Анализ формирования и регулирования прибыли

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 07:43, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной курсовой работы является изучение прибыли предприятия и путей ее увеличения, используя финансовую отчетность ОАО «Белорусские продукты».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий ряд задач:
- определить значение и задачи анализа формирования и использования прибыли;
- определить источники информации для анализа формирования и использования прибыли;
- раскрыть сущность и принципы формирования и распределения прибыли;
- провести анализ формирования и распределения чистой прибыли ОАО «Белорусские продукты»;
- определить резервы увеличения прибыли.

Содержание

Введение 3
1.Прибыль в системе показателей хозяйственной деятельности
предприятия 5
2.Содержание и задачи анализа прибыли, источники информации 13
3.Анализ формирования прибыли и факторов её изменения 17
4. Анализ распределения прибыли по основном направлениям 27
5. Резервы роста прибыли и совершенствования системы
её распределения 29
Заключение 33
Список использованных источников 35
Приложение А 37
Приложение Б 39

Работа содержит 1 файл

курсовая 2.docx

— 45.67 Кб (Скачать)

Большое влияние на сумму  прибыли от реализации товаров оказывает  изменение оптовых цен. При повышении  оптовых цен увеличивается товарооборот, а следовательно, и растет прибыль. И наоборот, снижение оптовых цен на товары уменьшает сумму прибыли. Влияние ценового фактора на прибыль от реализации товаров определяют приемом абсолютных разниц, т.е. уменьшение или увеличение объема товарооборота за счет изменения оптовых цен умножают на базисный уровень прибыли от реализации товаров( по плану или фактически за прошлый период) и делят на 100.

Для изучения влияния факторов на общую прибыль составляют таблицу 3.3.

Большинство факторов положительно повлияло на динамику прибыли ОАО  «Белорусские продукты».

В связи с повышением оптовых  цен товарооборот ОАО «Белорусские продукты» возрос на 25755 тыс.руб. и за счет этого прибыль от реализации товаров увеличилась в динамике на 559 тыс.руб. ( 25755* 2,17/100).

Таблица 3.3 Расчет влияния  факторов на изменение динамики прибыли  ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году

 Факторы 

Влияние на динамику прибыли 

 расчет 

сумма

Изменение товарооборота  в действующих ценах 

+ 6694 х 2,17 / 100

+ 146

В том числе за счет повышения  цен на товары

(127 152 - 101 397) х 2,75 /100

+ 708

Изменение уровня дохода, в % к товарообороту

127 152 х (+55) /100

+ 70

Изменение уровня налогов  и других обязательных платежей, взимаемых  за счет валового дохода, в % к товарообороту

127 152 х (+0,15) / 100

+ 191

Изменение уровня расходов на реализацию, в % к товарообороту

127 152 х (+1,24) / 100

+ 1577

Изменение финансовых результатов (прибыли) от реализации прочих активов 

- + 8

Изменение суммы (прибыли) внереализационных доходов (расходов)

- +42

Итого:

- 2742

 Примечание. Источник: собственная  разработка 

 Следует отметить, что  такой расчет влияния ценового  фактора на прибыль неточен,  так как допускается, что все  издержки обращения (расходы на  реализацию) находятся в прямой  зависимости от изменения продажных  цен на товары. В действительности  только определенная часть торговых  расходов зависит от изменения  оптовых цен. 

Таким образом, влияние всех факторов на величину прибыли составило 2742 тыс. руб., в том числе, за счет изменения:

изменение товарооборота  в действующих: +146 тыс. руб.,

повышения цен на товары: +708 тыс. руб.,

изменение уровня доходов  от реализации: +70 тыс. руб.,

изменение уровня налогов  и других обязательных платежей, взимаемых  за счет валового дохода: +191 тыс. руб.,

изменение уровня расходов на реализацию: +1577 тыс. руб.,

изменение финансовых результатов  от реализации прочих активов: +8 тыс. руб.,

изменение суммы внереализационных доходов( расходов): +42 тыс. руб.,

Основная доля прибыли  в 2006 году была получена за счет увеличения количества реализованных систем очистки  воды, а также за счет повышения  цены реализации. Основным резервом роста  прибыли предприятия ОАО «Белорусские продукты» в 2006 году является снижение издержек производства и увеличение объемов реализации (поиск новых  рынков сбыта) систем очистки воды.

Торговое предприятие  может понизить свои издержки путем  оптимизации величины товарных запасов  с отслеживанием суммы остатков, доли оплаченных товаров в общей  сумме запасов и т.д., снижения размера потребления тепло- и  энергоресурсов.

Объемы реализации можно  увеличить, во-первых, за счет приобретения новых рынков сбыта, во-вторых, за счет расширения ассортимента систем очистки воды.

4.АНАЛИЗ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ  ПРИБЫЛИ ПО ОСНОВНОМ

 НАПРАВЛЕНИЯМ 

 Распределение прибыли  производится в соответствии  с Законом о налогах и сборах, взимаемых в бюджет, инструктивными  и методическими указаниями Министерства  финансов, уставом предприятия. Предприятия  должны обеспечивать выполнение  обязательств перед бюджетом, банками,  поставщиками и потребителями,  вышестоящими и другими организациями,  финансирование затрат на развитие  науки и техники, техническое  перевооружение, реконструкцию и  расширение действующих производств;  социальное развитие и материальное  стимулирование за счет заработанных  средств. 

Создание правильных соотношений  при распределении прибыли между  основными направлениями обеспечивается эффективностью и реальностью основной пропорции - потребление и накопление, так как это является основной гарантией усиления материальной заинтересованности и ответственности предприятий  в повышении эффективности производства и торговли.

Налогооблагаемая прибыль  формируется от прибыли, которая  направляется на удовлетворение потребностей общества (в виде налогов) и предприятия. За счет прибыли, оставляемой в распоряжении предприятия, производятся отчисления в благотворительные фонды, уплачиваются экономические санкции. Оставшаяся сумма представляет собой чистую прибыль, которая действительно  остается предприятию.

Для определения налогооблагаемой прибыли необходимо из прибыли вычесть  сумму, облагаемую по ставкам налога на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), налог на недвижимость, а также  затраты и расходы, учитываемые  при исчислении льгот по налогу на прибыль.

После уплаты налогов прибыль  распределяется следующим образом: одна часть используется на расширение производства (фонд накопления), а вторая - на материальное поощрение работников предприятия (фонд потребления). Создается  также резервный фонд предприятия.

Так, прибыль, полученная на предприятии должна быть распределена по соответствующим направлениям: на уплату в бюджет, выплату налогов и т.д. Рассмотрим подробно, по каким направлениям была распределена прибыль на предприятии, для этого воспользуемся приложением к балансу и формой «Отчет о движении источников собственных средств» и составим следующую аналитическую таблицу 4.1.

 Таблица 4.1. Прибыль,  остающаяся в распоряжении предприятия 

Наименование показателей 

Ед. изм.

2005 г. 

2006 г. 

Отклонение (+, -)

1. Прибыль отчетного года 

млн. руб.

24,4

30,4

6 2. Налогооблагаемая прибыль 

млн. руб.

24,4

30,4

6 3. Налог на прибыль  и иные платежи 

млн. руб.

6,8

9,1

2,3

4. Прибыль, остающаяся  в распоряжении предприятия

млн. руб.

17,6

21,3

3,7

5. Прибыль, направленная:

 а) в фонд накопления 

млн. руб.

 б) в фонд потребл.

млн. руб.

 в) другие цели 

млн. руб.

6. Нераспределенная прибыль  отчетного года 

млн. руб.

17,6

21,3

3,7

 Как показывает анализ, в распоряжении предприятия в  2005 г. осталось 17,6 млн. руб. прибыли,  в 2006 г. – 21,3 млн. руб. прибыли. 

В процессе формирования и  использования фондов накопления и  потребления за счет прибыли реализуется  ее стимулирующая роль. Однако, как  показал анализ, сумма средств, направленная в фонды равна нулю и соответственно стимулирующая функции не была реализована.

5. Резервы роста прибыли  и совершенствования системы  её распределения 

 Резервы роста прибыли  – это количественно измеримые  возможности ее увеличения за  счет роста объема реализации  продукции, уменьшения затрат  на ее реализацию, недопущение  внереализационных убытков, совершенствование структуры продукции.

Резервы роста прибыли  выявляются на стадии планирования и  в процессе выполнения планов по получению  прибыли.

Определение резервов роста  прибыли базируется на научно-обоснованной методике их расчетов.

Выделяют три этапа  этой работы:

 аналитический; 

организационный;

функциональный.

На первом этапе выявляют и количественно оценивают резервы  роста прибыли, на втором разрабатывают  комплекс экономических, социальных и  организационных мероприятий, обеспечивающих использование выявленных резервов; на третьем этапе практически  регулируют мероприятия и ведут  контроль за их выполнением.

В процессе анализа необходимо выявить неиспользованные возможности  роста прибыли на ОАО «Белорусские продукты», которые имели место  в 2006 году и связаны с определенными  недостатками в хозяйствовании. Для  этого составим таблицу 5.1.

 Таблица 5.1. Алгоритм  расчета возможностей роста прибыли  от реализации товаров за счет  изучения и использования опыта  работы лучшего торгового предприятия 

Показатели 

Однотипное предприятие 

 ОАО «Белорусские продукты» 

ООО «Ветразь»

Фактический оптовый товарооборот за 2006 г., в действующих ценах, тыс.руб.

127 152

135 573

Сумма прибыли за 2006 г. от реализации товаров, тыс.руб.

3 499

4 200

Уровень в процентах к  обороту 

2, 75

3,098

 Отклонение по уровню  прибыли от реализации товаров,  в % к обороту по сравнению с данными лучшего предприятия

-0,348

- Рост суммы прибыли  за счет изучения и использования  опыта работы лучшего предприятия  ( 127 152 * 0,348/100)

+442

-

 Примечание. Источник: собственная  разработка 

 Лучших результатов  по уровню рентабельности продаж  в 2006 году достигло ООО «Ветразь». Если бы ОАО «Белорусские продукты» в отчетном году изучило опыт работы ООО «Ветразь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возросла бы на 442 тыс.руб.

 За анализируемым период ОАО «Белорусские продукты» имело возможность получить прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения. Арендная плата в месяц составляла 180 тыс.рублей. За 2006 г. расходы по аренде складского помещения составили 2 160 тыс.руб. Таким образом, ОАО «Белорусские продукты» недополучило прибыли в сумме 2 160 тыс. рублей.

Выявленные возможности  роста валового дохода ОАО «Белорусские продукты» представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2. Обобщение выявленных возможностей роста прибыли за ОАО  «Белорусские продукты» 2006 год 

Неиспользованные возможности  роста прибыли 

Размер неиспользованных возможностей

 сумма, тыс. руб. 

уровень в % к обороту

Возможности роста прибыли  за счет изучения и использования  опыта работа лучшего предприятия.

442

0,348

Возможности роста прибыли  за счет отказа от аренды ненужного  складского помещения.

2 160

1,699

Всего

2 602

2,047

 Примечание. Источник: собственная  разработка 

 В процессе анализа  на ОАО «Белорусские продукты»  необходимо выявить, изучить и  обобщить реальные резервы роста  прибыли, которые могут быть  использованы в будущей хозяйственной  деятельности.

 В 2006 г. предприятие  имеет возможность увеличить  торговую площадь до 50 м2 .Для этого рассчитаем резерв роста прибыли за счет увеличения торговой площади.

Резерв роста прибыли  за счет увеличения торговой площади  определяется по формуле 

,

 где РTВ – возможное увеличение торговой площади;

 П – фактическая прибыль от реализации товаров;

 РT – фактическая торговая площадь.

В ОАО «Белорусские продукты»  резерв роста за счет увеличения торговой площади рассчитывается по формуле 

(тыс. руб.)

 Если ОАО «Белорусские  продукты» в 2006 году снизит  расходы на оплату труда за  счет сокращения одного штатного  сотрудника, то резерв роста прибыли  составит 1 675 тыс.рублей. В отчетном году заработная плата одного продавца составила 1 200 тыс.руб., отчисления от заработной платы 475 тыс. руб.

Резервы роста прибыли  предприятия ОАО «Белорусские продукты»  представим в таблице 5.3.

Таблица 5.3. Обобщение резервов увеличения суммы прибыли предприятия ОАО «Белорусские продукты» на 2006 г.

Прогнозные резервы роста  прибыли 

Размер прогнозных резервов

 сумма, тыс. руб. 

уровень в % к обороту

 Рост прибыли за  счет увеличения торговой площади 

1590

1,250

 Рост прибыли за  счет снижения расходов на  оплату труда 

1675

1,317

Всего

3265

2,567

 Примечание. Источник: собственная  разработка 

 В 2006г. ОАО «Белорусские  продукты» имело возможности  роста прибыли. Если бы предприятие  в отчетном году изучило опыт  работы ООО «Ветразь» и достигло ее уровня рентабельности продаж, то прибыль от реализации товаров возрасла бы на 442 тыс.руб.

 За анализируемым период ОАО «Белорусские продукты» также имело возможность получить прибыль в сумме 2 160 тыс. руб., если бы отказалось от аренды ненужного складского помещения. Таким образом, ОАО «Белорусские продукты» за 2006 год недополучило прибыли в сумме 2 602 тыс. рублей.

 Но можно и нужно  разработать меры по устранению  и предупреждению недостатков  в деятельности анализируемого  предприятия, выявить и использовать  резервы максимизации прибыли  и рентабельности.

В процессе анализа на ОАО  «Белорусские продукты» были выявлены реальные резервы роста прибыли, которые могут быть использованы в будущей хозяйственной деятельности. Рост прибыли за счет увеличения торговой площади составит 1 590 тыс.рублей., а за счет снижения расходов на оплату труда на сумму 1 675 тыс.рублей. Таким образом, прогнозные резервы роста прибыли на предприятии составляют 3 265 тыс.рублей.

 Для реализации выявленных  резервов увеличения прибыли  необходимо разработать экономические,  организационные, социальные мероприятия  и принять меры по их полному  и качественному выполнению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

Конечным финансовым результатом  работы предприятия является, как  правило, прибыль. Однако в процессе работы по некоторым хозяйственным  операциям у предприятия могут  возникать и убытки, которые уменьшают  полученную прибыль и снижают  рентабельность. Конечный финансовый результат (прибыль или убыток) слагается  из финансовых результатов от реализации и доходов от внереализационных результатов, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Информация о работе Анализ формирования и регулирования прибыли