябре 1993г. национальной валюты и формирования собственной макроэкономической политики. Он характеризуется созданием нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в области налогообложения, в бюджетной и банковской сферах, внешнеэкономической деятельности, развитии рынков и рыночной инфраструктуры. В результате проведения достаточно жесткой антиинфляционной политики удалось добиться первых существенных результатов по финансовой стабилизации, довести индекс потребительских цен до 1258,3 % -в 1994 г., до 111,2 % -в 1997 г. и до 101,9% - в 1998 г., относительно стабилизировать обменный курс тенге, уменьшить дефицит бюджета, несколько оживить производство в ряде экспортоориентированных отраслях промышленности.

    

    Задачами  этапа экономической стабилизации (1995-1997 гг.) стали:

    - сохранить рабочие места, спасти  предприятия от банкротства путем передачи их в управление иностранным инвесторам, с последующей продажей;

    - провести реформу социальной  сферы;

    - подготовить второй этап приватизации через программу голубых фишек с целью привлечения портфельных инвесторов.

    Состояние экономики можно охарактеризовать следующими показателями:

    - цены и тарифы практически  на все товары и услуги были  освобождены или либерализованы;

    - изменены основные законные акты, которые обеспечили возможность проведения реформ;

    -  во многом либерализована внешнеэкономическая деятельность;

    - создана новая налоговая база, в значительной степени соответствующая  требованиям рынка, функционирует таможенная служба;

    - создан собственный финансовый  рынок, Национальный банк уже выполняет функции классического центрального банка, образована банковская инфраструктура;

    - создан ликвидный и устойчивый  рынок государственных ценных бумаг;

    - высокими темпами проведена приватизация  государственной собственности,  планируется создание ликвидного фондового рынка.

    На  новом этапе реформ в области  денежно-кредитной политики главными мерами по обеспечению макроэкономической стабилизации были:

    - значительное сокращение уровня монетизации экономики;

    - снижение ежемесячной инфляции  до уровня, не превышающего 10%;

    - доведение дефицита платежного  баланса до оптимальных размеров;

    - финансирование дефицита государственного  бюджета за счет неинфляционных  источников.

    Проведение  вышеназванных мер оказало положительное воздействие на уровень инфляции и дефицит государственного бюджета. К 1998 г. кредитная политика коммерческих банков стала корректироваться в сторону инвестиционных проектов в реальный сектор экономики, при средне- и долгосрочном характере инвестирования.

    Жесткая денежно-кредитная политика и регулирование цен монополистов привели к снижению инфляции, где более весомую роль играла жесткость денежно-кредитной политики.

    Реформирование налогово-бюджетной политики происходило в условиях резкого секвестирования расходов и неполного исполнения доходной части государственного бюджета. Основными принципами проведения налогово-бюджетной политики стали: поддержание дефицита государственного бюджета на относительно низком уровне, а его финансирование должно было основываться на неинфляционных источниках; государственное заимствование на внешних ссудных рынках не может превышать оптимальных рамок, не выходя за пределы, за которыми ставится под угрозу экономическая безопасность страны.

Информация о работе Анализ динамики ВНП РК за годы независимости