Анализ экономических систем, и их структуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 19:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение и анализ экономических систем, и их структуры.
Задачи, поставленные в курсовой работе:
Дать классификацию экономическим системам.
Дать определение понятию «экономические системы» рассмотреть их сущность и структуру.
Изучить рынок как экономическую структуру.
Исследовать субъекты и цели рыночного хозяйства и выявить и определить проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры.
Проанализировать основные направления проблемы и перспективы государственного регулирования в рыночных условиях.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...........................................................................................................3
1 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ
1.1. Классификация экономических систем: понятие, сущность и структура........................................................................................................6
1.2. Рынок как экономическая система.....................................................12
2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИКИ
2.1. Субъекты и цели рыночного хозяйства.............................................17
2.2. Проблемы и перспективы развития рыночной инфраструктуры....19
3 РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЕ ЭКОНОМИКИ
3. 1. Основные направления государственного регулирования в рыночных условиях......................................................................................23
3.2. Проблемы и перспективы государственного регулирования рыночной системы в России......................................................................26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..................................................................................................31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...........................................34

Работа содержит 1 файл

Курс. Эконом.систем.doc

— 188.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, на данный момент человечество прошло длительный исторический путь развития, в ходе которого на разных этапах сложилось несколько типов экономических систем –

  • рыночная,
  • командная,
  • смешанная,
  • традиционная.

       Критериями  их разделения выступают, прежде всего, форма собственности и тип координационного механизма (план или рынок). Современный анализ показывает, что наиболее привлекательной для общества стала смешанная система, позволяющая дополнить преимущества рынка гибкой системой государственного регулирования.

       В современных условиях в промышленно  развитых странах смешанная экономика  все более активно вытесняет  чистый капитализм. Главное ее достоинство  в том, что она не имеет крайностей, присущих названным выше двум моделям. Основными производителями продукции и покупателями условий производства там являются крупные корпорации, поэтому экономическая власть здесь не рассредоточена, но при этом она не носит тоталитарный характер, не осуществляется административно-бюрократическими методами. При таких условиях распределительные отношения не подавляют отношения обмена, а дополняют их; собственность на материальные ресурсы может быть общенародная, государственная, частная; поведение каждого субъекта мотивируется его личным интересом, но при этом в обществе определены и приоритетные цели.7

       Государство выполняет в экономике  активную функцию, имеется  система прогнозирования, планирования и координации  деятельности государственного и частного секторов.8

       Средством эволюционного перехода к смешанной  системе является реформирование, в ходе которого экономика оказывается в переходном состоянии (переходная экономика). Следует отметить, что переход от одной системы к другой не всегда означает необходимость смены формы собственности. Например, к началу XX столетия экономическая модель, основанная на рыночных механизмах и регулируемая свободным рынком, исчерпала себя. На смену свободному рыночному механизму пришел регулируемый: система государственного регулирования экономики возникла еще во время первой мировой войны, ее демонтаж после войны привел к сильнейшему экономическому кризису

       Дж. М. Кейнс и его последователи осознали это и обосновали необходимость реформирования экономики, усиления роли государства. Курс Ф.Рузвельта в США подтвердил их выводы на практике.

       Таким образом, форма собственности не препятствует и более жестким изменениям экономического курса. Переход от одной экономической модели к другой значительно облегчается наличием у всех современных экономических систем общей основы – товарного производства, хотя сами системы различаются уровнем его развития, а также типом экономической власти и формами ее осуществления и тем, какое место в системе ценностей данного общества занимает экономическая деятельность.

       Важно и то, что каждая экономическая  система обладает особыми свойствами, которые нужно учитывать при реформировании экономики. С одной стороны, она выглядит как открытая система, взаимодействующая с внешней средой (не препятствует обмену мировым опытом, утверждению общих закономерностей развития производства, допускает обновление своих элементов, смену моделей).

       С другой стороны, являясь отражением культурного слоя конкретной цивилизации, экономическая система ориентирована  прежде всего на воспроизводство  данного типа цивилизации, т.е. предстает  жесткой замкнутой системой, когда возможности использования модели, выработанной в одной экономической системе, в других системах ограничены. 9 
 
 

1.2. Рынок как экономическая система 

       В современной экономической литературе нередко параллельно используются два понятия «товарное хозяйство» и «рыночное хозяйство». В принципе, здесь нет особого противоречия, поскольку рынок – неотъемлемый компонент товарного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, равно как без рынка нет товарного производства, т.е. в данном случае одно предполагает другое. Соответственно, возникновение рынка определяется теми же условиями, которые обеспечили формирование товарного производства.

       При рассмотрении рынка  как системы экономических  отношений логично  выделить объекты  и субъектов рынка (экономических агентов).

       Объектами рынка являются товары и деньги. В условиях развитых рыночных отношений в качестве товаров выступает не только производимая продукция (товары и услуги), но и факторы производства (земля, труд, капитал). В качестве денег при этом обычно рассматриваются все финансовые активы, важнейшими из которых являются сами деньги.

       Субъектами  рынка в самом общем виде являются все продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства, фирмы (предприятия, бизнес), государство (правительство).

       Взаимодействие  всех субъектов наглядно реализуется  в модели кругооборота ресурсов, продуктов  и доходов.

       Домашние  хозяйства (в составе одного или нескольких лиц), с одной стороны, являются покупателями товаров и услуг, с другой – имеют в своем распоряжении факторы производства (труд, землю, которую они могут продать или сдать в аренду). Они могут владеть акциями, благодаря чему они становятся и владельцами средств производства (капитала). Кроме того, домохозяйства выступают как покупатели на рынке товаров и услуг, предоставляемых фирмами и государственными предприятиями. В то же время сами являются продавцами на рынке ресурсов. Полученные от реализации факторов производства (прежде всего, рабочей силы) доходы используются для удовлетворения личных потребностей (прежде всего путем потребления товаров и услуг).

       Фирмы, имея в своем распоряжении денежный капитал, приобретают у домохозяйств необходимые им факторы производства на рынке ресурсов и используют их для производства товаров и услуг. Их основная цель – получение прибыли (максимального дохода). Произведенные ими товары и услуги фирмы продают домохозяйствам на рынке товаров и услуг, используя полученные доходы для расширения производственной деятельности.

       Модель  кругооборота ресурсов, продуктов и доходов наглядно иллюстрирует взаимосвязь всех участников рыночной деятельности. Они заинтересованы друг в друге, благополучие одного участника рынка зависит от благополучия других. Даже один и тот же субъект рынка может быть и в составе домашнего хозяйства, и государственного учреждения, и участником бизнеса. Например, работая по найму государственным служащим, он является представителем правительственной организации; владея ценными бумагами какой-либо корпорации, он представляет бизнес; расходуя свой доход на цели личного потребления, он является членом домашнего хозяйства.

       Все участники рыночных отношений являются реальными собственниками и имеют  свои экономические интересы, которые  могут совпадать или противоречить  интересам других субъектов. Домашние хозяйства стараются максимально удовлетворить свои желания и потребности; фирмы – получить максимальную прибыль, государство – достигнуть максимального благосостояния общества. Каждый из них занимает определенное место в системе общественного разделения труда и, чтобы реализовать свои экономические интересы, должен предложить то, что необходимо другим субъектам – носителям рыночных отношений.

       Анализируя  взаимодействие основных субъектов (экономических  агентов), следует  иметь, что их отношения не всегда имеют чисто рыночный характер.

       В самом общем виде экономические  агенты – это субъекты экономических  отношений, принимающие непосредственное участие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических  благ.

       Потребности экономических субъектов (агентов) в обществе могут удовлетворяться различными способами. Для этого используются три основных способа экономической координации, которые основаны на трех эволюционно сложившихся механизмах обмена. Такими обменными механизмами являются:

  • формы обмена на рынках (покупка продуктов на местном рынке);
  • властно-принудительный обмен (поставка продукции согласно плановым заданиям в командной экономике);
  • формы взаимного, социально установленного обмена (подарки, обменные отношения в семьях и т. п.). 10

       В зависимости от того, какой механизм обмена используется хозяйствующими субъектами для удовлетворения своих потребностей, различают рыночные и нерыночные продукты (блага).

       Рыночные  продукты (блага) – блага, которые производятся и распределяются в обществе с помощью рыночного механизма.

       Нерыночные  продукты (блага) – блага, торговля которыми невозможна, так как не существует рынков для их сбыта; продукты, торговать которыми неэффективно за пределами ограниченной зоны, так как их объем или вес делают очень дорогой их транспортировку и торговлю за границами этой зоны.

       Рыночные  блага предусматривают существование  рыночного механизма обмена, нерыночные блага, в свою очередь, являются объектами  властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов.

       В процессе хозяйственной деятельности экономические агенты могут вступать в отношения производства, распределения, обмена и потребления как рыночных, так и нерыночных благ. Поэтому  тех экономических субъектов, которые  удовлетворяют свои потребности посредством рыночного обмена и рыночных благ, называют рыночными агентами.

       Соответственно, к нерыночным агентам относятся экономические субъекты, удовлетворяющие свои потребности с помощью властно-принудительного и взаимного, социально установленного обменов и, следовательно, нерыночных благ.

       В чистом виде рыночным экономическим  агентом являются фирмы, хотя и они  пытаются прикрывать свои корыстные  мотивы и интересы разговорами о  миссии и т. п. На практике и домохозяйства, и государства также являются активными участниками рынка, выступают покупателями и продавцами, но их цели, как было сказано выше, носят специфический характер.

       В наибольшей степени под понятие  «нерыночные экономические агенты»  подходят разнообразные некоммерческие организации. В промышленно развитых странах некоммерческий сектор является полноправным участником модели «государства благоденствия». Государство и бизнес не всегда оказываются в состоянии адекватно реагировать на изменения в обществе, и этот пробел восполняется развитием частных некоммерческих организаций, которые нередко оказываются более эффективными по сравнению с государственным аппаратом в оказании различных социальных услуг.

       С учетом опыта промышленно развитых стран к нерыночным экономическим  агентам можно отнести разнообразные внебюджетные фонды, ассоциации, взаимные общества, кооперативы и иные неприбыльные негосударственные организации, которые обычно обозначаются термином «социальная экономика».11 
 
 
 

       2. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ  РЫНОЧНОЙ СИСТЕМЫ  ЭКОНОМИКИ 

       2.1. Субъекты и цели  рыночного хозяйства           

       Современное рыночное хозяйство основано на взаимодействии частного и государственного секторов экономики. В зависимости от степени  интенсивности воздействия на экономику  и от приоритетных задач, решаемых государством, различают следующие модели современного рыночного хозяйства: социально ориентированное хозяйство, смешанную экономику и корпоративную экономику.

       При первой модели целевая направленность государственных программ связана  с защитой интересов граждан, а принципы регулирования экономики получают выражение в долгосрочных программах. Доля государственного сектора в экономике 30%. (Германия) При смешанной экономике государство создает условия для развития предпринимательства, используя преимущественно тактические методы. Доля государственного сектора здесь относительно мала (США).

       Корпоративная экономика предполагает целевую  направленность государственных программ на защиту интереса крупного бизнеса  и определение основных приоритетов (Япония, Швеция).

Информация о работе Анализ экономических систем, и их структуры